В автосфере принято считать, что одной из частых поломок автоматической коробки передач (АКПП) является проблема фрикционных дисков, а именно их износ. Причём такое происходит даже, если водитель тщательно ухаживает за своим автомобилем, своевременно меняя масло.
При данной проблеме наблюдается нарушения работы передач АКПП. Многие водители и не догадываются, что фрикционы важны для коробки передач в целом. Данная статья поможет разобраться, что такое фрикционы АКПП, особенности их работы и какие могут быть причины, приводящие к их выходу.
Фрикционы АКПП что это такое
Фрикционы АКПП представляют собой устройство, относящееся к сцеплению передач и играющее важную роль во время включения, а также передачи крутящего момента. В один момент эти элементы осуществляют смыкание, что выполняется с помощью масляного давления, это в свою очередь приводит к остановке шестерни, когда это необходимо. В другой момент происходит их размыкание, и шестерня снова начинает работать.
Эксперты в области автомобильной техники подчеркивают, что фрикционы автоматических коробок передач (АКПП) играют ключевую роль в обеспечении плавности и эффективности переключения передач. Эти элементы, состоящие из фрикционных дисков, обеспечивают сцепление между валами трансмиссии, что позволяет передавать крутящий момент от двигателя к колесам. Одной из особенностей работы фрикционов является их чувствительность к температуре и нагрузке. При перегреве или чрезмерной эксплуатации фрикционы могут терять свои свойства, что приводит к пробуксовке и снижению производительности. Кроме того, правильный выбор масла для трансмиссии также критически важен, так как оно влияет на смазку и охлаждение фрикционных дисков. Таким образом, регулярное обслуживание и контроль состояния фрикционов являются залогом надежной работы АКПП и долговечности автомобиля.
Устройство
Фрикционы делятся на следующие типы:
- Односторонние. Такие устройства с одной стороны стальные, а с другой имеется специальная накладка. Обычно эти фрикционы можно встретить в старых АКПП.
- Двухсторонние. Считаются наиболее популярными элементами. Для их изготовления используют прочный металлический сплав. Благодаря впитыванию масла накладками, выполняется эффективный тепловой отвод от дисков, которые в рабочем состоянии активно нагреваются. Такие накладки могут быть изготовлены из различных материалов, но чаще всего производители отдают предпочтение графитовому волокну. Это обусловлено его возможностью на протяжении длительного времени сохранять рабочие особенности. Помимо поглощения тепла, данные накладки даже во время воздействия экстремальной температуры не пригорают. Помимо этого, графитовые накладки продлевают срок службы дисков.
Важно отметить, что купить накладки водитель может самостоятельно и установить их без какой-либо посторонней помощи.
Диски делятся также на металлические и мягкие. Первые сцепляются с корпусом коробки автомат, а вторые осуществляют вращение одновременно с шестернями. Для второго вида раньше применяли прессованный картон, но сейчас больше используют графитовой напыление.
Принцип работы
При выключенной коробке передач, происходит свободное вращение дисков, так как в это время отсутствует давление насоса, а сами фрикционы не зажаты. Но когда происходит включение коробки передач, масляным насосом создается давление, которое с помощью гидроблока направляется к специальному каналу и диски начинают прижиматься друг к другу. Это активизирует работу необходимой шестерни, в то время как другие вынуждены остановиться.
Ресурс фрикционных дисков
Автоматические фрикционные диски характеризуются большим сроком эксплуатации, на это влияет вращение в масляной жидкости. Точных цифр ресурса нет, но эксперты предполагают, что это около 350-500 тыс.км., при условии грамотного и своевременного ухода за автомобилем. Так, если не менять масло износ произойдёт гораздо раньше, даже до 100 тыс.км.
Причины выхода из строя фрикционов
По мнению автоэкспертов, уже через 100-150 км. автовладелец начнет замечать неисправности в работе фрикционов. На это может указывать задержка, резкие рывки, что наблюдается во время переключения АКПП. Чтобы диагностировать фрикционный износ нужно залезать в коробку передач, что вызывает некие сложности.
Среди основных причин нарушения работы фрикционов выделяют следующие:
- Загрязнённое масло. Обычно производители рекомендуют осуществлять замену своего масла каждые 60 тыс. км. пробега. После этого около 50% свойств масла теряются, и тогда оно начинает пригорать, в нём появляется загрязнения, что в результате затрудняет прохождение масла по каналам гидроблока и насоса. А из-за падения давления диски начинают гореть, вот почему в данной поломке водитель чувствует запах горелого. При игнорировании смены масла, у машины на 80-100 тыс. км. пробега возникают такие проблемы.
- Недостаточный масляной уровень или загрязнён масляной фильтр. Это приводит к таким же проблемам, как при предыдущей причине.
- Вода попала в масло. При данной ситуации наблюдается быстрое разрушение мягких фрикционных накладок, речь идёт о тех, которые изготовлены из прессованной бумаги. К примеру, такая проблема может быть у утопленных автомобилей.
- Забился радиатор. Нарушается циркуляция масла, которое приобретает густую консистенцию. Результатом проблемы станет полный отказ АКПП.
Также список можно дополнить длительной пробуксовкой, динамической ездой и т. д.
Когда нужна замена фрикционных дисков
Каждому автовладельцу очень важно осознать, что эксплуатировать машину, у которой изношены и сгоревшие фрикционы очень опасно. И на это есть причины:
- Соседние поршни, барабан и втулки могут перегреться.
- Клеевой слой накладки может попасть в масляную жидкость, что также приводит к падению давления, загустению масла, ухудшается трение втулок, изнашиваются клапанные плиты и др.
Вышеперечисленные проблемы могут стать причиной внезапной остановки автомобиля, что как всегда бывает в самый неподходящий момент.
Существует немало признаков, указывающих на выход из строя фрикционов. При проявлении водителю необходимо предпринять срочные меры, дабы избежать серьезных последствий. Что касается признаков, следует насторожиться если:
- Масло становится тёмным и у него появляется запах гари.
- С помощью замерного щупа или контрольной пробирки выявляется уменьшение уровня смазки.
- Селектор коробки передач стоит на нейтральном режиме, но автомобиль всё равно движется.
- Появились сложности с переключением передач.
- Отказал режим заднего движения.
- Автомобиль начинает дёргаться и пинаться, когда выполняется переход на другой скоростной режим.
- При холостых оборотах появляется металлический шум.
Первая помощь АКПП при повреждении фрикционов
Когда владельцем машины были обнаружены перечисленные в прошлом разделе причины повреждения фрикционов, ему нужно предпринять такие меры:
- Незамедлительно остановить транспортное средство.
- Вызвать эвакуатор, так как дальнейшее движение машины в таком состоянии может привести к более дорогому ремонту.
Чтобы осуществить точное диагностирование авто эксперты рекомендуют доверить это дело работникам специализированных станций технического осмотра. Стоит отметить, что если машина ещё на гарантии, её нужно направить к официальному дилеру, где помогут устранить имеющиеся проблемы.
Если водители имеет необходимые навыки, для ремонта автомобиля, допускается самостоятельное решение вопроса. Перед тем, как приступить к самостоятельной замене фрикционных дисков, нужно заняться очисткой помещения, чтобы предотвратить возможное попадание в элементы АКПП пыли, грязи. Для успешной работы лучше использовать качественный ремкомплект, который подойдёт конкретно под Ваше авто. Обычно такой набор состоит из дисков, прокладок, сальников, фильтров.
Этапы ремонта автоматической коробки передач следующие:
- Выполняется слив масла. Это осуществимо с помощью сливного отверстия или шланга, отсоединяемого от радиатора.
- Снимается коробка. Из-за её значительного веса рекомендуется применение трансмиссионного домкрата.
- Осуществляется разбор АКПП.
- Устанавливаются все элементы из набора.
- Собирается и устанавливается коробка.
Такие действия не вызовут затруднений, главное придерживаться правильной последовательности. Ещё один важный момент: после сборки масло заливается немного больше максимального уровня, ориентируясь на специальную разметку, а после запускается авто и выполняется его обкатка.
Важно! Такой ремонт в домашних условиях должен проводиться только при 100% уверенности в своих силах, иначе неквалифицированные действия приводят к ещё более значительным проблемам.
Вопрос-ответ
Какова роль фрикционов в автоматической коробке передач?
Фрикционы в АКПП обеспечивают передачу крутящего момента от двигателя к трансмиссии. Они создают сцепление между дисками, что позволяет переключать передачи и управлять движением автомобиля. Без фрикционов работа трансмиссии была бы невозможна, так как они отвечают за плавное изменение передачи и предотвращение проскальзывания.
Каковы основные причины износа фрикционов в АКПП?
Износ фрикционов может быть вызван несколькими факторами, включая перегрев, неправильный уровень трансмиссионной жидкости, а также частые и резкие переключения передач. Также на износ влияет качество используемых материалов и конструкция самой коробки передач. Регулярное техническое обслуживание и замена жидкости могут значительно продлить срок службы фрикционов.
Как можно определить, что фрикционы в АКПП требуют замены?
Признаки, указывающие на необходимость замены фрикционов, могут включать проскальзывание передач, резкие переключения, шумы при работе трансмиссии и утечки трансмиссионной жидкости. Если вы заметили эти симптомы, рекомендуется обратиться к специалисту для диагностики и, при необходимости, замены фрикционов.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите руководство по эксплуатации вашего автомобиля. В нем часто содержатся рекомендации по обслуживанию фрикционов АКПП, что поможет избежать преждевременного износа и продлить срок службы трансмиссии.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте уровень и состояние трансмиссионной жидкости. Низкий уровень или загрязненная жидкость могут негативно сказаться на работе фрикционов, что приведет к их перегреву и износу.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на признаки неисправности, такие как проскальзывание передач, задержки при переключении или необычные звуки. Эти симптомы могут указывать на проблемы с фрикционами и требуют немедленного обращения к специалисту.
СОВЕТ №4
При замене трансмиссионной жидкости используйте только рекомендованные производителем масла. Неправильный выбор жидкости может привести к ухудшению работы фрикционов и другим проблемам с АКПП.