Тормозная жидкость критически важна для безопасности на дороге, так как передает усилие от тормозного педали к тормозам, позволяя автомобилю замедляться и останавливаться. Со временем ее свойства ухудшаются, что снижает эффективность тормозной системы и увеличивает риск аварий. В этой статье рассмотрим, как часто менять тормозную жидкость, какие факторы влияют на ее состояние и рекомендации по поддержанию тормозов в исправном состоянии. Регулярная замена тормозной жидкости продлит срок службы тормозной системы и обеспечит безопасность на дороге.
Предназначение тормозной жидкости
Тормозная жидкость — это специализированная автомобильная смесь, предназначенная для функционирования тормозной системы. Когда водитель нажимает на тормоза, эта жидкость передает давление на специальные цилиндры, что позволяет остановить транспортное средство. В настоящее время наиболее распространенные тормозные жидкости производятся с добавлением синтетических компонентов и ингибиторов коррозии.
Согласно законам термодинамики, работа тормозной системы сопровождается выделением значительного количества тепла, что может привести к кипению тормозной жидкости. Поэтому такие смеси должны быть устойчивыми к высоким температурам и не замерзать при низких температурах.
Современные тормозные жидкости выполняют несколько ключевых функций:
- обеспечивают широкий диапазон рабочих температур;
- имеют хорошую текучесть в теплую погоду и достаточную вязкость при отрицательных температурах;
- обладают высокой износостойкостью;
- хорошо совместимы с другими материалами.
Также важным компонентом тормозной жидкости являются вещества, защищающие от коррозии медные, латунные и стальные детали. Кроме того, смазка цилиндров и поршневой группы напрямую зависит от состава этой жидкости.
Эксперты в области автомобильной безопасности подчеркивают важность регулярной замены тормозной жидкости для обеспечения надежности тормозной системы. Рекомендуется менять тормозную жидкость каждые 1-2 года, так как со временем она поглощает влагу, что может привести к снижению эффективности торможения и коррозии внутренних компонентов. Причинами для более частой замены могут стать экстремальные условия эксплуатации, такие как частые поездки по горным дорогам или в условиях высокой влажности. Специалисты советуют также проверять уровень и состояние жидкости при каждом техническом обслуживании автомобиля. Это поможет избежать неожиданных проблем на дороге и продлить срок службы тормозной системы.
Особенности тормозных смесей
При торможении транспортного средства задействуются силы трения и выделяется тепло между диском тормоза и колодками, которое и нагревает тормозную смесь. Если эта жидкость закипит, то отказ всей тормозной системы обеспечен. В связи с этим данные составы группируются по вязкости и уровню кипения, в соответствии со стандартами dot.
DOT – это основное общеустановленное нормативное различие для всех тормозных жидкостей, происходящее от названия американского транспортного министерства (Department Оf Transportation), которое группируется в зависимости от температуры кипения и вязкости.
Кроме вышеуказанных стандартов существуют иные, общепринятые параметры, содержащие подобные требования, такие как FMVSS116, ISO 4925, а так же SAE J№1703. На Российской территории предприятия, производящие подобные смеси, не имеют определенных стандартов и работают по различным техническим правилам.
Классификация составов тормозных систем разделена на следующие подгруппы:
- жидкость с обозначением dot3 предназначается для классических авто с ведущим дисковым тормозом и барабаном заднего привода;
- смесь с обозначением dot4 для транспорта с двухосным дисковым тормозом ;
- вещество dot5.1 для высоких нагрузок тормозной системы (спортивные авто), для обычных авто dot5 не используют.
Помимо вышеизложенных качеств, ТЖ тестируется на плотность и наличие влаги в лабораторных условиях с использованием специального тестера (рефрактометра), что повышает возможности данного средства.
Периодичность замены тормозной жидкости | Причины необходимости замены | Рекомендации |
---|---|---|
Каждые 2 года или каждые 40 000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше) | Поглощение влаги из воздуха, что снижает температуру кипения и эффективность торможения. Накопление продуктов износа и загрязнений. Ухудшение свойств жидкости со временем. | Использовать только рекомендованную производителем автомобиля тормозную жидкость. После замены прокачать тормозную систему для удаления воздуха. Обращать внимание на цвет жидкости – потемнение свидетельствует о необходимости замены. Хранить тормозную жидкость в герметичной таре. |
Ежегодно для автомобилей, эксплуатируемых в экстремальных условиях (частые резкие торможения, высокая влажность, агрессивная среда) | Более интенсивное поглощение влаги и износ жидкости из-за повышенных нагрузок. | Более частая проверка уровня и состояния жидкости. Профилактическая замена. |
При обнаружении признаков неисправности тормозной системы (провал педали, скрип, вибрация) | Возможные утечки жидкости, загрязнение, износ компонентов тормозной системы. | Немедленная проверка и ремонт тормозной системы. Замена жидкости после ремонта. |
При ремонте компонентов тормозной системы (замена тормозных колодок, дисков, суппортов) | Загрязнение жидкости в процессе ремонта. Воздух в системе. | Замена жидкости после любого вмешательства в тормозную систему. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о тормозной жидкости и ее замене:
-
Периодичность замены: Рекомендуется менять тормозную жидкость каждые 1-2 года, даже если пробег автомобиля не достиг критических значений. Это связано с тем, что тормозная жидкость гигроскопична и со временем впитывает влагу, что может привести к снижению ее эффективности и коррозии тормозной системы.
-
Температура кипения: Тормозная жидкость имеет определенную температуру кипения, которая может значительно снижаться при наличии влаги. Например, стандартная DOT 3 жидкость имеет температуру кипения около 205°C, но при накоплении 3% воды эта температура может упасть до 140°C, что увеличивает риск перегрева тормозов и потери тормозной эффективности.
-
Типы тормозной жидкости: Существует несколько типов тормозной жидкости (например, DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1), и каждый из них имеет свои характеристики. Важно использовать жидкость, рекомендованную производителем автомобиля, так как разные типы могут иметь разные химические составы и свойства, что может повлиять на работу тормозной системы.
Эксплуатационные требования ТЖ
Поскольку указанные составы взаимодействуют с цилиндрами, поршнями, резиновыми манжетами и сальниками, их дополнительная функция заключается в защите от износа благодаря качественной смазке. Поэтому, выбирая подходящую смесь, важно обратить внимание на следующие эксплуатационные характеристики:
- смесь должна сохранять стабильность как при высоких температурах (до +100̊ С), так и при низких (до -40̊ С);
- наличие антикоррозийных свойств необходимо для предотвращения коррозии на металлических поверхностях;
- смазывающие характеристики состава должны обеспечивать защиту поршней и поверхности цилиндров тормозной системы;
- ТЖ должна оказывать минимальное воздействие на резиновые элементы автомобиля. При взаимодействии данного вещества с резиновыми частями допустимое изменение размеров не должно превышать 10%.
Высокие требования к качеству данного компонента обусловлены безопасностью движения автомобиля и сохранением всех элементов тормозной системы.
Рекомендуемая периодичность замены
Основным свойством ТЖ является ее гигроскопичность, и со временем использования ее функция снижается, благодаря образованию воды (около 3%), которая «всасывается» из воздуха. Вследствие чего снижается градус кипения до 50%, и смесь не отвечает эксплуатационным требованиям.
Точно оценить состояние жидкости возможно только в условиях современной лаборатории. Самостоятельно, посредством визуального обозрения, это тоже возможно сделать, но результат такой оценки будет менее объективен.
При самостоятельном определении выработки ТЖ рабочий компонент должен иметь однородную и прозрачную консистенцию без видимого осадка.
Для самостоятельного определения качества данного компонента существуют так же приборы (тестеры), производящие оценку по уровню степени влажности и температуре закипания. Зонд данного тестера опускается в смесь, и в течении минуты фиксируются следующие результаты проверки:
- определитель 175 ̊ С и больше свидетельствует о том, что жидкость пригодна к использованию;
- значение 165 ̊ С и ниже, то необходимость замены неизбежна.
Разбавлять старую смесь новой не рекомендуется, поскольку выработанная консистенция своих свойств не меняет и общая ситуация системы торможения может привести к плачевному исходу.
Как часто менять тормозную жидкость зависит не только от пробега авто, но и от срока эксплуатации.
Бывалые автомобилисты данное вещество в автомобиле рекомендуют менять полностью. Срок рекомендуемой замены составляет 1 – 2 года или через 10 – 20 тыс. километров пробега авто.
Особенности совместимости разных видов тормозной жидкости
Многие владельцы автомобилей допускают смешивание тормозных жидкостей. Однако это возможно только при соблюдении определенных условий совместимости:
- DOT3 – это гликолевая жидкость, которую рекомендуется сочетать с аналогичной гликолевой смесью DOT4. Эти составы чаще всего используются в автомобилях с низкой скоростью, температура закипания которых не превышает 160 °C;
- DOT4 – это также гликолевая жидкость, но с добавлением специальных присадок. Температура закипания этой смеси составляет около 200 °C. Она применяется в скоростных транспортных средствах, и ее можно смешивать с DOT3;
- DOT5 – это силиконовая жидкость, предназначенная для спортивных автомобилей. Температура закипания достигает 260 °C, и смешивание с любыми гликолевыми жидкостями строго запрещено;
- DOT5.1 – это гликолевая жидкость, используемая исключительно в автомобилях с системой ABS. Смешивание с другими жидкостями также не допускается.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что смешивание возможно только между DOT3 и DOT4, так как эти жидкости имеют схожий состав. При этом производитель данных компонентов не играет значительной роли.
Преимущества своевременной замены
Поскольку тормоз является основным фактором безопасности движения и сохранности деталей системы, то соблюдение ее замены сулит автовладельцам следующие преимущества:
- сбережение суппортов тормозной системы;
- сбережение тормозных цилиндров;
- сбережение тормозных колодок;
- сохранение тормозного диска;
- сохранение собственной безопасности, пассажиров и окружающих.
Каждый автомобилист, соблюдающий замену «тормозухи», предостерегает себя от непредвиденных расходов на обслуживание и возможности попасть в неприятную ситуацию. Лучше не полениться и провести лишний раз проверку ТЖ, чем ездить с неспокойной душой.
Признаки необходимости замены тормозной жидкости
Тормозная жидкость – это важный компонент тормозной системы автомобиля, который обеспечивает эффективное торможение. Однако со временем ее свойства могут ухудшаться, что может привести к снижению эффективности торможения и даже к аварийным ситуациям. Поэтому важно знать признаки, указывающие на необходимость замены тормозной жидкости.
Первый и наиболее очевидный признак – это изменение цвета тормозной жидкости. Новая тормозная жидкость обычно имеет светло-желтый или прозрачный цвет. Если вы заметили, что жидкость потемнела и приобрела коричневый или черный оттенок, это может указывать на наличие влаги и загрязнений, что свидетельствует о необходимости замены.
Второй признак – это изменение уровня тормозной жидкости в резервуаре. Если уровень жидкости значительно снизился, это может быть связано с утечкой или с тем, что тормозные колодки изношены и требуют замены. В любом случае, резкое снижение уровня жидкости требует немедленного внимания и проверки состояния тормозной системы.
Третий признак – это изменение поведения тормозов. Если вы заметили, что тормоза стали менее отзывчивыми, педаль тормоза проваливается или требует большего усилия для достижения желаемого эффекта, это может указывать на проблемы с тормозной жидкостью. Также стоит обратить внимание на посторонние звуки при торможении, такие как скрип или стук, которые могут свидетельствовать о необходимости проверки тормозной системы в целом.
Четвертый признак – это наличие влаги в тормозной жидкости. Тормозная жидкость гигроскопична, что означает, что она поглощает влагу из окружающей среды. Если в жидкости содержится более 3% воды, это может привести к образованию паровых пробок и снижению эффективности торможения. Для проверки уровня влаги в тормозной жидкости можно использовать специальные тестеры, которые доступны в магазинах автозапчастей.
Наконец, пятый признак – это рекомендации производителя автомобиля. В большинстве случаев производители указывают в руководстве пользователя, как часто необходимо менять тормозную жидкость. Обычно это происходит каждые 1-2 года или через определенное количество километров пробега. Следование этим рекомендациям поможет поддерживать тормозную систему в исправном состоянии и обеспечит вашу безопасность на дороге.
Таким образом, регулярная проверка состояния тормозной жидкости и обращение внимания на вышеуказанные признаки помогут избежать серьезных проблем с тормозной системой и обеспечат надежное торможение вашего автомобиля.
Вопрос-ответ
Как часто рекомендуется менять тормозную жидкость?
Согласно руководству производителя автомобиля, рекомендуется заменять тормозную жидкость каждые 2-3 года или через каждые 40 000-60 000 километров пробега.
Что произойдет, если не менять тормозную жидкость время от времени?
В моменты повышенной нагрузки, когда тормоза работают на пределе своих возможностей и выделяют много тепла, старая тормозная жидкость может закипеть и превратиться в пар. Это может привести к так называемому «выгоранию тормозов», когда тормоза теряют свою тормозную способность.
Как понять, что тормозная жидкость вышла из строя?
Признаки утечки тормозной жидкости: снижение уровня жидкости в бачке. Появление потеков на тормозных шлангах, суппортах или других элементах системы. Увеличение хода педали тормоза. Снижение эффективности торможения.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте уровень тормозной жидкости в системе. Это поможет вам выявить возможные утечки и предотвратить серьезные проблемы с тормозами. Рекомендуется проверять уровень жидкости не реже одного раза в месяц.
СОВЕТ №2
Меняйте тормозную жидкость каждые 1-2 года, даже если уровень жидкости в норме. Со временем тормозная жидкость может поглощать влагу, что снижает ее эффективность и может привести к коррозии тормозной системы.
СОВЕТ №3
Обращайте внимание на рекомендации производителя вашего автомобиля. В руководстве пользователя обычно указаны сроки замены тормозной жидкости, которые могут варьироваться в зависимости от марки и модели автомобиля.
СОВЕТ №4
При замене тормозной жидкости всегда используйте жидкость, соответствующую спецификациям вашего автомобиля. Неправильный тип жидкости может негативно сказаться на работе тормозной системы и привести к ее повреждению.