Замена тормозной жидкости – важная процедура, которую нельзя игнорировать, так как от её состояния зависит безопасность на дороге. Со временем тормозная жидкость теряет свойства, что ухудшает работу тормозной системы и может привести к авариям. В этой статье мы рассмотрим, как самостоятельно заменить тормозную жидкость, какие инструменты и материалы понадобятся, а также ответим на распространенные вопросы по этой теме. Эти знания помогут сэкономить на обслуживании автомобиля и повысить безопасность за рулем.
Почему портится жидкость – главные причины
Какой бы высококачественной тормозной жидкостью (далее ТЖ) вы ни пользовались в своем автомобиле, рано или поздно она потребует замены. Это связано, прежде всего, с тем, что со временем в жидкости накапливается влага. Как же она попадает в закрытую систему? На самом деле тормозная система не так герметична, как может показаться на первый взгляд. Влага может проникать через несколько источников:
- вентиляционные отверстия бачка;
- изношенные сальники;
- уплотнительные элементы.
Кроме того, на качество тормозной жидкости негативно влияют следующие факторы:
- длительная стоянка автомобиля;
- смешивание жидкостей от различных производителей.
Важно отметить, что наличие влаги в тормозной жидкости – это серьезная проблема. Она значительно снижает температуру кипения жидкости. Порой даже 3-3,5% влаги может привести к полному отказу тормозов при резком торможении. Также стоит помнить, что все жидкости, используемые в автомобиле, со временем теряют свои свойства и перестают выполнять возложенные на них функции.
Если не заменить моторное масло вовремя, это может привести к дорогостоящему ремонту двигателя. Однако несвоевременная замена тормозной жидкости может угрожать жизни, как вашей, так и пассажиров или других участников дорожного движения.
Замена тормозной жидкости – это важная процедура, которую многие автовладельцы могут выполнить самостоятельно. Эксперты отмечают, что для успешного выполнения этой задачи необходимо иметь базовые навыки работы с автомобилем и следовать четким инструкциям. В первую очередь, важно подготовить все необходимые инструменты и материалы, включая новую тормозную жидкость, ключи и шприц для прокачки системы.
Специалисты рекомендуют начинать с проверки уровня жидкости и состояния тормозной системы. Если жидкость потемнела или содержит примеси, это явный сигнал к замене. Процесс включает в себя прокачку тормозов, что требует аккуратности и внимательности, чтобы избежать попадания воздуха в систему.
Также важно помнить о безопасности: работа следует проводить на ровной поверхности, а автомобиль должен быть надежно зафиксирован. В случае сомнений или отсутствия опыта, лучше обратиться к профессионалам, чтобы избежать возможных последствий.
Когда необходима замена – ориентируемся на пробег и состояние авто
Итак, насколько важна замена тормозной жидкости, мы выяснили. Теперь давайте разберемся, как часто необходимо выполнять эту процедуру. Большинство автопроизводителей рекомендуют менять ТЖ раз в 2-3 года или каждые 60 тысяч километров пробега. В принципе, на эти цифры действительно можно ориентироваться, но только с двумя поправками:
- у подержанного автомобиля тормозная жидкость быстрей приходит в негодность, что связано с износом сальников и других элементов системы;
- износ зависит во многом от манеры и режима езды. Если автомобиль используется в городском режиме, к тому же, у водителя «агрессивная» манера езды, т.е. быстрые разгоны сопровождаются частым, резким торможением, то срок замены сильно сокращается.
Определить потребность ТЖ в замене можно еще по цвету. Старый состав утрачивает первоначальный свой цвет и становится более блеклым. Но ни пробег, ни цвет не являются точными показателями качества ТЖ. Получить более точную информацию позволяет специальный тестер, который определяет максимальную температуру закипания состава. Нормальной температурой считается 175 градусов и выше. Если температура составляет 175 градусов, при этом жидкость используется год или больше, ее необходимо поменять. Если температура составляет 165 градусов и ниже – требуется срочная замена, до которой автомобиль желательно не эксплуатировать.
Также не забывайте, что для нормальной работы тормозной системы время от времени необходимо доливать в бачок ТЖ. Если система исправна, доливать жидкость, как правило, приходится раз в год. Однако обращать внимание на ее уровень необходимо гораздо чаще, ведь в случае возникновения какой-либо неисправности расход ТЖ может сильно увеличиться.
В систему нельзя доливать жидкость, которая долгое время хранилась после вскрытия упаковки. С течением времени она насыщается влагой и воздухом.
Этап замены | Необходимые инструменты и материалы | Важные замечания |
---|---|---|
Подготовка | Подъемник или домкрат с упорами, емкость для сбора отработанной жидкости, ключ для штуцеров тормозов, новая тормозная жидкость (соответствующего типа), шприц или резиновая груша для прокачки, чистые ветошь, перчатки | Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке перед началом работы. Используйте только тормозную жидкость, рекомендованную производителем вашего автомобиля. |
Откручивание штуцеров | Ключ для штуцеров, емкость для сбора жидкости | Откручивайте штуцера аккуратно, чтобы избежать повреждения резьбы. Подготовьте емкость для сбора отработанной жидкости. |
Прокачка тормозной системы | Помощник для нажатия на педаль тормоза, шприц или резиновая груша | Прокачивайте систему, начиная с самого дальнего от главного цилиндра колеса. Следите за тем, чтобы в бачке всегда был достаточный уровень новой жидкости. |
Заполнение бачка | Новая тормозная жидкость | Заполняйте бачок постепенно, по мере прокачки системы. |
Проверка эффективности тормозов | После замены жидкости проверьте эффективность тормозов на безопасном участке дороги. | |
Утилизация отработанной жидкости | Емкость для сбора отработанной жидкости, перчатки | Утилизируйте отработанную тормозную жидкость в соответствии с местными правилами. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о замене тормозной жидкости, которые могут быть полезны для самостоятельного выполнения этой процедуры:
-
Гигроскопичность тормозной жидкости: Тормозная жидкость является гигроскопичной, что означает, что она впитывает влагу из окружающей среды. Со временем это может привести к снижению ее эффективности и повышению точки кипения, что в свою очередь может вызвать “провал” тормозов. Поэтому рекомендуется менять тормозную жидкость каждые 1-2 года.
-
Типы тормозной жидкости: Существует несколько типов тормозной жидкости, классифицируемых по стандартам DOT (Department of Transportation). Например, DOT 3 и DOT 4 являются наиболее распространенными для легковых автомобилей, но DOT 5 и DOT 5.1 имеют разные химические составы и не совместимы друг с другом. Важно использовать именно ту жидкость, которая рекомендована производителем вашего автомобиля.
-
Метод “педали” для прокачки тормозов: Один из самых простых способов прокачки тормозов после замены жидкости — это метод с использованием педали тормоза. Вам понадобится помощник, который будет нажимать на тормоза, пока вы открываете и закрываете клапан на тормозном цилиндре. Это позволяет удалить воздух из системы и обеспечить надежную работу тормозов.
Эти факты помогут вам лучше понять процесс замены тормозной жидкости и его важность для безопасности на дороге.
Как сменить ТЖ – соблюдаем очередность колес
Прежде всего, стоит отметить, что замену тормозной жидкости в современных автомобилях с антиблокировочной системой (АБС) лучше доверить профессионалам в сервисном центре. Эта процедура достаточно сложная и требует специальных навыков и оборудования. Даже небольшие ошибки могут привести к серьезным последствиям. Если же ваш автомобиль не оснащен АБС, вы сможете выполнить замену самостоятельно. Важно лишь разобраться в расположении магистралей. Существует два основных варианта их конфигурации:
- Параллельное расположение – процесс начинается с правого заднего колеса, затем переходит на левое заднее, после чего аналогично прокачиваются передние колеса: сначала правое, затем левое.
- Диагональное – сначала прокачивается правое заднее колесо, затем левое переднее, после этого переходим к левому заднему и завершаем правым передним.
Чтобы узнать, как именно расположены контуры на вашем автомобиле, обратитесь к технической документации. Далее вам понадобятся некоторые инструменты и материалы:
- ключ для штуцера, обычно на 10;
- тонкая трубка от капельницы;
- небольшая емкость, например, обрезанная пластиковая бутылка;
- тормозная жидкость в объеме около полутора литров.
Для выполнения замены лучше всего поднять автомобиль на эстакаду и снять все колеса одновременно. Если такой возможности нет, поднимите машину с помощью домкрата и снимайте колеса по одному: сняли, прокачали, установили обратно. Вне зависимости от типа системы, работу начинаем с заднего правого колеса. Сначала снимите защитный колпачок со штуцера и наденьте прозрачную трубку от капельницы. Не забудьте открыть крышку бачка. Затем пять раз резко нажмите на педаль тормоза с интервалом в одну секунду, чтобы создать давление в системе.
Часто новички сталкиваются с проблемой облома штуцера при откручивании. Чтобы избежать этого, перед началом работы распылите на резьбу штуцера средство WD-40.
После пятого нажатия аккуратно открутите штуцер с помощью накидного ключа и дайте жидкости стечь по трубке. Как только тормозная жидкость перестанет течь, закрутите штуцер и снова создайте давление в системе, нажав на педаль тормоза. Затем снова открутите штуцер и дайте жидкости стечь. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока из трубки не начнет течь новая жидкость без пузырьков воздуха. Поскольку отсутствие воздуха можно определить только визуально, внимательно следите за стекающей жидкостью. Затем «посадите» штуцер на герметик. В процессе прокачки обязательно контролируйте уровень тормозной жидкости в бачке и при необходимости доливайте. Уровень всегда должен быть выше минимального.
После этого переходите ко второму колесу – левому заднему или левому переднему, в зависимости от расположения магистрали. Аналогично проведите работу со вторым контуром. В итоге вы выполните полную замену, и останется лишь один раз проверить уровень жидкости и при необходимости долить. Напоминаем, что прокачка тормозов по данной схеме выполняется не только при замене жидкости, но и при замене любых элементов тормозной системы, связанных с магистралью. Основная задача – выпустить пузырьки воздуха.
По завершении работы убедитесь, что педаль тормоза жесткая и срабатывает сразу. Затем проверьте, как работают тормоза. Для этого на ровном участке дороги разгоните автомобиль до 60 км/ч и резко тормозите. Если на дороге остались следы от всех четырех колес, значит, работа выполнена правильно, и тормозная система функционирует исправно. Если же след от какого-либо колеса отсутствует, значит, вы не полностью выпустили воздух. В этом случае снимите несработавшее колесо и прокачайте систему по описанной схеме.
Вот и все ключевые моменты, касающиеся замены тормозной жидкости. Мы надеемся, что после нашего подробного инструктажа вы без труда справитесь с этой задачей! Удачи!
Советы по выбору тормозной жидкости – как не ошибиться с выбором
Выбор тормозной жидкости – это важный этап в процессе замены, который напрямую влияет на безопасность и эффективность тормозной системы вашего автомобиля. Существует несколько ключевых аспектов, на которые стоит обратить внимание при выборе тормозной жидкости.
1. Тип тормозной жидкости
Существует несколько типов тормозных жидкостей, которые различаются по составу и характеристикам. Наиболее распространенные из них – это жидкости на основе гликоля (DOT 3, DOT 4, DOT 5.1) и силиконовые жидкости (DOT 5). Жидкости на основе гликоля более распространены и подходят для большинства автомобилей. Они имеют высокую температуру кипения и хорошую совместимость с тормозными системами. Силиконовые жидкости, в свою очередь, не поглощают влагу, но могут быть несовместимы с некоторыми системами, поэтому их использование требует особой осторожности.
2. Температура кипения
Температура кипения тормозной жидкости – это критически важный параметр, который определяет ее эффективность. Чем выше температура кипения, тем лучше жидкость справляется с высокими нагрузками и предотвращает образование паровых пробок в системе. При выборе жидкости обращайте внимание на ее сухую и влажную температуру кипения. Сухая температура кипения указывает на свойства новой жидкости, а влажная – на то, как она будет вести себя после поглощения влаги из воздуха.
3. Совместимость с автомобилем
Перед покупкой тормозной жидкости обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашего автомобиля. В руководстве пользователя обычно указаны допустимые типы и спецификации тормозной жидкости. Использование жидкости, не соответствующей рекомендациям, может привести к повреждению тормозной системы и снижению ее эффективности.
4. Упаковка и срок годности
Обратите внимание на упаковку тормозной жидкости. Она должна быть герметичной и не иметь повреждений. Также важно проверить срок годности. Тормозная жидкость со временем теряет свои свойства, особенно если она была открыта и хранилась в ненадлежащих условиях. Лучше всего покупать жидкость в упаковках, которые были произведены недавно.
5. Бренд и качество
Не стоит экономить на тормозной жидкости. Выбирайте продукцию известных и проверенных брендов, которые зарекомендовали себя на рынке. Качественная тормозная жидкость обеспечит надежную работу тормозной системы и повысит безопасность на дороге.
6. Проверка на наличие сертификатов
При покупке тормозной жидкости убедитесь, что она имеет необходимые сертификаты качества. Это может быть подтверждено различными стандартами, такими как DOT (Department of Transportation) или ISO (International Organization for Standardization). Наличие таких сертификатов говорит о том, что продукт прошел необходимые испытания и соответствует установленным требованиям.
Следуя этим советам, вы сможете выбрать подходящую тормозную жидкость, которая обеспечит надежную работу тормозной системы вашего автомобиля и повысит безопасность на дороге.
Вопрос-ответ
Можно ли менять тормозную жидкость самостоятельно?
Но при желании можно самостоятельно контролировать состояние и при необходимости менять тормозную жидкость. Менять тормозную жидкость необходимо строго по регламенту, приписанному автопроизводителем. На обычных автомобилях срок её работы 2-3 года, на премиальных или спортивных – раз в год и не реже.
Чем откачать тормозную жидкость?
Шприц, спринцовка или вакуумный аппарат помогут высосать необходимое количество тормозной жидкости без дополнительных действий.
Нужно ли снимать колеса для замены тормозной жидкости?
Если тормозные контуры располагаются по диагонали, то начинать надо с заднего колеса правой стороны. Потом переходим на переднее колесо с левой стороны. Далее переходим на другой контур, начиная с заднего колеса. Производить замену жидкости будет удобнее, предварительно сняв колеса.
Как прокачать тормоза после замены тормозной жидкости?
После доливания жидкости в тормозной бочок до 100% нужно несколько раз прокачать тормозную педаль и зафиксировать в выжатом положении. Потом выполняется процесс стандартного типа: откручивается штуцер, после чего надо выждать момент, когда поток выходящей жидкости для тормозов станет равномерным и слабым.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом замены тормозной жидкости обязательно ознакомьтесь с руководством пользователя вашего автомобиля. В нем указаны рекомендации производителя по типу тормозной жидкости и интервалам замены, что поможет избежать ошибок.
СОВЕТ №2
Используйте качественные инструменты и материалы. При замене тормозной жидкости вам понадобятся специальные ключи, шланги и, возможно, вакуумный насос. Не экономьте на качестве, так как это напрямую влияет на безопасность вашего автомобиля.
СОВЕТ №3
Обязательно следите за уровнем тормозной жидкости в бачке во время процесса. Это поможет избежать попадания воздуха в тормозную систему, что может привести к ухудшению тормозных характеристик.
СОВЕТ №4
После завершения замены тормозной жидкости проведите тест-драйв на низкой скорости, чтобы убедиться в правильности работы тормозов. Обратите внимание на любые необычные звуки или изменения в реакции тормозов.