5 способов проверить амортизаторы автомобиля
Амортизаторы являются достаточно простыми, но очень важными деталями автомобиля. Их износ или выход из строя сказывается на снижении комфортабельности машины, ее управляемости и безопасности. Кроме того, из-за неработающего амортизатора ускоряется износ других элементов ходовой – ступичных подшипников, шаровых опор, колесных дисков и покрышек. Даже геометрия кузова может заметно пострадать, если автомобиль длительное время эксплуатируется на неровных дорогах с неисправными амортизаторами.
Как проверить амортизатор автомобиля на работоспособность? Существует всего пять способов.
Способ первый: визуальный осмотр амортизаторов
Это самый быстрый и совершенно бесплатный способ проверки состояния амортизаторов автомобиля. Заключается он в том, что деталь осматривается на предмет наличия:
- подтеков масла;
- коррозии металла;
- механических повреждений;
- неправильной геометрии;
- износа пыльников.
Если при визуальном осмотре амортизатора на нем были выявлены следы или подтеки масла, то это означает, что он потерял герметичность вследствие естественного износа, либо сильного удара. Достаточно быстро начинают подтекать некачественные амортизаторы и подделки. На наших дорогах такие детали в принципе не способны прослужить даже в течение одного сезона. В любом случае – потекший амортизатор подлежит замене. Даже если он еще и выполняет кое-как свои функции, то это ненадолго.
Если же на корпусе или штоке амортизатора была обнаружена коррозия (ржавчина), то это явный сигнал более тщательно проверить деталь. Коррозия быстро выводит амортизатор из строя, так как со временем из-за нее нарушается герметичность.
Немаловажной частью амортизатора является пыльник. Это резиновая эластичная защита, которая закрывает от окружающей среды место входа штока амортизатора в корпус. Если же пыльник поврежден, задубел, сполз, потрескался – на шток постоянно будет попадать пыль и влага. Первое будет катастрофически ускорять износ, второе – приведет к коррозии.
И последнее. Если даже невооруженным глазом видно, что амортизатор, грубо говоря, кривой – его срочно надо менять. Такое встречается достаточно редко, однако, опять же, после путешествия по отечественным дорогам и попрочнее детали гнутся и ломаются.
К сожалению, в половине случаев визуальный осмотр не позволяет выявить износ или поломку. Достаточно часто идеальный и чистый (без подтеков) с виду амортизатор при дальнейшей диагностике выявляется неработоспособным. Поэтому наличие вышеописанных дефектов – это просто сигнал, что пришла пора проверить деталь более тщательно.
Способ второй: проверка работоспособности амортизаторов на стоянке
Этот метод эффективен в 70 % случаев. Позволяет очень быстро вычислить изношенный или вышедший из строя амортизатор без помощи специалиста. Способ основан на принципе работы данного узла. В любом автомобиле амортизатор не только смягчает удары от неровностей дороги, но и стабилизирует автомобиль, как бы «придерживая» работу пружин.
Суть проверки в следующем. Автомобиль надо поставить на ровную площадку. Далее необходимо интенсивно нажать на угол кузова так, чтобы тестируемая сторона машины достаточно глубоко просела. После этого надо резко отпустить автомобиль, и наблюдать за тем, что произойдет. Как правило, результатов такого теста может быть три:
- После отпускания прижатого автомобиля кузов вернется в исходное положение и сразу же застынет в неподвижном состоянии.
- После возврата в исходное состояние кузов приподнимется по инерции, и вернется в исходное состояние, оставаясь неподвижным.
- После того, как вы отпустили кузов автомобиля, он сделает несколько колебаний с заметно большой амплитудой.
Первый исход говорит о том, что амортизатор отрабатывает идеально. Он надежно компенсирует силу разжимающейся пружины, а значит будет стабилизировать колесо при движении на неровных участках. Второй исход тоже говорит о вполне исправном амортизаторе. Особенно такой результат актуален для автомобилей с мягкой подвеской. На внедорожниках и автомобилях в кузове универсал – никакого покачивания наблюдаться не должно.
Если же после нажатия ваш автомобиль интенсивно раскачивается, не останавливаясь после одного-двух возвратно-поступательных движений, значит амортизатор свою работу не выполняет. Говорят, что он «не держит». Ездить на автомобиле с такими амортизаторами не только некомфортно, но и небезопасно. Не держащий амортизатор не сможет стабилизировать автомобиль при наезде на неровность, его может раскачать настолько, что колеса потеряют сцепление с дорожным покрытием, а вы потеряете управление.
Способ третий: проверка амортизаторов на ходу
Как правило, для опытных автовладельцев описанные ниже проверки служат сигналом о том, что амортизаторы поизносились или вообще вышли из строя. Если уметь слушать автомобиль, и понимать его поведение, то можно в три счета определить – исправны ли амортизаторы, или с ними уже что-то не так.
Поехали. На ровной площадке разгоните автомобиль до скорости 40-60 км/ч (если вы еще неопытный водитель, то можно помедленней). На безопасном участке выполните достаточно резкий поворот сначала в одну сторону, потом в обратную. Ваша задача при этом заключается в том, чтобы определить, не сильно ли кренится автомобиль в повороте, и стабилизируется ли он (не раскачивается) после завершения маневра. Если автомобиль сильно кренится, а после выравнивания качается из стороны в сторону или вверх-вниз – с амортизаторами явная беда.
Далее выезжаем на неровную дорогу (многие с нее и не съезжают) и смотрим на поведение автомобиля, попутно слушая его. Если после преодоления неровностей на ровном участке ваш автомобиль продолжает покачиваться, амортизатор «не держит». Как правило, это легко определяется еще на стоянке вышеописанным способом.
Дальше надо проехать через невысокий, но резкий бугорок. Например, подойдет лежачий полицейский. Если в момент наезда на такое препятствие вы слышите одноразовый стук, это значит, что амортизатор настолько слабый, что его шток ударяется в корпус. Аналогичные стуки могут также сигнализировать о неисправных опорах амортизаторов, резиновых втулок и креплений стойки.
На ходу можно провести еще один тест, чтобы проверить состояние амортизаторов. Данный способ не следует применять, если предыдущие методы показали, что какой-либо (или все) из амортизаторов не отрабатывает в полной мере или не работает вовсе.
Суть теста в следующем. На достаточно приличной скорости (60-80 км/ч хватит) нужно намеренно наехать на неширокую и не длинную, и не глубокую яму. Если амортизаторы исправны, то вы практически ничего не почувствуете, и не услышите. Работающий амортизатор будет «удерживать» колесо в момент проезда ямы, и оно как бы перелетит ее.
Если же стойки не держат, то колесо в точности повторит контур неровности, о чем вы будете знать по отдаче на руле и характерному звуку. На лицо также будет раскачивание автомобиля.
Способ четвертый: проверка демонтированного амортизатора
Этот метод хорош не только для проверки бывшего в эксплуатации амортизатора, но и совсем нового. Он достаточно простой и быстрый, потому описан кратко. Суть проверки заключается в оценке силы сопротивления амортизатора.
Выполняется следующим образом. Амортизатор необходимо полностью растянуть, после чего упереть той стороной, где шток, в твердую поверхность (асфальт, бетон). Потом, навалившись на него весом тела, попытаться как можно более резко сжать до упора. Если эту операцию получилось выполнить без чрезмерных усилий, а стойка «сложилась» быстро, и без ощутимого сопротивления – деталь непригодна к эксплуатации.
Исправный и работоспособный амортизатор растягивается и складывается очень тяжело, даже если он предназначен для сравнительно легкого автомобиля. При этом, он не должен стучать и свистеть. Также обратите внимание на то, как двигается шток. Движения должны быть прямолинейными – в стороны он отклоняться не должен.
Способ пятый: проверка амортизаторов на вибростенде
Если у вас есть подозрения, что амортизаторы вашего автомобиля пора бы уже заменить, самый верный способ узнать об этом точно – обратиться в сервис, в котором имеется вибростенд. Это профессиональное оборудование, которое позволяет провести диагностику не только амортизаторов, но и остальных деталей ходовой части.
Услуга не бесплатная (в среднем, около 1 000 рублей), но зато комплексная. Ее рекомендуется проводить регулярно после пробега 10 000 км. Если автомобиль эксплуатируется преимущественно по неровным дорогам, то и того чаще. Специалисты точно скажут вам после диагностики, нужно ли вам купить амортизаторы, наконечники рулевого механизма, шаровые опоры, рычаги, или еще что другое.
Завершение
В завершение будет совет, о котором, вероятно, уже знают более или менее опытные автовладельцы. Если проверка амортизаторов показала, что только один из них вышел из строя или отрабатывает не до конца, менять рекомендуется не только его, но и амортизатор с другой стороны.
Как узнать состояние амортизаторов и как их менять?
Не каждый водитель способен распознать, что едет на машине, под которую заложена бомба очень замедленного (и даже где-то «заторможенного») действия. На эту удочку попадаются даже опытные автовладельцы. Иногда со стороны можно видеть, что одно из колес без всяких причин «как-то неадекватно отскакивает» от ровного, казалось бы, дорожного полотна. На высокой скорости даже создается иллюзия, словно колесо вообще «висит» в воздухе. Но это не иллюзия! У колеса с неработающим амортизатором довольно слабое сцепление с покрытием, а на так называемой «стиральной доске» автомобиль и вовсе — не управляемый! И, к сожалению, это становится очевидным, только когда уже слишком поздно.
Содержание
- Инструментальный контроль
- Назначение амортизатора
- Как понять, что умерли (или начинают умирать) амортизаторы на твоем авто?
- Основные причины и условия, убивающие наши амортизаторы
- Как правильно менять амортизаторы
Инструментальный контроль
Обычно состояние амортизаторов (стоек) проверяется визуально на наличие подтеканий амортизаторной жидкости. При этом очевидные и явные потёки — это худший из вариантов, амортизатор должен быть абсолютно сухим. Именно так обычно «диагностируют» амортизаторы, но это — НЕПРАВИЛЬНО. Если пыль в верхней части «стакана» слегка влажная, то специалисты говорят — «амортизатор потеет». Это верный признак того, что он УЖЕ вышел из строя. А вот каким является реальное состояние ещё сухого, но подношенного амортизатора, может показать только специальный вибростенд с беговыми барабанами.
Назначение амортизатора
«Амортизатор должен обеспечивать быструю стабилизацию кузова (от двух до трех колебаний) после переезда через одиночное препятствие или при резком приложении силы вниз к передней или задней части кузова. Если автомобиль длительно раскачивается при такой ориентировочной проверке, то амортизаторы неисправны. Их следует снять с автомобиля и прокачать рукой.При резком приложении силы в обоих направлениях, должно быть постоянное равномерное сопротивление по всему ходу штока. Необходимо иметь в виду, что усилие сопротивления хода сжатия и растяжения не одинаково по величине. Наличие неравномерного хода, течи, свободного перемещения в начале хода сжатия или растяжения, недостаточное сопротивление — любое из перечисленного указывает на неисправность амортизатора. Его следует разобрать и устранить дефект (долить жидкость, заменить поломанные и изношенные детали). Уход за амортизаторами заключается в периодической проверке их крепления и внешнем осмотре. Ослабевшие верхние и нижние крепления следует систематически подтягивать».
«Москвич-412». Инструкция по уходу и эксплуатации. Ижевский машиностроительный завод. 1967 год.
Мы специально привели такую длинную цитату, потому что именно так до сих пор проверяют эффективность своих амортизаторов наши автовладельцы (и автомеханики), и это, повторимся, — не совсем корректно.
Эффективность работы амортизатора нынче проверяют на вибрационном стенде, и это занимает всего несколько минут. Конструкция стенда такова, что электроника не просто обнаруживает, исправен или нет амортизатор, а выдает полную информацию о его состоянии и эффективности. Если работоспособность какого-то из ваших амортизаторов приближается — ВНИМАНИЕ — к 50%, значит он однозначно подлежит замене или ремонту. Величину этого процента вообще-то определяет его производитель, и эти данные известны, как правило, только официальным представителям, которые торгуют фирменными, оригинальными запасными частями.
Примечание.Однако тут следует оговориться — иногда новый амортизатор со склада может НЕ ПОКАЗЫВАТЬ свою 100-процентную эффективность, и об этом прекрасно знают механики, которые работают на вибростендах. Иногда дилер берет со склада новый автомобиль, который даже еще не прошел предпродажную подготовку — то есть, совершенно новый, — загоняет его на эти самые беговые барабаны, а амортизаторы показывают 70-80% своей эффективности. И это считается нормой!
Как понять, что умерли (или начинают умирать) амортизаторы на твоем авто?
Основными признаками износа амортизаторов (стоек) являются:
- Раскачивание кузова, а иногда к тому же еще и диагональное; последнее говорит о том, что не работает только один из двух амортизаторов на оси;
- Плохая управляемость автомобиля, причем не только в плане руления, но и при разгонах-торможениях, и в повороте, и на ухабистой или неровной дороге;
- Неадекватный занос или снос передней оси на ровной дороге;
- Низкая устойчивость в поворотах, машину иногда приходится «ловить», причем даже в безобидных ситуациях;
- Явно выраженное «приседание» автомобиля при разгоне и/или «кивок носом» при торможении;
- Возросшая чувствительность твоего организма к ямам, выбоинам и прочим неровностям дорожного покрытия;
- Непривычные звуки в подвеске; причем если изношены амортизаторы, то могут быть слышны и скрипы, и металлические стуки. Причина стуков — контакт металла с металлом, хотя иногда они могут возникать вследствие износа крепежа амортизаторов или иных элементов всей подвески;
- Явный неравномерный износ ОДНОЙ покрышки, именно тут и стоит «умирающий» амортизатор.
Основные причины и условия, убивающие наши амортизаторы
Помимо естественного износа в процессе повседневной эксплуатации, на подвеску и состояние наших амортизаторов влияют следующие факторы.
- Сильный удар при попадании колеса в яму или на высокое для данного профиля препятствие. В подавляющем большинстве случаев на современные автомобили устанавливаются амортизаторы одностороннего действия, и лишь на паркетники/внедорожники/вездеходы — двойного. Примечание: амортизаторы с регулируемыми параметрами жесткости, которые используются в автоспорте, а также амортизаторы для люксового сегмента мирового автопрома, в которые заложены изменяемые характеристики в реальном времени, — мы не рассматриваем.
- Изношенные опоры, пыльники, сайлент-блоки и прочие шарнирные соединения не только самих стоек-амортизаторов, но вообще всей подвески (какой бы «многорычажной» она там ни была) — напрямую влияют на их «долгожительство».
- Перегруз автомобиля, даже кратковременный (а иногда даже одноразовый) также может «подготовить» амортизатор «к смерти».
- Не только начинающему, но и опытному водителю доводилось иногда совершать торможение в момент «влёта» в яму или на высокий бордюр, хотя «в теории» мы все прекрасно знаем, что при проезде неровностей педаль тормоза нужно отпускать.
- Как странно это ни прозвучит, но и слишком медленная, бережливая, «пенсионерская» езда также способна убить амортизаторы. Более того, хранимая в гараже машина обязана хотя бы раз в месяц «прокатиться по району» — чтобы пошевелились сайлент-блоки и прочие сочленения, чтобы провернулись подшипники в ступицах и иных узлах, а также чтобы «прокачнулись» в своих гнёздах перепускные клапаны и манжеты амортизаторов. Засохнут ведь — и прорвутся в самый ненужный момент.
Как правильно менять амортизаторы
Самое главное и первое правило — менять старые амортизаторы на новые (или эти же, но восстановленные, прокаченные) нужно только парами.
Пружины «принято» менять при каждой второй замене амортизаторов, но это правило соблюдается не всегда, всё зависит и от производителя автомобиля, и от производителя пружин (рессор). Если ты большей частью ездишь один, ни разу не перегрузил машину чрезмерным весом, то иные «знатоки в интернете» рекомендуют при замене амортизаторов просто поменять правую и левую пружины местами.
И в этой рекомендации есть своя логика — правая сторона автомобиля всегда эксплуатируется в более жестких условиях, чем левая; обочины и правый край даже ухоженных дорог всегда больше «разбиты». Примечание: автомеханики не дадут соврать, что наконечники рулевых тяг по правой стороне всегда разбиты больше, чем по левой стороне.
Углы развала и схождения «на передке» в обязательном порядке необходимо проверять и регулировать, поскольку производилось вмешательство в геометрию подвески.
Это также — закон!
Для тех кто ищет полезный кухонный подарок своей второй половинку (а можно и себе), советую посмотреть статью по этой ссылке.
Об авторе
💯 Telegram-канал 🤩 со смешными и полезными товарами, а также с промокодами и купонами (Telegram: WhatElephant).
Cooperation for product reviews:
Почта: info@niyazych.ru Телеграм: @https://t.me/niyazkalimullin
Для предложений по сотрудничеству пишите на почту или в Telegram.
Как проверить амортизаторы на автомобиле и как часто их нужно менять
Амортизатор автомобиля или стойка, как её называют в народе — запчасть довольно простая, но очень важная, и, как говорят продавцы автозапчастей, очень востребованная. Когда амортизатор выходит из строя, это сразу заметно по уровню комфорта вождения, но важнее, что неисправная деталь снижает безопасность движения.
Почему нельзя использовать неисправные амортизаторы
Всё дело в основной функции амортизатора — не просто обеспечивать комфорт, а погасить колебания колеса и кузова при движении по плохой дороге. С исправными стойками колёса автомобиля не теряют контакт с дорожным полотном и сохраняют управляемость даже на буграх и ямах. А если они неисправные, то колесо на неровности на какое-то время зависает в воздухе, а автомобиль в этот момент становится неуправляемым.
Симптомы неисправности амортизатора
Надёжнее всего определить неисправности амортизатора на специальном вибростенде, то есть на СТО. Но если вы хорошо знаете и чувствуете свою машину, то можете по некоторым признакам понять, что амортизатор сломан:
стук в районе колеса;
более длинный тормозной путь;
качка кузова под порывами ветра;
ухудшилось сцепление с дорожным полотном;
качка кузова при движении по неровностям;
во время манёвров увеличивается крен, во время торможения или разгона автомобиль «клюёт носом» или присаживается;
покрышки изнашиваются неравномерно.
Есть и непрямые, неочевидные признаки износа:
ABS срабатывает чаще и на сухой дороге;
пассажиров стало больше укачивать в автомобиле;
усталость за рулём повысилась.
Объяснить эти признаки несложно — при поломке амортизатора снижается комфорт для водителя и пассажира, из-за чего водителю приходится сильнее концентрироваться во время вождения, что увеличивает и усталость. Срабатывание ABS объясняется потерей контакта колеса с дорогой на неровностях.
Визуальный осмотр амортизатора на наличие неисправностей
Такую диагностику провести проще всего и к тому же она совершенно бесплатна для водителя, подходит для проверки задних и передних амортизаторов. Нужно просто заглянуть под колёсную арку и визуально оценить состояние стойки, насторожить должны:
коррозия на металлических деталях;
нарушения в геометрии;
Если на стойке масляные потёки — нарушена герметичность из-за естественного износа или сильного удара. Часто текут некачественные или поддельные амортизаторы, но на наших дорогах и качественные запчасти не выхаживают долго. Использовать деталь с таким симптомом категорически нельзя.
Если на корпусе или на штоке есть ржавчина, то нужно провести более глубокую диагностику детали, коррозия тоже может стать причиной нарушения герметичности.
Важная часть амортизатора — пыльник. Это резиновый чехол, прикрывающий место входа штока в корпус и оберегающий его от попадания пыли и других загрязнений. Если на нём визуализируются повреждения, он сполз или потрескался, выполнять свою функцию не сможет, на шток будет закидывать воду и пыль, что ускорит износ и приведёт к коррозии.
Если чётко визуализируется кривизна амортизатора, менять его нужно и срочно. Такая поломка встречается довольно редко, но при езде по плохой дороге иногда случается.
Нужно понимать, что 100% гарантии визуальная диагностика не даёт. Иногда внешне амортизатор кажется исправным, а при более глубоком осмотре выявляется его поломка.
Проверка на работоспособность амортизаторов на парковке
Такая диагностика даёт примерно 70% гарантии, тоже бесплатна и проводится своими руками. Метод основан на самом принципе работы амортизатора — смягчать удары и стабилизировать машину, сдерживая сжатие пружин.
Заключается проверка в следующем: транспортное средство ставим на ровную площадку, нажимаем на угол кузова таким образом, чтобы глубоко просела та сторона автомобиля, которую нужно проверить, нажим должен быть очень хорошим и интенсивным. Затем угол отпускаем и наблюдаем за происходящим. Чаще всего можно наблюдать три типа результатов после прекращения нажатия:
Кузов вернётся в исходную позицию и сразу застынет.
Кузов по инерции поднимется чуть выше исходной позиции и потом вернётся в своё нормальное положение и сохранит неподвижность.
Кузов совершит ещё несколько колебательных движений сильной амплитуды.
Первый вариант указывает на идеальную работу стойки. Мы видим надёжную компенсацию силы разжимающей пружины, то есть на неровностях дороги колесо будет стабилизироваться идеально.
Второй вариант — стойка относительно рабочая, на машине с мягкой подвеской это и вовсе показатель идеальной работы. А вот для универсалов и внедорожников этот вариант исключён — никаких покачиваний при проверке работы «стойки» быть не должно.
В третьем варианте амортизатор «не держит» и его нужно заменить как можно быстрее.
По каким признакам проверяют амортизаторы на ходу
Опытный водитель по описанным ниже симптомам сразу определит, что амортизаторы пора менять. Подходит этот способ определения неисправности тем, кто привык прислушиваться к своему авто, видеть и слышать в нём всё постороннее.
Итак, чтобы проверить амортизаторы автомобиля во время движения, нам нужна ровная площадка, разгоняем на ней свою машину до 40–60 км/ч, резко поворачиваем в одну сторону, а потом в противоположную. В процессе пытаемся на ощущения поймать крен автомобиля во время манёвра, нормальный или избыточный, стабилизируется ли авто после поворотов. Если крен значительный, а при выравнивании руля есть покачивания в разные стороны, амортизаторы точно не в порядке.
Следующий тест на неровной дороге. Просто едем по неровностям и прислушиваемся к автомобилю — звуки из ходовки, качество прохода автомобилем неровностей. Здесь принцип тот же, что уже рассматривали на парковке — если на ровном покрытии покачивания не прекращаются, стойки сломаны.
Ещё один тест — проезжаем небольшой бугорок с довольно острыми краями, такой как лежачий полицейский. Наезжаем на это препятствие и внимательно прислушиваемся, появление одноразового стука означает, что амортизатор ослабел и его шток бьёт в корпус, ещё один вариант — неисправности опоры амортизатора, резиновой втулки или крепления.
Есть и ещё один метод проверки, но если предыдущие уже указывают, что один или несколько амортизаторов не работают, выполнять его не стоит. Тестирование такое — находим дорогу с короткой, узкой и мелкой ямкой, разгоняемся до 60–80 км/ч и проезжаем эту ямку. Если при наезде на яму водитель ничего постороннего в работе ходовки не заметил, амортизатор удерживает колесо в момент преодоления препятствия, оно пролетело его, что говорит об исправности детали. Если же деталь уже не амортизирует, будет заметная отдача в руль, характерный хлопающий звук и раскачивание машины.
Проверка амортизатора после демонтажа
Можно и нужно проверять не только уже «походивший» амортизатор, но и новый. Выполняется проверка довольно просто: полностью растягиваем амортизатор, упираем той стороной, на которой располагается шток, в твёрдую поверхность и наваливаемся на стойку всем весом, чтобы она сложилась до упора и как можно более резко. Если для полного складывания детали не понадобилось особых усилий, значит, она уже не выполняет свою функцию. Даже легковые амортизаторы для складывания и раскладывания требуют значительных усилий. Ещё стоит обратить внимание на наличие стуков и свистов во время складывания — их быть не должно, а шток в норме ходит прямо, без отклонений.
Проверка амортизатора на вибростенде
Но самую высокую гарантию правдивости диагностики даёт проверка на вибростенде. Это профессиональное оборудование используется на станциях техобслуживания, и за проверку придётся заплатить, но зато она покажет не только поломки стоек, но и выявит другие неисправности в ходовке.
Как часто нужно менять амортизаторы
Большинство производителей автомобилей устанавливают гарантированный пробег для стоек — 40–50 тысяч км, после чего их нужно менять. Точную цифру лучше смотреть в руководстве по эксплуатации своего автомобиля. Но ориентироваться только на пробег будет не совсем верным в наших условиях, во время езды по плохим дорогам стойки, как правило, «отхаживают» меньший пробег. Опираться стоит только на диагностику запчасти, о которой и рассказали в статье.
Чтобы не менять амортизатор слишком часто, советуем выбирать оригинальные и не самые дешёвые детали. Важное уточнение — после смены стоек вам потребуется сделать развал-схождение, так как замена задевает регулировочные болты. И это ещё одна из причин, почему стоит выбирать более дорогие запчасти.
Признаки изношенных стоек
О неисправности подвески стоит задуматься, когда машину уводит в сторону, появляются посторонние звуки при езде или вибрации во время стоянки. Разберем основные вопросы, возникающие у водителей в таких ситуациях — как понять, что стойки пора менять, можно ли справиться с ситуацией самостоятельно, и какие существуют методы диагностики.
Строение амортизатора
Из чего состоит стойка
Амортизаторы бывают с однотрубным и двухтрубным вариантом исполнения. При колебании поршень, расположенный в колбе, выдавливает амортизирующую жидкость в специальные каналы. Амортизаторы однотрубного типа состоят из корпуса и рабочего цилиндра. В них газ и жидкость помещены в один резервуар. В таких стойках отсутствует клапан сжатия, поэтому функция управления сопротивлением возложена на поршень. Однотрубные устройства точнее стабилизируют автомобиль на дороге. В узле также может присутствовать дополнительная газовая камера компенсации, вынесенная в отдельную емкость. Амортизаторы состоят из:
- колбы и поршня;
- дна;
- клапана сжатия;
- узла уплотнения — разделяет полости высокого и низкого давления;
- опорных чашек пружины — они приварены к корпусу;
- штока — он перемещается вместе с поршнем и гонит масло в специальные отверстия;
- уплотнительного кольца;
- шарнира;
- амортизирующей жидкости и газа.
Большинство владельцев авто считают стойки амортизатора исправными, пока при езде не начинают слышать посторонние звуки или не ощущают вибрации рулевого колеса. Однако обращать внимание на состояние подвески стоит даже при незначительных признаках неисправности.
Признаки неисправности
Первое, что нужно сделать — осмотреть стойку. Ее внешний вид в ряде случаев сигнализирует о поломке. Даже дополнительная диагностика не нужна. Если на штоке стойки заметны разводы, значит, произошла разгерметизация, и деталь лучше заменить. Можно убрать следы масла сухой тряпкой и через 2–3 дня осмотреть снова.
При вывешенном положении колес на штоках не должно быть пятен. Если на них видны окислы или царапины, это служит признаком неправильной работы устройства. Также о неисправности стоек говорит неравномерный износ шин.
Колебания кузова
Автомобиль раскачивается при движении
Колебания корпуса при разгоне и торможении. На рабочих амортизаторах даже при внезапном торможении автомобиль не должен качаться более 1 раза. Остальные колебания должны быть погашены. От 2 колебаний и более — признак поломки.
Если при маневрировании или вхождении в поворот корпус начинает раскачиваться, можно говорить о поврежденной подвеске. При этом наблюдаются проблемы с рулевым управлением. На поворотах корпус «гуляет». И это не связано с квалификацией водителя или скоростью движения машины.
«Кивание» вперед при торможении
Машина «кивает» носом при нажатии на педаль тормоза
Автомобиль может «кивать» вперед как при резком, так и при обычном торможении. Вне зависимости от интенсивности колебаний причиной может быть как неисправность тормозной системы, так и подвески. Падает давление в гидравлической системе стоек, и они перестают справляться со своими задачами, «проваливаются».
Водителю приходится менять свои привычки, нажимать на педаль тормоза аккуратно, без учета дорожной обстановки. Со временем это может спровоцировать ДТП. Приведем типичный пример. Во время движения по городу у машины спереди загорелись стоп-сигналы. Предчувствуя неприятный «кивок», вы не успеете затормозить и ударитесь бампером.
Наклон назад при разгоне
Машина наклоняется назад при резком нажатии на газ
Достаточно резко нажать на акселератор, чтобы на собственном опыте ощутить симптомы неисправности. Передняя часть автомобиля приподнимается вверх вплоть до временного отрыва колес от асфальта. Такое чаще случается на заднеприводных автомобилях. Контроль и управляемость будут потеряны.
Виной тому служат вышедшие из строя амортизаторы. Потеря эксплуатационных свойств приводит к «расслаблению» передних штоков. Пружины поднимают кузов вверх, а задние амортизаторы проседают из‐за резкого набора скорости.
Жесткость и тряска
Последствия работы неисправных амортизаторов легко понять, когда машина движется по плохой дороге с канавами и выбоинами. В этом случае можно почувствовать каждый камешек под колесами. Подвеска стучит.
Стойки перестают работать должным образом. Нет упругости, которую обеспечивает гидравлика. Колебания перестают гаситься. Это явный признак того, что «демпферы» пора менять на новые. Промедление приведет к разбалтыванию и увеличению люфта между другими элементами подвески. Шаровые опоры быстро придут в негодность.
Пробой подвески
Резкий удар при наезде на препятствие
Если амортизатор вышел из строя, это легко почувствовать. Дороги в России не всегда ремонтируют и покрывают свежим асфальтом. Весной в городе появляется масса ямок и канав, наполненных водой. При движении по незнакомой местности легко попасть в лужу. Ее глубина может составлять и пару сантиметров, и все десять.
Водитель чувствует резкий удар, как будто стоек нет вовсе. Гидравлика не способна погасить колебания, поэтому вся нагрузка переходит на кузов. При такой ситуации падают с панели мелкие предметы, отваливаются зеркала заднего вида, закрепленные клеем на лобовом стекле.
Неравномерный износ шин
«Лысые» участки чередуются с нормальными
При неисправности стоек протектор получает повреждения, которые нельзя спутать с «отметинами», образовавшимися из-за низкого или высокого давления и нарушения углов подвески. На резине появляются выработанные участки через равные расстояния. Например, 5 сантиметров нормальной резины, а 5 «лысой». Подобные дефекты заметны по всему колесу.
Расскажем, какие повреждения возникают при других проблемах. Выработанные края — слабое давление, «лысый» центр — колеса перекачаны, стерт только один край — нужно регулировать развал-схождение. «Камуфляжные пятна» можно назвать явным признаком плохих стоек. Их придется менять.
Повреждения подшипников
Повреждение опорного подшипника стоки
Если неисправны подшипники, можно услышать стук в области передних лонжеронов. Источниками звука могут быть и другие элементы подвески, однако начинать диагностику лучше с опорного подшипника.
Стуки подвески более явно проявляются при поворотах, во время торможения или разгона. Также они слышны, когда машина сильно загружена. В любом случае, при неисправности подшипников водитель ощущает снижение управляемости автомобилем. Машина начинает «рыскать» по дороге.
Ресурс опорных подшипников составляет 100 тыс. км. Однако, учитывая езду по бездорожью или плохому покрытию, потребуется замена уже после 50 тыс. км. При установке некачественного узла, его придется менять через 10 тыс. км.
Причины неисправности
Основные поломки стоек
Амортизаторы приходят в негодность по причине непрофессиональной установки или неправильной эксплуатации. Процент заводского брака обычно не превышает 0,5 %. Наиболее частые причины выхода из строя стоек амортизатора:
- Аварийные ситуации и удары. Шток деформируется, что не позволяет амортизатору нормально работать. В таком случае необходима замена детали. Стойки амортизаторов нужно менять попарно для каждой оси.
- Деградация масла. Амортизирующая жидкость со временем приходит в негодность. Гидравлика начинает работать с перебоями. От плавного гашения неровностей не остается и следа.
- Прорыв сальника. Если повреждена уплотнительная прокладка, масло выдавит наружу при возникновении нагрузки на амортизатор. Динамика протечки зависит от степени деградации материала.
Причина может быть в утечке газа. Есть и другие варианты: поломка пластин клапанного механизма, износ сайлентблока. В любом случае без диагностики не обойтись.
Методы диагностики
Увеличение тормозного пути
Вне зависимости от расположения стоек (передние или задние) методы проверки их исправной работы идентичны. Зачастую выявить основные проблемы можно без снятия амортизаторов. Для этого достаточно очистить амортизаторы от грязи и внимательно осмотреть. Есть и косвенные методы. В норме тормозной путь составляет 31,7 метров. С неисправными стойками расстояние увеличивается на 11,7 %. Кажется, что это мелочи, но даже лишний метр способен привести к ДТП.
Визуальный осмотр
Осмотреть амортизаторы можно без снятия колес. Нужно учитывать, что некоторые стойки идут в комплекте с пружинами. На колбах не должно быть следов масла. По этому признаку можно понять, что стойка негерметична. Важно осматривать штоки на повреждения и коррозию. Однако визуальный осмотр не может дать полноценной информации о состоянии стоек амортизаторов. Многие внутренние дефекты могут остаться незамеченными.
Раскачка кузова
Методика проверки раскачиванием
Старый способ проверки — толкнуть кузов и проверить, как отработают стойки. Если амортизатор сделал более одного колебания, он нуждается в замене. Однако такой способ проверки действенен только в случае «мертвых» амортизаторов. Таким способом можно также определить заклинивший амортизатор. Кузов в этом случае не будет поддаваться раскачиванию.
Проверка на стенде
Вибрационный стенд позволяет безошибочно выявлять неисправности подвески. Оборудование позволяет сымитировать движение автомобиля по дороге. Перед диагностикой на стенде нужно помыть колеса и прочистить амортизаторы щеткой. Лучше выполнять эти процедуры на эстакаде. Диагностику проводят в хорошо освещенном помещении.
Выводы
Когда появляются первые признаки изношенности амортизаторов (стуки, скрипы, вибрации), нужно немедленно провести диагностику. Она позволит избежать заклинивания стоек и дефектов остальных элементов подвески. Проверить устройство можно визуально или на стенде. Лучше делать это в автосервисе. Опытные механики без ошибок определят причину поломки, а потом устранят ее.