Замена масла в автоматической коробке передач — ключевая процедура, влияющая на долговечность и эффективность трансмиссии. Своевременное обслуживание предотвращает поломки и дорогостоящий ремонт, а также обеспечивает плавность переключения передач и оптимальную работу двигателя. В этой статье рассмотрим процесс замены масла в автоматической коробке своими руками, предоставив советы и рекомендации для качественного и безопасного выполнения задачи.
Виды трансмиссии
В современных автомобилях можно встретить несколько типов трансмиссий:
- механическая коробка передач;
- автоматическая коробка передач;
- вариатор;
- роботизированная трансмиссия.
Наибольшее распространение получила автоматическая коробка передач (АКПП). Это связано с их удобством в использовании и высокой надежностью конструкции по сравнению с другими типами. В отличие от механической трансмиссии, водителю не нужно постоянно следить за скоростью для переключения передач.
Как и в других системах автомобиля, в АКПП происходит постоянное трение между деталями. Со временем это приводит к их износу. Для снижения влияния трения в автоматических коробках передач используется специальная смазка – трансмиссионное масло. Оно образует защитную пленку на всех контактирующих деталях, что значительно уменьшает трение между ними.
Замена масла в автоматической коробке передач — задача, требующая внимательности и аккуратности. Эксперты отмечают, что перед началом работы важно ознакомиться с рекомендациями производителя автомобиля, так как разные модели могут иметь свои особенности. Для успешного выполнения процедуры необходимо подготовить все необходимые инструменты и материалы, включая новое масло, фильтр и прокладки.
Специалисты советуют начинать с прогрева двигателя, чтобы масло стало более текучим, что облегчит его слив. При сливе масла важно следить за состоянием старого масла: наличие металлических частиц может указывать на износ внутренних компонентов. После замены масла необходимо тщательно проверить уровень и, при необходимости, долить до нужной отметки. Важно помнить, что правильная замена масла способствует продлению срока службы коробки передач и улучшению её работы.
Масло в АКПП — когда менять?
Со временем масло теряет свои полезные свойства и перестает обеспечивать надежную защиту деталей автомата. Поэтому смазку следует периодически менять. Для каждой модели автоматической коробки передач производитель устанавливает свою периодичность замены масла. Ниже приведена информация о сроках смены трансмиссионной жидкости для некоторых популярных моделей:
Модель автомобиля | Первая замена масла, км |
Тойота Камри 2006–2011г | 40 000 |
Тойота РАВ 4 2012–2015г | не предусмотрено |
Тойота Королла 2006–2013г | не предусмотрено |
Киа Рио 2011–2017г | 90 000 |
Фольксваген Пассат 2010–2015г | 105 000 |
Форд Фокус 2010–2015г | 45 000 |
Шевроле Круз 2008–2015г | не предусмотрено |
Хендай Солярис 2010–2017г | не предусмотрено |
Как видно, для некоторых моделей производитель вообще не предусматривает замену масла в АКПП. Не всегда следует ориентироваться на эти рекомендации, так как они разрабатываются с учетом того, что автомобиль будет эксплуатироваться в нормальном режиме. Но иногда машина попадает в сложные условия, в которых механизмы получают повышенную нагрузку и детали в них нагреваются до высокой температуры. Масло перегревается и стареет быстрее.
В больших городах машина часто попадает в пробки, в которых машина стоит при работающей АКПП. Так получается, что реальный пробег автомата больше, чем пробег автомобиля. Поэтому следует брать во внимание те условия, в которых работает автомат, и реальную наработку моточасов.
Весомым аргументом для преждевременной замены трансмиссионной жидкости может послужить ее анализ. Проводится он с регулярной частотой, которую каждый водитель определяет для себя сам. Для этого щуп просто вынимается из АКПП и осматривается. Во-первых, уровень жидкости при холодной машине должен быть на соответствующей метке щупа. Во-вторых, масло не должно быть темным и содержать какие-либо примеси. Если же результат противоположный, то следует незамедлительно заменить масло в коробке-автомат.
Этап замены масла | Необходимые инструменты и материалы | Важные замечания |
---|---|---|
Подготовка автомобиля | Подъемник или эстакада, домкрат, упоры под колеса, емкость для отработанного масла, воронка, тряпки | Обеспечьте безопасность, затяните стояночный тормоз, автомобиль должен быть на ровной поверхности. |
Определение уровня и типа масла | Измерительный щуп (если есть), руководство по эксплуатации автомобиля | Убедитесь, что используете правильный тип масла, указанный в руководстве по эксплуатации. |
Слив отработанного масла | Ключ для сливной пробки поддона, емкость для отработанного масла | Будьте осторожны, масло горячее! Защитите окружающую среду, утилизируйте отработанное масло правильно. |
Замена масляного фильтра (если применимо) | Новый масляный фильтр, ключ для масляного фильтра | Обратите внимание на направление установки нового фильтра. |
Замена прокладки поддона (если необходимо) | Новая прокладка поддона | Убедитесь, что прокладка правильно установлена, чтобы избежать протечек. |
Заливка нового масла | Новое масло (правильный тип и количество), воронка | Залейте масло до уровня, указанного в руководстве по эксплуатации. |
Проверка уровня масла | Измерительный щуп (если есть), | Проверьте уровень масла после запуска двигателя и прогревания коробки передач. |
Запуск двигателя и проверка на течи | Проверьте наличие течей масла после запуска двигателя. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о замене масла в автоматической коробке передач:
-
Тип масла имеет значение: В автоматических трансмиссиях используется специальное трансмиссионное масло (ATF), которое отличается от моторного масла. Неправильный выбор масла может привести к серьезным повреждениям коробки. Поэтому важно использовать именно тот тип масла, который рекомендован производителем автомобиля.
-
Процесс замены масла может быть сложным: Замена масла в автоматической коробке передач включает не только слив старого масла и заливку нового, но и может потребовать прокачки системы для удаления воздуха. Некоторые автомобили имеют специальные фильтры, которые также нужно менять, что добавляет сложности в процесс.
-
Регулярность замены: Многие автовладельцы не знают, что масло в автоматической коробке передач требует регулярной замены, как и моторное масло. Рекомендуется проверять уровень и состояние масла каждые 30,000-60,000 километров, чтобы избежать преждевременного износа и поломок трансмиссии.
Трансмиссионная жидкость – какую заливать?
Каждая автоматическая трансмиссия нуждается в масле с определённым химическим составом. Поэтому в руководстве по эксплуатации любого автомобиля можно найти название трансмиссионной жидкости, которая была залита на заводе. Универсального масла, подходящего для всех автоматических коробок, не существует. Однако разнообразие доступных вариантов может запутать любого владельца автомобиля.
При выборе масла важно следовать рекомендациям, указанным в инструкции. Не все производители автомобилей сами изготавливают масла; многие из них заказывают продукцию у сторонних компаний. Если узнать, кто именно производит трансмиссионную жидкость, залитую на заводе, можно существенно сэкономить на её покупке. Например, компании Mitsubishi и Subaru часто используют масла, произведённые фирмой Idemitsu. При выборе масла, отличного от рекомендованного производителем, необходимо обращать внимание на допуски.
Допуск представляет собой разрешение на использование масла от автопроизводителя. Для его получения производитель масла проводит множество тестов на соответствие установленным стандартам.
Объём масла, залитого в коробку, варьируется в зависимости от её модели. Чтобы узнать, сколько именно масла вмещает АКПП вашего автомобиля, можно обратиться к технической документации. Однако это не означает, что для замены необходимо использовать именно такой объём. Для частичной замены жидкости потребуется меньше масла, а для полной – больше. Это связано с тем, что при частичной замене не весь объём жидкости сливается из коробки. При полной замене сливается вся жидкость, и для промывки системы смазки требуется дополнительный объём.
Что нужно для замены масла
Для всех автомобилей технология замены масла примерно одинаковая. Отличия незначительные и зависят от конструктивных особенностей АКПП. Например, на некоторых коробках устанавливаются теплообменники, а на других они отсутствуют. Бывают фильтрующие элементы, которые можно очистить и продолжать их использование. Вместо прокладки поддона часто применяется специальный герметик.
Кроме самой трансмиссионной жидкости, для ее замены потребуется набор расходных материалов:
- фильтр АКПП;
- прокладка сливной пробки поддона;
- прокладка поддона или герметик;
- фильтр теплообменника;
- прокладка теполобменника;
- герметик.
Все перечисленное покупается для каждого автомобиля индивидуально. Артикулы для заказа определяются из каталога по вину машины. Фильтры и прокладки лучше всего покупать оригинальные. Обычно они доступны в продаже и цены на них не сильно отличаются от аналогов.
Герметик нужно покупать именно для АКПП, так как другой может не выдержать взаимодействия с трансмиссионным маслом.
Из инструментов и приспособлений нужно подготовить:
- отвертки;
- набор ключей;
- ветошь;
- емкость для слива жидкости;
- обезжириватель.
Когда все необходимое будет собрано, можно готовить машину к постановке на яму.
Замена трансмиссионной жидкости: подробное описание процесса
Замена трансмиссионного масла в автоматической коробке передач (АКПП) своими руками осуществляется в несколько последовательных шагов.
Прогрев автомобиля. Прежде чем приступать к замене масла, рекомендуется проехать на автомобиле небольшое расстояние, чтобы жидкость в системе прогрелась. Нагретое масло становится менее вязким, что облегчает его слив. После этого двигатель выключается, и автомобиль ставится на ручной тормоз. Также можно установить упоры под колеса для дополнительной безопасности.
Снятие защиты картера. Эта операция довольно проста и выполняется с помощью ключа. Снятие защиты необходимо для доступа к поддону.
Слив масла из АКПП. Под АКПП следует подставить емкость и открутить сливную пробку. Сливайте масло до тех пор, пока оно не перестанет вытекать. Чтобы избежать разбрызгивания, можно использовать специальный шланг.
Демонтаж поддона. Для выполнения этой операции также понадобится ключ. Не забудьте, что в поддоне может остаться масло. После выкручивания всех болтов аккуратно подденьте поддон отверткой и снимите его, стараясь не повредить прилегающую к корпусу АКПП поверхность. Вмятины могут привести к неплотному прилеганию и, как следствие, к утечкам.
Замена фильтра и теплообменника. Фильтр АКПП обычно имеет черный или серебристый цвет и крепится на несколько болтов. Некоторые фильтры представляют собой мелкую сетку, которую можно промыть очистителем карбюратора, но для уверенности лучше заменить на новый. Теплообменник также откручивается, и в нем меняется фильтр.
Подготовка поддона к установке. Необходимо полностью удалить старую прокладку или герметик с поддона и корпуса АКПП. Если использовался герметик, обработайте место его нанесения обезжиривателем. Наносите герметик непрерывным швом, избегая отверстий для болтов. Прокладка должна быть установлена точно по контуру, чтобы не выступать.
Установка поддона. После подготовки поддона его можно устанавливать на место. Болты следует плотно закрутить, а сливную пробку установить с новой прокладкой.
Заливка масла. Масло заливается через воронку в заливную трубку. Можно залить тот же объем, который был слит из АКПП. После этого проверьте уровень масла с помощью щупа. Когда уровень достигнет отметки Cold, заливку следует остановить.
Прогрев агрегата. Завести автомобиль и дать ему поработать 1-2 минуты. Селектором АКПП необходимо пройти по всем его положениям. Если замена масла частичная, проверьте уровень жидкости в коробке — он должен находиться между отметками Hot. Если уровень ниже, добавьте необходимое количество масла.
На этом этапе частичная замена масла в АКПП завершена. Если вы планируете полную замену, после прогрева двигателя необходимо заглушить его, снова слить жидкость через поддон и залить новое масло. Если сливаемое масло грязное, повторяйте процесс до тех пор, пока оно не станет чистым. После этого можно повторить пункт 9.
Важно помнить, что уровень трансмиссионной жидкости должен находиться в пределах установленной отметки. Несоблюдение этого правила может привести к циркуляции воздуха по коробке, что окисляет масло и детали, ускоряя их износ. Переполнение также опасно, так как создает избыточное давление в АКПП, что может вызвать утечку масла.
Что будет, если не менять масло в АКПП
Если своевременно не делать замену масла в автомате, то она выйдет из строя прежде, чем выработает заложенный производителем ресурс. Произойдет это из-за возникновения повышенного трения между деталями и появления стружки. Как результат – возникновение люфтов, поломка деталей коробки. Также стружка попадает в клапаны. Они засоряются и перестают нормально функционировать.
В итоге работа коробки становится неровной. Переключение передач происходит с запозданием, АКПП начинает пинаться, появляются посторонние шумы. Если это происходит, то в большинстве случаев замена смазки уже не помогает. Менять придется автомат целиком. А это уже намного большие затраты, чем своевременное техническое обслуживание.
Если все работы выполнять правильно и не экономить на обязательных расходах, то можно продлить жизнь агрегата на многие годы.
Замена масла в автоматической коробке передач – задача совершенно несложная. Прежде чем приступать к этой работе, нужно изучить технологию ее выполнения, запастись всеми необходимыми материалами и инструментами.
Советы по обслуживанию АКПП после замены масла
После замены масла в автоматической коробке передач (АКПП) важно следовать нескольким рекомендациям, чтобы обеспечить долговечность и надежность работы трансмиссии. Вот основные советы по обслуживанию АКПП после замены масла:
- Проверка уровня масла: После замены масла необходимо проверить его уровень. Для этого запустите двигатель и дайте ему поработать несколько минут, затем переключите селектор в положение “P” (парковка) или “N” (нейтраль) и проверьте уровень масла с помощью щупа. Убедитесь, что уровень находится между отметками “MIN” и “MAX”. Если уровень масла низкий, добавьте необходимое количество масла, соответствующего спецификациям вашего автомобиля.
- Проверка на утечки: После замены масла важно убедиться, что нет утечек. Проверьте все соединения и прокладки на наличие следов масла. Если вы заметили утечку, необходимо устранить ее как можно скорее, чтобы избежать повреждения трансмиссии.
- Пробная поездка: После замены масла рекомендуется совершить короткую пробную поездку. Это позволит маслу распределиться по всем компонентам коробки передач и поможет выявить возможные проблемы. Обратите внимание на работу трансмиссии: переключения должны быть плавными, без рывков и задержек.
- Регулярная замена масла: Чтобы продлить срок службы АКПП, следуйте рекомендациям производителя по замене масла. Обычно это рекомендуется делать каждые 30,000 – 60,000 километров, но точные интервалы могут варьироваться в зависимости от модели автомобиля и условий эксплуатации.
- Использование качественного масла: Для замены масла в АКПП используйте только те жидкости, которые рекомендованы производителем. Некачественное или неподходящее масло может привести к серьезным повреждениям трансмиссии.
- Мониторинг работы трансмиссии: После замены масла следите за поведением коробки передач. Если вы заметили какие-либо изменения в работе, такие как шумы, вибрации или проблемы с переключением, немедленно обратитесь к специалисту для диагностики.
- Проверка фильтра: Если в вашем автомобиле предусмотрена замена фильтра трансмиссии, не забывайте об этом. Загрязненный фильтр может привести к ухудшению работы АКПП и снижению давления масла.
Соблюдение этих рекомендаций поможет вам поддерживать автоматическую коробку передач в хорошем состоянии и избежать дорогостоящих ремонтов в будущем. Регулярное обслуживание и внимание к деталям — залог надежной работы вашего автомобиля.
Вопрос-ответ
Можно ли поменять масло в коробке автомат самому?
Если у транспортного средства пробег небольшой, тогда лучше менять масло с помощью аппарата на СТО. Потребность в замене фильтра и чистке поддона возникает только через 50-60 тысяч км. Частичную смену масла можно проводить самостоятельно, так как особые навыки не требуются.
Можно ли самостоятельно заменить жидкость в автоматической коробке передач?
Да, можно заменить трансмиссионную жидкость самостоятельно, используя правильные инструменты и следуя надлежащим процедурам, но некоторые предпочитают профессиональную помощь.
Каким способом лучше менять масло в АКПП?
Наиболее безопасный для коробки способ замены масла – частичный, когда жидкость обновляется в том объеме, который удается слить самотеком, без использования специальных технических средств. Процедура при этом может быть щадящей или обычной.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом замены масла в автоматической коробке передач обязательно ознакомьтесь с руководством пользователя вашего автомобиля. В нем указаны рекомендуемые типы масла, объем и интервалы замены, что поможет избежать ошибок.
СОВЕТ №2
Подготовьте все необходимые инструменты и материалы заранее. Вам понадобятся: новое масло, фильтр, прокладки, ключи, воронка и емкость для старого масла. Это сэкономит время и сделает процесс более удобным.
СОВЕТ №3
Обязательно дайте автомобилю немного постоять после замены масла, чтобы оно равномерно распределилось по системе. После этого проверьте уровень масла с помощью щупа и при необходимости добавьте еще немного.
СОВЕТ №4
Не забывайте утилизировать старое масло и фильтры правильно. Многие автосервисы принимают использованное масло для переработки, что поможет вам внести свой вклад в защиту окружающей среды.