Каждый водитель сталкивался с ситуацией, когда машина дергается при движении, что вызывает дискомфорт и опасность на дороге. Это может быть вызвано различными причинами — от мелких неисправностей до серьезных проблем с трансмиссией или двигателем. В статье рассмотрим основные причины дергания автомобиля, алгоритм диагностики и советы по самостоятельному устранению неисправностей. Эти знания помогут быстрее справиться с проблемой и избежать аварийных ситуаций.
Диагностика проблем – алгоритм проверки
При возникновении неисправности, проявляющейся в рывках, автомобиль обычно демонстрирует следующие признаки:
- легко запускается и стабильно работает на холостом ходу;
- разгон до 2500 оборотов сопровождается рывками: увеличение оборотов сменяется замедлением;
- при резком нажатии на газ рывки исчезают;
- уверенное движение внезапно прерывается частыми подергиваниями, вплоть до полной остановки.
Для выявления причин проблемы начнем с небольшой диагностики на холостом ходу. Обычно серьезных проблем не возникает, но важно убедиться в корректной работе системы подачи топливно-воздушной смеси. Затем проведем тест-драйв на холодном двигателе, внимательно следя за поведением автомобиля и фиксируя моменты, когда возникают перебои. Записываем показания тахометра и передачи, на которых наблюдаются подергивания. Аналогичную поездку стоит сделать и на прогретом двигателе.
После того как мы изучили поведение автомобиля, прежде чем углубляться в поиск неисправностей, проверяем систему подачи топлива: осматриваем все трубопроводы на наличие подтеков. Сильно загрязненный воздушный фильтр также может мешать образованию нормальной смеси. В карбюраторных двигателях часто возникают поломки клапанов и насосов. В инжекторных двигателях необходимо проверить чистоту форсунок, а в дизельных — фильтры, особенно элементы тонкой очистки.
Иногда этого достаточно, так как наиболее распространенной причиной рывков является проблема с подачей смеси. Не стоит забывать и о свечах зажигания: выкручиваем их и осматриваем. Бывает, что даже новые свечи могут работать некорректно. Также причиной может быть некачественное топливо. Попробуйте сменить заправку и понаблюдать за поведением автомобиля. Часто после смены АЗС рывки исчезают.
При возникновении проблемы с дерганием автомобиля во время движения, эксперты рекомендуют начать диагностику с проверки системы зажигания. Неисправные свечи или провода могут стать причиной перебоев в работе двигателя. Также стоит обратить внимание на топливную систему: загрязненные фильтры или некачественное топливо могут вызвать подобные симптомы.
Следующим шагом является проверка подвески и колес. Изношенные амортизаторы или неправильное давление в шинах могут привести к нестабильному поведению автомобиля. Кроме того, стоит проверить состояние трансмиссии, так как проблемы с коробкой передач также могут вызывать дергания.
Если самостоятельно выявить причину не удалось, рекомендуется обратиться к специалистам для более глубокой диагностики. Важно помнить, что игнорирование проблемы может привести к более серьезным поломкам и увеличению затрат на ремонт.
Подача смеси – проверка инжектора и карбюратора
Чтобы сэкономить время на проверке, разбиваем топливную систему на условные участки и проверяем их постепенно. Сначала топливный насос. В старых машинах он механический, имеет в большинстве своем ручную подкачку. Сильная струя без воздуха из трубопровода говорит об исправности. Если подкачки нет, прокручиваем двигатель. На авто с электрическим насосом проверяем давление. Манометр подсоединяем к штуцеру на рампе, заводим двигатель. Насос должен за 2 секунды создавать давление около 3 Мпа.
Если оно недостаточное или набирается медленно, выясняем причину. Скорее всего, она в изношенности насоса и грязном топливном фильтре. Иногда виноват регулятор давления. Проверяем его так: пережимаем слив и следим за давлением. Если оно выросло, регулятор неисправен.
Когда машина дергается при движении, первым делом проверяем, как поступает топливо в карбюратор или топливную аппаратуру. В карбюраторе неисправность кроется в фильтре под заглушкой, поплавковой камере. Откручиваем заглушку, промываем фильтровальную сеточку. Может заедать игольчатый клапан или поплавок задевает стенки камеры. Бензина в камере может не хватать из-за неправильно выставленного уровня или пробитого поплавка. Подгибаем язычок и выставляем уровень, поплавок меняем.
Забитые жиклеры тоже не пропускают нужное количество топлива, возникают перебои. Карбюратор снимаем, вынимаем, откручиваем жиклеры, промываем, прочищаем, используя деревянные палочки. Продуваем сжатым воздухом полости и жиклеры. Эффективно очищает карбюратор специальная жидкость, которую достаточно распылить в карбюратор.
Резкое нажатие на акселератор при езде заставляет срабатывать ускорительный насос карбюратора, который подает дополнительное топливо через распылитель. Чтобы убедиться в его работе, снимаем крышку карбюратора. Нажимаем на привод ускорителя и смотрим, как подается топливо. Если хотя бы из одного распылителя нет сильной струи, значит, отверстие забито. Снимаем их, продуваем сжатым воздухом и ставим на место.
Засоренные инжекторы тоже приводят к рывкам автомобиля. Чтобы очистить их в домашних условиях, используем один из способов. Покупаем специальные присадки для инжекторных двигателей, заливаем в бензобак и катаемся. Система очистится сама, но при серьезных поломках такой способ не помогает. Существует еще один старый способ: прогнать машину 15 км на очень большой скорости. Можно, стоя на месте, прогазовывать, увеличивая обороты до 5 тыс. около трех минут. Из всех перечисленных этот способ наименее эффективен.
Симптом (Машина дергается) | Возможная причина | Действия по диагностике и устранению |
---|---|---|
Дергание при разгоне | Проблемы с зажиганием (свечи, катушки, высоковольтные провода) | Проверить свечи на наличие нагара или повреждений, проверить катушки зажигания на наличие искры, проверить высоковольтные провода на наличие повреждений или трещин. Заменить неисправные детали. |
Дергание при переключении передач (АКПП) | Низкий уровень трансмиссионной жидкости, износ фрикционов, проблемы с гидроблоком | Проверить уровень и состояние трансмиссионной жидкости. Проверить на наличие ошибок в системе АКПП (через диагностический сканер). Обратиться к специалисту по ремонту АКПП. |
Дергание при переключении передач (МКПП) | Износ сцепления, проблемы с выжимным подшипником, неисправность троса сцепления | Проверить состояние сцепления (проверку лучше доверить специалисту). Проверить трос сцепления на наличие повреждений. Заменить изношенные детали. |
Дергание на холостом ходу | Проблемы с системой холостого хода, загрязненный дроссельный узел, неисправность датчика кислорода | Проверить дроссельный узел на наличие загрязнений и очистить его. Проверить датчик кислорода. Проверить систему холостого хода. |
Дергание при движении на определенной скорости | Проблемы с топливной системой (засоренный топливный фильтр, низкое давление топлива) | Проверить топливный фильтр и заменить его при необходимости. Проверить давление топлива. |
Дергание при движении по неровной дороге | Проблемы с подвеской (амортизаторы, сайлентблоки) | Проверить состояние амортизаторов и сайлентблоков. Заменить изношенные детали. |
Регулярное дергание, сопровождающееся посторонними звуками | Проблемы с двигателем (поршневая группа, шатуны) | Необходимо обратиться к специалисту для диагностики двигателя. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов, связанных с темой “Машина дергается при движении”:
-
Причины дергания могут быть разнообразными: Дергание автомобиля может быть вызвано множеством факторов, включая проблемы с системой зажигания, неисправности в трансмиссии, неравномерный износ шин или даже неправильное давление в шинах. Поэтому важно проводить комплексную диагностику, чтобы точно определить источник проблемы.
-
Электронные системы управления: Современные автомобили оснащены сложными электронными системами, которые могут влиять на работу двигателя и трансмиссии. Например, сбои в работе датчиков, таких как датчик массового расхода воздуха или датчик положения дроссельной заслонки, могут привести к дерганию при движении. Использование диагностического сканера может помочь выявить ошибки в системе.
-
Проверка подвески и рулевого управления: Дергание может быть связано не только с двигателем, но и с проблемами в подвеске или рулевом управлении. Изношенные амортизаторы, шаровые опоры или рулевые тяги могут вызывать нестабильность автомобиля на дороге. Регулярная проверка этих компонентов поможет предотвратить более серьезные проблемы и повысить безопасность.
Эти факты подчеркивают важность регулярного технического обслуживания и внимательного отношения к состоянию автомобиля для предотвращения неприятных ситуаций на дороге.
Проблем с зажиганием – устранение причин
Частые подергивания на низких и средних оборотах могут свидетельствовать о проблемах с системой зажигания. Эти неисправности занимают второе место по распространенности после неполадок с топливом. Давайте проведем диагностику:
- Осмотрите все соединения и клеммы. Простое окисление или ослабление контактов могут вызывать перебои в работе двигателя. Часто достаточно очистить контакты, подтянуть крепления или просто немного пошевелить проводами, чтобы временно устранить проблему.
- Проверьте высоковольтные провода, которые могут со временем изнашиваться и начинать пробивать. Это легко заметить в темноте: вдоль проводов появляются синие искры. В этом случае единственным решением будет их замена.
- Убедитесь в правильности установки момента зажигания. На старых автомобилях он регулируется вручную, и при рывках на малых оборотах причиной может быть слишком раннее зажигание. Чтобы проверить это, на прямой передаче резко нажмите на газ: если вы услышите детонацию в течение 1–2 секунд, значит, зажигание выставлено верно. Если детонации нет, потребуется корректировка.
- Выкрутите свечи зажигания, осмотрите их и замените на новые, если это необходимо. Однако это не всегда решает проблему, чаще всего причина кроется в другом.
На карбюраторных двигателях подергивания могут возникать из-за неисправности вакуумного регулятора, расположенного на трамблере. Если он поврежден, это может вызвать подергивания. Чтобы проверить его работоспособность, при запущенном двигателе снимите шланг вакуумника и прикоснитесь языком к его отверстию. Исправный регулятор должен засосать язык.
Сбои в работе автомобилей с электронной или бесконтактной системой могут быть вызваны теми же причинами, но также существуют и специфические неисправности. Это может быть связано с поломками блока управления (ЭБУ) или различных датчиков. Блок управляет исполнительными механизмами, включая зажигание. Причин для неисправностей электроники множество, и не стоит пытаться их исправить самостоятельно без достаточных знаний. Неправильное вмешательство может лишь усугубить ситуацию.
Неисправности зажигания по своим симптомам сложно отличить от проблем с топливной системой, и они могут проявляться одновременно. Поэтому рекомендуется проводить совместную диагностику и ремонт обеих систем.
Механические поломки – тоже могут стать причиной рывков
Иногда подшипники в колесе настолько изношены, что появляется сильный люфт, в некоторые моменты колесо притормаживает, и машина едет рывками. Ее поднимают домкратом и сильно дергают колесо. Люфт устраняют заменой подшипников. Впрочем, виноваты в появлении рывков могут быть не только подшипники, а просто ослабление крепления самого колеса и других узлов, связанных с ним.
Если было замечено, что при переключении передач машина пинается, скорее всего, виновато трансмиссионное масло. Оно, возможно, давно не менялось и сильно загрязнилось. Сливаем старое масло и заливаем новое – проблема решена. Часто при морозах автомобилисты стремятся разогнать машину, не давая маслу в КПП прогреться. Холодная смазка тормозит вращение шестерен и в момент переключения передач возникает рывок. Когда масло хорошо прогреется, дергание исчезает. При переключении АКПП движение сопровождается рывками из-за ингибитора: корректируем его положение или меняем.
Изношенные диски сцепления, плохое крепление двигателя, неисправности амортизаторов при определенных условиях тоже вызывают дергание. Их трудно диагностировать, потому что они носят случайный характер, сложно определить зависимость от скорости, величины оборотов, передачи.
Неисправность педали акселератора тоже может сопровождаться рывками при движении. Если она электронная, на панели должно загореться предупреждение о поломке, но система может и не сработать. Тогда проверяем по тахометру. Очень медленное повышение оборотов свидетельствует, что поломан датчик, а контроллер работает в резервном режиме. Более точно неисправность определяем прозвоном цепей после демонтажа узла.
Топливные фильтры – замена и восстановление
Когда топливо поступает в недостаточном объеме, это может вызывать рывки даже на низких оборотах. Часто причиной этого является загрязнение топливного фильтра. В зависимости от модели автомобиля, количество фильтров может варьироваться, за исключением дизельных двигателей, где всегда присутствуют два. Первый из них — фильтр предварительной очистки. Он редко выходит из строя, но его стоит периодически проверять. Для этого отсоединяем шланг и продуваем сеточку, предварительно сняв крышку бака. Через несколько дней стоит повторить эту процедуру, одновременно очищая бак, чтобы предотвратить повторное загрязнение сетки.
Если рывки продолжаются, необходимо проверить фильтр тонкой очистки. У японских автомобилей этот элемент одноразовый и подлежит замене, тогда как на других моделях его можно восстановить, промыв в керосине. Для этого помещаем емкость с керосином на водяную баню, и когда вода закипит, опускаем фильтровальный элемент в керосин. Это поможет эффективно удалить воду и растворить парафин. Восстановленный фильтр сможет прослужить еще несколько десятков тысяч километров. Фильтры тонкой очистки для дизельных двигателей универсальны и подходят для различных моделей и марок.
Дергается автомобиль на газу – возможные причины
Все больше машин оснащается газобаллонными установками. Они могут дергаться по причине неправильной настройки оборудования, регулировку которого поручаем только специалисту. Другие причины можно устранить самому:
- Неисправности с зажиганием: на бензине двигатель может работать, а на газу даже мелкие неполадки приводят к неуверенной работе. Проверяем катушку, провода, свечи лучше поставить предназначенные для работы на газу.
- Газовая разводка подсасывает воздух. Проверка визуальная или мыльным раствором, места соединений подтягиваем.
- Сбой ЭБУ. Поломка возможна после перепрошивки, в другом случае маловероятна, так как настраивается сразу.
- Наиболее частая неисправность и дергание – редуктор не прогревается, газ не испаряется полностью. Происходит это из-за недостатка в системе жидкости, которую доливаем.
Рывки при движении появляются по разным причинам. Если они отчетливо чувствуются, значит, пребывают в апогее. Никогда не доводите машину до такого состояния. Лучше профилактика, чем ремонт. При первых признаках неблагополучия следует выявить причину и устранить ее.
Электронные системы управления – диагностика и сброс ошибок
Современные автомобили оснащены сложными электронными системами управления, которые контролируют работу двигателя, трансмиссии и других важных узлов. Если ваша машина дергается при движении, одной из первых причин может быть сбой в работе этих систем. Для диагностики и устранения проблем необходимо учитывать несколько ключевых аспектов.
Первым шагом в диагностике является считывание кодов ошибок с помощью диагностического оборудования. Для этого вам понадобится OBD-II сканер, который подключается к разъему автомобиля. Сканер считывает коды ошибок, хранящиеся в памяти ЭБУ (электронного блока управления), и предоставляет информацию о возможных неисправностях. Обратите внимание на коды, связанные с системой впрыска, зажигания и трансмиссией, так как они могут указывать на причины дергания.
После считывания кодов ошибок важно проанализировать их. Некоторые коды могут указывать на временные сбои, которые могут быть устранены простым сбросом ошибок. Для этого можно использовать тот же OBD-II сканер, который обычно имеет функцию сброса кодов. Однако перед сбросом рекомендуется проверить, не проявляются ли проблемы в работе автомобиля, так как сброс может скрыть настоящую неисправность.
Если после сброса ошибок проблема не исчезла, необходимо провести более глубокую диагностику. Это может включать проверку состояния датчиков, таких как датчик массового расхода воздуха (MAF), датчик кислорода (O2) и датчик положения дроссельной заслонки. Эти компоненты играют ключевую роль в управлении работой двигателя и могут вызывать дергание, если они неисправны или загрязнены.
Также стоит обратить внимание на состояние проводки и разъемов, так как коррозия или повреждения могут привести к неправильной работе систем. Проверьте, нет ли обрывов или коротких замыканий, особенно в местах, где проводка подвергается механическим воздействиям.
Не менее важным аспектом является проверка программного обеспечения ЭБУ. Иногда производители автомобилей выпускают обновления, которые могут улучшить работу системы управления. Если ваш автомобиль старше нескольких лет, возможно, стоит обратиться в сервисный центр для проверки наличия обновлений.
В заключение, диагностика электронных систем управления требует внимательности и тщательности. Считывание кодов ошибок, анализ состояния датчиков и проводки, а также проверка программного обеспечения – все это важные шаги на пути к устранению проблемы с дерганием автомобиля. Если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться к профессионалам, которые смогут провести диагностику и ремонт на высоком уровне.
Вопрос-ответ
От чего может дергаться машина при движении?
Источником причин, из-за которых машина дергается во время движения, нередко является трансмиссия. Это может быть неисправность сцепления, неполадки с автоматической или механической коробкой, а также износ или повреждение узлов их крепления, включая детали ШРУСов.
Как устранить рывки при ускорении?
Действия по предотвращению и устранению рывков при ускорении. Регулярная замена свечей зажигания, проверка катушек зажигания, а также очистка или замена топливных форсунок и фильтров помогут сохранить производительность вашего автомобиля.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте уровень и состояние масла в трансмиссии. Низкий уровень масла или его загрязнение могут привести к дерганию машины при движении. Если масло темное или имеет неприятный запах, его следует заменить.
СОВЕТ №2
Осмотрите свечи зажигания и провода. Изношенные или загрязненные свечи могут вызывать перебои в работе двигателя, что приводит к дерганию. Замените их, если заметите признаки износа или загрязнения.
СОВЕТ №3
Проверьте систему подвески и амортизаторы. Изношенные детали подвески могут вызывать нестабильность и дергание при движении. Убедитесь, что все элементы подвески находятся в хорошем состоянии и при необходимости замените их.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на состояние колес и шин. Неправильное давление в шинах или их неравномерный износ могут привести к дерганию. Регулярно проверяйте давление и балансировку колес, а также следите за состоянием протектора.