Кипение антифриза в расширительном бачке сигнализирует о проблемах в системе охлаждения автомобиля. Это может происходить из-за частых пробок или сложных условий эксплуатации, и игнорировать это нельзя. В статье рассмотрим основные причины перегрева охлаждающей жидкости и эффективные способы решения проблемы. Эти знания помогут предотвратить серьезные повреждения двигателя и обеспечить его надежную работу.
Что помогает двигателю остыть?
Система охлаждения автомобиля, включающая радиатор, насос, термостат, шланги, расширительный бачок и другие компоненты, предназначена для защиты двигателя от перегрева, эффективно отводя избыточное тепло. В современных автомобилях в качестве охлаждающей жидкости используется антифриз или тосол, так как их температура кипения значительно выше, чем у воды. В экстренных ситуациях можно добавить воду, но предпочтительно использовать дистиллированную.
При эксплуатации в сложных условиях или наличии неисправностей в системе охлаждения может произойти закипание охлаждающей жидкости, что приводит к перегреву двигателя. Перегрев может быть классифицирован на три уровня:
- Небольшой. Двигатель работал с закипевшим антифризом не более 5 минут. В этом случае серьезные повреждения не должны возникнуть.
- Умеренный. Двигатель функционировал с кипящей охлаждающей жидкостью от 10 до 15 минут. Это может привести к разрывам трубок системы охлаждения и утечкам горячего антифриза. Также могут возникнуть течи в радиаторе, поршневые кольца могут усаживаться, что увеличивает расход масла в два раза. Сальники могут выйти из строя, что нарушает герметичность и вызывает утечку масла.
- Сильный. При значительном перегреве двигателя существует риск его разрушения. Последствия серьезного перегрева могут быть катастрофическими: поршни плавятся и перегорают, прокладка выходит из строя, головка блока цилиндров деформируется, перегородки между поршневыми кольцами разрушаются, кольца могут свариваться друг с другом, клапана деформируются, а их гнезда повреждаются.
Если антифриз закипает в расширительном бачке, причин может быть множество, и некоторые из них можно устранить самостоятельно. Важно следить за температурой двигателя и предотвращать его перегрев.
Эксперты отмечают, что кипение антифриза в расширительном бачке может быть вызвано несколькими факторами. Одной из основных причин является перегрев двигателя, который может происходить из-за недостатка охлаждающей жидкости, неисправности термостата или забитых радиаторов. Также стоит обратить внимание на состояние прокладок головки блока цилиндров, так как их повреждение может привести к попаданию газов в систему охлаждения, что также вызывает кипение.
Кроме того, неправильный состав антифриза или его старение могут снизить эффективность охлаждения. Для устранения проблемы специалисты рекомендуют провести диагностику системы охлаждения, проверить уровень и состояние антифриза, а также убедиться в исправности термостата и водяного насоса. Важно не игнорировать признаки перегрева, так как это может привести к серьезным повреждениям двигателя. Регулярное обслуживание и контроль состояния системы охлаждения помогут избежать подобных ситуаций.
Кипит антифриз – причины
Ниже рассмотрим возможные причины закипания антифриза и способы их устранения.
- Недостаточный уровень ОЖ в расширительном бачке. Необходимо следить за ее уровнем в течении эксплуатации, если он недостаточный, то нужна доливка. Следует дождаться, когда жидкость остынет, чтобы залить нужное количество жидкости. Причина в том, что при нагревании жидкость расширяется и увеличивается в объеме. Чтобы долить антифриз, нужно открутить крышку на расширительном бачке и заливать ОЖ, пока ее уровень не окажется между отметками минимума и максимума. Причиной недостаточного уровня жидкости в бачке может быть утечка или недолив при обслуживании.
- Неисправность радиатора. Возможны следующие проблемы при его работе:
- Засорение труб радиатора происходит из-за попадания в него грязи, нарушается циркуляция ОЖ, что приводит к недостаточному охлаждению двигателя и его перегреву.
- Во время эксплуатации в охлаждающей системе возникает накипь, образуются соли, которые оседают на трубах и внутри радиатора, что снижает их проходимость. Особенно быстро это происходит при использовании некачественной ОЖ. Эффективность охлаждения падает.
- Радиатор может не работать по причине неисправности вентилятора. В этом случае в системе охлаждения не будет поддерживаться необходимая температура. Определить, что не работает вентилятор, можно на слух: если вентилятор не будет крутиться, то двигатель будет работать тише обычного.
Для возобновления работоспособности охлаждающей системы, в случае засорения и нарушения проходимости, необходимо промыть радиатор и всю систему, очистив от накипи и загрязнений. Если не работает вентилятор, причина может быть в неисправности проводки или в перегоревшем предохранителе. Нужно прозвонить проводку и проверить предохранитель.
- Неисправный термостат. Это устройство представляет собой клапан, который может занимать два положения: открытое и закрытое. Термостат регулирует температуру жидкости в охлаждающей системе двигателя. При закрытом клапане двигатель холодный, антифриз циркулирует по малому контуру, благодаря этому ускоряется прогрев мотора. Когда двигатель нагревается, клапан меняет свое положение, открывается, ОЖ течет по большому контуру, охлаждаясь от радиатора.
При неисправном термостате возможны два варианта:
- ОЖ постоянно закипает, в этом случае она циркулирует только по малому контуру, не успевая охлаждаться, так как клапан заклинило в закрытом состоянии.
- Холодный двигатель долго прогревается.
Чтобы определить неисправность устройства, нужно заглушить мотор, открыть капот и осмотреть патрубки термостата. При осмотре следует проявлять осторожность, чтобы не получить ожоги при соприкосновении с патрубками. Нужно потрогать патрубок, присоединенный к радиатору. Если он более горячий по сравнению с остальными, этого говорит о неисправности термостата. В этом случае нужно не спеша добраться до ближайшего СТО и заменить неисправное устройство.
Важным элементом охлаждающей системы является воздушный клапан. С его помощью сбрасывается лишнее давление, появляющееся при перегреве. Если он неисправен, это может привести к выдавливанию кипящего антифриза в расширительный бак. Неисправную пробку нужно менять.
За прокачку антифриза по охлаждающей системе отвечает помпа – водяной насос. Обычно она идет в комплекте с ГРМ и меняется согласно регламенту, поэтому следует регулярно проводить техническое обслуживание автомобиля.
Причина кипения антифриза в расширительном бачке | Явления, сопутствующие кипению | Способы устранения |
---|---|---|
Низкий уровень антифриза | Пустой или почти пустой расширительный бачок, перегрев двигателя, возможны протечки системы охлаждения. | Долить антифриз до необходимого уровня, проверить систему на наличие течей (радиатор, патрубки, помпу). |
Неисправность термостата (заклинило в закрытом положении) | Двигатель перегревается, вентилятор радиатора включается поздно или не включается вовсе. | Заменить термостат. |
Засор радиатора (грязь, насекомые) | Плохое охлаждение двигателя, перегрев, вентилятор радиатора работает постоянно. | Промыть радиатор, заменить его при сильном засоре. |
Неисправность водяной помпы | Плохая циркуляция антифриза, перегрев двигателя. | Заменить помпу. |
Проблемы с вентилятором радиатора (не работает, работает неэффективно) | Перегрев двигателя, вентилятор не включается или работает слабо. | Проверить предохранители, реле, проводку, заменить вентилятор или его мотор. |
Воздушная пробка в системе охлаждения | Неравномерный нагрев двигателя, кипение в отдельных участках системы. | Прокачать систему охлаждения. |
Неисправность датчика температуры | Некорректные показания температуры двигателя, система охлаждения может работать неэффективно. | Заменить датчик температуры. |
Маломощный радиатор | Перегрев двигателя, особенно в жаркую погоду. | Установить радиатор большей мощности (редко применяется). |
Использование некачественного антифриза | Быстрое старение антифриза, снижение его охлаждающих свойств, образование накипи. | Заменить антифриз на качественный. |
Прокладка головки блока цилиндров (пробита) | Антифриз в масле, белый дым из выхлопной трубы, потеря мощности двигателя. | Заменить прокладку головки блока цилиндров. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о кипении антифриза в расширительном бачке:
-
Проблемы с системой охлаждения: Кипение антифриза может быть признаком серьезных проблем в системе охлаждения автомобиля, таких как неисправный термостат, забитый радиатор или поврежденный водяной насос. Эти компоненты играют ключевую роль в поддержании оптимальной температуры двигателя, и их неисправность может привести к перегреву.
-
Качество антифриза: Не все антифризы одинаковы. Разные типы антифризов имеют разные температуры кипения и замерзания. Например, некоторые современные антифризы содержат добавки, которые повышают их термостойкость и предотвращают образование пены, что может снизить риск кипения в расширительном бачке.
-
Воздушные пробки: Кипение антифриза может быть вызвано наличием воздушных пробок в системе охлаждения. Воздух может попасть в систему при замене антифриза или из-за утечек. Воздушные пробки могут препятствовать нормальному циркулированию жидкости, что приводит к перегреву и кипению. Устранение воздушных пробок — важный шаг в обслуживании системы охлаждения.
Что делать при закипании охлаждающей жидкости?
Признаком неисправности системы охлаждения служит индикатор температуры охлаждающей жидкости, расположенный на панели приборов в салоне автомобиля. Если его показания превышают допустимые значения, и у вас есть климат-контроль, следует установить максимальные параметры температуры и мощности. Это позволит перегретому антифризу переключиться на обогрев салона. Затем необходимо аккуратно, без резких движений, доехать до ближайшего сервиса.
Если во время движения загорелась лампочка перегрева двигателя, следует немедленно остановить автомобиль, включив аварийные огни. После этого нужно заглушить мотор и дать ему остыть. Лучше не продолжать движение, а вызвать эвакуатор для транспортировки автомобиля в сервисный центр.
Если из-под капота начали подниматься клубы дыма, необходимо срочно остановиться и открыть капот, чтобы ускорить процесс охлаждения двигателя. Не стоит сразу откручивать крышку расширительного бачка, так как температура жидкости может достигать 200–250 градусов, что чревато ожогами. Доливать следует ту же жидкость, что использовалась в системе, или можно добавить дистиллированную воду. Антифриз добавлять следует только после того, как он перестанет кипеть.
Выявить и устранить причину закипания антифриза несложно, но важно соблюдать некоторые правила при эксплуатации автомобиля:
- следить за уровнем антифриза и доливать при необходимости;
- использовать качественные охлаждающие жидкости, так как некачественный антифриз может пениться;
- регулярно менять охлаждающую жидкость в соответствии с регламентом или по мере необходимости;
- промывать систему охлаждения и радиатор при замене жидкости;
- проверять работоспособность термостата и воздушного клапана;
- осматривать и заменять патрубки при наличии повреждений;
- при необходимости или согласно регламенту менять помпу вместе с комплектом газораспределительного механизма.
Обнаружить и устранить некоторые неисправности может любой автолюбитель.
Профилактика перегрева двигателя
Профилактика перегрева двигателя является важной задачей для каждого автовладельца, так как перегрев может привести к серьезным повреждениям двигателя и дорогостоящему ремонту. Существует несколько ключевых аспектов, которые помогут предотвратить перегрев и обеспечить надежную работу системы охлаждения.
Регулярная проверка уровня антифриза. Один из самых простых и эффективных способов профилактики перегрева — это регулярная проверка уровня антифриза в расширительном бачке. Убедитесь, что уровень жидкости находится в пределах нормы, указанной на бачке. Низкий уровень антифриза может привести к недостаточному охлаждению двигателя, что, в свою очередь, может вызвать его перегрев.
Контроль состояния радиатора. Радиатор играет ключевую роль в системе охлаждения. Проверьте его на наличие повреждений, коррозии и загрязнений. Если радиатор забит грязью или мусором, это может препятствовать нормальному теплообмену. Регулярная промывка радиатора поможет избежать перегрева.
Проверка термостата. Термостат отвечает за регулирование температуры охлаждающей жидкости. Если он заедает в закрытом положении, это может привести к перегреву двигателя. Рекомендуется периодически проверять термостат и при необходимости заменять его.
Состояние водяного насоса. Водяной насос обеспечивает циркуляцию антифриза по системе охлаждения. Если насос работает неправильно или изношен, это может привести к недостаточной циркуляции жидкости и перегреву. Регулярная проверка и замена насоса при необходимости помогут избежать проблем.
Проверка системы охлаждения на утечки. Утечки антифриза могут привести к снижению его уровня и, как следствие, к перегреву. Осмотрите шланги, соединения и радиатор на наличие следов утечек. Если вы обнаружили утечку, необходимо немедленно устранить ее.
Использование качественного антифриза. Не стоит экономить на качестве охлаждающей жидкости. Используйте антифриз, рекомендованный производителем вашего автомобиля. Качественный антифриз обладает необходимыми свойствами, которые помогают предотвратить перегрев и коррозию в системе охлаждения.
Регулярное техническое обслуживание. Периодическое техническое обслуживание автомобиля включает в себя проверку всех систем, включая систему охлаждения. Регулярные осмотры и замены изношенных деталей помогут поддерживать двигатель в хорошем состоянии и предотвратить перегрев.
Соблюдение этих рекомендаций поможет вам избежать перегрева двигателя и продлить срок службы вашего автомобиля. Помните, что профилактика всегда проще и дешевле, чем ремонт, поэтому не пренебрегайте регулярным обслуживанием вашего транспортного средства.
Вопрос-ответ
Почему в расширительном бачке кипит антифриз?
Что это значит? Если антифриз кипит и его выкидывает из расширительного бачка, дело в прокладке ГБЦ. Сильное бурление охлаждающей жидкости на холостом ходе происходит за счет попадания выхлопных газов в расширительный бачок, отсюда и характерный запах.
Можно ли ездить с кипящим антифризом?
При закипании антифриза водитель должен немедленно остановить автомобиль и заглушить мотор, чтобы разобраться в причине возникновения неисправности. Эксплуатировать авто с кипящим теплоносителем недопустимо.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте уровень антифриза в системе охлаждения. Если уровень низкий, это может привести к перегреву и кипению жидкости. Долейте антифриз до необходимого уровня, используя рекомендованный производителем тип жидкости.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на состояние термостата. Если он заедает в закрытом положении, это может препятствовать циркуляции антифриза и вызывать его кипение. Проверьте термостат и замените его при необходимости.
СОВЕТ №3
Проверьте радиатор на наличие засоров или повреждений. Забитый радиатор может ухудшить теплоотвод, что приведет к перегреву. Очистите радиатор или замените его, если это необходимо.
СОВЕТ №4
Регулярно проверяйте систему охлаждения на наличие утечек. Утечки антифриза могут привести к его недостатку в системе и, как следствие, к перегреву. Убедитесь, что все соединения и шланги находятся в хорошем состоянии.