Любой из вас может устроить среди знакомых автомобилистов импровизированный опрос на эту тему, и можете не сомневаться, что результаты будут неоднозначными. Часть водителей действительно считает, что во время остановки нужно использовать только стояночный тормоз. Наиболее ответственные скажут, что используют оба способа одновременно. Многие будут убеждёнными противниками использования ручника, приводя при этом самые разные доводы. Кто же из них прав? Давайте разбираться.
Стоянка с включенной передачей: ломаем стереотипы
Сразу же поставим несколько точек над «i»: значительная часть автовладельцев не использует стояночный тормоз просто из-за того, что, единожды забыв об этом, тронулись с поднятым ручником, после чего им пришлось лезть под машину =для натяжки троса или даже его замены.
Этого, в общем, бывает достаточно, чтобы оставлять машину на стоянке только на передаче. Но насколько это правильно?
Строго говоря, никаких массовых исследований по этому поводу не проводилось, да и вряд ли они возможны в будущем, так что официально связи между привычкой оставлять машину на стоянке на передаче и неисправностями двигателя, связанными с этим, о которых мы ещё упомянем, не существует.
Правда, многие эксперты с этим будут не согласны.
А что говорят по этому поводу ПДД? Водитель, покидая транспортное средство, в соответствии с Правилами, обязан обеспечить невозможность самопроизвольного начала движения ТС. Точка. В приложении к ПДД перечисляются неисправности тормозной системы, без которых движение автомобиля запрещено, и среди них есть пункт о стояночном тормозе. Так или иначе, но машины с механической коробкой по-прежнему оснащаются этим средством.
Так что никаких штрафных санкций за неиспользование ручника правилами не предусмотрено. И этим пользуются очень многие автовладельцы, мотивируя это самыми разнообразными причинами.
Один из самых серьёзных доводов – возможность примерзания тормозных колодок при отрицательной температуре, особенно если авто стоит достаточно долго, а столбик термометра опустился ниже нуля до двухзначных цифр. Эта опасность никуда не делась, несмотря на все старания конструкторов, без устали усовершенствующих детали тормозной системы. Достаточно незначительного количества воды, чтобы, если поставить авто на ручник, колодки, диски или барабаны в таких условиях оказались заклиненными, и тогда водителю придётся немало попотеть, чтобы разблокировать авто.
С практической точки зрения, как мы уже говорили, роль играет и забывчивость водителей. Поставил на стоянке машину на ручник, пришёл, сел, забыл про стояночный тормоз, включил передачу и поехал. Если рычаг был поднят на несколько зубьев, водитель этого может и не заметить, и в результате на этих зубьях ручник держать уже не будет, а колодки порядком износятся. Если ручник зажат сильно, но водитель не обратил внимания на то, что автомобиль тронулся «в натяг», последствия будут ещё хуже.
В целом все причины, по которым автомобилисты предпочитают не пользоваться ручником, можно представить в виде следующего списка:
- из-за лени или удобства;
- чтобы зимой на ручнике не примерзали колодки к дискам;
- чтобы не допустить растягивания тросика по забывчивости.
Большинство экспертов убеждено, что, хотя использование включённой передачи на стоянке никакого вреда машине не наносит, время от времени рычаг стояночного тормоза нужно затягивать, чтобы механизм не прокисал.
В целом каждый водитель, независимо от своего отношения к проблеме, должен придерживаться в этом вопросе следующих рекомендаций:
- если автомобиль оставлен на горизонтальной площадке, лучше использовать включённую передачу;
- когда машину нужно оставить на уклоне, используйте оба способа – и ручник, и передачу;
- в сильный мороз использование стояночного тормоза нежелательно;
- самый надёжный способ не допустить самопроизвольного движения авто – использовать противооткатные упоры.
Эксперты в области автомобильной безопасности и вождения утверждают, что использование передачи вместо ручного тормоза может быть допустимо в определенных ситуациях, но требует особой осторожности. При остановке на уклоне, переключение на нейтраль и использование первой передачи может предотвратить скатывание автомобиля. Однако важно помнить, что это не заменяет ручник, который обеспечивает надежную фиксацию.
При использовании передачи необходимо следить за тем, чтобы автомобиль был полностью остановлен перед переключением. В противном случае, это может привести к повреждению трансмиссии. Также стоит учитывать, что в случае экстренной ситуации, ручник позволяет быстрее остановить машину. Поэтому эксперты рекомендуют использовать передачу только как временную меру и всегда полагаться на ручной тормоз для надежной фиксации автомобиля.
На какой скорости оставлять машину для парковки
Строго говоря, нет особой разницы, на какую передачу ставить авто для обеспечения её неподвижности без ручника, но только если речь идёт о ровной горизонтальной площадке. Если же есть уклон, даже относительно небольшой, желательно включать первую скорость, обладающую самым малым передаточным числом.
Если же условия вынуждают парковаться на горке носом вверх, а кормой вниз, лучше оставлять машину с включённой задней передачей.
Впрочем, столь простые правила, как поставить авто на скорость вместо ручника, знакомы даже начинающим автомобилистам.
О возможных неприятностях
Главный довод в пользу использования только ручника – та самая забывчивость водителя. Рано или поздно он забудет о том, что при запуске мотора нужно выжать сцепление, чтобы проверить, что рычаг МКПП находится в нейтральном положении. В результате при поворачивании ключа зажигания машина делает рывок вперёд, и хорошо, если впереди никого и ничего нет. Но там может находиться другой автомобиль, и тогда вам придётся нести расходы на ремонт двух транспортных средств. Ещё хуже, если возле бампера в этот момент стоят люди – это уже статья…
С другой стороны, если водитель использует только стояночный тормоз, он должен быть абсолютно уверен в его исправности, касается ли это состояния тросика, колодок или иного узла тормозной системы. Иначе вероятность отката автомобиля не исключена, особенно если он стоит на неровной поверхности.
Противники использования включённой передачи убеждены, что в этом случае даже при выключенном двигателе шестерни ГРМ, привод газораспределительного механизма и натяжитель цепи коленвала испытывают значительную нагрузку, увеличивая степень их износа. И в итоге автовладельцу придётся раньше положенного времени раскошеливаться на достаточно дорогостоящий капитальный ремонт силового агрегата.
Насколько эти утверждения обоснованы, мы уже говорили – доказательства такого вредного влияния отсутствуют.
Но если на вашем авто стоит дизельный мотор с механикой, оставлять машину на передаче во время стоянки действительно не рекомендуется. Особенность системы зажигания дизельных силовых агрегатов такова, что здесь не исключён самопроизвольный пуск двигателя, если машина вдруг начнёт катиться. Чем это чревато, не стоит и упоминать, если даже просто катящийся автомобиль представляет огромную опасность для окружающих.
Но если рычаг коробки будет находиться в нейтральном положении, а ручник затянут, самопроизвольный пуск мотора не приведёт ни к каким серьёзным и неприятным последствиям.
На авто с бензиновым мотором подобные случаи исключены, поэтому здесь действительно допустимо использовать передачу вместо ручного тормоза.
Надеемся, мы дали ответ на все вопросы, касающиеся дилеммы передача – ручник, и вы сможете сделать правильные выводы из сказанного. Если верить статистике, то количество ДТП, связанных с самопроизвольным началом движения ТС, настолько мизерно, что такие случаи относят к статистической погрешности. А это означает, что оба метода хороши и допустимы, главное – не оставлять машину на нейтралке и без затянутого ручника. Вот это действительно очень опасно.
Вопрос-ответ
Как правильно использовать передачу вместо ручника на стоянке?
Для использования передачи вместо ручника на стоянке, необходимо перевести трансмиссию в первую передачу (или заднюю, если автомобиль на спуске) и убедиться, что колеса находятся в положении, предотвращающем движение автомобиля. Это поможет удержать машину на месте, но не заменяет ручной тормоз, который также следует использовать для большей безопасности.
Можно ли использовать передачу вместо ручника на склоне?
Да, на склоне можно использовать передачу вместо ручника, но это не рекомендуется как единственный способ удержания автомобиля. Важно включить первую передачу (или заднюю) и дополнительно зафиксировать машину ручным тормозом, чтобы избежать риска катастрофы в случае, если передача не удержит автомобиль.
Каковы риски использования передачи вместо ручника?
Основные риски включают возможность повреждения трансмиссии, если автомобиль будет оставлен на передаче длительное время, а также риск того, что автомобиль может все же сдвинуться с места, если передача не удержит его. Ручной тормоз обеспечивает дополнительную безопасность и должен использоваться в сочетании с передачей.
Советы
СОВЕТ №1
Перед использованием передачи вместо ручника убедитесь, что ваша машина находится на ровной поверхности. Это поможет избежать непреднамеренного скатывания автомобиля и обеспечит безопасность.
СОВЕТ №2
При остановке автомобиля на механической коробке передач переключите его в нейтраль и включите первую передачу или заднюю, в зависимости от направления уклона. Это поможет предотвратить движение автомобиля, если он начнет скатываться.
СОВЕТ №3
Не забывайте, что использование передачи вместо ручника не является постоянным решением. Всегда старайтесь использовать ручной тормоз, когда это возможно, особенно на длительных остановках или при парковке на склонах.
СОВЕТ №4
Если вы используете автоматическую коробку передач, помните, что переключение в режим “Паркинг” (P) является более безопасным вариантом, чем использование передачи для удержания автомобиля на месте.