Термостат автомобиля поддерживает оптимальную температуру двигателя, что влияет на его производительность и долговечность. Неправильная работа термостата может привести к перегреву или переохлаждению, что вызывает серьезные повреждения. В статье рассмотрим основные неисправности термостата, их симптомы и два способа проверки — без снятия с автомобиля и с демонтажем. Эти знания помогут своевременно выявить проблемы и избежать дорогостоящего ремонта.
Симптомы неисправности термостата автомобиля
Учитывая ограниченное количество задач термостата, выявить его неисправность легко. Признаки, указывающие на поломку термостата:
- Двигатель медленно достигает рабочей температуры или перегревается;
- После запуска холодного двигателя нижний патрубок радиатора нагревается за 2-3 минуты или быстрее;
- При ускорении стрелка температуры двигателя резко опускается, а при остановке и на холостых оборотах снова поднимается;
- Двигатель прогрет, но нижний патрубок остается холодным, что приводит к перегреву мотора.
Таким образом, при проблемах с охлаждением двигателя стоит в первую очередь проверить термостат.
Эксперты рекомендуют два основных метода проверки термостата автомобиля, чтобы убедиться в его исправности. Первый способ заключается в визуальной оценке работы термостата. Для этого необходимо запустить двигатель и дождаться, пока он достигнет рабочей температуры. Затем следует проверить, открывается ли термостат, наблюдая за температурой охлаждающей жидкости. Если температура резко возрастает, а затем стабилизируется, это может свидетельствовать о нормальной работе термостата.
Второй метод включает в себя использование термометра для измерения температуры охлаждающей жидкости. Для этого нужно отключить термостат и поместить термометр в систему охлаждения. При нагреве жидкости до определенной температуры термостат должен открываться. Если этого не происходит, значит, термостат неисправен и требует замены. Оба метода являются простыми и эффективными для диагностики состояния термостата.
Основные неисправности термостата
Термостат представляет собой довольное простое устройство, которое редко выходит из строя. Если возникли проблемы с термостатом, чаще всего они связаны со следующими причинами:
- Клапан переключения циркуляции жидкости с большого на малый круг перестал плотно закрываться. Из-за этого сразу после пуска двигателя антифриз циркулирует по полному большому кругу, из-за чего разогрев до рабочей температуры в 90 градусов Цельсия занимает в разы больше времени, чем при исправном термостате;
- Клапан переключения циркуляции жидкости заклинил в закрытом состоянии. В такой ситуации датчик на его открытие срабатывает, но заслонка не может сдвинуться. Это приводит к тому, что тосол даже после разогрева мотора продолжает циркулировать по малому кругу. Соответственно, детали двигателя не получают необходимого охлаждения, и он перегревается.
Стоимость термостата невелика, но далеко не во всех проблемах с охлаждением двигателя виноват он. Именно поэтому перед тем как производить замену термостата, необходимо убедиться в его неисправности.
Способ проверки | Действия | Ожидаемый результат |
---|---|---|
Проверка с помощью термометра | 1. Запустить двигатель и дать ему прогреться до рабочей температуры. 2. Измерить температуру охлаждающей жидкости на выходе из радиатора с помощью термометра. 3. Сравнить показания термометра с показаниями датчика температуры на приборной панели. |
Температура на выходе из радиатора должна быть близка к температуре, отображаемой на приборной панели. Значительное расхождение (более 10°C) может указывать на неисправность термостата. |
Проверка методом прощупывания патрубков | 1. Запустить двигатель и дать ему прогреться. 2. Прощупать верхний и нижний патрубки радиатора. |
Верхний патрубок должен быть горячим, а нижний – холодным, пока термостат не откроется. После открытия термостата оба патрубка должны быть горячими. Если оба патрубка горячие сразу после запуска двигателя, термостат может быть постоянно открыт. Если оба патрубка остаются холодными, термостат может быть постоянно закрыт. |
Интересные факты
Вот три интересных факта о том, как проверить термостат автомобиля:
-
Метод погружения в воду: Один из самых простых способов проверить термостат — это использовать кастрюлю с водой. Поместите термостат в воду и нагрейте её. При температуре около 80-90°C термостат должен открываться, позволяя воде проходить. Это позволяет визуально убедиться в его работоспособности и точности срабатывания.
-
Проверка с помощью датчика температуры: Современные автомобили оснащены датчиками температуры охлаждающей жидкости. Подключив сканер OBD-II, можно отслеживать температуру, при которой открывается термостат. Если температура не соответствует заявленным характеристикам (обычно около 87-92°C для большинства автомобилей), это может указывать на неисправность термостата.
-
Симптомы неисправного термостата: Знание симптомов, таких как перегрев двигателя или недостаточный обогрев салона, может помочь в своевременной диагностике. Если термостат застрял в открытом положении, двигатель может не достигать рабочей температуры, что приводит к повышенному расходу топлива и увеличенному износу.
Как проверить термостат автомобиля
Существует два основных метода проверки термостата автомобиля. Первый не требует демонтажа детали, но нужен пирометр. Второй метод проще, но требует временного снятия элемента с двигателя.
Проверка термостата не снимая с двигателя
Как известно, корпус термостата соединяется с верхним шлангом радиатора, который включен в большой круг циркуляции охлаждающей жидкости. Соответственно, при рабочем термостате после пуска мотора верхний шланг радиатора должен оставаться холодным (слегка теплым) некоторое время, до того момента как по нему будет пущен антифриз.
Чтобы проверить термостат не снимая с двигателя, обзаведитесь пирометром (прибор для измерения температуры). Можно встретить мнение, что проверку следует производить и без прибора, замеряя температуру руками, но это довольно опасно, учитывая большое количество подвижных деталей при работе двигателя.
Направьте пирометр на верхний шланг радиатора и запустите мотор (холодный пуск). На протяжении двух-трех минус наблюдайте за показателями прибора. Далее сделайте вывод об исправности термостата по следующим правилам:
- Шланг на протяжении двух-трех минут был холодным (или его температура слегка поднималась), а после быстро нагрелся. Это свидетельствует о том, что термостат исправен, и он переключил циркуляцию охлаждающей жидкости с малого круга на большой после достаточного прогрева мотора;
- Шланг изначально медленно прогревался. В таком случае можно говорить, что термостат заклинил в открытом положении, и антифриз не циркулирует по малому кругу;
- Шланг не начал быстро прогреваться спустя две-три минуты. То есть, термостат неисправен, и он не переключает циркуляцию охлаждающей жидкости с малого круга на большой.
Важно: В процессе проверки термостата следите за температурой двигателя на панели приборов. Если термостат заклинил и не переключит охлаждающую жидкость на большой круг, двигатель начнет перегреваться, что может привести к выходу из строя дорогостоящих деталей.
Проверка термостата в кастрюле
Один из простых методов проверки термостата — использование кастрюли. Для диагностики снимите термостат с двигателя и принесите его домой. Следуйте этим шагам:
- Подготовьте кастрюлю с водой.
- Осмотрите корпус термостата и узнайте температуру, при которой он должен переключаться.
- Подвесьте термостат в кастрюле так, чтобы он был полностью погружен в воду, не касаясь стенок и дна.
- Начните нагревать воду и поместите в нее термометр.
- Когда температура воды достигнет значения переключения термостата, убедитесь, что он открывается. Сравните показания термометра с указанными на корпусе термостата и зафиксируйте температуру, при которой открывается клапан для циркуляции охлаждающей жидкости.
Если клапан открывается, наблюдайте за его поведением при охлаждении жидкости, чтобы определить, при какой температуре он возвращается в исходное положение. На основе этих данных сделайте вывод о работоспособности термостата.
Вопрос-ответ
Как узнать, неисправен ли термостат моего автомобиля?
Как узнать, неисправен ли термостат автомобиля? Неравномерная температура двигателя, медленная или нестабильная работа отопителя, а также слишком высокие или слишком низкие показания указателя температуры могут указывать на неисправность термостата.
Как понять, что умер термостат?
Чтобы понять, что термостат вышел из строя, обратите внимание на следующие признаки: двигатель перегревается или, наоборот, не достигает рабочей температуры, температура охлаждающей жидкости колеблется, а также могут возникать утечки антифриза. Если вы заметили эти симптомы, стоит проверить термостат на работоспособность.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом проверки термостата убедитесь, что двигатель полностью остыл. Это поможет избежать ожогов и обеспечит безопасность при работе с охлаждающей системой.
СОВЕТ №2
При проверке термостата с помощью кипятка, используйте термометр для точного измерения температуры. Это поможет вам точно определить, открывается ли термостат при нужной температуре.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на состояние термостата. Если он имеет коррозию или механические повреждения, это может указывать на необходимость его замены, даже если он проходит тесты.
СОВЕТ №4
После проверки термостата обязательно проверьте уровень охлаждающей жидкости и состояние системы охлаждения в целом. Это поможет предотвратить возможные проблемы в будущем.