Двигатель автомобиля – это его сердце, и перегрев может вызвать серьезные проблемы, включая поломку и дорогой ремонт. В статье рассмотрим основные причины перегрева двигателя и эффективные методы профилактики, которые помогут избежать неприятностей на дороге. Знание этих аспектов позволит автовладельцам своевременно реагировать на проблемы и поддерживать автомобиль в исправном состоянии.
Чем грозит постоянный перегрев мотора?
Если у вашего автомобиля, будь то иномарка или отечественная модель, такая как Лада Приора или Калина, наблюдается перегрев двигателя, необходимо немедленно принять меры. Даже одноразовый перегрев может привести к множеству серьезных проблем в будущем. Это связано с тем, что многие детали автомобиля чувствительны к высоким температурам.
Прежде всего, это касается маслоотражательных клапанов, которые обычно изготавливаются из резины и силикона. То же самое относится к маслосъемным и поршневым кольцам. Независимо от типа двигателя — инжекторного или карбюраторного — перегрев колец приводит к их повреждению, так как они теряют свою упругость. В результате этого увеличивается расход масла. Замена этих элементов может быть затруднительной из-за их специфического расположения, поэтому без капитального ремонта двигателя не обойтись.
Еще одной негативной последствием перегрева является расширение деталей. Каждый физик знает, что при повышении температуры размеры запчастей изменяются, и после возвращения к нормальным условиям они не могут восстановить свою первоначальную форму. Это приводит к остаточным деформациям, когда размеры некоторых критически важных элементов оказываются больше, чем предусмотрено конструкцией.
В условиях летней жары, особенно при частом старте с места в многокилометровых пробках, перегрев двигателя не удивляет водителей. Однако при правильной работе системы охлаждения даже такие автомобили, как ГАЗель или Нива, не должны сталкиваться с подобными проблемами, не говоря уже о машинах европейского производства.
Поэтому важно разобраться в особенностях работы системы охлаждения. Она функционирует по принципу двух замкнутых контуров. На начальном этапе, после включения зажигания, антифриз начинает циркулировать по малому кругу, состоящему из двух основных компонентов — насоса и двигателя. Как только двигатель достигает необходимой температуры, срабатывает термостат, который позволяет тосолу охлаждать еще один элемент — радиатор.
Если система охлаждения работает неправильно, это можно определить по нескольким симптомам, наиболее важными из которых являются:
- Датчик температуры двигателя — если стрелка попадает в красную зону, необходимо срочно принимать меры для устранения проблемы.
- Дым, выходящий из-под капота, — это сигнал о том, что температура охлаждающей жидкости достигла около 120 градусов Цельсия. В этом случае следует немедленно выключить двигатель и остановиться, так как движение с кипящим антифризом недопустимо.
- Детонация в цилиндропоршневой группе — слышны характерные хлопки в подкапотном пространстве при увеличении скорости. Это происходит из-за значительного повышения температуры стенок цилиндров, что приводит к неконтролируемому сгоранию топлива.
- Снижение эффективности работы печки — этот элемент находится в контуре выше остальных узлов, и его работа зависит от охлаждающей жидкости. При перегреве циркуляция тосола может быть нарушена, что приведет к неисправной работе печки, которая перестанет подавать теплый или холодный воздух.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что перегрев двигателя может быть вызван несколькими факторами. Одной из основных причин является недостаток охлаждающей жидкости, что может происходить из-за утечек или низкого уровня жидкости в системе. Также важным аспектом является состояние термостата, который отвечает за регулирование температуры. Если он заедает в закрытом положении, это может привести к перегреву.
Кроме того, неисправности в системе охлаждения, такие как забитые радиаторы или неисправные водяные насосы, также могут способствовать проблеме. Профилактика включает регулярные проверки уровня охлаждающей жидкости, осмотр системы на наличие утечек и замену старых деталей. Эксперты рекомендуют проводить техническое обслуживание автомобиля не реже одного раза в год, чтобы избежать серьезных поломок и обеспечить надежную работу двигателя.
Основные причины повышения температуры двигателя
Убедившись в том, что силовой агрегат перегревается, следует провести диагностику с целью выявления причин неисправности и их устранения. Одной из самых распространенных проблем является вышедший из строя либо загрязненный радиатор. Это наиболее простой из всех возможных вариантов, поскольку справиться с проблемой можно при помощи обычного продува, а также внутренней и внешней очистки. Но когда радиатор физически неисправен, то потребуется его замена.
Если греется двигатель на автомобиле ВАЗ, то причина может заключаться в поврежденном термостате. В этом случае температура двигателя увеличивается достаточно долго при его включении, после чего периодически нагревается до экстремально высоких показателей. В некоторых случаях указанный узел банально заклинивает, что приводит к непропусканию антифриза к радиатору. Определив, что агрегат неисправен и неспособен выполнять свои функции, необходимо заменить его на новый, благо, ремонт не потребует больших вложений.
Следующая распространенная неполадка – сломанный вентилятор, а также вышедшая из строя крыльчатка. Как показывает практика, даже мелкие повреждения, включая плохую коммутацию, приводят к избыточному нагреванию мотора. Результатом становится полное отсутствие вращения крыльчатки, что способствует повышению температуры двигателя.
Обязательно следует обратить внимание на водяной насос, который выходит из строя довольно-таки часто. Обычно рвется ремень помпы, из-за чего охлаждающая жидкость перестает циркулировать по обоим контурам. Достаточно открыть крышку капота и найти насос, чтобы визуально убедиться в неисправности ремня. Заменить его не составляет труда.
Чего не скажешь, если наблюдается заклинивание всего насоса. В таком случае продолжать движения автомобиля не рекомендуется. Следует вызвать эвакуатор и отбуксировать машину к ближайшей станции технического обслуживания, поскольку заклинившая помпа грозит вывести из строя двигатель, а починить неисправность вручную не представляется возможным, в отличие от того же ремня.
В некоторых проблемах виноваты сами водители, которые уделяют машине недостаточно много времени. Распространенная ситуация – падение уровня антифриза до критического значения, когда владелец авто банально забывает вовремя доливать его. В таком случае система охлаждения по очевидным причинам не имеет возможности выполнять свои функции.
Снижение количества тосола происходит и по другим причинам, например когда имеются точки протекания. Тогда нужно внимательно осмотреть все хомуты и уплотнения и заменить поврежденный элемент.
Воздушные пробки в системе охлаждения тоже становятся причиной перегрева мотора. Избавиться от проблемы очень просто, для этого необходимо заехать под уклон, например на эстакаду, открыть бачок с антифризом и подождать около 10 минут. Если проблема связана с завоздушиванием, то за это время весь лишний воздух выйдет, а машина будет работать без дополнительных сложностей.
Причина перегрева двигателя | Симптомы | Профилактика и ремонт |
---|---|---|
Низкий уровень охлаждающей жидкости | Повышенная температура двигателя, загорается индикатор перегрева, пар из-под капота. | Проверка уровня и доливка ОЖ, поиск и устранение течей в системе охлаждения (радиатор, патрубки, прокладка головки блока цилиндров). |
Неисправность термостата (заклинило в закрытом положении) | Двигатель долго прогревается, резкий скачок температуры после прогрева. | Замена термостата. |
Засор радиатора (грязь, насекомые) | Повышенная температура двигателя, особенно при движении в пробках. | Промывка радиатора, замена. |
Неисправность помпы (водяного насоса) | Повышенная температура двигателя, шум от помпы. | Замена помпы. |
Неисправность вентилятора радиатора | Повышенная температура двигателя, особенно на холостом ходу. | Проверка предохранителей, реле, проводки, замена вентилятора. |
Проблемы с крышкой расширительного бачка | Потеря давления в системе охлаждения, перегрев. | Замена крышки. |
Проблемы с датчиком температуры | Некорректные показания датчика температуры, может не загораться индикатор перегрева. | Замена датчика. |
Прокладка головки блока цилиндров (пробита) | Повышенная температура двигателя, появление белого дыма из выхлопной трубы, масло в охлаждающей жидкости, ОЖ в масле. | Замена прокладки головки блока цилиндров, ремонт головки блока цилиндров (при необходимости). |
Мало масла | Повышенная температура двигателя, стук в двигателе. | Проверка уровня и доливка масла, поиск и устранение течей. |
Неисправность системы зажигания | Неполное сгорание топлива, повышенная температура двигателя. | Диагностика и ремонт системы зажигания. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о перегреве двигателя в автомобиле и его профилактике:
-
Термостат как ключевой элемент: Термостат в системе охлаждения двигателя играет критическую роль в поддержании оптимальной рабочей температуры. Если он заедает в закрытом положении, охлаждающая жидкость не циркулирует должным образом, что может привести к перегреву. Регулярная проверка и замена термостата могут предотвратить серьезные проблемы.
-
Влияние антифриза: Использование качественного антифриза не только предотвращает замерзание охлаждающей жидкости в зимний период, но и защищает двигатель от перегрева в летнее время. Антифриз содержит добавки, которые помогают поддерживать стабильную температуру и предотвращают коррозию в системе охлаждения.
-
Засорение радиатора: Со временем радиатор может забиваться грязью, пылью и отложениями, что снижает его эффективность. Это может привести к перегреву двигателя, особенно в условиях интенсивной эксплуатации. Регулярная промывка радиатора и проверка его состояния помогут избежать перегрева и продлить срок службы двигателя.
Профилактика – самый эффективный способ предупреждения проблемы
Определившись с причиной неисправности, следует перейти к ее устранению. В процессе диагностики специалисты могут выявить несколько проблем, и в таком случае ремонт необходимо проводить поэтапно. Главное правило здесь — это регулярная профилактика и забота о состоянии автомобиля. Это включает в себя проверку уровня антифриза, а также других ключевых узлов и механизмов на предмет их исправности.
Особое внимание стоит уделить термостату, так как его поломка — распространенная проблема среди водителей. Также важным аспектом является стиль вождения: частая езда на высоких оборотах может негативно сказаться на работе системы охлаждения. Не следует допускать движение на высокой скорости при низких передачах — это может привести к серьезным повреждениям как двигателя, так и трансмиссии.
Правильная профилактика позволяет своевременно выявлять неисправности, не дожидаясь, пока начнется цепная реакция, в результате которой могут выйти из строя и другие узлы автомобиля. При этом важно помнить о безопасности: жидкости и все компоненты под капотом, особенно сразу после отключения двигателя, могут быть очень горячими. Чтобы избежать серьезных ожогов, все работы рекомендуется выполнять в защитных перчатках.
Запрещается доливать холодную жидкость, будь то антифриз или обычная вода, в расширительный бачок, если он горячий. Разница температур может вызвать мгновенные реакции, что значительно увеличивает риск повреждения важных элементов двигателя.
Внутренняя и внешняя очистка радиатора своими руками
Если на машине греется двигатель из-за загрязненного радиатора, то потребуется провести его очистку, вернув тем самым работоспособность охладителю. Некоторые водители предпочитают заливать обычную воду в целях экономии. Это далеко не самый лучший выбор, поскольку в такой жидкости содержится множество вредных элементов и примесей, в том числе и солей. В процессе длительной эксплуатации все эти вещества отрицательно сказываются на радиаторе, постепенно забивая его соты.
Следствием становится уменьшение объемов циркуляции жидкости, что приводит к перегреву мотора и прочих важных агрегатов. После прочистки не рекомендуется лить воду во избежание повторных проблем, ведь лучше потратить немного денег на качественный антифриз, чем потом обращаться к дорогостоящим услугам профессиональных автомастерских.
К тому же для очистки требуется покупать специальные средства, предназначенные для удаления накипи и отложений. При желании приготовить их можно своими руками. Внутренняя очистка радиатора выполняется по следующей технологии:
- Автохимия вливается в расширительный бачок.
- Включается мотор приблизительно на 15-20 минут, который работает на холостых оборотах.
- По прошествии указанного времени жидкость необходимо слить в отдельную емкость. Важно понимать, что выливать отходы поблизости от места проживания людей категорически нельзя по причине нахождения большого количества вредных веществ.
Используемые средства против накипи отличаются повышенной агрессивностью, поэтому промывка должна осуществляться не более 20 минут. В противном случае тонкие стенки радиатора будут подвержены действию очистительного вещества. Свидетельством того, что система охлаждения была загрязнена, станет изменившийся на темно-оранжевый оттенок слитой жидкости, в которой будет присутствовать множество мелких кусочков ржавого металла и прочих отложений и грязи.
Выполнять внутреннюю очистку рекомендуется всем владельцам автомобилей, даже когда в качестве охлаждающей жидкости используется дорогостоящий антифриз. Если двигатель перегревается, то можно воспользоваться методом внешней продувки. Благодаря такому способу радиатор будет полностью очищен от грязи и отложений, которые образовались снаружи элемента, и которые путем обработки химическими средствами удалить не получается.
Во время движения скапливается большое количество мусора, в том числе тополиный пух, мелкие насекомые и мошкара. Для удаления необходимо воспользоваться обычным пылесосом. Идеального результата получится добиться в том случае, когда воздух дует на стенки радиатора под огромным давлением. Следует лишь помнить о том, что продувка выполняется исключительно с тыльной стороны. Это связано с тонкими и хрупкими стенками, которые не выдержат мощного потока воздуха.
Чтобы добиться максимального эффекта, некоторые соты, которые загрязнены больше всего, следует прочистить вручную при помощи мелких инструментов. Отлично подойдут чистые гвозди или тонкие швейные иглы, благодаря которым удастся извлечь даже самые прочные и застаревшие отложения.
Повышенные температуры оказывают крайне негативное воздействие на двигатель любого автомобиля. С этой проблемой нужно бороться сразу же после ее выявления, в противном случае придется буксировать вышедшее из строя авто на СТО. Для предотвращения появления таких проблем достаточно всего лишь регулярно обслуживать и грамотно эксплуатировать транспортное средство.
Когда обращаться к специалистам: признаки серьезной неисправности
Когда двигатель автомобиля начинает перегреваться, это может быть признаком серьезной неисправности, требующей немедленного внимания. Игнорирование таких симптомов может привести к более серьезным повреждениям и дорогостоящему ремонту. Рассмотрим основные признаки, которые указывают на необходимость обращения к специалистам.
1. Появление сигнала о перегреве
Современные автомобили оснащены датчиками температуры, которые сигнализируют водителю о перегреве двигателя. Если на приборной панели загорелся индикатор перегрева, это первый и самый очевидный признак того, что необходимо остановиться и проверить состояние автомобиля. Игнорирование этого сигнала может привести к повреждению головки блока цилиндров или других критически важных компонентов.
2. Необычные звуки из двигателя
Если вы начали слышать стуки, скрежет или другие необычные звуки из двигателя, это может указывать на механические повреждения, вызванные перегревом. Такие звуки могут свидетельствовать о том, что детали двигателя начинают терять свою целостность или смазывающие жидкости не справляются с нагрузкой. В этом случае стоит немедленно обратиться к специалисту.
3. Увеличение расхода охлаждающей жидкости
Если вы заметили, что уровень охлаждающей жидкости в системе постоянно падает, это может быть признаком утечки или перегрева. Утечка может происходить через поврежденные шланги, радиатор или прокладку головки блока цилиндров. В любом случае, это требует диагностики и, возможно, ремонта.
4. Запах гари или дыма
Запах гари или видимый дым из-под капота — это серьезный сигнал о том, что двигатель перегревается. Это может быть связано с перегревом масла или других жидкостей, что может привести к их воспламенению. Если вы заметили такие симптомы, немедленно остановите автомобиль и вызовите эвакуатор.
5. Снижение мощности двигателя
Перегрев может привести к снижению мощности двигателя, что проявляется в затруднении разгона или нестабильной работе на холостом ходу. Если вы заметили, что двигатель не реагирует на нажатие педали акселератора так, как обычно, это может быть признаком перегрева или других серьезных проблем.
6. Появление пузырьков в расширительном бачке
Если в расширительном бачке охлаждающей жидкости вы заметили пузырьки, это может указывать на наличие воздуха в системе или на перегрев. Это также может быть признаком того, что в системе охлаждения происходит химическая реакция, связанная с повреждением прокладки головки блока цилиндров.
Обращение к специалистам при наличии одного или нескольких из перечисленных признаков может помочь избежать серьезных последствий и дорогостоящего ремонта. Регулярная диагностика и профилактика помогут поддерживать двигатель в исправном состоянии и предотвратить перегрев в будущем.
Вопрос-ответ
Из за чего может греться двигатель?
Перегрев может быть вызван чем угодно, что нарушает стабильную работу охлаждающей системы. Недостаток охлаждающей жидкости. Течи жидкости могут быть вызваны повреждением радиатора или патрубков, ослаблением хомутов. Если пробита прокладка двигателя, жидкость уходит в масло или сгорает в цилиндрах.
Почему моя машина перегревается, хотя охлаждающая жидкость есть?
Если двигатель перегревается, но охлаждающая жидкость заправлена, проблема может быть связана с радиатором или всей системой охлаждения. Это может быть вызвано различными причинами: от механической неисправности вентилятора радиатора до повреждения расширительного бачка.
Какая из причин может привести к перегреву и выходу из строя двигателя?
Загрязнение или повреждение радиатора (продолжение). Внешние загрязнения препятствуют нормальному теплообмену. Накипь и отложения ухудшают циркуляцию охлаждающей жидкости. Забитые каналы радиатора не пропускают достаточное количество жидкости.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости. Низкий уровень может привести к перегреву двигателя, поэтому следите за состоянием радиатора и системы охлаждения, добавляя жидкость по мере необходимости.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на состояние термостата. Если он заедает в закрытом положении, это может привести к перегреву. Регулярная замена термостата поможет избежать этой проблемы.
СОВЕТ №3
Следите за работой вентилятора радиатора. Убедитесь, что он включается при повышении температуры двигателя. Если вентилятор не работает, это может быть признаком неисправности, которую нужно устранить как можно скорее.
СОВЕТ №4
Проводите регулярное техническое обслуживание автомобиля. Замена масла, фильтров и проверка системы охлаждения помогут предотвратить перегрев и продлить срок службы двигателя.