Свечи зажигания обеспечивают эффективную работу двигателя автомобиля. Их неисправность может привести к снижению мощности, увеличению расхода топлива и поломке двигателя. В этой статье рассмотрим простые способы проверки свечей зажигания в домашних условиях, что поможет вам самостоятельно диагностировать их состояние и избежать лишних затрат на автосервис. Узнаете, какие инструменты понадобятся и как правильно интерпретировать результаты проверки.
Особенности проверки свечей зажигания в гараже
Если ваш автомобиль с трудом заводится, а двигатель работает нестабильно даже на холостом ходу, это может указывать на необходимость проверки свечей зажигания. В идеале их срок службы составляет около 30 тысяч километров, но со временем проблемы неизбежны. Признаки неисправности могут проявляться в увеличенном расходе топлива, повышенной дымности выхлопных газов и даже в том, что свечи выглядят влажными. Если вы заметили хотя бы один из этих симптомов, стоит обратить внимание на состояние свечей.
Существует множество причин, по которым свечи могут выйти из строя:
- Естественный износ, который обычно происходит после пробега в 30 тысяч километров. Если это случилось раньше, причиной могут быть некачественное топливо или добавки в моторном масле. Срок службы также сокращается при перегреве двигателя или его детонации.
- Образование сажи может быть связано с неправильным составом топливно-воздушной смеси или использованием некачественного бензина. Наличие масла на свечах указывает на износ деталей цилиндропоршневой группы. В двигателях с турбонаддувом причиной может быть частичный выход из строя турбины. Шлаковые или лаковые отложения возникают из-за воздействия присадок в топливе и моторном масле.
- Центральный электрод может потерять свою работоспособность из-за неправильной настройки зажигания. Также на это влияют отложения в камере сгорания, неисправные клапаны и некачественное топливо, что иногда приводит к расплавлению электродов.
Пробой свечи зажигания всегда сопровождается нестабильной работой. Незапущенная топливно-воздушная смесь попадает в выхлопную систему, где остатки сгорают в катализаторе, что может привести к его поломке. Если катализатора нет, как, например, на старых моделях ВАЗ, бензин выбрасывается через выхлопную трубу, загрязняя окружающую среду. Это проявляется в перебоях в работе двигателя – он начинает троить.
При осмотре свечи, которую вы выкрутили, она может выглядеть исправной и не иметь видимых повреждений. Если замкнуть её на массу, между электродами появляется стабильная и мощная искра. Однако при установке свечи на место двигатель продолжает работать плохо, и расход топлива остается высоким. Необходимо провести дополнительную проверку, чтобы выяснить причину неисправности.
Перед тем как загореться в камере сгорания, топливно-воздушная смесь сильно сжимается. Это особенно характерно для дизельных двигателей. Дизельные моторы сами подсказывают о причинах неисправности, поэтому проверка элементов зажигания в них не требуется. Давление в цилиндрах может достигать 20 атмосфер и более. В таких условиях свечи, особенно дешевые и некачественные, могут пробиваться. Искра становится слабой или вовсе отсутствует, что приводит к перебоям в работе двигателя.
Наилучший способ диагностики – это использование специальных стендов, которые обеспечивают наиболее точные результаты, так как воспроизводят реальные условия работы свечей. Испытания проводятся в специальной камере с повышенным давлением, которое постепенно увеличивается, и наблюдают за искрой – есть ли она и какого качества.
Однако подобные установки есть не на каждой автосервисной станции. В домашних условиях можно создать нечто подобное, но для этого потребуются специфические детали. Поэтому проще воспользоваться методами, не требующими специального оборудования, или использовать инструменты, которые есть практически в каждом гараже.
Эксперты рекомендуют несколько простых способов для самостоятельной диагностики свечей зажигания. Во-первых, стоит визуально осмотреть свечи на наличие трещин, нагара или коррозии. Чистые и сухие свечи с равномерным износом свидетельствуют о нормальной работе двигателя. Во-вторых, можно провести тест на искру: для этого свечу следует извлечь, подключить к высоковольтному проводу и, удерживая её на металлической части двигателя, прокрутить стартер. Если искра яркая и стабильная, свеча функционирует корректно. Также важно проверить зазор между электродами, который должен соответствовать рекомендациям производителя. Наконец, эксперты советуют периодически заменять свечи, чтобы избежать проблем с запуском и работой двигателя.
Диагностика с использованием подручных средств – все доступные способы
Если хорошо присмотреться к вывернутой свече, заметны маленькие трещины, сколы или царапины. При продолжении эксплуатации пробивает корпус, вырабатываемый разряд утекает сквозь образовавшуюся в изоляторе пробоину. В результате искры нет, и она больше не появится, а водитель сталкивается с тем, что наблюдаются провалы, рывки при движении. Двигатель работает неустойчиво даже на холостом ходу, запустить его трудно.
Иногда, хотя видимых дефектов на свече нет, проблемы остаются . Один из действенных способов определить неисправность в такой ситуации – проверить двигатель в темноте. Если имеются микротрещины, сразу заметны синие электроразряды вокруг корпуса.
Способ проверки | Признаки неисправности | Заключение |
---|---|---|
Визуальный осмотр | Повреждения изолятора (трещины, сколы), износ электродов (сильное изнашивание, оплавление, отложения нагара), следы коррозии | Замена свечи необходима, если обнаружены значительные повреждения. |
Проверка искры (с помощью высоковольтного провода и массы) | Отсутствие искры, слабая искра, прерывистая искра | Отсутствие или слабая искра указывают на неисправность свечи или системы зажигания. |
Проверка зазора между электродами (щупом) | Зазор выходит за пределы допустимого значения (указано в руководстве по эксплуатации автомобиля) | Необходимо отрегулировать зазор или заменить свечу. |
Проверка сопротивления изолятора (с помощью омметра) | Значительное отклонение от номинального сопротивления (указано в руководстве по эксплуатации автомобиля) | Свеча может быть неисправна. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о проверке свечей зажигания и способах их диагностики:
-
Цвет искры: Один из простых способов проверки свечей зажигания – это оценка цвета искры. Здоровая свеча должна выдавать яркую синюю искру. Если искра желтая или оранжевая, это может указывать на загрязнение или износ свечи, что может привести к проблемам с запуском двигателя и его работой.
-
Тест на пробой: Для проверки свечей зажигания можно использовать метод “пробоя”. Для этого свечу извлекают, подключают к высоковольтному проводу и ставят на массу двигателя. При запуске двигателя искра должна пробиваться между электродами свечи. Если искра не появляется, это может свидетельствовать о неисправности свечи или проблемах с высоковольтной системой.
-
Визуальный осмотр: При снятии свечей зажигания важно провести визуальный осмотр их состояния. Наличие нагаров, трещин или коррозии может указывать на проблемы с топливной системой или неправильную работу двигателя. Например, черный нагар может свидетельствовать о переобогащении смеси, а белый – о перегреве свечи.
Дедовский метод – проверенный и надежный
При возникновении проблем с двигателем, особенно когда слышно его троение, первым делом стоит обратиться к проверке свечей зажигания. Диагностику можно провести даже в пути, так как для этого понадобятся лишь свечной ключ и плоскогубцы.
Этот метод включает в себя два основных этапа. Сначала необходимо выявить неработающую свечу, при этом снимать ее с двигателя не требуется. Для этого открывают капот и запускают двигатель, запоминая его звук. Затем поочередно отключают провода высокого напряжения и слушают, как изменяется работа мотора.
Если изменения заметны, значит, свеча исправна. Если же перебои не исчезают, значит, проблема в цилиндре, который был проверен. Обычно неисправность наблюдается в одном цилиндре, но стоит проверить все, так как иногда дефект может проявляться сразу в нескольких.
После этого выкручивают свечу и осматривают ее. Иногда достаточно очистить свечу от нагара, бензина или масла, чтобы она снова заработала. Однако перед этим стоит проверить наличие искры: подключают провод высокого напряжения, берут плоскогубцы с изолированными ручками и прижимают резьбу к массе.
Затем прокручивают коленвал стартером, наблюдая за искрой. Она должна быть яркой, синего цвета и сопровождаться характерными звуками разряда. Делать это самостоятельно не очень удобно, поэтому лучше иметь помощника. Обычно они опасаются удара током, хотя он не представляет угрозы, но могут помочь с поворотом ключа в замке. Неисправную свечу следует заменить, и в дороге желательно иметь запас.
Однако стоит отметить, что на инжекторных автомобилях этот метод не применим. На таких машинах установлен электронный блок управления и другое чувствительное оборудование, что создает риск его повреждения.
Проверка мультиметром – способ сомнительный и ненадежный
Многие считают, что поскольку прибор предназначен для измерения электричества, то он сгодится для диагностирования свечей зажигания. На самом деле это не совсем верно: кое-что узнать можно, но сведений об исправности практически получить нельзя. Тестер применяется для проверки проводов и определения короткого замыкания.
Используется следующим способом: мультиметр выставляется в положение 20 Ком. Один щуп соединяется с контактом для высоковольтного провода, другой – с центральным электродом. Если прибор что-то показывает, неисправен изолятор. Контролировать искру невозможно. К тому же свечи, в зависимости от типа, имеют разное сопротивление, параметры которого не всегда известны водителю.
Для запуска холодного дизельного двигателя применяются особые свечи, которые создают накал, способный воспламенить топливо. Снимать их для проверки неспециалисту не рекомендуется, но простейшую диагностику выполняют мультиметром.
Промышленный пробник – качество диагностики повышается
Существует устройство, позволяющее самостоятельно проверить свечи зажигания, которое получило у автомобилистов название «пистолет» из-за своего внешнего вида. Оно доступно в продаже в автомагазинах, хотя чаще всего встречается в специализированных или авторизованных сервисных центрах. Водители, сталкивающиеся с подобными проблемами регулярно, предпочитают иметь такое устройство под рукой. Его конструкция достаточно проста, что делает его стоимость относительно низкой. Принцип работы напоминает специальный стенд, используемый для проверки исправности под высоким давлением.
Это компактный прибор, в котором имеется углубление для установки проверяемой свечи. На свечу надевается колпак из изоляционного материала. При нажатии на кнопку происходит разряд, который позволяет проверить электроды. Некоторые модели оснащены индикаторной лампочкой, сигнализирующей о работоспособности свечи.
Однако стоит отметить, что данный метод не дает стопроцентной гарантии точности, так как условия работы в цилиндре не могут быть полностью воспроизведены, а лишь частично имитируются. Когда свеча возвращается на место, она оказывается под воздействием совершенно другого давления. Даже если при тестировании с помощью пистолета искра проходит, в цилиндре она может не возникнуть. Одно можно утверждать с уверенностью: если диагностика не дала положительного результата, то свеча определенно неисправна.
Самодельные приборы – три варианта
Если пистолета-пробника нет, а покупать не хочется или нет возможности, в домашних условиях делают устройство из зажигалки для газовых плит. Ее разбирают и вынимают пьезоэлемент. Провод удлиняют до 15 см, место соединения изолируют. Он предназначен для крепления к верхнему контакту свечи. Блок совмещают с корпусом, нажимают на кнопку, которая имеется на нем. Если искры нет, это говорит о неисправности свечи и необходимой замене.
Это простейший прибор, но если есть желание, делают вариант, практически ничем не уступающий промышленному образцу. Снимают металлический наконечник зажигалки, выбрасывают – он не понадобится. К проводу, который шел к нему, припаивают многожильный кабель с большим «крокодилом» на другом конце. Места соединения тщательно изолируют.
Берут высоковольтный кабель от автомобиля, снимают колпачок для трамблера и контакт. Его соединяют с другим проводом зажигалки. «Крокодилом» захватывается корпус свечи, а ВВ кабель надевается на ее центральный контакт. Прибор готов. Нажимают на клавишу и отпускают. Должны быть заметны и слышимы не менее 8 разрядов между электродами. Если их совсем нет или от двух до пяти, то есть неисправность. Утечка тока хорошо видна в темноте.
Если проверять на открытом воздухе, точного результата не будет. Его позволяет получить только специальный стенд, воспроизводящий условия, при которых происходит воспламенение топливовоздушной смеси. Можно сделать приспособление, которое в некотором смысле создает похожие условия. Используется 20-кубовый медицинский шприц и подходящий гужон – втулка с резьбой. Собирают следующим образом:
- срезают носик;
- на это место и прилегающую внутреннюю стенку наносят клей;
- устанавливают гужон;
- дополнительно изолируют его крепление проволокой или герметиком.
Используется просто: вкручивают свечу, надевают высоковольтный провод, корпус замыкают на массу. Заводят двигатель и давят на поршень шприца. Если искра не появляется, слабая или пробивает в сторону – она неисправна. Допустимо применить самодельный прибор из пьезозажигалки как источник напряжения.
Если есть возможность, делают специальную барокамеру для проверки свечи под давлением. Основная деталь требует токарной работы. Она состоит из корпуса, в котором имеется резьбовое отверстие, вваренный ниппель, вывод для шланга. Сверху крышка из оргстекла толщиной 4–5 мм, внутри под углом 45° устанавливают зеркало. Кроме этого, понадобятся:
- компрессор с манометром;
- жигулевский коммутатор с проводкой;
- катушка зажигания;
- два тумблера;
- вентилятор от компьютера для имитации датчика оборотов;
- шланг;
- переменный резистор.
Все собирается по приведенной схеме, размещается в корпусе. Вкручивают свечу и постепенно поднимают уровень давления. В зеркало наблюдают за искрой: если она начинает пробивать по корпусу – неисправна.
Вот и все возможные методы проверки свечей зажигания в гаражных условиях. Не следует только забывать, что перед диагностикой их очищают от нагара, просушивают, проверяют зазор между электродами.
Частые ошибки при проверке свечей зажигания и как их избежать
При проверке свечей зажигания важно учитывать ряд распространенных ошибок, которые могут привести к неправильной диагностике и, как следствие, к ненужным затратам на ремонт. Знание этих ошибок поможет вам избежать их и провести более точную проверку.
Одна из самых распространенных ошибок – это игнорирование состояния проводов и соединений. Часто владельцы автомобилей сосредотачиваются исключительно на самих свечах, забывая о том, что плохой контакт или поврежденные провода могут привести к неправильной работе свечей. Перед проверкой свечей убедитесь, что все соединения чистые и надежные.
Еще одной распространенной ошибкой является отсутствие должной подготовки перед проверкой. Например, многие не очищают свечи от нагара и загрязнений, что может исказить результаты диагностики. Перед тем как проверять свечи, рекомендуется использовать специальный очиститель для удаления отложений и грязи.
Некоторые автовладельцы также допускают ошибку, неправильно интерпретируя цвет изолятора свечи. Например, светло-коричневый цвет может быть нормальным, в то время как черный нагар указывает на богатую смесь. Однако, если свечи имеют белый или серый цвет, это может свидетельствовать о перегреве или недостатке топлива. Важно знать, как правильно оценивать состояние свечей по цвету, чтобы не упустить серьезные проблемы.
Не стоит забывать и о том, что проверка свечей зажигания должна проводиться на холодном двигателе. Многие делают ошибку, проверяя свечи на горячем двигателе, что может привести к неправильным выводам о их состоянии. Дайте двигателю остыть, прежде чем приступать к диагностике.
Также важно использовать правильный инструмент для проверки. Например, использование мультиметра для измерения сопротивления свечи может дать неверные результаты, если прибор не откалиброван. Убедитесь, что ваш инструмент в исправном состоянии и подходит для данной задачи.
Наконец, не забывайте о регулярной замене свечей зажигания в соответствии с рекомендациями производителя. Даже если свечи выглядят нормально, они могут терять свои свойства со временем. Регулярная замена поможет избежать проблем с запуском двигателя и его работой.
Избегая этих распространенных ошибок, вы сможете более точно диагностировать состояние свечей зажигания и обеспечить надежную работу вашего автомобиля.
Вопрос-ответ
Как самому проверить свечи зажигания?
Самый простой метод проверки – это по очереди снимать провода со свечей зажигания на заведенном двигателе. При этом нужно вслушиваться в работу двигателя: если после снятия провода со свечи урчание мотора не изменилось, значит, именно она вышла из строя.
Как самому проверить искру на свечах?
Для этого подключите свечу к проводу зажигания и заземлите ее корпус. Затем попросите кого-то завести двигатель. Искра должна быть мощной и синевато-белой. Если искра тусклая или имеет другой цвет, то это может указывать на проблему со свечами, проводами зажигания или другими компонентами системы зажигания.
Как определить, рабочая свеча или нет?
На свечу надеваем проводом, укладываем на двигатель, крутим стартер. Если свеча рабочая, на ней появится четкая и яркая искра. Проверка под давлением.
Как определить, что свеча зажигания неисправна?
Неисправность свечи зажигания можно определить по нескольким признакам: затрудненный запуск двигателя, неровная работа на холостом ходу, потеря мощности при ускорении, увеличение расхода топлива и наличие черного или масляного налета на свече. Также можно провести визуальный осмотр: если свеча имеет трещины, коррозию или сильно изношенные электроды, это указывает на необходимость замены.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом проверки свечей зажигания убедитесь, что двигатель остыл. Это предотвратит возможные ожоги и повреждения деталей. Снимите свечи с помощью специального ключа, чтобы избежать повреждений резьбы.
СОВЕТ №2
Проверьте состояние свечей визуально. Обратите внимание на цвет изолятора: светло-коричневый или серый цвет указывает на нормальную работу, а черный или маслянистый налет может свидетельствовать о проблемах с двигателем или системой зажигания.
СОВЕТ №3
Используйте мультиметр для проверки сопротивления свечей. Нормальное значение сопротивления для большинства свечей составляет от 5 до 10 кОм. Если значение значительно ниже или выше, это может указывать на неисправность свечи.
СОВЕТ №4
После проверки и очистки свечей зажигания, обязательно проверьте их зазор с помощью щупа. Оптимальный зазор обычно указан в руководстве по эксплуатации автомобиля. Неправильный зазор может привести к плохой работе двигателя и увеличенному расходу топлива.