За свою пятитысячелетнюю историю колесо прошло грандиозный эволюционный путь от деревянного диска до каучуковой шины. Колесо — узел транспортного средства, закреплённый и свободновращающийся на оси, что позволяет телу катиться. В настоящее время многочисленные точки продаж шин предлагают товары разных торговых марок. Существует два вида шин: радиальные и диагональные. Предлагаем разобраться в отличиях шин этих двух видов.
Как устроена шина
Для начала стоит разобраться в строении автомобильных пневматических шин. Любая покрышка имеет несколько слоёв:
- Каркас — образует форму и упрочняет шину.
- Брекер — плавный переход от каркаса к внешнему слою покрышки. Именно он принимает на себя нагрузку колеса. Армирующую функцию здесь выполняет корд — слои металлических и полимерных нитей.
- Протектор — внешний слой, осуществляющий непосредственный контакт с дорожным полотном.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что радиальные и диагональные шины имеют принципиальные отличия, влияющие на их эксплуатационные характеристики. Радиальные шины, благодаря своей конструкции, обеспечивают лучшее сцепление с дорогой и меньший расход топлива. Они имеют более гибкие боковины, что способствует улучшению управляемости и комфорту при движении. В то же время диагональные шины, обладая более жесткой конструкцией, обеспечивают высокую прочность и устойчивость к повреждениям, что делает их предпочтительными для внедорожников и тяжелой техники. Однако, по мнению специалистов, радиальные шины становятся все более популярными благодаря своим преимуществам в условиях городских дорог и на трассах. Выбор между этими типами шин зависит от условий эксплуатации и предпочтений водителя.
Радиальные шины
Радиальная шина имеет стальные или полимерные нити каркаса, которые идут в направлении радиуса от боковой части покрышки к её профилю. Эти нити не пересекаются и в каждом слое лежат параллельно. Такая шина имеет одно бортовое кольцо. В маркировке, нанесённой на боковину покрышки, ставится «R» или «Radial». Очень часто в продаже мы встречаем именно бескамерные (с пометкой «TUBELESS») радиальные шины. На боковой стороне шины можно увидеть числовую маркировку подобно -195/65 R15. В данном примере ширина профиля 195 мм., отношение высоты профиля к ширине 65%, R-радиальная шина, диаметр обода 15 дюймов.
Преимущества шин данного типа
Среди плюсов радиальных шин можно выделить:
- более долгий срок службы;
- радиальные шины обладают невысокой сопротивляемостью для качения;
- данный тип автомобильной покрышки имеет меньшее количество слоёв брекера — это способствует хорошему отводу тепловой энергии, что появляется при трении шины и дорожного полотна. При езде с большой скоростью, шины меньше перегреваются;
- при проколе бескамерной шины — давление падает с неё очень быстро, что даёт возможность водителю доехать до ближайшего шиномонтажа;
- пятно контакта протектора гораздо больше, чем у диагональных шин, а следователь, и сцепление с дорожным покрытием гораздо лучше. Управление и стабильность транспортного средства будут практически одинаковыми в хорошую и плохую погоду;
- небольшой вес покрышки уменьшает расход ГСМ и нагрузку на узлы трансмиссии, также такие покрышки более удобные в установке на автомобиль.
Недостатки шин радиального типа
Не стоит забывать и про минусы:
- незащищённая боковина боится порезов и перегрузок. Так при наезде на бордюр или попадании колеса на скорости в яму, шина продавливается до диска, давление поднимается и синтетический слой волокон внутри рвётся, в результате имеем «грыжу» колеса;
- повреждения радиальных шин ведёт к их неизбежной замене на новые;
- главной проблемой для изделий этого типа является их высокая стоимость.
Диагональные шины
Диагональная шина имеет попарно переплетённые нити корда, которые расположены по диагонали от одной боковой части к другой. Нити корда пересекаются под углом в области протектора. Имеет два бортовых кольца. По классификации диагональные шины являются камерными. Данный вид шин предназначен для установки на спецтехнику (трактора, погрузчики и т. д.).
Почему люди покупают диагональные шины
Следует отметить достоинства диагональных покрышек:
- простая конструкция таких шин серьёзно снижает стоимость;
- боковая часть имеет высокую прочность;
- диагональная шина активно поглощает нагрузки, что возникают при попадании колеса в яму;
- хорошая ремонтоспособность.
Недостатки шин этого типа
Все достоинства шин этого типа не могут перекрыть их минусов:
- большой вес покрышки негативно сказывается на узлах трансмиссии, увеличивается расход горючего;
- при возникновении значительных нагрузок наблюдается деформация протектора. Это значит, что такая шина гораздо раньше будет направлена на утилизацию;
- небольшое пятно контакта протектора с дорожным полотном станет большой проблемой при езде в плохую погоду или при работах с нагрузками;
- при движении со скоростью выше 40 км/ч, смещение боковин шины вызывает трение, что повышает температуру покрышки;
- по данным статистики, пробег диагональных шин в 2 раза меньше, чем у радиальных.
Так какая лучше: радиальная или диагональная
Присутствие на рынке продаж шин радиального и диагонального типа объяснимо. Можно сказать, что каждый покупатель видит лучшее для себя, руководствуясь при этом собственными поставленными целями и задачами. Для коммерческой техники радиальные шины слишком дорогие — вот почему предприятия используют диагональные покрышки. Хотя совсем недавно одной известной французской компанией проводились исследование в выборе типов покрышек для крупной промышленной спецтехники. В них была учтена и стоимость покрышек разного типа, и КПД техники при работах, и расход топлива. Результатом стала полная победа шин радиального типа.
Конечно, можно поинтересоваться стоимостью таких покрышек для тракторов и погрузчиков, но не все отечественные коммерсанты будут согласны заплатить такие суммы. Мир движется вперёд с огромной скоростью. А радиальные шины созданы именно для больших скоростей. Это и есть основная причина, почему в большинстве предложений магазинов автозапчастей мы видим радиальные автопокрышки.
Вопрос-ответ
В чем основные отличия между радиальными и диагональными шинами?
Основные отличия заключаются в конструкции. Радиальные шины имеют корд, который располагается радиально относительно центра шины, что обеспечивает лучшую управляемость и меньший расход топлива. Диагональные шины, в свою очередь, имеют корд, который пересекает друг друга под углом, что делает их более жесткими и устойчивыми к повреждениям, но менее эффективными на высоких скоростях.
Какие преимущества имеют радиальные шины по сравнению с диагональными?
Радиальные шины обеспечивают лучшую сцепляемость с дорогой, более плавный ход и меньший износ. Они также имеют более низкое сопротивление качению, что способствует экономии топлива и снижению уровня шума при движении. Эти характеристики делают радиальные шины предпочтительными для большинства современных легковых автомобилей.
В каких случаях лучше использовать диагональные шины?
Диагональные шины лучше подходят для тяжелых грузовиков, внедорожников и в условиях, где требуется высокая прочность и устойчивость к повреждениям, например, на строительных площадках или в сельском хозяйстве. Они могут лучше справляться с неровностями и сложными дорожными условиями, что делает их более надежными в таких ситуациях.
Советы
СОВЕТ №1
При выборе между радиальной и диагональной шиной учитывайте условия эксплуатации. Радиальные шины лучше подходят для городских условий и высоких скоростей, так как обеспечивают лучшую управляемость и экономию топлива. Диагональные шины, в свою очередь, могут быть предпочтительнее для внедорожников и тяжелых грузовиков, так как они более устойчивы к повреждениям на сложных поверхностях.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на характеристики сцепления и износостойкости. Радиальные шины обычно имеют более длительный срок службы и лучшее сцепление на сухих и мокрых дорогах. Если вы часто ездите по сложным маршрутам или в условиях плохой погоды, выбирайте шины с хорошими отзывами о сцеплении.
СОВЕТ №3
Не забывайте о размере и совместимости шин с вашим автомобилем. Перед покупкой обязательно проверьте рекомендации производителя по размерам и типам шин. Неправильный выбор может негативно сказаться на управляемости и безопасности автомобиля.
СОВЕТ №4
Регулярно проверяйте состояние шин и их давление. Правильное давление в шинах не только увеличивает срок их службы, но и улучшает экономию топлива и безопасность. Не забывайте также о регулярной ротации шин для равномерного износа.