Россия, Иваново
Телефон:
+7 (915) 831-37-.. Показать номер
Пн-пт: 11:00—18:00; сб-вс: 11:00—15:00
whatsapp telegram vk email

Восстановление аккумулятора – четыре действенных способа реанимации автомобильных АКБ

Автомобильный аккумулятор — ключевой элемент любого транспортного средства, и его неисправность может стать серьезной проблемой. В статье рассмотрим четыре способа восстановления аккумулятора, которые помогут сэкономить на покупке нового устройства и продлить срок службы старого. Зная симптомы неисправностей и методы реанимации, вы сможете вернуть аккумулятор к жизни и избежать ненужных затрат.

Неисправности аккумуляторов – симптомы болезни

В герметичной пластиковой емкости находятся положительные и отрицательные электроды. Внутрь заливается раствор соляной кислоты, который называется электролитом и образует гальваническую пару со свинцовыми пластинами. Клеммы подключаются к зарядному устройству или генератору. Когда запас энергии достигает необходимого уровня, автомобильный аккумулятор начинает функционировать как источник электричества. Эта энергия используется для запуска двигателя, работы различных приборов и освещения.

Генератор восстанавливает потерянную энергию, однако со временем, по различным причинам, накопленного запаса может не хватать для полноценного запуска двигателя. При правильной эксплуатации важным фактором является время: пластины со временем изнашиваются. В определенных условиях возможно восстановление аккумулятора, что позволит ему снова функционировать. Существует несколько методов реанимации, и для выбора наиболее подходящего сначала необходимо определить причину неисправности.

Наиболее распространенной причиной выхода из строя является сульфатация свинцовых электродов. При разряде на пластинах образуется налет. Если избегать глубоких разрядов, то при зарядке кристаллы растворяются. Однако сульфатация может возникать и по другим причинам: постоянный недозаряд или длительное хранение в разряженном состоянии.

Сульфатацию легко выявить визуально. Для этого откручиваем пробки и осматриваем пластины. Светлый бело-коричневый налет указывает на наличие проблемы. Другие признаки, характерные для необслуживаемых кислотных аккумуляторов:

  • во время зарядки электролит начинает быстро закипать;
  • полностью заряженный аккумулятор не может запустить двигатель и быстро разряжается даже от обычной лампочки;
  • белый налет на корпусе.

Второй распространенной проблемой являются поврежденные пластины, которые могут осыпаться. Это можно легко определить по черному цвету аккумуляторной кислоты. Если много решеток осыпалось, восстановить такой источник энергии будет крайне сложно.

Соседние пластины могут замыкаться. Это происходит из-за их деформации или осыпания, а также образовавшегося на дне шлама. Замыкание, как правило, происходит в одной из секций. Явный признак короткого замыкания – электролит в этой банке не кипит при зарядке или начинает закипать позже, а напряжение не увеличивается или растет очень слабо.

Кроме того, кислотный электролит может замерзнуть. Это происходит, если сильно разряженный аккумулятор хранится на морозе. Возможность восстановления зависит от степени повреждения от мороза. Если лед разорвал пластиковый корпус, то, скорее всего, пластины также деформировались и замкнули, и после размораживания они начнут осыпаться. Если корпус остался целым, размораживаем в тепле и пробуем восстановить.

Любой ремонт следует начинать с очистки. Убираем грязь с поверхности, промываем раствором соды для нейтрализации электролита, который почти всегда остается на крышке. Небольшой наждачной бумагой очищаем клеммы от налета. Кстати, стоит попробовать, как работает автомобильный аккумулятор с очищенными клеммами. Часто окисленная поверхность не позволяет нормально заряжаться и отдавать электроэнергию.

Восстановление аккумулятора – четыре действенных способа реанимации автомобильных АКБ

Эксперты в области автомобильной электроники отмечают, что восстановление аккумулятора может значительно продлить его срок службы. Один из наиболее эффективных способов – это зарядка с использованием специального устройства, которое контролирует процесс и предотвращает перезаряд. Второй метод включает в себя добавление дистиллированной воды в банки аккумулятора, что помогает восстановить уровень электролита. Третий способ – это использование пульсационного заряда, который позволяет удалить сульфатацию пластин. Наконец, эксперты рекомендуют периодическую проверку и очистку клемм аккумулятора, что способствует улучшению контакта и общей работоспособности. Эти методы могут существенно повысить эффективность и надежность автомобильных АКБ.

Как восстановить емкость аккумулятора после длительного простояКак восстановить емкость аккумулятора после длительного простоя

Простая десульфатация – применяем обычное зарядное устройство

Если аккумулятор засульфатирован, а пластины не осыпались (электролит чистый), то восстановить его можно с помощью простого зарядного устройства. Нам нужно разбить налет на пластинах. В серьезной литературе рекомендуется импульсная зарядка, чередование с разрядкой, строгое придерживание режимов. Вручную это делать довольно сложно, а специальные зарядные устройства дорогостоящие.

На практике все можно сделать гораздо проще. Используем самое простое ЗУ с небольшой переделкой. Выбрасываем сглаживающие фильтры на выходе понижающего трансформатора. Вместо них устанавливаем диодный выпрямитель. Каждый из четырех диодов рассчитан на ток 10 А.

Потребуется ареометр для контроля плотности электролита. Проверяем ее во всех банках, записывая показатели. Если имеются 1,20 и ниже, пора действовать. Смотрим за уровнем: если недостаточный, доливаем электролитом стандартной плотности, чтобы он закрывал пластины на 1 см. Подключаем зарядник, устанавливаем ток 10 % от емкости. Если у нас батарея 60 Ач, то 6 А, можно меньше: 3–5 А.

На простом ЗУ без фиксирования параметров амперметр сначала покажет некоторое увеличение тока, потом он уменьшится, и стрелка замрет в определенном положении. Время от времени наблюдаем за процессом, чтобы не пропустить начало кипения. После него ток уменьшаем до 2 А, продолжаем заряжать, пока опять не начнет кипеть, и еще 2 часа после этого.

После окончания проводим замер плотности: она вырастает несильно. Оставляем отключенный от зарядника аккумулятор на такое же время, что он заряжался. Опять замеряем – наблюдаем небольшой рост плотности. Если она еще не пришла в норму, повторяем цикл. На один уходят сутки, обычно восстановление происходит после 3–4, иногда придется повторить 5–6 раз.

Никогда не добавляйте в засульфатированный аккумулятор кислоту: она только ускорит процесс и может привести к гибели агрегата.

Восстановление аккумулятора – четыре действенных способа реанимации автомобильных АКБ

Способ восстановления Описание метода Эффективность Преимущества Недостатки
Зарядка импульсным током Применение специального зарядного устройства, подающего короткие импульсы тока высокой амплитуды. Высокая для сильно разряженных АКБ, средняя для сульфатированных. Быстрое восстановление емкости, возможность реанимировать глубоко разряженные батареи. Требует специального оборудования, риск повреждения АКБ при неправильном использовании.
Десульфатация Использование специальных добавок в электролит или зарядных устройств с функцией десульфатации, которые разрушают кристаллы сульфата свинца на пластинах. Средняя, зависит от степени сульфатации. Восстановление емкости сульфатированных АКБ. Долгое время восстановления, не всегда эффективно при сильной сульфатации.
Зарядка постоянным током Зарядка АКБ постоянным током малой силы в течение длительного времени. Низкая для сильно разряженных АКБ, средняя для умеренно разряженных. Простота метода, доступность оборудования. Долгое время зарядки, неэффективно для сильно сульфатированных АКБ.
Кипячение электролита (только для обслуживаемых АКБ) Прогревание электролита для улучшения его проводимости и растворения сульфата свинца. Низкая, риск повреждения АКБ. Может помочь при незначительной сульфатации. Опасно, требует навыков, может повредить АКБ.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о восстановлении аккумуляторов:

  1. Электролит и его роль: Восстановление свинцово-кислотных аккумуляторов часто связано с корректировкой уровня электролита. Если уровень электролита низкий, это может привести к сульфатации пластин, что значительно снижает емкость аккумулятора. Добавление дистиллированной воды может помочь восстановить его работоспособность, но важно не превышать рекомендуемый уровень.

  2. Метод десульфатации: Один из эффективных способов восстановления аккумулятора — это десульфатация, которая включает в себя использование специального зарядного устройства с импульсным режимом. Этот процесс помогает разрушить сульфатные отложения на свинцовых пластинах, что может значительно улучшить производительность аккумулятора.

  3. Температура и производительность: Температура окружающей среды сильно влияет на эффективность аккумулятора. При низких температурах химические реакции внутри аккумулятора замедляются, что может привести к потере емкости. Восстановление аккумулятора в теплом помещении или с использованием подогрева может помочь улучшить его состояние и продлить срок службы.

Восстановление старого #аккумулятора до 100% полн ёмкости! Лучший метод десульфатации аккумулятораВосстановление старого #аккумулятора до 100% полн ёмкости! Лучший метод десульфатации аккумулятора

Второй способ – цикличный заряд-разряд

В продаже доступны автоматические зарядные устройства типа «Кедр» и аналогичные модели. Эти устройства автоматически отключаются по завершении зарядки. Сначала необходимо провести полную зарядку аккумулятора до максимального уровня. Затем в течение 3–5 дней включаем его в режиме тренировки. Параллельно подключаем лампочку от поворотного фонаря и нажимаем соответствующую кнопку. Процесс зарядки выглядит следующим образом: зарядка длится около минуты, после чего следует 10 секунд разрядки. После завершения тренировки аккумулятор нужно зарядить окончательно.

Существует несколько схем самодельных устройств, которые, как и заводские, выдают короткий импульсный ток заряда и осуществляют небольшой разряд в промежутках. На рисунке представлена схема, по которой можно легко создать такое устройство, если у вас есть базовые знания в радиотехнике.

Подключаем устройство к клеммам и следим за светодиодами. Зеленый светодиод указывает на готовность к эксплуатации, а желтые и красные сигнализируют о необходимости десульфатации. Процесс десульфатации выполняется следующим образом:

  • подключаем устройство до полного разряда (пока не погаснет светодиод D1);
  • затем подключаем зарядное устройство и начинаем зарядку;
  • повторяем процесс десульфатации до тех пор, пока светодиоды D7 и D8 не загорятся зеленым.

В некоторых случаях может потребоваться многократное повторение процесса зарядки и разрядки. В особенно запущенных ситуациях это может занять неделю и более. Особенность данного устройства заключается в том, что оно потребляет всего 20 мА, что позволяет подключить его к бортовой сети. Оно будет постоянно поддерживать необходимое состояние аккумулятора, не влияя на работу генератора.

Если у вас нет импульсного зарядного устройства и вы не можете его сделать самостоятельно, попробуйте использовать ручной режим. Возьмите простой зарядник с фиксированными настройками. Установите 14 В и 0,8 А, оставьте его на 8–10 часов. Вольтметр покажет увеличение параметров. Обязательно дайте аккумулятору отстояться сутки, а затем снова зарядите его, но уже током 2 А. Напряжение и плотность немного увеличатся.

Запускаем процесс десульфатации, подключив лампочку дальнего света. В течение 6–8 часов следим за падением напряжения до 9 В, не позволяя ему опуститься ниже – это и есть необходимый уровень. Контролируйте процесс с помощью вольтметра. Повторяем циклы:

  • ночь – зарядка током 0,8 А;
  • сутки – аккумулятор стоит;
  • снова ночь – зарядка током 2 А.

В зависимости от степени запущенности процесса, это может занять до двух недель. Полностью разряженный аккумулятор восстанавливается на 80%, что вполне достаточно для запуска двигателя.

Восстановление аккумулятора – четыре действенных способа реанимации автомобильных АКБ

Меняем электролит – возвращение к жизни короткозамкнутых батарей

Если жидкость в банках приобрела непонятный цвет: мутная, черная, ее придется заменить. Такое случается в очень старых, давно не использовавшихся аккумуляторах и при коротком замыкании. Вообще, если КЗ произошло из-за коробления решеток, то реанимировать можно только путем физического вмешательства.

На старых аккумуляторах это делалось просто: каждая банка была отдельной. Короткозамкнутую вскрывали и устанавливали новые пластины. Теперь все отдельные элементы заключены в общий корпус, и такое вмешательство затруднительно, но возможно. О том, как это сделать, расскажем дальше, а теперь, как поменять электролит.

Короткое замыкание определяем по черному цвету, о чем уже упоминалось, и по зарядке. Все банки начинают выделять газ, а у короткозамкнутой этого не происходит. Дальше сливаем электролит, вытягивая грушей. Можно с одной емкости, а лучше со всех – заливка свежим электролитом не помешает. Дальше заливаем дистиллированную воду, слегка покачиваем корпус и осторожно сливаем. Не переворачиваем, чтобы шлам не застрял между пластинами. Повторяем, пока вода не станет чистой.

В банке с КЗ прибегаем к более радикальному способу. Высверливаем небольшое отверстие 4–5 мм в дне корпуса, сливаем электролит и промываем дистиллированной водой. Весь шлам уходит, ничего не остается. Отверстие заделываем пластмассой, применяя паяльник. Если пластины не покороблены, то достаточно будет поменять электролит.

Дальнейший процесс происходит так:

  1. Заливаем электролит плотностью 1,28. Можно за двое суток растворить в нем предварительно специальную присадку для десульфатации. Даем отстояться сутки, чтобы вышел воздух.
  2. Заряжаем током 0,1 А до полного восстановления плотности, наблюдая, чтобы не было бурного кипения и сильного нагрева корпуса. При необходимости отключаем, даем остыть. Заряжаем до 14–15 В.
  3. Смотрим показания ареометра, уменьшаем ток и оставляем на 2 часа. Если за это время плотность не поменялась, прекращаем заряжать.
  4. Разряжаем током 0,5 А до 10 Вольт. Если показатель упал до этой отметки раньше, чем за 8 час., цикл повторяем. Если нет – просто заряжаем до номинальных показателей.

А теперь о замене пластин в неразборном аккумуляторе своими руками. Вокруг нее сверху обрезаем пластик. Перемычки, идущие к соседним банкам, отсоединяем любым способом: отпаиваем или перерезаем. Вынимаем пакет и хорошо промываем в воде, чтобы смыть остатки кислоты. Теперь ищем, где замыкает. Осматриваем пластины и диэлектрик. Задача: обнаружить частичку, которая соединяет две пластины.

Нашли – хорошо, убираем ее. Сначала следует промыть, убирая всю муть, пакет устанавливаем на место. Восстанавливаем перемычки, приклеиваем крышку, используя клей, эпоксидную смолу или расплавив паяльником. Заливаем электролит и заряжаем. Если пластины покороблены, можно использовать их от другого старого аккумулятора, выбрав наименее поврежденный пакет.

Все работы следует проводить в перчатках и в помещении с достаточной вентиляцией, а лучше на воздухе: серная кислота и газы могут причинить вред здоровью.

Восстановление аккумулятора – четыре действенных способа реанимации автомобильных АКБ

100% МЕТОД!!! КАК ВОССТАНОВИТЬ АККУМУЛЯТОР? Смотреть всем!100% МЕТОД!!! КАК ВОССТАНОВИТЬ АККУМУЛЯТОР? Смотреть всем!

Переполюсовка – последний шанс в безнадежной ситуации

Если в одной из шести батарейных ячеек произошло резкое падение напряжения, при зарядке полюса могут поменять свои значения. Это запускает цепную реакцию, которая вызывает аналогичные проблемы в соседних ячейках. Причины возникновения такой ситуации могут быть следующими:

  • чрезмерная сульфатация, которую невозможно восстановить;
  • неправильное подключение аккумулятора к зарядному устройству, не имеющему защиты от переполюсовки;
  • загрязнение корпуса, приводящее к постоянному саморазряду;
  • отсутствие контроля за разрядом, многократные глубокие разряды;
  • сбои в работе генератора и других устройств электроснабжения и потребления.

Метод переполюсовки считается довольно радикальным, но в некоторых случаях это единственный способ восстановить работоспособность. Если попытка окажется неудачной, не стоит сожалеть, так как аккумулятор все равно был на пути к утилизации.

Сначала необходимо извлечь электролит из всех ячеек с помощью ареометра и оценить его показатели. Выявляем полностью исправные, поврежденные и неработающие ячейки. Обычно «мертвых» ячеек бывает не так много — одна или две. Восстанавливать следует в основном их. Однако цельный корпус не предполагает разборки. Можно воспользоваться описанным выше методом, чтобы добраться до неисправной ячейки.

Теперь расскажем, как переполюсовать все ячейки в домашних условиях без разборки:

  1. Сначала разряжаем старый аккумулятор до нуля, подключив нагрузку, например, автомобильную лампочку. Измеряем напряжение: если оно остается, замыкаем клеммы.
  2. В разрыв минусовой клеммы зарядного устройства включаем балластное сопротивление. Подойдет резистор на 50 кОм, который защитит пластины от короткого замыкания.
  3. Подключаем провода от зарядного устройства в обратной полярности: плюс к «минусу» аккумулятора, минус к «плюсу».
  4. Начинаем зарядку током, равным 10% от емкости. Зарядка проходит достаточно быстро, но корпус сильно нагревается.
  5. Уменьшаем ток до 2 А и продолжаем зарядку. Даем поработать при низком токе в течение 2 часов, затем отключаем.

Проверяем плотность: в исправных ячейках она должна понижаться, в неработающих — повышаться. Далее проводим сильный разряд, замыкая клеммы. Подключаем к зарядному устройству, соблюдая правильную полярность. Заряжаем по описанной схеме. Для более эффективного восстановления рекомендуется провести переполюсовку дважды.

Не стоит прибегать к переполюсовке, если наблюдаются следующие признаки неисправности:

  • черный электролит в ячейках;
  • короткое замыкание;
  • низкий уровень плотности.

Сначала используйте методы ремонта, подходящие для конкретной проблемы, а если они не помогают — переходите к переполюсовке.

Восстановление аккумулятора – четыре действенных способа реанимации автомобильных АКБ

Профилактика и уход за аккумулятором – как избежать проблем в будущем

Правильный уход за аккумулятором – это залог его долгой службы и надежной работы. Чтобы избежать проблем с аккумулятором в будущем, необходимо соблюдать несколько простых, но эффективных правил.

1. Регулярная проверка уровня электролита. В свинцово-кислотных аккумуляторах уровень электролита должен находиться на оптимальном уровне. Рекомендуется проверять его каждые 1-2 месяца, особенно в жаркое или холодное время года. Если уровень ниже нормы, необходимо долить дистиллированную воду, чтобы избежать повреждения пластин.

2. Очистка клемм и контактов. Коррозия на клеммах аккумулятора может привести к плохому контакту и, как следствие, к снижению производительности. Регулярно очищайте клеммы от окислов и грязи с помощью специального средства или раствора соды. После очистки рекомендуется смазать клеммы специальной смазкой для предотвращения коррозии.

3. Поддержание аккумулятора в чистоте. Пыль и грязь на корпусе аккумулятора могут привести к короткому замыканию. Регулярно протирайте аккумулятор влажной тряпкой, чтобы удалить загрязнения. Также стоит следить за тем, чтобы на аккумуляторе не скапливались химические вещества, такие как кислота или масло.

4. Правильная эксплуатация. Избегайте глубоких разрядов аккумулятора, так как это значительно сокращает его срок службы. Если вы не планируете использовать автомобиль в течение длительного времени, рекомендуется отключить аккумулятор или использовать поддерживающее зарядное устройство. Также стоит избегать частых коротких поездок, так как они не позволяют аккумулятору полностью зарядиться.

Следуя этим простым рекомендациям, вы сможете значительно продлить срок службы вашего аккумулятора и избежать неприятных ситуаций на дороге. Регулярный уход и профилактика – это ключ к надежной работе вашего автомобиля.

Вопрос-ответ

Как работает режим восстановления аккумулятора?

В режиме “Repair” происходит заряд аккумулятора, и если зарядное устройство будет длительное время находиться в режиме восстановления, аккумулятор может полностью зарядиться за это время. После отображения «FUL» на экране рекомендуется продолжить заряд в течение одного часа.

Как восстановить аккумулятор автомобиля?

Как восстановить аккумулятор автомобиля. Сливаем старый электролит и 2-3 раза промываем батарею дистиллированной водой. Делаем раствор, содержащий 2% трилона Б и 5% аммиака. Заливаем его в аккумулятор на 40-60 минут для десульфатации пластин. В запущенных случаях этот процесс придется повторить.

Советы

СОВЕТ №1

Перед тем как пытаться восстановить аккумулятор, обязательно проверьте его состояние с помощью мультиметра. Если напряжение ниже 12.4 В, это может указывать на необходимость восстановления. Убедитесь, что аккумулятор не имеет видимых повреждений и утечек.

СОВЕТ №2

Попробуйте метод медленного заряда. Используйте зарядное устройство с низким током, чтобы избежать перегрева и повреждения аккумулятора. Заряжайте аккумулятор в течение нескольких часов или даже суток, чтобы дать ему возможность восстановить свою емкость.

СОВЕТ №3

Если аккумулятор свинцово-кислотный, можно попробовать добавить дистиллированную воду в банки, если уровень электролита низкий. Это поможет улучшить проводимость и восстановить работу аккумулятора. Однако будьте осторожны и не превышайте уровень, указанный на корпусе.

СОВЕТ №4

После восстановления аккумулятора проведите тест на нагрузку, чтобы убедиться в его работоспособности. Это поможет определить, насколько хорошо аккумулятор держит заряд и подходит ли он для дальнейшего использования в автомобиле.

Ссылка на основную публикацию
Похожее