Россия, Иваново
Телефон:
+7 (915) 831-37-.. Показать номер
Пн-пт: 11:00—18:00; сб-вс: 11:00—15:00
whatsapp telegram vk email

Как проверить плотность электролита в аккумуляторе – учимся пользоваться ареометром

В статье рассмотрим, как проверить плотность электролита в аккумуляторе с помощью ареометра. Эта процедура важна для поддержания работоспособности автомобиля. Плотность электролита влияет на эффективность аккумулятора, его зарядку и срок службы. Знание этого показателя поможет выявить проблемы с аккумулятором и избежать неприятностей на дороге. Объясним, как правильно использовать ареометр, чтобы вы могли контролировать состояние аккумулятора в гараже.

Плотность аккумулятора – насколько важна эта характеристика?

Аккумуляторные свинцово-кислотные батареи (АКБ) широко используются в современных автомобилях. Они функционируют как источник электрической энергии, в котором происходят обратимые химические реакции. Стандартный аккумулятор включает в себя электроды, пластины и специальный сепаратор, размещенные в корпусе, а также крышку с клеммами и выходными отверстиями. Основным рабочим элементом АКБ является электролит – смесь серной кислоты и дистиллированной воды, обладающая плотностью в диапазоне от 1,23 до 1,29 г/см³. Именно при таких показателях батарея эффективно выполняет свои функции.

При взаимодействии свинцовых пластин с электролитом в аккумуляторе возникает напряжение в пределах 12–13 В. В процессе использования АКБ постепенно разряжается, что требует регулярной подзарядки. Разрядка происходит быстрее, если плотность электролита снижается, что негативно сказывается на работоспособности устройства и может привести к его преждевременному выходу из строя.

Снижение плотности электролита чаще всего происходит из-за закипания жидкости, значительного повышения температуры или перезарядки аккумулятора.

Игнорирование состояния батареи может привести к необходимости ее замены значительно раньше, чем истечет срок гарантии. Чтобы увеличить срок службы АКБ, важно регулярно проверять плотность электролита. Эту процедуру можно выполнить самостоятельно с помощью простого устройства, называемого ареометром. В следующем разделе мы подробнее рассмотрим этот инструмент.

Как проверить плотность электролита в аккумуляторе – учимся пользоваться ареометром

Проверка плотности электролита в аккумуляторе является важной процедурой для оценки его состояния и уровня заряда. Эксперты рекомендуют использовать ареометр, который позволяет быстро и точно измерить плотность. Для начала необходимо извлечь ареометр из упаковки и убедиться в его исправности. Затем следует аккуратно набрать электролит из аккумулятора, избегая попадания воздуха. После этого ареометр опускается в жидкость, и необходимо дождаться, пока он стабилизируется. Чтение показаний следует проводить на уровне глаз, чтобы избежать ошибок. Плотность электролита должна находиться в пределах 1,25-1,30 г/см³ для полностью заряженного аккумулятора. Регулярная проверка плотности поможет избежать проблем с запуском двигателя и продлит срок службы аккумулятора.

Как измерить плотность электролита в аккумуляторе (КРУПНЫМ ПЛАНОМ)Как измерить плотность электролита в аккумуляторе (КРУПНЫМ ПЛАНОМ)

Ареометр – верный помощник автомобилиста

Ареометр – элементарное устройство, используемое для проверки плотности жидкости. Конструктивно он изготавливается в виде зауженной с одной стороны трубки из стекла с нанесенными на нее делениями. Другая часть ареометра более широкая. В нее при калибровке прибора на заводе-производителе засыпается определенное количество ртути либо дроби. Ареометры, как правило, продаются в комплекте с мерной колбой и специальной грушей из резины. Последняя необходима для забора из батареи небольшого объема электролита на анализ.

Проверить плотность автомобильного аккумулятора с помощью описанного прибора несложно. Действуем по следующей схеме:

  1. Полностью заряжаем батарею.
  2. Ждем 6 часов.
  3. С соблюдением всех норм предосторожности демонтируем АКБ, устанавливаем ее на ровную чистую поверхность (например, на верстак в гараже). Действуем очень аккуратно. Помним, что внутри аккумулятора находится кислота. Одна ее капля может стать причиной серьезного химического ожога на теле.
  4. Удаляем с батареи пыль и грязь. Очистку следует выполнять тщательно. Одна частичка грязи, проникшая в аккумулятор, может вывести его из строя.
  5. Снимаем крышку с батареи.
  6. Берем ареометр, опускаем его (строго вертикально) внутрь первой банки АКБ. Всасываем из нее порцию электролита, нажимая на резиновую грушу.
  7. На шкале прибора смотрим, какую плотность имеет электролит.
  8. Аналогичным образом производим забор жидкости в остальных банках, записывая полученные показания.

Как измерить плотность электролита в аккумулятореКак измерить плотность электролита в аккумуляторе

На большинстве ареометров уровень допустимой (рекомендуемой) плотности отмечается зелеными полосками. В случаях, когда снятый показатель находится между ними, никаких дополнительных действий производить не нужно. Если же плотность не соответствует нормам, придется исправлять эту проблему. Как видим, правильно пользоваться ареометром может любой автомобилист. Главное быть осторожным при демонтаже и осмотре батарей, выполняя все описанные выше операции в перчатках, защищающих руки от химических воздействий. Добавим, что проверку плотности АКБ желательно осуществлять каждые 3–4 месяца. Тогда никаких проблем с аккумулятором у нас не возникнет.

Как проверить плотность электролита в аккумуляторе – учимся пользоваться ареометром

Плотность электролита (г/см³) Состояние заряда аккумулятора (%) Примечания
1,27 – 1,29 100 Полностью заряжен
1,24 – 1,26 75 – 90 Достаточно заряжен
1,20 – 1,23 50 – 75 Необходимо подзарядить
1,17 – 1,19 25 – 50 Требуется срочная зарядка
< 1,17 < 25 Разряжен, необходима срочная зарядка. Проверить на наличие сульфатации пластин.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о проверке плотности электролита в аккумуляторе с помощью ареометра:

  1. Плотность как индикатор состояния: Плотность электролита в свинцово-кислотных аккумуляторах напрямую связана с его зарядом. Чем выше плотность, тем больше свинца и серной кислоты в растворе, что указывает на более высокий уровень заряда. Например, плотность 1.27 г/см³ обычно соответствует полностью заряженному аккумулятору, в то время как плотность ниже 1.20 г/см³ может сигнализировать о необходимости подзарядки.

  2. Температурная коррекция: При использовании ареометра важно учитывать температуру электролита, так как плотность жидкости изменяется с температурой. Многие ареометры имеют шкалу, которая позволяет делать поправки на температуру, что обеспечивает более точные результаты. Например, при повышении температуры плотность электролита может казаться ниже, чем на самом деле.

  3. Безопасность при работе с кислотами: При проверке плотности электролита необходимо соблюдать меры предосторожности, так как свинцово-кислотный аккумулятор содержит серную кислоту, которая является коррозионно-активным веществом. Использование защитных очков и перчаток, а также работа в хорошо проветриваемом помещении помогут избежать неприятных последствий.

КАК ИЗМЕРИТЬ ПЛОТНОСТЬ ЭЛЕКТРОЛИТА В АККУМУЛЯТОРЕ АВТОМОБИЛЯ?!КАК ИЗМЕРИТЬ ПЛОТНОСТЬ ЭЛЕКТРОЛИТА В АККУМУЛЯТОРЕ АВТОМОБИЛЯ?!

Выравниваем плотность электролита – справимся без автомастеров!

Если измерения показали низкую плотность рабочей жидкости в аккумуляторной батарее, ситуацию можно исправить несколькими способами. Начнем с простого перезарядки аккумулятора по следующему алгоритму:

  • В течение 10 часов заряжаем батарею током, который в 10 раз меньше значения ее плотности. Это довольно просто. Например, для устройства с емкостью 70 Ачасов используем ток 7 А, а для 60 Ачасов – 6 А.
  • Затем в течение 2 часов заряжаем АКБ током, который вдвое меньше предыдущего (3,5 или 3 А).

Нередко этих двух шагов бывает достаточно для нормализации плотности. После выполнения указанных действий измеряем напряжение аккумулятора. Если оно не превышает 14,4 В, значит, проблема решена. В противном случае, если напряжение выше, добавляем в АКБ дистиллированную воду и продолжаем зарядку по стандартной схеме.

Если перезарядка не дает желаемого результата, необходимо слить весь старый электролит из проблемной банки и заполнить ее новой рабочей жидкостью. При этом следует учитывать несколько важных моментов. Сливать испорченный электролит нужно очень аккуратно. Батарею можно перевернуть на бок, но ни в коем случае не ставить вверх дном. Перед заливкой нового раствора обязательно промываем банки чистой водой.

Также повысить плотность электролита можно, добавив в АКБ более концентрированный раствор. Для этого отбираем определенный объем электролита и сливаем половину жидкости. Вместо нее заливаем состав с плотностью 1,25–1,31 г/см³, а затем возвращаем «усиленный» раствор обратно в банку. После этого необходимо немного потрясти батарею, чтобы обеспечить качественное перемешивание нового электролита.

Как проверить плотность электролита в аккумуляторе – учимся пользоваться ареометром

Частые ошибки при измерении плотности электролита и как их избежать

Измерение плотности электролита в аккумуляторе – это важная процедура, которая позволяет оценить состояние аккумулятора и его заряд. Однако, несмотря на простоту процесса, многие пользователи допускают ошибки, которые могут привести к неверным результатам. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки и способы их предотвращения.

1. Неправильная температура электролита

Плотность электролита зависит от температуры. Если вы измеряете плотность при температуре, отличной от стандартной (20°C), это может привести к ошибочным результатам. Для корректного измерения рекомендуется использовать ареометр с температурной шкалой или корректировать показания в зависимости от температуры. Например, если температура электролита ниже 20°C, плотность будет выше, и наоборот.

2. Неправильное использование ареометра

Ареометр должен быть правильно погружен в электролит. Если он касается стенок или дна аккумулятора, это может исказить показания. Убедитесь, что ареометр свободно плавает в жидкости, и не допускайте его касания с другими поверхностями. Также важно, чтобы ареометр был вертикально установлен.

3. Загрязнение ареометра

Перед использованием ареометра убедитесь, что он чистый. Остатки электролита или других веществ на его поверхности могут повлиять на точность измерений. Рекомендуется промывать ареометр дистиллированной водой после каждого использования и перед измерением.

4. Неправильная интерпретация результатов

Каждый ареометр имеет свою шкалу, и важно правильно интерпретировать полученные данные. Убедитесь, что вы знаете, какая шкала используется на вашем ареометре, и как она соотносится с плотностью электролита. Также стоит помнить, что плотность электролита может варьироваться в зависимости от состояния аккумулятора: разряженный аккумулятор будет иметь меньшую плотность, чем заряженный.

5. Игнорирование состояния аккумулятора

При измерении плотности электролита важно учитывать общее состояние аккумулятора. Если аккумулятор старый или поврежденный, результаты измерений могут быть неинформативными. Рекомендуется проводить регулярные проверки и, при необходимости, заменять аккумулятор.

Избегая этих распространенных ошибок, вы сможете более точно оценить состояние вашего аккумулятора и продлить его срок службы. Правильное измерение плотности электролита – это залог надежной работы вашего автомобиля или другого устройства, использующего аккумулятор.

Вопрос-ответ

Сколько должен показывать ареометр в аккумуляторе?

Выражается в граммах на кубический сантиметр, поэтому измерить визуально ее не получится. Для этих целей применяется специальный прибор — ареометр. Практика показывает, что работа идет хорошо, пока показатель держится в рамках от 1,25 до 1,28 г/см³.

Каковы показания ареометра при полностью заряженной батарее?

Поплавок ареометра калибруется для измерения удельного веса. Обычно в этих поплавках используется диапазон удельного веса от 1,160 до 1,325. В большинстве климатических зон при полностью заряженном аккумуляторе удельный вес обычно составляет от 1,250 до 1,280, а в тропическом климате — от 1,210 до 1,230.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом проверки плотности электролита обязательно подготовьте все необходимые инструменты: ареометр, чистую емкость для отборки жидкости и защитные перчатки. Это поможет избежать загрязнения и обеспечит вашу безопасность во время работы с кислотой.

СОВЕТ №2

При отборе электролита для измерения старайтесь использовать только верхний слой жидкости, так как он наиболее информативен. Избегайте попадания осадка на ареометр, так как это может исказить результаты измерения.

СОВЕТ №3

После того как вы измерили плотность электролита, обязательно запишите результаты и сравните их с нормами, указанными в инструкции к аккумулятору. Это поможет вам определить состояние аккумулятора и необходимость его подзарядки или замены.

СОВЕТ №4

Не забывайте о температурном коэффициенте: плотность электролита может изменяться в зависимости от температуры. Используйте таблицы коррекции, чтобы получить точные результаты, особенно если вы проводите измерения в условиях, отличных от стандартных.

Ссылка на основную публикацию
Похожее