Появление посторонних звуков в автомобиле вызывает подозрения и заставляет заранее подсчитывать убытки. Это же касается и шипения, которое внезапно начинает вызывать беспокойство. Но не спешите доставать кошелёк и мчаться на ближайшее СТО. Возможно, дело вовсе не в поломке. О том, почему при нажатии на тормоз появляется шипение и что делать в таком случае, расскажем далее.
Диагностика вакуумного усилителя
Если при нажатии на педаль тормоза слышно шипение, первое, на что стоит обратить внимание, – вакуумный усилитель. Он присутствует практически во всех машинах последних лет выпуска и при нажатии на тормоз выдаёт соответствующие звуки.
Вакуумник уменьшает нагрузку при нажатии на педаль тормоза. Деталь расположена между рычагом педали и тормозным цилиндром, под капотом, помещаясь на щите мотора. Она отличается круглой формой и нехитрой конструкцией.
По сути это стальной бочонок (цилиндр) с резиновой диафрагмой, разделяющей его на 2 части. Когда водитель выжимает тормоз, оказывается нагрузка на цилиндр вместе со штоком, соединённым с диафрагмой (вот тогда-то вакуумник и шипит). В результате внутрь бочонка из салона автомобиля захватывается воздух, который давит на шток и диафрагму. Одновременно усиливается давление на поршень и тот возвращается вместе со штоком в исходное положение с помощью пружин.
Так что здесь можно подозревать нормальную работу вакуумного усилителя. Но если естественные причины шипения вакуумника вызывают беспокойство, лучше подстраховаться и провести небольшую диагностику.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что шипение при нажатии на педаль тормоза может быть связано с несколькими факторами. Во-первых, это может указывать на наличие воздуха в тормозной системе, что приводит к образованию пузырьков, вызывающих характерный звук. Во-вторых, причиной шипения могут стать изношенные или поврежденные тормозные колодки, которые не обеспечивают должного контакта с тормозным диском. Также стоит обратить внимание на состояние тормозной жидкости: если она загрязнена или имеет низкий уровень, это может негативно сказаться на работе всей системы. Наконец, шипение может быть связано с проблемами в вакуумном усилителе тормозов, что требует немедленного внимания специалистов. Игнорирование этих симптомов может привести к серьезным последствиям, поэтому важно проводить регулярные проверки тормозной системы.
Как проверить вакуумный усилитель тормозов
Когда шипение под педалью тормоза сопровождается тугим нажатием педали, пора проверить исправность автомобиля на СТО. Если водитель уверен, что самостоятельно справится с этой задачей, может сам провести небольшую диагностику.
Если всё же возникают подозрения в неисправности, проверить работу тормозной системы можно следующим образом:
- Закрыть все окна и двери в автомобиле, чтобы снизить количество звуков, поступающих с улицы.
- На заведённом автомобиле поставить коробку передач на «нейтралку».
- Нажать тормоз до упора.
- При адекватной работе вакуумника педаль легко уходит в пол.
- Если тормоз тяжело выжать, при этом начинает травить движок или вовсе глохнуть, возможны неполадки в системе.
Излишняя жёсткость тормозной педали может указывать на неисправность усилителя, которую связывают с обеднением поступающего топлива, которое вызвано попаданием большого количества воздуха в моторные цилиндры. Если подсос происходит чересчур интенсивно, движок может даже заглохнуть. Это связывают с потерей целостности диафрагмы вакуумника. Виной тому вовсе не обязательно является изношенность системы – иногда дело в уплотнительных кольцах основного цилиндра, которые пропускают тормозную жидкость, и та проходит в тормозной цилиндр.
Так что если в салоне начал шипеть тормоз и плохо нажиматься, значит пора заменить бачок усилителя. Многие «умельцы» пытаются справиться с этой задачей самостоятельно, но в целом это проблематичное занятие. Дело в том, что корпус вакуумника является неразборным и соединить все детали вместе может далеко не каждый. Так что при обнаружении указанной проблемы лучше сразу обращаться за помощью профессиональных мастеров.
Но даже если вы обратитесь на СТО за устранением поломки, перед этим важно самостоятельно определиться с его целесообразностью.
Нормальный уровень шипения при нажатии на педаль
Итак, мы разобрались, что шипение при нажатии на педаль тормоза является показателем работы вакуумного усилителя. Опытные водители тщательно следят за уровнем издаваемого звука и улавливают любые его изменения похлеще любого шумометра. Так, выделяют допустимый уровень шума, на который не нужно вообще обращать внимания, и недопустимый.
Если только немного шипит под тормозной педалью, то можно обойтись без излишних затрат на автосервис. Проблем в торможении не предвидится. Если уровень шума повышается и при воздействии на тормоз появляется чёткий, громкий звук захлёбывающейся кастрюли, сопровождающийся усложнённым нажатием педали, значит пора отправляться на СТО.
Как устранить неполадки
Когда во время нажатия педаль тормоза шипит и легко выжимается, это не обязательно указывает на её неисправность. Мягкая педаль может оказаться особенностью модели авто. Тем не менее, чтобы избежать ухудшения контроля за автомобилем, лучше осуществить профилактику и прокачать педаль тормоза, чтобы выпустить излишки воздуха.
Также если при нажатии на тормоз слышно громкое, захлёбывающееся, шипение, а также излишнее падение оборотов мотора или тот вовсе стал глохнуть, в таком случае лучше всего обратиться на СТО за диагностикой. Если водитель уверен в том, что сломался вакуумный усилитель, можно попробовать его заменить самостоятельно (делать это можно только на отечественных авто).
На примере ВАЗ 2114 это происходит следующим образом:
- Снимите разъём датчик уровня тормозной жидкости.
- Открутите болты и крепления тормозного цилиндра.
- Снимите вакуумную трубку с обратного клапана и проверьте его исправность. Если всё хорошо, его можно установить на новые тормоза.
- Открутите болты крепления усилителя и отключите разъём датчика включения тормозов.
- Вытащите усилитель вместе с креплением и тормозной педалью.
- Достаньте стопорную пластину оси вращения рычага педали.
- Вытащите фиксатор толкателя вакуумника в рычаге.
- Открутите крепления усилителя на кронштейне.
После осуществления указанных действий останется только провести замену старого усилителя на новый, повторив указанные действия в обратном порядке.
Следует учитывать, что в разных моделях порядок действий, как и вообще технология замены, может меняться. В любом случае рекомендуется производить замену системы на специализированных станциях технического обслуживания автомобилей во избежание негативных последствий возможных ошибок. Помните, что тормоза – это гарантия безопасности водителя и пассажиров, а их ремонт должен производить только профессионал.
Вопрос-ответ
Почему при нажатии на тормоза может слышаться шипение?
Шипение при нажатии на тормоза может быть вызвано несколькими причинами, включая утечку воздуха из системы тормозов, проблемы с тормозными колодками или дисками, а также недостаток тормозной жидкости. Утечка воздуха может привести к образованию пузырьков, которые создают шипящий звук при нажатии на педаль.
Как проверить, есть ли утечка в системе тормозов?
Для проверки утечки в системе тормозов необходимо осмотреть тормозные шланги и соединения на наличие видимых повреждений или следов жидкости. Также можно провести тест на нажатие на педаль тормоза: если она проваливается или становится мягкой, это может указывать на утечку.
Что делать, если слышится шипение при торможении?
Если вы слышите шипение при торможении, рекомендуется немедленно обратиться к специалисту для диагностики. Игнорирование проблемы может привести к серьезным последствиям, таким как ухудшение тормозной способности или поломка тормозной системы. Лучше всего провести полное обслуживание тормозов и устранить возможные неисправности.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте уровень тормозной жидкости. Низкий уровень жидкости может привести к образованию пузырьков воздуха в системе, что и вызывает шипение при нажатии на тормоза. Убедитесь, что уровень жидкости находится в пределах нормы и при необходимости долейте.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на состояние тормозных колодок. Изношенные или поврежденные колодки могут создавать шумы при торможении. Регулярно проверяйте их состояние и заменяйте при необходимости, чтобы избежать серьезных проблем с тормозной системой.
СОВЕТ №3
Проверьте тормозные диски на наличие повреждений или коррозии. Неровности на поверхности дисков могут вызывать шипение и другие звуки. Если вы заметили какие-либо дефекты, рекомендуется обратиться к специалисту для их замены или ремонта.
СОВЕТ №4
Не игнорируйте звуки тормозов. Если шипение не прекращается и сопровождается другими симптомами, такими как вибрация или ухудшение тормозной эффективности, немедленно обратитесь в автосервис. Это может быть признаком серьезной неисправности, требующей профессионального вмешательства.