Практически каждому автовладельцу знакома проблема возникновения коррозии на транспортных средствах. Кто-то сталкивался лишь с точечным проявлением ржавчины, другим же приходилось решать проблему поражения коррозией большого участка кузова.
Поскольку сохранность кузова является основным фактором, влияющим на срок службы автомобиля, его требуется соответствующий уход и защита. Автопроизводители не могут обеспечить её в полной мере. Да они и не заинтересованы в том, чтобы машина служила как можно дольше.
Автовладельцам приходится самостоятельно решать проблему ржавчины, искать методы борьбы и применять их на практике. Но прежде чем рассматривать эти методы, нужно понять, что вообще такое коррозия, почему и как она появляется.
Причины появления
Довольно сложно было разобраться с тем, как бороться с возникающей на кузове автомобиля ржавчиной, не понимая её происхождение и суть.
Тут стоит заметить, что ржавчина или коррозия является результатом электрохимической реакции. В результате неё кузов автотранспортного средства постепенно превращается в оксид металла. Если вы вспомните уроки химии со школы, то легко поймёте, о чём идёт речь.
Участки, на которых произошла такая реакция, покрываются коррозией. При этом для возникновения электрохимической реакции требуется 3 обязательных компонента. А именно:
- анод;
- катод;
- электролит.
Не всем эти слова позволяют что-либо понять. Но если разобраться, всё становится предельно очевидным. В качестве аноды выступает непосредственно сам металл, из которого изготавливается кузов транспортного средства. Катодом называют поверхность, на которой происходит реакция. А электролитом является вода, в составе которой есть хотя бы небольшое количество соли.
Для реакции достаточно, чтобы металл соприкасался с водой. Это происходит регулярно, когда машины находятся на мойке, попадают под дождь и снег. Постепенно постоянный контакт металла и воды ведёт к появлению следов ржавчины. Если их вовремя не удалить, запустится цепная реакция, коррозия будет съедать металл.
Никто не спорит, что на автомобилях имеются защитные слои в виде лакокрасочного покрытия, слоя цинка и прочих материалов. Но они способны защищать только временно. Повреждения, сколы, изначально плохо обработанный кузов становятся очагом распространения ржавчины. Чаще всего она начинается на стыках и сколах.
Поскольку в качестве электролита выступает вода и соль, наиболее уязвимым кузов становится именно в зимний период. Объясняется это предельно просто. Чтобы бороться со снегом и льдом на дорогах, дорожные службы рассыпают специальные реактивы. В основном это простая соль с песком. Соль соединяется с растаявшей водой, попадает на кузов и начинается электрохимическая реакция.
Учитывая этот фактор, автовладельцам настоятельно рекомендуется чаще мыть машину в зимний период, тщательно очищать днище и удалять любые остатки реагентов с кузова.
Также следует добавить, что коррозию делят на сухую и влажную. Сухая проявляется в виде потускневшей поверхности. При этом отсутствуют видимые очаги поражения. Чтобы справиться с ней, достаточно воспользоваться качественными защитными материалами. Подобный тип коррозии появляется, когда машина длительное время хранится в сухом помещении.
Влажный тип как раз и проявляется в виде тех оранжевых пятен, которые все называют ржавчиной. Это более распространённый и опасный тип коррозии. Если вовремя не очистить поражённую зону, ржавчина будет активно распространяться и покрывать новые участки кузова. Вплоть до образования сквозных отверстий, устранить которые намного сложнее и дороже.
Эксперты в области защиты материалов от коррозии выделяют несколько эффективных методов борьбы с этим разрушительным процессом. Один из наиболее распространенных способов — это использование защитных покрытий, таких как краски, лаки и антикоррозийные составы. Эти материалы создают барьер между металлом и окружающей средой, предотвращая контакт с влагой и кислородом.
Другим важным методом является катодная защита, которая включает в себя использование анодов, которые корродируют вместо защищаемого металла. Этот подход особенно эффективен для подводных конструкций и трубопроводов.
Кроме того, эксперты подчеркивают важность регулярного контроля состояния металлических конструкций и своевременного проведения профилактических мероприятий. Комплексный подход, сочетающий различные методы, позволяет значительно продлить срок службы материалов и снизить затраты на их обслуживание.
Стадии возникновения
Коррозия может возникать достаточно быстро даже на новых автомобилях. Это происходит, если машина попадает в аварию, появляются сколы, трещины на лакокрасочном покрытии, на кузов воздействуют агрессивные химикаты и пр. То есть возникают какие-то провоцирующие возникновение ржавчины процессы.
Но также ржавчина появляется при нормальных условиях эксплуатации. Здесь уже речь идёт о естественном износе кузова. Коррозия имеет несколько стадий появления.
- первая стадия. Изначально коррозия поражает наименее защищённые участки. В основном это касается стыков металлических деталей. Если вовремя заметить очаги, их можно удалить обычной наждачной бумагой или другими подручными средствами для очистки;
- вторая стадия. Её называют подплёночной. Название обусловлено характерным проявлением. На краске появляются вздутия, под которыми активно развивается коррозия из-за протекающей электрохимической реакции;
- третья стадия. Отличается тем, что поражается металлический корпус, образуются отверстия. Для борьбы с третьей стадией требуется полноценный комплекс ремонтно-восстановительных работ.
Задача автомобилиста заключается в том, чтобы периодически проверять состояние своего автомобиля, осматривать труднодоступные и наименее защищённые места. Обнаружив сколы, следы ударов или вздутую краску, лучше сразу принять меры по их устранению. В противном случае коррозия начнёт активно развиваться и распространяться. Тогда ремонт обойдётся значительно дороже.
Существует несколько вариантов, как можно убрать рыжики с кузова автомобилей. Во многом это зависит от стадии обнаружения, а также серьёзности поражения.
Методы борьбы
Автовладельцев закономерно интересует, как им избавиться от ржавчины на кузове своего автомобиля. Методов существует несколько, и каждый из них предусматривает использование определённых материалов, инструментов и вспомогательных средств.
Если вы также задумываетесь над тем, как правильно убрать ржавчину с кузова, воспользуйтесь одним из трёх методов:
- активным;
- пассивным;
- электрохимическим.
В случае с пассивным методом основное средство для удаления образовавшейся ржавчины кузова автомобиля представлено в виде грунтовки и краски. Это самый распространённый вариант, что во многом объясняется ценовой доступностью.
В случае с пассивной методикой необходимо:
- удалить пыль и загрязнения;
- счистить ржавчину;
- обработать зачищенные поверхности преобразователями ржавчины;
- покрыть кузов грунтовкой;
- нанести слой краски;
- завершить работу покрытием лака.
Существует также и активный метод. Такое удаление ржавчины с кузова автомобиля предусматривает применение специальных мастик, герметиков и антикоррозийных средств.
Как и в случае с пассивным методом, здесь требуется предварительно подготовить поверхность, а затем, опираясь на инструкции производителей специальных средств.
Явное лидерство у третьего метода по причине высокой эффективности и возможности добиться превосходного результата. Но не все готовы бороться с ржавчиной электрохимическим способом. Объясняется это высокой стоимостью работы. Выполнить её своими руками практически невозможно.
Суть метода заключается в том, что на автомобиль монтируют специальный электродный прибор. Он переносит возникновение коррозии на специальный электрод. Методику также называют анодной защитой. Вы как бы приносите в жертву небольшие пластины, выполненные из меди, цинка или алюминия. Их устанавливают на участках, где процессы коррозии наиболее активные. Они принимают на себя ржавчину.
Выделяют два вида защитных электродов:
- временные. Они постепенно разрушаются. В среднем их меняют каждые 4 года. Изготавливаются на основе магния, алюминия, нержавеющей стали и цинка;
- долговечные. Ещё называют неразрушающимися. Срок службы значительно дольше, но и цена заметно выше. В качестве протектора применяется магнетит, графит и платина.
Существуют определённые правила по установке и размещению анодов. Потому рекомендуется обращаться к квалифицированным специалистам, а не пытаться обеспечить электрохимическую защиту своими руками.
Как избавиться от коррозии
Учитывая всё сказанное выше, удалением ржавчины с кузова автомобилей можно заниматься двумя способами:
- масштабным;
- локальным.
Это напрямую зависит от того, как долго коррозия находится на кузове, и к каким разрушениям она успела привести.
Перед тем как зачистить образовавшуюся ржавчину на машине и покрасить восстановленные участки, потребуется подготовить определённые материалы и инструменты. Каждый из представленных способов предусматривает финансовые затраты. Но по способу реализации они отличаются.
Локальный метод удаления актуален в тех случаях, когда очаги поражения небольшие. Здесь потребуется обработать проблемную зону, удалить ржавчину на кузове автомобиля, а затем очищенную поверхность подкрасить и покрыть лаком. Нужно быть внимательным в плане того, чем вы будете обрабатывать поверхности. Если автовладелец качественно очистил очаг, то ему удастся предотвратить дальнейшее распространение.
Когда речь идёт о масштабном восстановлении, здесь просто закрасить появившуюся ржавчину на машине не получится. Если такие участки будут просто закрашиваться, никакого эффекта это не даст. Коррозия продолжит распространяться дальше.
Предварительно решите, как и кто будет заниматься восстановлением. Локальный ремонт можно выполнить самостоятельно. Ничего сложного в том, как очистить и подкрасить ржавые места на своей машине нет. А вот масштабное удаление лучше доверить специалистам.
Нюансы каждого метода следует рассмотреть отдельно.
Локальный ремонт
С локальным ремонтом справляются многие автовладельцы без посторонней помощи. Предварительно потребуется собрать набор из материалов и инструментов. Он должен обязательно состоять из:
- шлифовальной машинки;
- щёточных насадок;
- наждачки;
- шпатлёвки;
- шлифовальной доски;
- грунтовки;
- краски;
- краскопульта.
Если всё готово, можно приступать к проведению работ по борьбе с появившейся ржавчиной.
Относительно локального ремонта специалисты дают несколько рекомендаций.
- Процедура начинается с обязательного удаления лакокрасочного слоя на тех местах, где появилась ржавчина. Проще всего это сделать шлифовальной машинкой или специальными растворителями. Очистить нужно зону поражения и хотя бы несколько сантиметров вокруг неё, пока не увидите целый металл.
- При наличии неровностей, вмятин и прочих следов деформации рекомендуется предварительно выровнять поверхность с помощью шпатлёвки. Когда она высохнет, ещё раз тщательно пройдитесь шлифовальной машинкой.
- После подготовки участок нужно покрыть слоями грунтовки в соответствии с рекомендациями производителя. Потом делается затирка наждачкой и наносится повторный слой грунта. Важно добиться идеальной поверхности, на которой нет подтёков и пропусков.
- Следующим этапом является покраска. После её высыхания обязательно наносится лак.
Подобная процедура позволяет восстановить внешний вид автомобиля, а также защитить от дальнейшего развития очагов коррозии.
Если у вас отсутствует опыт в проведении подобных работ, заручитесь поддержкой специалистов, либо полностью доверьте восстановление профессионалам.
Масштабное восстановление
В этом случае набор материалов и инструментов остаётся прежним, но к нему добавляют ещё несколько компонентов. Потребуется болгарка, отрезные круги и сварочный аппарат. Плюс обязательно нужны отрезки металла, которые будут установлены на место вырезанных.
Такой ремонт требуется обязательного наличия опыта и определённых знаний. Потому в большинстве случаев масштабным ремонтом занимаются специалисты. При этом автовладелец обязан знать нюансы процедуры, чтобы недобросовестные мастера не попытались его обмануть.
Суть ремонта такого типа заключается в том, что проржавевшие участки кузова вырезаются, а на их место приваривают целый металл. Если некоторые элементы легко снять и поменять, удаление других приводит к нарушению геометрии кузова. Тут следует быть внимательными и предельно аккуратными.
Когда ржавчина вырезана и новый металл приварен, все неровности зачищаются шлифовальной машинкой, доводятся наждачной бумагой, при необходимости покрываются шпаклёвкой. Остаётся только загрунтовать поверхности и покрыть слоями лакокрасочных материалов.
На словах процедура кажется простой и быстрой. Но на практике она занимает много времени, требует внушительных усилий и финансовых затрат.
Всегда лучшим методом борьбы против ржавчины считалась профилактика. В настоящее время существует большое количество защитных средств, позволяющих предотвратить преждевременное гниение кузова.
Оптимальным вариантом будет покрытие кузова защитой буквально сразу после покупки. Если это хорошая иномарка, заводская защита при нормальных условиях эксплуатации точно продержится 3-5 лет, в соответствии с гарантийным сроком. Дешёвые иномарки и отечественные авто начинают ржаветь порой уже через 1-2 года с момента производства.
Автовладельцам доступны целые комплексные процедуры, позволяющие покрыть весь кузов защитными составами. На это требуется время и довольно много денег. Но если вы рассчитываете далеко не один год эксплуатировать свой автомобиль, то это весомый аргумент в пользу того, чтобы потратить время и деньги, но получить качественную защиту.
Вопрос-ответ
Какие основные методы защиты от коррозии существуют?
Существует несколько основных методов защиты от коррозии, включая использование защитных покрытий (например, краски, лаки, антикоррозийные составы), катодную защиту (применение анодов для предотвращения коррозии), а также выбор коррозионно-стойких материалов. Каждый из этих методов может быть использован в зависимости от условий эксплуатации и типа коррозии.
Как правильно выбрать защитное покрытие для металлических изделий?
Выбор защитного покрытия зависит от условий эксплуатации, типа металла и ожидаемого воздействия окружающей среды. Важно учитывать такие факторы, как температура, влажность, наличие химических веществ и механических повреждений. Рекомендуется проводить предварительные испытания и консультироваться с экспертами для выбора наиболее подходящего покрытия.
Как часто нужно проводить профилактические меры против коррозии?
Частота профилактических мер зависит от условий эксплуатации и типа защиты. В общем случае, рекомендуется проводить осмотр и обслуживание защитных покрытий не реже одного раза в год, а в агрессивных средах — чаще. Также важно следить за состоянием оборудования и при необходимости проводить ремонт или обновление защитных мер.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте защитные покрытия. Один из самых эффективных способов борьбы с коррозией — это применение защитных покрытий, таких как краски, лаки или специальные антикоррозийные составы. Они создают барьер между металлом и окружающей средой, предотвращая контакт с влагой и кислородом.
СОВЕТ №2
Регулярно проводите осмотр и обслуживание. Периодическая проверка металлических конструкций на наличие коррозии и своевременное устранение повреждений помогут продлить срок службы изделий. Обратите внимание на места, где может скапливаться влага, и проводите профилактическую обработку.
СОВЕТ №3
Применяйте катодную защиту. Этот метод особенно эффективен для трубопроводов и резервуаров. Он основан на использовании анодов, которые подают электрический ток, предотвращая коррозию основного металла. Убедитесь, что система правильно настроена и обслуживается.
СОВЕТ №4
Избегайте контакта различных металлов. Если возможно, старайтесь не допускать контакта различных металлов, так как это может привести к электрохимической коррозии. Используйте изолирующие прокладки или покрытия для предотвращения прямого контакта.