Россия, Иваново
Телефон:
+7 (915) 831-37-.. Показать номер
Пн-пт: 11:00—18:00; сб-вс: 11:00—15:00
whatsapp telegram vk email

Зарядка аккумулятора автомобиля – как восстановить нормальное состояние разряженной батареи

В процессе эксплуатации автомобиля аккумулятор теряет емкость, что может привести к разряду. Полный разряд может произойти в неожиданных ситуациях, и восстановление батареи становится важной задачей для автовладельца. В статье рассмотрим признаки разряженной батареи и методы ее зарядки, которые помогут вернуть технические характеристики и продлить срок службы. Эти знания помогут избежать неприятностей на дороге и обеспечат надежную работу автомобиля.

Разряженная батарея – основные признаки

Зарядка автомобильного аккумулятора является важным процессом, необходимым для поддержания его технических характеристик в процессе эксплуатации. Этот процесс осуществляется как штатным генератором, так и периодически с помощью зарядных устройств. При правильном использовании проблем не возникает, пока батарея не исчерпает свой ресурс.

Полное преждевременное разряжение может быть вызвано неисправностями в электрооборудовании. Эти проблемы могут проявляться задолго до того, как аккумулятор начнет подводить. Умение распознавать признаки неправильной работы электросистемы поможет вовремя выявить неисправности и зарядить аккумулятор, не дожидаясь момента, когда он перестанет выполнять свои функции.

Чтобы уровень заряда аккумулятора не опустился ниже допустимого, следует обращать внимание на следующие признаки, указывающие на проблемы в электрооборудовании:

  1. Неправильная работа или сбой сигнализации. Это может проявляться в замедленной реакции на сигнал от брелока, заедании центрального замка или трудностях с открыванием дверей.
  2. Магнитола отключается сразу после остановки двигателя. Это говорит о том, что напряжение в аккумуляторе настолько низкое, что без генератора оно не может обеспечить питание даже для самого простого оборудования.
  3. Плохое и тусклое освещение. Проблема заключается в том, что большая часть тока, вырабатываемого генератором, уходит на подзарядку, а на освещение не хватает.
  4. Стартер работает нестабильно. Сначала происходит рывок, затем прокручивание с паузой, и двигатель запускается долго.
  5. Обороты на холостом ходу колеблются во время прогрева. Это связано с малой емкостью батареи, которая потребляет много зарядного тока, а в таких условиях его вырабатывается недостаточно.

Все перечисленные симптомы указывают на проблемы с источником питания. На автомобилях с бортовым компьютером эти неисправности отображаются, и необходимо принять меры для их устранения, иначе могут возникнуть проблемы с электроникой.

Современные технологии производства аккумуляторов менее устойчивы к сильной разрядке. Даже один серьезный разряд может привести к проблемам. Это может произойти при движении с неработающим генератором или порванным ремнем, а также при постоянной высокой нагрузке на электрическую сеть.

Помимо обычных проблем с генератором, могут быть и другие причины:

  • Установлено оборудование, не предусмотренное производителем, из-за чего аккумулятор постоянно теряет больше напряжения, чем способен вырабатывать.
  • Пробит диодный мост или изношены щетки генератора, что приводит к недостатку зарядного тока для компенсации потерь батареи.
  • Одновременное использование штатного оборудования, потребляющего много энергии: подогреватели стекол, сидений, зеркал, электрообогрев салона, вентилятор, прикуриватель.
  • Длительная работа освещения и другого оборудования при неработающем двигателе.

Неисправности проводов, такие как замыкания, обрывы, плохие контакты и поломка различных датчиков, также могут привести к нежелательным последствиям. Любая из этих неисправностей может вызвать постоянную недозарядку, в результате чего аккумулятор теряет свои свойства. Длительное воздействие негативных факторов может привести к серьезным последствиям, когда полностью разряженный аккумулятор невозможно восстановить. Проще следить за состоянием бортовой сети и своевременно устранять неисправности.

Зарядка аккумулятора автомобиля – как восстановить нормальное состояние разряженной батареи

Эксперты в области автомобильной электроники подчеркивают важность правильной зарядки аккумулятора для восстановления его нормального состояния. При разрядке батареи, прежде всего, необходимо определить причину, по которой она потеряла заряд. Часто это связано с длительным простоям автомобиля или неисправностями в электрической системе. Для восстановления аккумулятора рекомендуется использовать зарядное устройство с функцией автоматического отключения, что предотвращает перезарядку и повреждение элементов. Специалисты также советуют проводить регулярные проверки уровня электролита и чистить клеммы от окислов. Важно помнить, что при длительном использовании аккумулятора его емкость может снижаться, и в таких случаях замена на новый может стать единственным решением. Правильный уход и своевременная зарядка помогут продлить срок службы аккумулятора и обеспечить надежную работу автомобиля.

Как зарядить севший в ноль аккумулятор?Как зарядить севший в ноль аккумулятор?

Проверка состояния батареи – способы, доступные в гараже

Для определения режима зарядки аккумулятора определяем его состояние. Это несложная процедура, провести которую можно, имея хотя бы один из приборов: ареометр, нагрузочную вилку, мультиметр. Многое скажет и наблюдательность водителя, а также проверка способом постепенного подключения потребителей.

Проще воспользоваться мультиметром – несложным и недорогим прибором. Проверку выполняем перед поездкой. Прибор включаем в режим постоянного напряжения. Подсоединяем щупы к клеммам: красный к «плюсу», черный – к «минусу». Следим за показаниями. Напряжение 12,7 В считается нормальным, 11,7 говорит о глубоком разряде.

Для обслуживаемых аккумуляторов применяем проверку плотности электролита ареометром. Простое устройство в виде стеклянной колбы с резиновой грушей позволяет определить состояние батареи. Сначала откручиваем пробки и осматриваем уровень аккумуляторной кислоты. Она должна покрывать сеточки на 5–10 мм. Набираем электролит в колбу и следим за показаниями. 1,27 г/см3 указывает на 100-процентную заряженность, если менее 1,12 – аккумулятор полностью разряжен, и уже при 10–градусном морозе электролит замерзает.

Нагрузочная вилка подходит для источников питания  любых типов. Состоит из вольтметра и нагрузочного сопротивления. Сначала измеряем напряжение без нагрузки. Повторное измерение проводим под нагрузкой не более 5 секунд и смотрим степень заряда: 10,5 В – полный, менее 8,2 – глубокий разряд.

Результаты, наиболее приближенные к реальным, позволит узнать применение не одного, а нескольких приборов.

Зарядка аккумулятора автомобиля – как восстановить нормальное состояние разряженной батареи

Способ зарядки Плюсы Минусы
Зарядное устройство (ЗУ) Быстрая зарядка, контроль процесса, возможность выбора режима зарядки Необходимо приобрести ЗУ, риск перегрева батареи при неправильном использовании
Зарядка от другого автомобиля ( “прикуривание”) Быстрый запуск двигателя, доступность Риск повреждения электроники обоих автомобилей, не подходит для сильно разряженных батарей
Зарядка от сети 220В через адаптер Доступность, не требует специального оборудования (если адаптер уже есть) Медленная зарядка, не подходит для сильно разряженных батарей, риск перегрева

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о зарядке аккумулятора автомобиля и восстановлении его нормального состояния:

  1. Метод десульфатации: Одной из причин, по которой аккумуляторы теряют свою емкость, является образование сульфатных кристаллов на свинцовых пластинах. Существуют специальные зарядные устройства с функцией десульфатации, которые могут помочь восстановить аккумулятор, применяя импульсный заряд. Это позволяет разрушить сульфатные кристаллы и вернуть батарее часть ее первоначальной емкости.

  2. Температура и зарядка: Эффективность зарядки аккумулятора зависит от температуры окружающей среды. При низких температурах химические реакции внутри аккумулятора замедляются, что может привести к недостаточной зарядке. Оптимальная температура для зарядки свинцово-кислотных аккумуляторов составляет около 20-25°C. При низких температурах рекомендуется использовать специальные зарядные устройства, которые могут адаптировать процесс зарядки.

  3. Влияние частоты зарядки: Регулярная зарядка аккумулятора может значительно продлить его срок службы. Даже если автомобиль не используется долгое время, рекомендуется периодически проверять уровень заряда и подзаряжать аккумулятор. Некоторые современные автомобили оснащены системами, которые автоматически поддерживают заряд аккумулятора, что помогает избежать его глубокого разряда и продлевает срок службы.

Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор?Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор?

Зарядные приборы – основные правила применения

Неправильное использование зарядного устройства может причинить больше вреда, чем пользы. Все зарядные устройства делятся на три категории: с автоматической подстройкой, полуавтоматические и ручные. Водители часто называют их выпрямителями или зарядками. Эти устройства работают от сети переменного тока 220 В, преобразуя его в постоянный.

Аккумулятор является источником напряжения с определенной полярностью. У него две клеммы: «плюсовая» и «минусовая», и на зарядных устройствах они также обозначены соответствующим образом. Важно соблюдать полярность при подключении, чтобы избежать ошибок. Соединяйте провода с клеммами, имеющими одинаковые обозначения. Неправильное подключение может привести к разрядке вместо зарядки.

Автоматические выпрямители способны поддерживать напряжение зарядки без вмешательства пользователя. Однако они достаточно дорогие и не получили широкого распространения среди автомобилистов. Чаще используются полуавтоматические и ручные выпрямители.

Каждый аккумулятор имеет емкость, измеряемую в ампер-часах. Производители рекомендуют заряжать аккумуляторы током, равным ⅟10 от их емкости. Например, для аккумулятора на 60 ампер рекомендуется использовать ток в 6 А, но лучше выбрать минимально возможный ток, чтобы зарядка длилась дольше и аккумулятор полностью зарядился. Такой подход способствует увеличению срока службы батареи.

Использование ⅟10 части зарядного тока оправдано, если состояние аккумулятора неизвестно. Основным показателем для определения необходимого тока служат амперы, которых не хватает для полной зарядки. Определить состояние аккумулятора можно одним из описанных методов. Например, если у вас есть 60 А батарея, и она разряжена наполовину, то для ее зарядки потребуется 30 А.

Согласно рекомендациям производителя, выставляем ток в 6 А, что займет около 5 часов. Если установить 3 А, время увеличится вдвое. Вне зависимости от выбранного режима, важно следить за процессом: когда начнется активное выделение газов, следует снизить ток до 0,5 А и оставить на еще 2 часа.

Выбирайте подходящий режим в зависимости от степени разряженности аккумулятора и рассчитывайте время, необходимое для полной зарядки. Чем выше ток, тем меньше времени потребуется, но не стоит превышать 15 А.

При зарядке обслуживаемых аккумуляторов обязательно откручивайте пробки. Это необходимо для свободного выхода образующихся газов.

Заряжать аккумулятор, который не отключен от автомобиля, не рекомендуется, хотя некоторые водители все же это делают. Проще снять его, очистить от грязи и следов кислоты. Для этого растворите немного соды в воде, чтобы получить щелочной раствор, и промойте поверхность, нейтрализуя кислоту. Появление пены на корпусе указывает на наличие электролита, который нужно удалить.

Повышенный ток может сократить срок службы аккумулятора из-за перегрева, а также привести к перезарядке и сульфатации пластин.

Зарядка аккумулятора автомобиля – как восстановить нормальное состояние разряженной батареи

Зарядка необслуживаемых батарей – особенности процесса

Необслуживаемые аккумуляторы отличаются конструктивными особенностями и материалом пластин. В некоторых из них электролит не в жидком виде, вместо него применяется гель. Вопреки распространенному мнению для них тоже требуется периодическая подзарядка, которой от автогенератора бывает недостаточно, особенно когда автомобиль используется нечасто для кратковременных поездок.

При зарядке устройств данного типа обращаем внимание на невозможность проверки плотности аэрометром из-за герметичности корпуса. Также невозможно заряжать большим током, что грозит сильным перегревом, скоплением газов из-за того же герметичного корпуса.

Определяем остаточное напряжение: на ЗУ выставляем силу тока, не превышающую 2 А, напряжение 14–14,5 В. При использовании выпрямителя с ручной регулировкой постоянно контролируем процесс. Кроме вольтметра на зарядном устройстве необходим амперметр, или следует периодически измерять ток. Аккумулятор считается заряженным на 100 %, когда он понижается до 0,2 А. Контролируем также напряжение на клеммах: более 15,5 В не допускается.

Полностью севшую батарею потребуется заряжать сутки и даже больше. Необслуживаемые плохо переносят глубокие разряды, но на изделиях хорошего качества до двух таких случаев на характеристиках почти не отражаются. Выставлять ток силой в 1.10 емкости можно, но не рекомендуется. Внимательно следим за процессом: возможно нагревание корпуса, закипает электролит, что опасно взрывом и пожаром. Кипение определяем на слух, нагрев рукой. При подобных проявлениях немедленно отключаем ЗУ и продолжаем процесс, когда корпус остынет. По окончании проверяем напряжение на клеммах, которое должно прийти в норму.

Учитывая все приведенные особенности, не рекомендуется зарядку проводить прямо на автомобиле, потому что работа с полностью разряженной батареей требует особого контроля.

Зарядка аккумулятора автомобиля – как восстановить нормальное состояние разряженной батареи

Меняем или доливаем электролит – как произвести по правилам

Полностью разряженный аккумулятор не всегда можно восстановить только с помощью зарядного устройства: степень разряда может быть такой, что это приведет к физическим повреждениям внутренних компонентов. Это явление называется сульфатацией, которая проявляется в разрушении пластин. В случае частичного разряда емкость можно восстановить, заменив электролит и затем зарядив аккумулятор.

Также стоит обратить внимание на состояние электролита:

  • низкий уровень в банках;
  • плохое качество;
  • помутнение или изменение цвета.

После неудачной попытки зарядки необходимо проверить плотность электролита: если она ниже 1,27, следует провести несколько циклов зарядки и разрядки, а затем долить электролит, чтобы достичь нужной плотности. Если плотность превышает норму, добавляем дистиллированную воду. Корректные показания ареометра можно получить только на полностью заряженной батарее при температуре 25°.

Разрядить аккумулятор можно с помощью обычной 12-вольтовой лампочки. Важно постоянно контролировать напряжение: при его снижении до 10,5 В необходимо прекратить разряд и снова подключить зарядное устройство.

Если предпринятые меры не дали результатов, следует заменить электролит. Для этого откачиваем старый с помощью груши или шприца, постепенно наклоняя корпус. Не рекомендуется выливать электролит, переворачивая корпус, так как на дне может находиться осадок, который попадет между пластинами и вызовет короткое замыкание.

После этого промываем несколько раз дистиллированной водой, пока она не станет прозрачной. Во время промывки слегка покачиваем корпус и откачиваем воду с помощью груши. Затем заливаем свежий электролит, не стремясь сразу достичь необходимой плотности. Устанавливаем ток на уровне 0,1 А и проводим несколько циклов зарядки и разрядки, чтобы достичь нужной плотности, следя за тем, чтобы электролит не закипал.

О полной зарядке свидетельствует напряжение на клеммах. Когда оно достигает номинального значения, уменьшаем зарядный ток вдвое и продолжаем зарядку еще 2 часа. Следим за плотностью: если она остается неизменной, можно прекратить зарядку.

Зарядка аккумулятора автомобиля – как восстановить нормальное состояние разряженной батареи

Некоторые нюансы – нестандартные ситуации и способы разрешения

Что делать, если зимой обнаружили, что аккумулятор полностью разряжен? Первым делом вносим его в теплое помещение, потому что в электролите при 10° мороза образуется лед. Когда он растает, можно приступать к зарядке.

Иногда пытаются заряжать другими устройствами, например, от телефона, не имея специального оборудования. Сделать это невозможно по нескольким причинам. Самая главная – величина зарядного тока. Для автомобильных аккумуляторов требуется 14 Вольт, а телефонные зарядники выдают обычно не более 6, а чаще 1,5 В.

Казалось бы, зарядка от ноутбука, имеющая на выходе 18 В, подойдет. Это так, но не совсем. Подсоединение напрямую равносильно короткому замыканию. Срабатывает защита выпрямителя из-за внутреннего сопротивления батареи, ток не поступает.

Реанимируем разряженный аккумулятор автомобиляРеанимируем разряженный аккумулятор автомобиля

Выход из ситуации возможен. Один из выводов соединяем с клеммой через автомобильную лампочку от фары. Она сыграет роль дополнительного сопротивления. Правда, понадобится много времени из-за низкого зарядного тока, не превышающего 2 А. Примерно сутки подзаряжается аккумулятор 50 А/час, который был разряжен на 50 %.

Во многих случаях удается восстановить до нормального уровня даже предельно посаженную батарею. Но лучше следить за ее состоянием, устранять причины глубокой разрядки, своевременно подзаряжать.

Зарядка аккумулятора автомобиля – как восстановить нормальное состояние разряженной батареи

Профилактика разрядки аккумулятора – советы по уходу и эксплуатации

Чтобы избежать разрядки аккумулятора и продлить его срок службы, необходимо соблюдать несколько простых, но эффективных правил. Первое и самое важное – регулярная проверка состояния аккумулятора. Это включает в себя визуальный осмотр на наличие коррозии на клеммах, а также проверку уровня электролита, если аккумулятор обслуживаемый. Убедитесь, что клеммы надежно затянуты и не имеют окисления, так как это может привести к плохому контакту и, как следствие, к разрядке.

Второй важный аспект – это правильная эксплуатация автомобиля. Если вы не планируете использовать автомобиль длительное время, рекомендуется отключить аккумулятор или использовать поддерживающее зарядное устройство. Это поможет избежать глубокой разрядки, которая может привести к необратимым повреждениям.

Третий совет – избегайте коротких поездок. Частые поездки на короткие расстояния не позволяют аккумулятору полностью зарядиться, что может привести к его разрядке. Если у вас есть возможность, старайтесь планировать поездки так, чтобы они были достаточно длительными для полноценной зарядки аккумулятора.

Также стоит обратить внимание на использование электрооборудования. Если вы оставляете включенными фары, радио или другие устройства при выключенном двигателе, это может значительно разрядить аккумулятор. Всегда проверяйте, что все устройства отключены перед тем, как покинуть автомобиль.

Не забывайте о температурных условиях. Экстремально низкие или высокие температуры могут негативно сказаться на состоянии аккумулятора. В холодное время года рекомендуется использовать специальные утеплители для аккумуляторов, а в жару – следить за уровнем электролита и при необходимости доливать дистиллированную воду.

Наконец, регулярное обслуживание автомобиля, включая проверку генератора и системы зарядки, поможет предотвратить проблемы с аккумулятором. Если вы заметили, что аккумулятор разряжается быстрее обычного, это может быть признаком неисправности генератора или других электрических систем автомобиля. В таком случае стоит обратиться к специалистам для диагностики и устранения проблемы.

Вопрос-ответ

Можно ли реанимировать полностью разряженную батарею?

Если аккумулятор полностью разряжен, но его удалось восстановить с помощью внешнего источника питания, есть несколько способов его полностью зарядить. Первый способ, как уже упоминалось, — это поездка. Однако, если это не помогает, автомобильные зарядные устройства могут восстановить весь заряд аккумулятора.

Можно ли восстановить полностью разряженный аккумулятор?

В полностью разряженном АКБ на сильном морозе вода отслаивается от кислоты и замерзает. Льдом разрывает пластины внутри, и батарея восстановлению не подлежит.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом зарядки аккумулятора обязательно проверьте его состояние. Осмотрите на наличие коррозии на клеммах и повреждений корпуса. Если вы заметили какие-либо проблемы, лучше заменить аккумулятор, чем пытаться его восстановить.

СОВЕТ №2

Используйте качественное зарядное устройство, которое подходит для вашего типа аккумулятора. Убедитесь, что оно имеет функцию автоматического отключения, чтобы избежать перезарядки и повреждения батареи.

СОВЕТ №3

Заряжайте аккумулятор в хорошо проветриваемом помещении, так как во время зарядки могут выделяться вредные газы. Также следите за температурой: слишком высокая или низкая температура может негативно сказаться на процессе зарядки.

СОВЕТ №4

После зарядки аккумулятора проведите его тестирование. Используйте мультиметр для проверки напряжения. Если оно ниже 12.4 В, возможно, аккумулятор нуждается в дополнительной зарядке или замене.

Ссылка на основную публикацию
Похожее