В обычных машинах с двигателем внутреннего сгорания используется фрикционная тормозная система. Принцип её работы основан на трении. Тепло, образующееся в результате трения колодок о диски, рассеивается в окружающей среде. То есть большое количество мощности двигателя тратится впустую. Можно ли вернуть её и использовать снова?
Для этого придумана система рекуперации энергии. В автомобиле это конструкция в виде электрического тормоза, который может работать как генератор и в качестве мотора. В генераторном режиме система собирает энергию, образующуюся при торможении, преобразует её в электрический заряд и возвращает в сеть. Рекуперация – это преднамеренное возвращение энергии для повторного использования. Для сохранения именно электрического заряда, в автомобилях с ДВС дополнительно устанавливается электродвигатель.
Описание технологии
Для возврата пустых потерь мощности мотора на трансмиссию монтируется электродвигатель. Механизм работы этой схемы:
- При торможении электродвигатель начинает работать как генератор.
- Раскручивание генератора замедляет трансмиссию и останавливает машину.
- Полученный заряд после прохождения через преобразователь поступает в батарею и используется повторно.
- Для набора скорости автомобилем: электродвигатель, работая в режиме мотора, направляет заряд аккумулятора через трансмиссию на колёса.
В автомобилях с ДВС управление электродвигателем производится через сцепление. Через него блок управления синхронизирует работу двух моторов:
- обеспечивает нужный для получения заряда крутящий момент ДВС;
- регулирует скорость движения;
- контролирует силу, прикладываемую для остановки движения;
- распределяет крутящий момент тормозного диска между электрическим и обычным тормозами.
Система рекуперации энергии начинает работу с ходовой части машины. Для получения большей мощности её монтируют на ось ведущего моста.
При полном приводе крутящий момент двигателя передаётся на все колёса или обе оси. Рекуперативное торможение полноприводного автомобиля позволяет возвращать электрическую энергию в большем объёме.
При резкой остановке рекуперативная система работает недостаточно эффективно. Поэтому в автомобилях с ДВС оставляют фрикционный тормоз.
Система рекуперативного торможения представляет собой инновационное решение, которое позволяет эффективно использовать кинетическую энергию автомобиля. Эксперты отмечают, что при торможении электродвигатель переключается в режим генератора, преобразуя движение автомобиля в электрическую энергию. Эта энергия затем сохраняется в аккумуляторах, что способствует увеличению общего запаса хода и снижению расхода топлива.
Специалисты подчеркивают, что такая система не только улучшает экономичность, но и снижает износ тормозных колодок, что в свою очередь увеличивает срок службы компонентов автомобиля. Важно отметить, что рекуперативное торможение особенно эффективно в городских условиях, где частые остановки и старты позволяют максимально использовать его потенциал. Таким образом, внедрение данной технологии становится важным шагом к более устойчивому и экономичному будущему автомобильной промышленности.
Рекуперация последнего поколения
Несмотря на постоянное технологическое развитие транспорта максимальный КПД моторов составляет 45%. Другими словами, больше 55% мощности двигателя уходит в виде тепловой энергии. А если учесть современные требования к чистоте выхлопов автомобиля, то система рекуперативного торможения является приемлемым выходом из ситуации. Обычно применяются четыре основных вида рабочих конструкций:
- Умная система Ренкина – при высоких нагрузках на мотор отключается генератор и заряд АКБ снижается. Во время торможения генератор включается и происходит возврат энергии в батарею для следующего разгона. Это даёт возможность быстро набирать скорость и экономить горючее. При снижении заряда аккумулятора до 75% электронная система слежения автоматически включает генератор. Такой тип рекуперативной системы хорошо работает в городских условиях на автомобилях, оснащённых механизмом «Старт-Стоп».
- В конструкции рекуперации энергии для своих автомобилей компания Mazda использует отдельный накопитель. При таком способе небольшой генератор при торможении заряжает этот накопитель. Полученный заряд после преобразования может идти прямо в сеть или в АКБ. Подключение этой конструкции позволяет экономить больше 10% горючего.
- Механическая система рекуперативного торможения – специальный маховик, расположенный на трансмиссии, при торможении раскручивается до 70 тыс. об/мин. Это даёт около 60 кВт дополнительной зарядки при каждом замедлении. При подключении системы снижение расхода топлива составляет 20%. Заметно понижается температура выхлопных газов.
- Компания Chevrolet использует механизм рекуперации энергии торможения для быстрого прогрева мотора и салона автомобиля. Иногда к обогреву подключается аккумулятор.
Многие ведущие производители автомобилей устанавливают такие конструкции на своих машинах. Например, компании Honda и Exoes используют конструкцию Ренкина.
Преимущества и недостатки
Технология электрического тормоза отлично работает в условиях постоянного торможения: на светофорах, в пробках, поворотах. В городе она помогает:
- снизить расход заряда АКБ на 30%;
- уменьшить износ мотора при разгоне;
- сократить количество вредных выбросов;
- увеличить проходимое машиной расстояние без подзарядки аккумуляторной батареи.
Дополнительным плюсом можно считать надёжность конструкции. Она долговечна и не нуждается в дополнительном сервисе.
За городом, при скоростном движении по трассе эта схема практически не работает. Существенным минусом является высокая стоимость этой системы.
Использовать или нет систему рекуперативного торможения в своём автомобиле, каждый решает сам. Но современные машины всё чаще уже с завода выходят оснащённые конструкцией рекуперативного торможения.
Если на вашем автомобиле стоит электрический тормоз, то поделитесь своими наблюдениями и рекомендациями в комментариях к статье.
Вопрос-ответ
Что такое рекуперативное торможение и как оно работает?
Рекуперативное торможение — это система, которая позволяет преобразовывать кинетическую энергию автомобиля в электрическую во время торможения. Когда водитель нажимает на тормоза, электродвигатель переключается в режим генератора, замедляя движение автомобиля и одновременно заряжая аккумулятор. Это позволяет повысить общую эффективность автомобиля и увеличить запас хода.
Какие преимущества дает использование рекуперативного торможения?
Основные преимущества рекуперативного торможения включают повышение топливной эффективности, снижение износа тормозной системы и уменьшение выбросов углекислого газа. За счет восстановления энергии, которая обычно теряется при обычном торможении, автомобили с этой системой могут проехать большее расстояние на одной зарядке или заправке.
Как рекуперативное торможение влияет на управление автомобилем?
Рекуперативное торможение может изменить ощущения от управления автомобилем, так как оно обеспечивает более плавное замедление. Водители могут заметить, что торможение происходит более постепенно, что может потребовать некоторого времени для привыкания. Однако многие современные автомобили оснащены системами, которые интегрируют рекуперативное торможение с традиционными тормозами, обеспечивая комфортное и безопасное вождение.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите принцип работы рекуперативного торможения. Понимание того, как система преобразует кинетическую энергию в электрическую, поможет вам лучше использовать возможности вашего автомобиля и повысить его эффективность.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте состояние аккумулятора и электрической системы вашего автомобиля. Эффективность рекуперативного торможения напрямую зависит от состояния этих компонентов, поэтому их обслуживание имеет большое значение.
СОВЕТ №3
Используйте рекуперативное торможение в повседневной езде. Постарайтесь заранее планировать торможение, чтобы максимально использовать систему и увеличить запас хода вашего электромобиля или гибрида.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на режимы вождения вашего автомобиля. Многие современные автомобили предлагают различные режимы, которые могут оптимизировать работу рекуперативного торможения, что позволит вам лучше адаптироваться к условиям дороги и стилю вождения.