Россия, Иваново
Телефон:
+7 (915) 831-37-.. Показать номер
Пн-пт: 11:00—18:00; сб-вс: 11:00—15:00
whatsapp telegram vk email

Неисправности стартера – диагностика, устранение поломок своими руками

Стартера – ключевой элемент системы запуска автомобиля, и его неисправности могут вызвать серьезные проблемы. В статье рассмотрим основные причины поломок стартера и предложим простые методы диагностики и устранения неисправностей самостоятельно. Умение определять и исправлять неисправности стартера сэкономит время и деньги на ремонте, а также повысит вашу уверенность в решении автомобильных проблем.

Признаки неисправностей и методы диагностики

Стартер представляет собой электромеханическое устройство, которое отвечает за запуск двигателя с помощью аккумулятора. Он функционирует в связке с другими системами автомобиля, поэтому перед его проверкой необходимо убедиться в исправности следующих компонентов:

  • уровень заряда аккумулятора;
  • состояние массы на клемме;
  • целостность проводов и соединений;
  • работоспособность замка зажигания.

На эти элементы стоит обратить внимание, если при повороте ключа не слышен щелчок, якорь не вращается вовсе или делает это очень медленно. Если явных признаков неисправности в электрической цепи не обнаружено, стартер снимают с автомобиля для диагностики. Для этого понадобятся исправный аккумулятор, два силовых кабеля и мультиметр. Наиболее распространенные поломки связаны с втягивающим реле, щетками и коллектором якоря.

Первый метод проверки – использование батареи. Стартер надежно фиксируют, минусовую клемму соединяют с корпусом, а плюсовую – с верхним контактом. Если устройство работает исправно, слышен щелчок, и вал начинает вращаться. Если этого не происходит, возможны следующие основные причины:

  • контакты втягивающего реле подгорели;
  • якорь заклинило;
  • повреждена обмотка реле или стартера.

Часто проблема заключается в щетках. Для проверки используется контрольная лампочка: один вывод соединяют со щеткодержателем, второй – с корпусом. Если лампочка загорается, это указывает на пробой защиты, и требуется замена. Если износ равномерный, это может быть следствием длительной эксплуатации – такой процесс естественен. В противном случае стоит проверить состояние втулок. Если они изношены, якорь может перекоситься, что приведет к неравномерному стиранию щеток. Подобные последствия также могут возникнуть из-за подгоревшего коллектора или повреждения ламелей на нем.

Замыкание обмоток может привести к отказу стартера – такая поломка встречается нечасто, но все же случается. Для проверки используется мультиметр, который обязательно должен быть в арсенале автолюбителя, занимающегося ремонтом самостоятельно. Один контакт подключают к массе, а второй поочередно к выводам обмоток – исправная обмотка показывает сопротивление 10 кОм. Пробой якоря проверяют, подключая один контакт контрольной лампочки на 220 В к сердечнику, а вторым касаются ламелей. Если лампочка загорается, необходим ремонт – перемотка или покупка нового стартера.

Механические неисправности стартера проверяются, если он работает, но двигатель не запускается, так как коленвал не вращается. Причины могут заключаться в пробуксовке обгонной муфты, поломке рычага, износе поводкового кольца или буферной пружины. Для проверки бендикса его корпус зажимают в тисках через мягкую прокладку и прокручивают вручную. Исправный бендикс должен вращаться только в одном направлении, а в другом – стопориться. Если на шестерне имеются поврежденные зубья, это можно определить визуально, и стартер будет работать вхолостую – не будет зацепления с маховиком двигателя.

Если при запуске слышен скрежет, это может свидетельствовать о том, что зубья на венце изношены. Это указывает на неправильный ход шестерни обгонной муфты. В ее корпус может попасть грязь, а смазка может засохнуть, что также приведет к неисправности. Это можно определить только после полной разборки и очистки. Если стартер издает шум или нетипичные звуки, требуется визуальный осмотр и демонтаж. Возможные поломки включают:

  • износ втулок или ламелей якоря;
  • ослабление болтов крепления;
  • выработка зубьев шестерни;
  • контакт ротора с обмотками.

Иногда стартер продолжает работать даже после запуска двигателя. Причины могут заключаться в заедании рычага привода бендикса, изношенности его пружины или залипании контактов реле. Необходимо избегать выхода из строя этого важного узла, поэтому стоит заранее обращать внимание на симптомы, указывающие на возможные поломки:

  1. Вращение начинается только после нескольких попыток. Это может говорить о подгорании контактов на втягивающем реле.
  2. Зацепление отключается с задержкой. Это может быть связано с износом зубцов на шестерне обгонной муфты или маховике.
  3. Пусковое устройство вращается с трудом, хотя аккумулятор исправен. Это может указывать на изношенные щетки или выработку втулок.

Неисправности стартера могут стать серьезной проблемой для автовладельцев, однако многие эксперты уверены, что диагностика и устранение поломок вполне осуществимы своими руками. В первую очередь, важно обратить внимание на симптомы: если стартер не реагирует на поворот ключа, стоит проверить аккумулятор и соединения. Часто причиной неисправности становятся окисленные контакты или слабый заряд батареи.

При отсутствии звуков при запуске стоит проверить реле стартера и предохранители. Если стартер издает щелчки, но не запускает двигатель, возможно, проблема кроется в самом устройстве. В этом случае эксперты рекомендуют разобрать стартер, очистить его от загрязнений и проверить щетки. Важно помнить, что при выполнении работ необходимо соблюдать осторожность и следовать инструкциям, чтобы избежать дополнительных повреждений. Своевременная диагностика и устранение неисправностей помогут продлить срок службы стартера и избежать дорогостоящего ремонта.

ЩЕЛЧОК И НЕТ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ - НЕ НУЖНО МЕНЯТЬ СТАРТЕР И АККУМУЛЯТОРЫ, ПРОСТО ПРОВЕРЬТЕ...ЩЕЛЧОК И НЕТ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ – НЕ НУЖНО МЕНЯТЬ СТАРТЕР И АККУМУЛЯТОРЫ, ПРОСТО ПРОВЕРЬТЕ…

Ремонт стартера – устранение поломок своими руками

Чтобы извлечь его из моторного отсека, понадобится терпение, потому что деталь независимо от модели автомобиля установлена в самом неудобном месте. Пригодятся обычные гаечные ключи и торцевые с удлинителем – гибким карданчиком. Процесс совершают в смотровой яме, или приподняв машину, иначе очень неудобно.

В условиях гаража возможности ограничены. В основном меняют щетки, ремонтируют бендикс и тяговое реле. Что касается обмоток статора, якоря, то автолюбителю доступна только диагностика. Замену делают в автосервисе, используя специальное оборудование и современные методы. После ремонта стартер устанавливают на стенд для испытания. Подобные мастерские также могут обслужить автомобильный генератор.

Для начала отключают аккумуляторные клеммы. Затем откручивают электрокабели, ведущие к шпилькам втягивающего реле и стартеру (можно сделать, не залезая под автомобиль). Снимают защитную обшивку. Приходит черед самой трудной процедуры – откручивание гаек крепления. Устройство вынимают, хотя это удается не сразу – слишком мало свободного места.

Признак неисправности стартера Возможная причина поломки Способ устранения/диагностики
Стартер не крутит двигатель Разряженная батарея Проверить напряжение на клеммах батареи. Зарядить или заменить батарею.
Стартер щелкает, но не крутит Слабая батарея, окисленные клеммы, неисправный втягивающее реле, поврежденные щетки, обрыв в цепи питания Проверить напряжение на клеммах батареи, очистить клеммы, проверить втягивающее реле (проверить напряжение на его контактах при включении зажигания), проверить щетки стартера, проверить проводку на обрывы.
Стартер крутит медленно Слабая батарея, низкое напряжение бортовой сети, износ щеток, повреждение обмоток якоря или статора, заедание подшипников Проверить напряжение на клеммах батареи, проверить напряжение бортовой сети, проверить щетки стартера, проверить обмотки якоря и статора (измерение сопротивления), проверить подшипники стартера.
Стартер крутит, но двигатель не запускается Неисправность системы зажигания, низкое давление топлива, проблемы с двигателем (например, заклинивание поршня) Проверить систему зажигания (свечи, катушка зажигания, высоковольтные провода), проверить давление топлива, проверить компрессию в цилиндрах.
Стартер крутит постоянно после запуска двигателя Неисправность втягивающего реле, не возвращается в исходное положение Заменить втягивающее реле.
Стартер издает необычные звуки (скрип, скрежет) Износ подшипников, повреждение шестерни стартера, попадание посторонних предметов Разобрать стартер, проверить и заменить изношенные детали.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о неисправностях стартера и их диагностике:

  1. Признаки неисправности: Одним из самых распространенных признаков неисправности стартера является щелчок при повороте ключа зажигания, но двигатель не запускается. Это может указывать на проблемы с аккумулятором, проводкой или самим стартером. Важно проверить все компоненты, прежде чем делать выводы о замене стартера.

  2. Тестирование стартера: Для диагностики стартера можно использовать простой метод – “проверка на стук”. Если при ударе по стартеру (например, деревянной палкой) он начинает работать, это может указывать на износ щеток или заклинивание якоря. Однако такой метод следует использовать с осторожностью, чтобы не повредить устройство.

  3. Самостоятельный ремонт: Многие неисправности стартера можно устранить самостоятельно, например, заменив щетки или очистив контакты. Однако важно помнить, что работа с электрическими компонентами требует осторожности, и перед началом ремонта стоит ознакомиться с инструкцией по эксплуатации и схемами подключения конкретной модели стартера.

Стартер щелкает непроворачивает #стартер #стартерпроверка #стартеркакпроверитьСтартер щелкает непроворачивает #стартер #стартерпроверка #стартеркакпроверить

Восстановление работоспособности тягового реле

Основная причина неисправности заключается в подгорании контактов. Все устройства, вне зависимости от марки автомобиля, имеют схожую конструкцию, будь то Лада Приора или ВАЗ 2114 с инжектором. На иностранных автомобилях также не наблюдается значительных отличий.

Сначала необходимо открутить небольшую гайку, соединяющую провод от стартера с втягивающим реле. Затем снимаются два болта, которые крепят реле к корпусу, после чего его можно извлечь. Далее демонтируется крышка. На некоторых моделях на крышке может находиться контакт, который нужно отпаять. Под действием пружины устройство само разделяется на части.

Теперь становятся доступными три клеммы: две находятся на крышке, а одна – на втулке внутри корпуса. Сначала выкручивается маленький контакт. С большим могут возникнуть сложности, так как он крепится тугой шайбой, которую следует снять с помощью отвертки и плоскогубцев. Работать нужно осторожно, чтобы не повредить резьбу.

Приступаем к восстановлению контактов. С них удаляется подгоревший слой, ставший причиной поломки. Для этого используется наждачная бумага, уложенная на ровной поверхности. Притираем плавными движениями всю плоскость, чтобы не закруглить деталь. Если был приобретен новый комплект, просто заменяем крышку, а затем устанавливаем собранное реле на место.

Проверяем работоспособность: корпус реле ставим на минусовую клемму аккумулятора, а от плюсовой проводим проводку к контакту, где была прикручена маленькая гайка. Если все сделано правильно, втягивающее устройство сработает и запустит стартер. Его нужно удерживать, чтобы он не вырвался при запуске.

Замена деталей обгонной муфты

Бендикс ломается довольно редко, в основном за счет естественного износа. Он состоит из наружного кольца с роликами, прижимной пружины и внутренней обоймы. Когда на стартер подается ток, и его вал начинает вращаться, муфта, благодаря своей конструкции, скользит по шлицам и вступает в зацепление с маховиком. Пружина смягчает удар, предупреждает поломку зубьев. Когда двигатель набирает обороты, он опережает стартер, и шестерня выходит из зацепления.

После проверки, о которой говорилось выше, когда обнаружено, что шестерня вращается в обоих направлениях, требуется устранение неисправности. Возможных причин несколько, в первую очередь они касаются роликов в обойме, которые уменьшились в диаметре или на них образовались плоскости вследствие продолжительной работы. Можно купить шарики нужного размера и поставить вместо изношенных. Если сточились рабочие поверхности обойм, то меняется весь бендикс.

Лучший выход из положения – установка нового узла. Причина в том, что его элементы изнашиваются приблизительно одинаково. Если испортилось что-то одно, следует ожидать поломки другой части.

Когда выходят из строя зубья шестерни, возможные способы ремонта – замена только ее или всего бендикса. Неисправности возникают также по причине попадания пыли, образования грязи в пазах. Тогда при пуске слышен сильный шум, коленвал неподвижен. Если все части исправны, поможет очистка, промывка, замена смазки. Еще один дефект связан с рычагом. Он ломается или слетает с оси. Меняют на новый или ставят на место.

Ремонт бендикса производят на снятом стартере. Он разбирается в таком порядке:

  • откручивают стягивающие болты и вскрывают корпус;
  • извлекают тяговое реле;
  • сбивают шайбу, выковыривают ограничительное кольцо на валу и снимают муфту.

Новый узел устанавливается на место старого. Самые большие проблемы связаны с посадкой стопорного кольца. Домашние мастера прибегают к различным ухищрениям: распирают отвертками, пассатижами. Без специального приспособления возникают трудности, но после ряда попыток все удается. Перед тем как монтировать новые детали, очищают от пыли и грязи старые. На места, подвергающиеся трению, наносят высокотемпературную смазку, но без излишка, иначе она мешает.

Перед установкой стартер проверяют на работоспособность. Укладывают его на крыло, от плюсовой клеммы аккумулятора протягивают провод на контакт втягивающего реле. При исправной системе слышен щелчок, и шестерня бендикса выдвигается вперед.

Несколько советов автовладельцам, которые проводят ремонт самостоятельно. Они помогут избежать проблем и неудобств. При покупке нового узла следует взять с собой старый и сравнить их. Могут быть небольшие конструктивные отличия, незаметные на первый взгляд. Обращают внимание на целостность пластиковых шайб – треснувшие, изношенные меняют. Разбирая бендикс в первый раз, записывают процесс на бумаге, фотографируют. Несмотря на малое количество деталей, при сборке могут возникнуть проблемы.

Стартер щёлкает, но не крутит - причины и способы проверки. Замена втягивающего реле стартераСтартер щёлкает, но не крутит – причины и способы проверки. Замена втягивающего реле стартера

Проверка и замена щеток стартера

Щетки стартера – это важные элементы, которые обеспечивают электрический контакт между обмотками статора и ротором. Со временем они могут изнашиваться, что приводит к снижению эффективности работы стартера или его полной неисправности. Поэтому регулярная проверка и, при необходимости, замена щеток является важной частью обслуживания автомобиля.

Для начала, чтобы проверить щетки стартера, необходимо выполнить несколько шагов:

  1. Подготовка автомобиля: Убедитесь, что автомобиль находится на ровной поверхности и выключен. Отключите аккумулятор, чтобы избежать случайного короткого замыкания.
  2. Демонтаж стартера: Снимите стартер с автомобиля. Обычно он крепится несколькими болтами и может быть подключен к проводам. Обратите внимание на порядок подключения проводов, чтобы не запутаться при установке.
  3. Осмотр щеток: После снятия стартера откройте его корпус. Щетки обычно находятся в специальном отсеке. Проверьте их на наличие износа. Если длина щетки меньше 5-7 мм, их необходимо заменить.

Если щетки изношены, их замена не займет много времени и может быть выполнена самостоятельно:

  1. Снятие старых щеток: Аккуратно отсоедините старые щетки от контактов. Обычно они фиксируются пружинами или зажимами. Будьте осторожны, чтобы не повредить другие элементы стартера.
  2. Установка новых щеток: Установите новые щетки в обратном порядке. Убедитесь, что они плотно зафиксированы и не имеют свободного хода.
  3. Сборка стартера: Закройте корпус стартера и закрепите его болтами. Проверьте, чтобы все соединения были надежными.

После замены щеток необходимо установить стартер обратно в автомобиль. Подключите провода в том порядке, в котором они были сняты, и закрепите стартер на месте. Затем подключите аккумулятор и проверьте работу стартера.

Если стартер по-прежнему не работает, возможно, проблема заключается не только в щетках, и потребуется дальнейшая диагностика других компонентов стартера, таких как реле, обмотки или втягивающее реле. Однако регулярная проверка и замена щеток помогут избежать многих проблем и продлить срок службы стартера.

Вопрос-ответ

Какие неисправности могут быть у стартера?

Поломки стартера. Возможные причины: разрядился аккумулятор, окисление клеммы, сильный износ щеток, межвитковое замыкание. Коленвал не вращается. Возможные причины: пробуксовка муфты, поломка рычага выключения, поломка буферной пружины, заедание привода на винтовой нарезке вала.

Как диагностировать неисправность стартера?

К распространённым признакам относятся одиночный или частый щелчок при повороте ключа, загорание индикаторов на приборной панели без проворачивания двигателя или нестабильный запуск двигателя. Если аккумулятор заряжен, а соединения исправны, но автомобиль по-прежнему не заводится, проблема может быть в стартере.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом диагностики стартера обязательно проверьте аккумулятор. Убедитесь, что он полностью заряжен и исправен, так как слабый аккумулятор может вызывать проблемы с запуском двигателя.

СОВЕТ №2

Используйте мультиметр для проверки напряжения на клеммах стартера. Если напряжение ниже 10 вольт при попытке запуска, это может указывать на проблемы с проводкой или самим стартером.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на звуки, которые издает стартер при попытке запуска. Щелчки могут указывать на неисправность реле или недостаток питания, в то время как громкие стуки могут свидетельствовать о механических повреждениях внутри стартера.

СОВЕТ №4

Если вы решили разобрать стартер для ремонта, внимательно запоминайте порядок сборки и используйте качественные инструменты. Это поможет избежать дополнительных повреждений и упростит процесс сборки.

Ссылка на основную публикацию
Похожее