Ситуация, когда стартер крутит, а двигатель не заводится, знакома многим автомобилистам и вызывает беспокойство. Неисправность может быть вызвана различными факторами: от проблем с топливной системой до неисправностей в системе зажигания. В этой статье рассмотрим возможные причины, по которым ваш автомобиль не запускается, и предложим рекомендации по их диагностике и устранению. Знание этих нюансов поможет быстрее справиться с проблемой и избежать лишних затрат на услуги автосервиса.
Не заводится двигатель при работающем стартере – возможные поломки
Когда стартер вращается, но двигатель не запускается, определить причину может быть непросто. Необходимо проверить множество компонентов. Начнем с самого стартера. Поверните ключ зажигания и внимательно прислушайтесь к звукам, которые он издает. Из стартера должно доноситься ровное жужжание электромотора без каких-либо перебоев. Если вы слышите щелчки, гул или другие посторонние звуки, вероятнее всего, проблема кроется в стартере. При исправном состоянии стартера двигатель часто не запускается из-за отсутствия топлива или его неполного сгорания.
Если топливо поступает, зажигание в порядке, стартер вращается, но двигатель не запускается, стоит обратить внимание на электрооборудование: проверьте различные участки электрической цепи и ее компоненты. Причины могут быть довольно простыми: перегоревший предохранитель, отсутствие контакта из-за повреждения или окисления. Редко, но возможны и неисправности электронного блока управления. Также могут выйти из строя датчики, которые отправляют неверные сигналы на ЭБУ, что приводит к неправильной регулировке соотношения топлива и воздуха, а также его подаче в двигатель.
Существует также ситуация, когда двигатель сильно трясется при попытке запуска, создается впечатление, что он вот-вот заведется, но не схватывает. Это может быть вызвано электромагнитными наводками, которые мешают датчикам корректно обрабатывать информацию и отправлять сигнал на ЭБУ. Такие наводки может создавать электромагнитное поле стартера. Если возникают сбои в работе датчика положения коленвала (ДПКВ), двигатель не удастся запустить, даже если топливо подается нормально и коленвал вращается стартером.
Неисправности, возникающие при запуске, когда стартер уверенно прокручивает коленвал, довольно распространены и не зависят от типа двигателя.
Эксперты в области автодиагностики отмечают, что ситуация, когда стартер крутит, а двигатель не заводится, может быть вызвана несколькими факторами. Первым делом стоит проверить уровень топлива в баке и состояние топливной системы. Нехватка топлива или неисправный насос могут стать причиной отказа запуска. Далее, важно обратить внимание на систему зажигания: неисправные свечи, катушки или провода могут препятствовать воспламенению смеси. Также стоит проверить аккумулятор – даже если стартер крутит, недостаточная мощность может не обеспечить запуск. Наконец, эксперты рекомендуют осмотреть предохранители и реле, так как их повреждение может блокировать подачу питания на важные компоненты. Правильная диагностика и последовательное устранение проблем помогут быстро вернуть автомобиль в рабочее состояние.
Дизель – специфика поиска неисправности
Воспламенение топлива в бензиновом и дизельном двигателе принципиально отличаются. Такт сжатия в дизеле происходит без топлива, оно впрыскивается в самом конце его, когда температура в цилиндре достигает 700°. Воспламенение топлива происходит при соприкосновении с горячим воздухом. Излишки тепла от головки отводятся системой охлаждения. Чтобы внутри камеры сгорания поддерживалась необходимая для воспламенения топлива температура, холодный мотор перед пуском подогревается свечами накаливания.
Если холодный дизель не заводится, поиск проблемы начинаем со свечей. Стартер может крутить очень долго, но с неисправными свечами даже при +5° завести двигатель трудно, не говоря о морозе. Сначала проверяем исправность блока управления. Подсоединяем лампочку на шину свечей и массу, поворачиваем ключ. При исправном блоке загорится лампочка. Дальше поворачиваем ключ в исходное положение, отключаем шину питания и проверяем свечи накаливания. Один контакт лампочки 21 Вт подсоединяем к свече, другой – к плюсу аккумулятора. Если свеча исправна, лампочка горит ярко.
В любую погоду дизель не заведется, если завоздушен топливный насос или неисправен клапан глушения. Проверяем лампочкой – подается ли на клапан питание. Если оно есть, снимаем и надеваем подводящий его провод. Исправный клапан глушения издает щелчки. Если с клапаном порядок, остается воздух в топливной системе. Откручиваем обратку форсунок или заглушку, через которые будем стравливать воздух. Если имеется ручная подкачка топливного насоса, подаем напряжение на клапан, чтобы открылся, и подкачиваем солярку, пока она не потечет вместо воздуха. Если насос низкого давления с электроприводом, включаем его.
При неудаче, когда прокачать дизтопливо не удается, проверяем топливный фильтр: возможно, его замуровала грязь или парафин.
Признак неисправности | Возможная причина | Способ устранения |
---|---|---|
Стартер крутит медленно, двигатель не заводится | Севший аккумулятор, окисленные клеммы, неисправный стартер, низкое напряжение бортовой сети | Зарядить или заменить аккумулятор, очистить клеммы, проверить и заменить стартер, проверить генератор |
Стартер крутит быстро, двигатель не заводится | Нет искры, низкое давление топлива, неисправность системы зажигания, проблемы с топливной системой, неисправность датчиков, заклинивший двигатель | Проверить свечи зажигания, высоковольтные провода, катушку зажигания, топливный насос, топливный фильтр, датчики (ДМРВ, ДПДЗ, датчик коленвала), проверить компрессию в цилиндрах, проверить наличие топлива в рампе |
Стартер щелкает, двигатель не заводится | Севший аккумулятор, неисправный стартер, окисленные клеммы, проблемы с проводкой | Зарядить или заменить аккумулятор, проверить и заменить стартер, очистить клеммы, проверить проводку |
Стартер крутит, слышен необычный звук (стук, скрежет), двигатель не заводится | Заклинивший двигатель, проблемы с механизмом ГРМ, повреждение поршней или шатунов | Необходимо провести диагностику двигателя, возможно потребуется ремонт |
Стартер крутит, двигатель пытается завестись, но не заводится | Недостаток топлива, воздуха или искры, проблемы с системой зажигания, неправильная работа топливной системы | Проверить топливную систему, систему зажигания, проверить датчики, проверить воздушный фильтр |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов, связанных с проблемой, когда стартер крутит, а двигатель не заводится:
-
Проблемы с системой зажигания: Одной из частых причин, по которой двигатель не запускается, несмотря на то, что стартер работает, является неисправность системы зажигания. Это может быть связано с изношенными свечами зажигания, неисправным распределителем зажигания или проблемами с катушками. Если искра не поступает к цилиндрам, топливо не воспламеняется, и двигатель не запускается.
-
Неисправность системы подачи топлива: Если стартер крутит, но двигатель не заводится, это может указывать на проблемы с подачей топлива. Например, забитый топливный фильтр, неисправный топливный насос или проблемы с инжекторами могут привести к тому, что топливо не поступает в цилиндры. Важно проверить давление топлива в системе, чтобы убедиться, что оно соответствует норме.
-
Электрические проблемы: Иногда причина может быть связана с электрическими системами автомобиля. Например, плохие контакты, коррозия на клеммах аккумулятора или неисправные реле могут препятствовать нормальной работе системы зажигания или подачи топлива. Проверка всех электрических соединений и компонентов может помочь выявить скрытые проблемы.
Бензиновый двигатель – проверка подачи топлива
Двигатель может не запускаться из-за проблем в топливной системе: отсутствие бензина или неисправность пускового устройства. Чтобы проверить топливную систему карбюраторного двигателя, выполните следующие шаги:
- Откройте дроссельные заслонки карбюратора резко, наблюдая за впрыском бензина (предварительно снимите крышку воздушного фильтра). Если топливо распыляется, значит, оно поступает в карбюратор.
- Если бензин подается, но холодный двигатель не запускается, проверьте пусковое устройство. Закройте воздушную заслонку – она должна полностью перекрыть первичную камеру, а дроссельная заслонка должна быть приоткрыта на 0,8 мм. Для проверки работы дроссельной заслонки потребуется снять карбюратор.
- Если ускорительный насос не подает бензин, значит, его нет в карбюраторе. Закачайте топливо вручную и попробуйте завести двигатель.
- Проверьте работу бензонасоса: снимите шланг с выпускного штуцера и прокачайте. После нескольких нажатий должен появиться бензин.
- Если не удалось подкачать бензин, проверьте топливный фильтр и сеточку в отстойнике карбюратора. Если фильтр загрязнен, замените его, а сеточку промойте.
- Если топливо по-прежнему не поступает, разберите бензонасос и проверьте диафрагмы. Если они повреждены, бензин будет попадать не в карбюратор, а в поддон, разбавляя масло.
В этом случае масло нужно заменить, промывка не требуется. Установите новые диафрагмы, подкачайте бензин и запустите двигатель.
На автомобилях с инжектором двигатель не запускается, если топливный электронасос не работает. Его исправность можно определить по звуку жужжания при включении зажигания. Иногда проблема может быть связана с окислением клемм или с предохранителем, но бывает и так, что насос выходит из строя. Также может отсутствовать или быть недостаточным давление в рампе, если туда попал бензин. На стороне, противоположной подключенному бензопроводу, под колпачком находится клапан. Нажмите на него – бензин должен брызнуть. Если этого не произошло, проверьте топливный фильтр, сеточку заборника и редукционный клапан бензонасоса, который находится в бензобаке.
Зажигание – как найти и устранить поломку
Если неисправности с подачей топлива устранили, а машина не заводится, начинаем проверять зажигание. Выкручиваем свечи и проверяем образование искры. На свечу надеваем провод от крышки трамблера, юбкой касаемся металла на автомобиле, а в это время помощник стартером крутит двигатель. На исправной свече заметна сильная искра синего цвета. Для инжекторного двигателя отсутствие искры говорит о неисправности модуля, для карбюраторного – катушки.
Модуль инжектора проверить в домашних условиях невозможно, а катушка проверке поддается. На старых моделях установлена одна цилиндрическая катушка, на современных – сдвоенная или монолитный модуль. Самые совершенные КЗ, которые устанавливаются на каждом цилиндре непосредственно на свечи без проводов. Катушки с проводами проверяются просто: вытаскиваем из трамблера центральный провод, подносим к металлу автомобиля на расстояние 5 мм и включаем стартер. Наличие искры говорит об исправности.
Часто в авто отказывает трамблер – подгорание контактов прерывателя-распределителя не позволяет запустить двигатель. Если трамблер бесконтактный, возможно, поломался датчик Холла. Это не характерная неисправность – датчики редко выходят из строя. Среди самых распространенных неисправностей трамблера:
- на бегунке перегорело сопротивление;
- прогорела крышка трамблера;
- оборваны провода датчика Холла;
- биение вала трамблера через изношенные подшипники.
https://youtube.com/watch?v=9y-6EiibdJs
Крышку трамблера проверяем заменой: автомобиль у опытных водителей всегда укомплектован запасной. Бесконтактное зажигание с трамблером имеет коммутатор, который отвечает за стабильное искрообразование. Неисправный коммутатор может стать причиной того, что двигатель не заводится. Неисправность обнаруживаем рукой – поломанный коммутатор сильно нагревается.
В автомобилях с электронной системой чаще всего выходят из строя различные датчики. Неисправность фиксируется, и на щитке появляется сообщение об ошибке, каждой из которых присвоен код. Часто сбои в зажигании происходят из-за проводки, когда не подается питание. При некоторых неисправностях ЭБУ двигатель не удается запустить. Блок ремонтируем в автосервисе или меняем на исправный.
Электрическая система – диагностика и проверка аккумулятора
Электрическая система автомобиля играет ключевую роль в запуске двигателя. Если стартер крутит, но двигатель не заводится, одной из первых причин может быть неисправность в электрической системе, особенно в аккумуляторе. Для диагностики и проверки аккумулятора следует выполнить несколько шагов.
1. Визуальный осмотр аккумулятора
Первым делом необходимо провести визуальный осмотр аккумулятора. Проверьте, нет ли на корпусе следов коррозии, трещин или повреждений. Обратите внимание на клеммы: они должны быть чистыми и плотно закрепленными. Коррозия на клеммах может препятствовать нормальному контакту, что приводит к недостаточной подаче тока.
2. Проверка напряжения аккумулятора
Для проверки состояния аккумулятора используйте мультиметр. Установите его на измерение постоянного напряжения и подключите щупы к клеммам аккумулятора. Нормальное напряжение полностью заряженного аккумулятора должно составлять около 12,6 вольт. Если значение ниже 12,4 вольт, аккумулятор может быть разряжен. При значении ниже 12 вольт аккумулятор, скорее всего, требует подзарядки или замены.
3. Проверка состояния зарядки
Если аккумулятор разряжен, необходимо проверить, работает ли система зарядки. Для этого запустите двигатель (если это возможно) и снова измерьте напряжение на клеммах аккумулятора. Оно должно составлять от 13,7 до 14,7 вольт. Если напряжение не увеличивается, это может указывать на неисправность генератора или регулятора напряжения.
4. Проверка нагрузки
Чтобы убедиться в работоспособности аккумулятора, проведите тест на нагрузку. Для этого используйте специальный тестер или нагрузочный резистор. Подключите его к аккумулятору и создайте нагрузку, равную половине емкости аккумулятора (например, для аккумулятора на 60 Ач нагрузка должна составлять 30 А) на 10-15 секунд. Если напряжение при нагрузке падает ниже 9,6 вольт, аккумулятор нуждается в замене.
5. Проверка проводки и предохранителей
Если аккумулятор в порядке, проверьте проводку, соединяющую аккумулятор со стартером и другими компонентами системы. Убедитесь, что провода не повреждены, не имеют обрывов и хорошо изолированы. Также проверьте предохранители, связанные с системой запуска, так как их перегорание может привести к тому, что стартер будет работать, но двигатель не заведется.
6. Обращение к специалистам
Если все вышеперечисленные проверки не выявили проблему, рекомендуется обратиться к специалистам. Они смогут провести более глубокую диагностику электрической системы, включая проверку реле стартера и других компонентов, которые могут влиять на запуск двигателя.
Таким образом, диагностика и проверка аккумулятора и электрической системы являются важными шагами в поиске причин, по которым стартер крутит, а двигатель не заводится. Правильный подход к этой задаче поможет быстро выявить неисправность и устранить ее, обеспечив надежный запуск автомобиля.
Вопрос-ответ
Что может быть, если стартер крутит, а машина не заводится?
Если стартер крутит, двигатель схватывает, но не заводится, к неполадке может привести фильтр для топлива. Когда он засоряется, в ДВС подается недостаточное количество топлива, поэтому мотор не может завестись. Фильтр ‒ это расходник, его нужно вовремя менять. Если деталь менялась недавно, проверьте качество топлива.
Какой датчик может стать причиной отсутствия запуска двигателя?
Неисправный датчик коленвала. Это может привести к тому, что на свечи зажигания не будет подаваться напряжение, что приведет к невозможности запуска. Если затронут только один или два цилиндра, проблема может быть в катушке зажигания.
Как запустить двигатель при неисправном стартере?
Включите вторую передачу, затем попросите двух или трех крепких друзей толкнуть вашу машину. Идея состоит в том, чтобы заставить машину катиться с достаточно хорошей скоростью, затем отпустить сцепление, продолжая поворачивать ключ. Сделайте все правильно, и ваша машина должна завестись, несмотря на неисправный стартер.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте аккумулятор. Убедитесь, что аккумулятор заряжен и его клеммы надежно закреплены. Если стартер крутит медленно или с перебоями, возможно, аккумулятор разряжен или поврежден. Попробуйте подзарядить его или заменить на новый.
СОВЕТ №2
Осмотрите систему зажигания. Проверьте свечи зажигания и провода на наличие повреждений или загрязнений. Если свечи изношены или покрыты нагаром, замените их. Также убедитесь, что катушка зажигания работает исправно.
СОВЕТ №3
Проверьте топливную систему. Убедитесь, что в баке достаточно топлива и что топливный насос работает. Если насос не подает топливо, проверьте предохранители и реле, а также состояние топливного фильтра.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на стартер. Если стартер издает щелкающие звуки, но не крутит двигатель, возможно, проблема в самом стартере. Проверьте его на наличие механических повреждений или износа, и при необходимости замените его.