В процессе управления любым транспортным средством огромная по значимости роль отводится подвеске и ходовой части. От их работы будет зависеть безопасность и комфорт во время движения автомобиля. Чтобы повысить качество и надежность работы узлов, на отрезке от колесного диска до его ступицы производители ставят металлические тарелки, которые принято называть проставками.
Для чего нужны проставки
Прежде всего, проставки на ступицу необходимы в тех случаях, если колесные диски не имеют необходимой величины вылета. Автомобилисты любят приобретать броские модные колесные диски на свое авто, однако при установке их ждет разочарование. Если по показателям ширины и диаметра может допускаться незначительное отклонение, то величина вылета должна максимально совпадать с предусмотренным заводским значением.
Чтобы иметь возможность поставить те диски, которые кажутся наиболее подходящими по дизайну, без колесных проставок никак не обойтись. Значение вылета после установки обязательно должно быть больше рекомендуемого. В результате вылет колесного диска должен быть снижен до заводских значений. Именно при соблюдении этого критерия можно рассчитывать на безопасную езду и сведение нагрузки на элементы подвески к допустимым параметрам. Ну и, наконец, многие автолюбители попросту используются ступичные проставки в качестве лишнего элемента тюнинга.
Нередко возникает ситуация, когда самые красивые диски могут иметь не только чрезмерный вылет, но и завышенное расстояние между крепежными шпильками. Без проставок снова не обойтись — их сначала устанавливают на ступицу, а уже к ним непосредственно фиксируют болтами, входящими в комплектацию, колесные диски.
Тюнинг транспортного средства зачастую сложно представить себе без придания ему спортивного, а то и агрессивного внешнего вида. Более широкие диски при помощи проставок, в сочетании с колесными арками и обвесами существенно преображают внешний облик машины. Точно таким же образом действуют, когда хотят увеличить колею автомобиля для улучшения его проходимости.
Установка проставки на ступицу автомобиля — это процесс, требующий внимательности и точности. Эксперты рекомендуют начинать с выбора качественных проставок, соответствующих модели автомобиля. Важно учитывать не только размеры, но и материал, из которого они изготовлены, чтобы избежать проблем с долговечностью и безопасностью.
Перед началом работ необходимо подготовить инструменты и обеспечить доступ к колесам. Сначала следует снять колесо, а затем открутить болты ступицы. Установка проставки должна производиться с соблюдением всех рекомендаций производителя, включая момент затяжки болтов.
После завершения установки важно провести тест-драйв, чтобы убедиться в отсутствии вибраций и других проблем. Регулярная проверка состояния проставок также поможет избежать неприятных ситуаций на дороге.
Виды проставок
В зависимости от целей, преследуемых автолюбителем, проставки для дисков ступичные могут быть разных типов. Выделяют следующие разновидности по принципу устройства конструкции:
- Оснащенные сквозными отверстиями для шпилек. Стандартные ступичные болты, при этом, придется заменить более длинными.
- Оснащенные отверстиями для ступичных болтов и для крепления диска. Сначала проставка монтируется на снятую ступицу, а затем все вместе закручивается на диск.
Другая классификация связана с толщиной самого металлического блина. Каждая из разновидностей, так или иначе, предназначается для крепления колесных дисков с отрицательным показателем вылета:
- тонкие проставки (от 3 до 10 мм. толщины. Научным языком они именуются «проставки на ступицу малой толщины»);
- средние с толщиной в диапазоне 10-20 мм.;
- толстые, 20-30 мм., соответственно;
- особо толстые, ширина которых достигает 30-40 мм.
Небольшие габаритные размеры тонких проставок позволяют монтировать их просто на штатные шпильки, длины которых должно хватить. Последние 2 из приведенных разновидностей незаменимы при тюнинге колесных арок навесного типа (для обычных авто и внедорожников). С точки зрения законов физики и механики, проставки средней и большой толщины для ступиц необходимы исключительно в тех случаях, если зафиксировано значение вылета больше, чем предусмотренное заводом-изготовителем. Ширина модифицирующего блина в такой ситуации — это разница в миллиметрах между вылетом фактическим и необходимым.
Проставки с толщиной свыше 25 мм имеют 2 собственные конструктивные особенности. Во-первых, могут применяться болты, которые фиксируют этот узел на колесной ступице. Сам диск будет привинчиваться к шайбе при помощи автомобильных стандартных болтов. Что касается другого случая, то речь идет о проставках с вмонтированными шпильками. Изделие, предназначенное для корректировки вылета, монтируется через шпильки и зажимается гайками прямо на ступице. На шпильки проставки навешивается колесо и затягивается гайками. Стандартной длины шпилек в этом случае будет достаточно.
Кроме параметра толщины, при выборе проставок под заднюю ступицу важно обращать внимание на качество их изготовления. Даже незначительные погрешности в районе крепежных отверстий или неоднородность применяемого сплава чреваты биением колеса. Буквально за считанные дни это может полностью разрушить подвеску автомобиля. Критические нагрузки возрастают при экстремальных условиях эксплуатации, а это напрямую влияет на жизнь и здоровье многих участников движения.
Качество проставок, изготовленных в заводских условиях, традиционно выше. При покупке можно обращать внимание на изделия таких брендов, как Hofmann, Shiessler, BIMECC, H&R Trac+ и ряд других. Прокатные заготовки всегда более надежны и безопасны. В отличие от них, литые изделия в случае непрофессионального литья могут содержать множество пустот. В конечно счете, это негативно скажется на эксплуатационных характеристиках проставки и разбалансировке колеса.
Малоизвестные производители нередко используют для производства технологию порошкового прессования. В результате появляется на свет изделие, не рассчитанное на высокие нагрузки. Самодельные проставки обязательно балансируются на специальных стендах. Не допускается самовольное уменьшение числа крепежных элементов между проставкой, ступицей и колесным диском.
Инструкция по установке проставок
Еще до начала монтажных работ, следует помнить, что они могут проводиться для каждого колеса не более 1 раза. Несколько ступичных проставок приводят к дисбалансу и неравномерному распределению нагрузок. Поскольку в этой ситуации существенно возрастает и давление, оказываемое на подшипник, в кратчайшие недели и месяцы он непременно выйдет из строя.
Выполняемые монтажные работы должны производиться с филигранной точностью. Например, болты, которые помещаются друг напротив друга, вначале слегка наживляются, а не закручиваются до упора. Для выполнения затяжки используется динамометрический ключ. На этапе затягивания ступичных креплений следует уточнить значение момента затяжки — сделать это поможет паспорт транспортного средства или форумы автолюбителей. Важно помнить, что при затяжке болтов и шпилек повышается степень нагрузки и на прочие элементы подвески.
При дальнейшей эксплуатации транспортного средства необходимо контролировать момент затяжки. Согласно рекомендациям специалистов, через 50-100 километров нужно не полениться и дотянуть крепления. Если принято решение заменить заводские диски более фирменными либо провести другой тюнинг автомобиля, не стоит экономить, приобретая проставки для ступичного узла сомнительного качества и производителей.
От этого, а также безопасности монтажных работ, будет во многом зависеть жизнь и здоровье автолюбителя. Если вставки производятся в кустарных условиях, то необходимо следить за нагрузкой в ходе дальнейшей эксплуатации. Она не должна приводить к ускоренному износу других элементов подвески.
Вопрос-ответ
Какие инструменты понадобятся для установки проставки на ступицу?
Для установки проставки на ступицу вам понадобятся следующие инструменты: домкрат, ключи для колес, торцевые головки, отвертка, а также, возможно, баллонный ключ и набор для снятия колес. Также рекомендуется иметь под рукой смазку для резьбы и динамометрический ключ для правильной затяжки болтов.
Как правильно выбрать проставки для своей машины?
При выборе проставок важно учитывать несколько факторов: марку и модель автомобиля, размеры оригинальных ступиц и колес, а также желаемую ширину проставок. Рекомендуется проконсультироваться с профессионалом или использовать специальные калькуляторы, доступные на сайтах производителей, чтобы избежать ошибок.
Сколько времени занимает установка проставок на ступицу?
Установка проставок на ступицу обычно занимает от 1 до 3 часов, в зависимости от опыта установщика и сложности конструкции автомобиля. Если вы делаете это впервые, лучше выделить больше времени, чтобы не спешить и выполнить все шаги правильно.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом установки проставок убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и материалы. Вам понадобятся ключи, домкрат, подставки для безопасности и, возможно, специальные болты для крепления проставок. Это поможет избежать лишних задержек в процессе работы.
СОВЕТ №2
Обязательно ознакомьтесь с инструкцией по установке, предоставленной производителем проставок. Разные модели могут иметь свои особенности, и следование рекомендациям поможет избежать ошибок и обеспечит правильную установку.
СОВЕТ №3
При установке проставок на ступицу проверьте состояние тормозных дисков и колодок. Убедитесь, что они не изношены и находятся в хорошем состоянии, так как установка проставок может повлиять на работу тормозной системы.
СОВЕТ №4
После установки проставок обязательно проведите тест-драйв, чтобы убедиться, что все работает корректно. Обратите внимание на поведение автомобиля при движении и проверьте, нет ли посторонних звуков или вибраций. Если что-то вызывает сомнения, лучше обратиться к специалисту.