Основное назначение аккумуляторной батареи в машине – запуск всего механизма. Без неё электрооборудование работать не будет.
Сам блок аккумулятора состоит из обшивки, не поддающейся воздействию кислот, чередующихся отрицательных и положительных пластин – электродов. Для разделения пластин вставляются сепараторы. В качестве электролита используется серная кислота.
В современных автомобилях проблема закипания накопителя встречается нечасто. Но поручиться, что такого не будет никогда, нельзя.
Как правило, если аккумуляторная батарея закипела, то неисправность уже есть. А если это игнорировать, могут начаться проблемы с работой электропроводки и двигателя. А сама батарея получит невосстановимые повреждения.
Процесс кипения вызывает окислительно-восстановительная реакция, производящая разложение раствора на составные части под воздействием электрического тока. Это значит, что кипение электролита вызвано не испарениями кислоты, а выделением водорода и кислорода из воды. То есть АКБ может закипеть и при низких температурах.
Причины закипания электролита
Кипит аккумулятор на машине, значит, необходимо выяснить причину возникшей проблемы. Для начала нужно убедиться, что закипание действительно есть. Если АКБ не открывается, то увидеть процесс не получится.
Можно применить другие методы определения неисправности:
- Постараться прислушаться, возможно, слышно шипение или бульканье.
- Можно принюхаться, если есть закипание, может появиться кислый, удушающий запах.
- Образование налёта на контактах, тоже указывает на кипение.
Причин для закипания батареи может быть несколько:
- Если генератор выдаёт напряжение, превышающее положенное, то во время эксплуатации автомобиля накопитель получает заряда больше необходимого. При таких условиях излишки напряжения приводят к нагреванию АКБ и кипению электролита. Происходит перезаряд батареи.
- Положительные и отрицательные электроды изолированы друг от друга, но если произошла деформация электродов; замыкание шлама в нижней части сеток банок; попали посторонние предметы; имеет место заводской брак, то возникает короткое замыкание. Как правило, такая батарея ремонту не подлежит. Признаками короткого замыкания являются: кипение кислоты, понижение напряжения в сети, быстрая потеря ёмкости.
- При воздействии кислоты на пластинах образуется плёнка сульфата. Она уменьшает ёмкость накопителя и снижает получаемую силу тока. Пока блок питания работает нормально, во время зарядки плёнка растворяется. Но если АКБ сильно разрядить, образуются крупные кристаллы, которые не исчезают, а начинают разрушать пластины. Это приводит к закипанию кислоты во время движения автомобиля. Другими словами, происходит сульфатация пластин. Такой блок от генератора заряжать нельзя, это вызовет поломку самого генератора.
- Если в дороге одновременно включается много потребителей электроэнергии, то накопитель может не потянуть нагрузку. Происходит перегруз. Начинается нагревание, кислота закипает.
- В силу разных причин владельцы автомобилей ставят блоки питания большего объёма, чем положено по инструкции пользователя. Но недостаточное пространство ухудшает качество вентиляции. Батарея начинает перегреваться, это приводит к закипанию электролита.
- При установке аккумуляторной батареи можно перепутать плюс с минусом. Да, с современными батареями это сделать сложно. Но никто не застрахован от ошибок. В результате переполюсовки предохранители блока сгорают, кипит кислота и батарея выходит из строя.
Если соблюдать все требования производителя автомобиля, грамотно использовать АКБ, то поломок батареи и закипания кислоты можно избежать. Но если поломка случилась, не нужно паниковать.
Эксперты в области автомобильной техники рекомендуют соблюдать несколько простых правил, чтобы избежать перегрева аккумулятора. Во-первых, важно регулярно проверять уровень электролита и при необходимости доливать дистиллированную воду. Также стоит следить за состоянием клемм и проводов: коррозия может привести к плохому контакту и перегреву.
При длительных поездках рекомендуется делать перерывы, чтобы дать аккумулятору остыть. Если же аккумулятор все-таки закипел, необходимо немедленно отключить его от сети и дать остыть в безопасном месте. Важно помнить, что перегрев может привести к утечке электролита и повреждению аккумулятора, поэтому регулярное техническое обслуживание и внимательное отношение к состоянию автомобиля помогут избежать подобных ситуаций.
Действия водителя при закипании аккумуляторной батареи
Какие меры необходимо предпринять, если компьютер показывает, что аккумулятор кипит прямо во время езды:
- Остановиться, заглушить двигатель и достать ключ из замка зажигания.
- Подойти к капоту, открыть и закрепить его в открытом положении.
- Снять всё, что накрывает блок питания, чтобы он остывал.
- Дождаться остывания до температуры, при которой его можно трогать.
- Закрыть капот и завести мотор.
- Доехать до магазина автозапчастей для покупки дистиллированной воды.
- Залить воду до уровня 15 мм над электродами.
- Если батарея не открывается, доливку можно произвести через трубку для отвода газов.
- Отключить от генератора автомобиля самый толстый провод.
- Закрепить этот провод так, чтобы он не смог коснуться корпуса автомобиля.
- Доехать до автосервиса, по возможности не включая электроприборы.
- Если нет уверенности в безопасном передвижении, вызвать эвакуатор.
Современные АКБ довольно надёжны и безопасны. Закипание их на машине происходит очень редко.
Последствия кипения электролита в аккумуляторе
Кипение серной кислоты в аккумуляторной батарее может привести к довольно разрушительным последствиям:
- Вода быстро испарится, и концентрированная кислота начнёт разрушать электроды блока питания.
- Начнётся активная сульфатация электродов, что может привести к замыканию и взрыву.
- Испарения кислоты приведут к постепенному разрушению изоляции проводки, коррозии металла деталей автомобиля.
Чтобы избежать подобных проблем, необходимо внимательно относиться к уходу за накопителем и вовремя проводить профилактические работы.
Как не допустить закипания аккумулятора
В качестве профилактики от кипения кислоты в АКБ можно считать набор довольно простых и доступных к исполнению мероприятий.
Чтобы уберечь свой автомобиль от проблем с блоком питания, в первую очередь нужно избавиться от лишнего мусора. Убрать от батареи все лишние предметы, которые нарушают естественную вентиляцию. Не допускать хранения в моторном отсеке инструментов и ветоши. Накрывать накопитель можно только предусмотренными заводом-изготовителем чехлами.
Регулярно проверять уровень зарядки АКБ с помощью мультиметра. А также контролировать наполненность батареи электролитом. Эти работы необходимо проводить каждый месяц. В жаркий период — каждую неделю.
Каждый месяц проводить контроль работы генератора. Для этого делать замеры напряжения в накопителе. При работающем моторе допустимым показателем является 14,5 В, а при не работающем — 12,7 В.
Постоянно проверять контакты аккумулятора на наличие налёта, ржавчины. Осматривать весь блок, не допуская скопления жидкостей, грязи и солей.
При проведении диагностических работ можно выявить сбои и проблемы на ранней стадии. Кода можно вернуть брак продавцу.
Восстановить нормальную работу батареи. Что позволит увеличить срок её службы. Снизить расходы на обслуживание и покупку новой. Увеличить надёжность её работы. Снизить расходы, связанные с выходом из строя, зависящего от работы накопителя оборудования.
Можно проследить динамику работы блока питания, это даст возможность заранее запланировать покупку нового.
Как уже было сказано, современные аккумуляторы кипят на машине довольно редко. Но если это случится, то вы будете знать, что нужно делать в этой ситуации. Также всегда следует помнить о мерах предосторожности, чтобы не оказаться в таком положении на трассе.
Возможно, что-то подобное с вами уже случалось? Поделитесь опытом в комментариях.
Вопрос-ответ
Как понять, что аккумулятор в машине закипел?
Признаки закипания аккумулятора включают в себя выделение газа, характерный запах сероводорода, а также возможное образование пузырьков на поверхности электролита. Если вы заметили эти симптомы, рекомендуется немедленно отключить аккумулятор от сети и обратиться к специалисту.
Какие меры предосторожности можно предпринять, чтобы избежать закипания аккумулятора?
Чтобы предотвратить закипание аккумулятора, следите за уровнем электролита и регулярно проверяйте его состояние. Также важно избегать перегрева аккумулятора, что может произойти из-за длительной работы генератора или недостаточной вентиляции. Использование качественного зарядного устройства и соблюдение рекомендаций производителя также помогут избежать этой проблемы.
Что делать, если аккумулятор все же закипел?
Если аккумулятор закипел, первым делом отключите его от источника питания и дайте ему остыть. Не открывайте крышку аккумулятора, так как это может привести к выбросу опасных газов. После остывания рекомендуется обратиться к специалисту для проверки и, при необходимости, замены аккумулятора.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте уровень электролита в аккумуляторе. Убедитесь, что уровень жидкости находится между минимальной и максимальной отметками. При необходимости доливайте дистиллированную воду, чтобы избежать перегрева и закипания.
СОВЕТ №2
Следите за состоянием зарядного устройства и системы зарядки автомобиля. Периодически проверяйте генератор и ремень, чтобы убедиться, что аккумулятор получает правильное напряжение и не перегревается.
СОВЕТ №3
Избегайте длительной работы электрооборудования при выключенном двигателе. Если вам нужно использовать фары, радио или другие устройства, убедитесь, что двигатель работает, чтобы не перегружать аккумулятор.
СОВЕТ №4
Проводите регулярное техническое обслуживание автомобиля, включая проверку аккумулятора. Профессиональная диагностика поможет выявить потенциальные проблемы до того, как они приведут к перегреву или закипанию аккумулятора.