Эксплуатация автомобиля подразумевает и различные непредвиденные ситуации. Например, падение уровня масла в двигателе или КПП. Экстремальная ситуация заставляет автовладельца совершать непростительную ошибку – доливать жидкость, не соответствующую типу агрегату. Прежде чем это сделать, необходимо узнать и понимать в принципе, что будет, если случайно смешать моторное и трансмиссионное масло.
Разница в типах масел
Первое и главное отличие смазывающих жидкостей – это назначение. Моторное масло изготавливается для работы в тяжёлых условиях. Под такими условиями понимаются перепады температур от -30 до +100 градусов Цельсия. Естественно, при разных температурных режимах смазка должна вести себя одинаково и сохранять все свои свойства. А они должны быть следующими:
- Минимальная вязкость. Масло должно создавать минимум сопротивления повороту коленчатого вала. Этот же параметр гарантирует проникновение смазки во все скрытые полости двигателя.
- Щелочной показатель. Он должен быть высоким, так как при сгорании бензина выделяется кислота, губительная для мотора. Щелочи её нейтрализуют.
- Моющие присадки. Масло должно не только смазывать детали, но и отмывать двигатель от остатков старой жидкости – отложений.
- Соответствие допускам. Масла можно заливать только в те двигатели, на которые у них есть допуск.
Трансмиссионное масло обладает совершенно другими параметрами, и они подгоняются под более мягкие условия – работу в КПП или редукторе:
- Отсутствуют присадки, поддерживающие температурную стабильность. Коробка не нагревается до температур двигателя, а значит, необходимость в таких свойствах жидкости отпадает.
- Большая вязкость. Для компенсации расширения в подшипниках и дифференциале при трении деталей используются тепловые зазоры. Чтобы эти зазоры восполнить и не допустить ударных нагрузок, масло должно обладать хорошим запасом вязкости.
Сравнивая показатели трансмиссионного и моторного масел, можно сделать вывод, что смешивать эти жидкости недопустимо. В противном случае агрегат может быстро выйти из строя.
Смешивание моторного и трансмиссионного масла может привести к серьезным проблемам в работе автомобиля. Эксперты подчеркивают, что эти два типа масел имеют разные составы и предназначены для выполнения различных функций. Моторное масло обеспечивает смазку и защиту двигателя, в то время как трансмиссионное масло отвечает за передачу мощности и работу трансмиссии. При смешивании этих масел может произойти ухудшение их свойств, что приведет к образованию осадка и снижению смазывающих характеристик. Это, в свою очередь, может вызвать перегрев, износ деталей и даже поломку двигателя или трансмиссии. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют избегать смешивания этих масел и придерживаться рекомендаций производителя автомобиля.
Последствия залива в двигатель масла для трансмиссии
Прежде чем говорить о том, можно ли смешивать эти жидкости, необходимо понять отличия двух ошибок автовладельцев:
- доливка одного типа масла в другое;
- полная заправка другого масла;
Внимание! Между этими ошибками есть большая разница – возможные последствия. Однако обе ситуации закончатся одним и тем же – дорогостоящим ремонтом двигателя.
Если заполнить картер двигателя трансмиссионным маслом в полном объёме, то это чревато следующим:
- Воспламенение смазки, не приспособленной к высоким температурам. В результате будет образовываться копоть, которая перейдёт в твёрдые частицы и забьёт масляные каналы.
- Слишком большая вязкость будет препятствовать проникновению масла в узкие полости двигателя. Это сулит повышенный износ деталям и быстрый выход из строя силового агрегата.
- Плотная трансмиссионная смазка будет давить на сальники, нарушая герметичность ДВС, что тоже негативно скажется на его состоянии.
Доливка масла в небольшом количестве испортит свойства моторного масла и заключается в двух проблемах:
- Несовместимые присадки образуют пену, провоцируя масляное голодание двигателя. Ведь пена – это воздух.
- В худшем случае разные присадки масел вступают в неправильную химическую реакцию, выпадая в осадок в виде твёрдых отложений. Они закупоривают масляные каналы, снижая давление масла вплоть до полного разрушения двигателя.
Поэтому нужно обязательно возить с собой минимум один литр масла на долив, а от затеи доливки трансмиссионного лучше отказаться.
Смешивание масел в КПП
Моторное масло вместо трансмиссионного тоже не гарантирует успех. Слишком текучее моторное масло не сможет забить зазоры зубьев и будет постоянно стекать. КПП или редуктор будет работать в режиме повышенного износа, что приводит к гулу. Последняя стадия жизни коробки передач поле такого смешивания масел – рокот при работе и разрушение узла.
Ещё более печальные последствия ждут автовладельца при добавлении моторного масла в ATF жидкость вариатора или АКПП. Красное трансмиссионное масло служит не только в качестве смазки для компонентов автомата, но и охлаждением. Кроме того, оно используется для работы гидравлики и должно обладать определённым типов вязкости. Если залить моторное масло в автомат, всё закончится перегревом фрикционных пар, шестерней и быстрым выходом из строя такой коробки передач.
Что делать, если вы допустили ошибку
При обнаружении в двигателе или трансмиссии другого типа масла, необходимо немедленно прекратить любое движение автомобиля. В этом случае машину следует грузить на эвакуатор и перемещать уже исключительно на нём.
В первую очередь узлы потребуют тщательной промывки с заменой соответствующих фильтров. Промывка заключается в следующем:
- С агрегата сливается несоответствующее масло. Старый фильтр остаётся на месте.
- В трансмиссию или двигатель заливается новое масло.
- Мотор запускается, ему дают поработать на холостых оборотах в течение некоторого времени. В этот момент будет вращаться коленчатый вал двигателя и первичный для КПП. Поэтому способ подходит и для коробок передач.
- Сливается отработанное масло и заливается ещё одна порция такого же масла. Двигатель снова запускают для промывки агрегата.
- Цикл повторяется до тех пор, пока отработка не будет вытекать чистой. Обычно хватает 2-3 промывок для двигателя и МКПП и 4-5 для автоматической коробки передач.
Завершающий этап промывки должен сопровождаться заменой фильтрующего элемента. В некоторых АКПП, помимо внешнего масляного фильтра, может содержаться внутренний. Поэтому для их промывки в конце процедуры рекомендуется снять поддон, очистить соответствующую сетку, магнит и внешнюю поверхность гидроблока.
После всех манипуляций допускается эксплуатация автомобиля. Но спустя 2-3 тысячи километров пробега рекомендуется снова выполнить замену масла, так как полная промывка происходит именно на ходу.
Вопрос к читателям: имелся ли у вас личный опыт смешивания разных типов масел?
Вопрос-ответ
Каковы последствия смешивания моторного и трансмиссионного масла?
Смешивание моторного и трансмиссионного масла может привести к ухудшению смазывающих свойств, образованию осадка и потере эффективности работы как двигателя, так и трансмиссии. Это может вызвать перегрев, износ деталей и, в конечном итоге, серьезные поломки.
Можно ли использовать смешанные масла в автомобиле?
Использование смешанных масел не рекомендуется, так как это может негативно сказаться на работе автомобиля. Если такое смешение произошло, лучше всего провести полную замену масла и промыть систему, чтобы избежать дальнейших проблем.
Как избежать случайного смешивания масел?
Чтобы избежать случайного смешивания масел, всегда проверяйте тип масла, который вы используете, и храните их в отдельных контейнерах с четкими метками. Также рекомендуется следовать рекомендациям производителя автомобиля по выбору и замене масел.
Советы
СОВЕТ №1
Перед смешиванием масел всегда проверяйте рекомендации производителя вашего автомобиля. Использование неправильного масла может привести к серьезным повреждениям двигателя или трансмиссии.
СОВЕТ №2
Если вы случайно смешали моторное и трансмиссионное масло, не запускайте двигатель. Сразу же обратитесь к специалисту для замены масла и очистки системы, чтобы избежать дальнейших повреждений.
СОВЕТ №3
Регулярно проверяйте уровень и состояние масла в вашем автомобиле. Это поможет избежать ситуаций, когда необходимо добавлять масло, и снизит риск случайного смешивания различных типов масел.
СОВЕТ №4
Обучите себя и других водителей основам ухода за автомобилем, включая правильный выбор и замену масел. Это поможет сохранить ваш автомобиль в хорошем состоянии и избежать дорогостоящих ремонтов.