Автоматическая коробка передач (АКПП) требует регулярного обслуживания, включая замену масла. Правильный выбор смазки обеспечивает надежную работу трансмиссии и продлевает ее срок службы. В статье рассмотрим, как выбрать подходящее масло для АКПП и пошагово объясним, как самостоятельно выполнить его заливку. Эти знания помогут избежать дорогостоящих ремонтов и поддерживать машину в хорошем состоянии.
АКПП — что это такое?
Коробка передач, вне зависимости от своего типа, предназначена для передачи крутящего момента от коленчатого вала к ведущим колесам. Без нее трудно представить, как автомобиль мог бы оставаться на месте при работающем двигателе или двигаться назад.
Ключевыми компонентами автоматической коробки передач являются:
- Гидротрансформатор – выполняет функцию сцепления, аналогичную механической коробке передач. Он передает крутящий момент от двигателя на первичный вал автоматической трансмиссии.
- Планетарный редуктор – состоит из планетарных рядов, муфт и тормозов. Переключение этих элементов определяет, на какой передаче движется автомобиль.
- Гидроблок – это управляющее устройство, которое контролирует процесс переключения передач.
Не будем углубляться в детали процессов, происходящих внутри коробки передач. Заметим лишь, что трансмиссионная жидкость играет одну из ключевых ролей, поскольку она циркулирует по всем компонентам, подобно тому, как кровь движется по венам и артериям.
Выбор и замена масла в коробке-автомат — задача, требующая внимательности и знаний. Эксперты рекомендуют начинать с изучения руководства пользователя автомобиля, где указаны необходимые характеристики масла. Важно учитывать тип трансмиссии и условия эксплуатации. При выборе масла стоит обратить внимание на его вязкость и спецификации, соответствующие стандартам производителя.
Перед заливкой масла необходимо подготовить автомобиль: установить его на ровной поверхности и прогреть двигатель. Это позволит маслу лучше стекать и обеспечит более точный уровень. Используя воронку, следует аккуратно заливать масло, контролируя уровень с помощью щупа. Специалисты подчеркивают, что регулярная проверка и замена масла в коробке-автомат продлевает срок службы трансмиссии и улучшает её работу.
Химический состав масла
В зависимости от химического состава все трансмиссионные жидкости делятся на 2 вида:
- минеральные;
- синтетические.
Минеральные масла имеют большое количество недостатков, поэтому в автоматах практически не применяется. Они отличаются более высокой вязкостью и меньшим сроком службы. Подверженность окислению способствует быстрому старению и образованию налета на деталях. А так как автоматическая коробка передач очень чувствительный агрегат, то такие характеристики смазки не удовлетворяют ее требованиям.
Характеристики синтетических масел легко менять при помощи различных добавок. Присадки дают базовой основе определенные свойства. Наиболее важные для АКПП:
- сопротивляемость окислению;
- вязкостные и температурные характеристики.
Тип коробки автомат | Рекомендуемый тип масла | Важные параметры при выборе масла |
---|---|---|
Классический гидротрансформатор (4-ступенчатый) | ATF Dexron III, Mercon V (или аналоги) | Вязкость (обычно указана на этикетке, например, Dexron III G), допуски производителя автомобиля |
Современный гидротрансформатор (5-6-ступенчатый) | ATF Dexron VI, Mercon LV (или аналоги), специфичные масла по рекомендациям производителя | Вязкость, допуски производителя автомобиля, индекс качества (например, синтетическое, полусинтетическое) |
Роботизированная коробка с двойным сцеплением (DSG) | Специфичное масло, указанное производителем автомобиля (часто VW G 052 182 A2, G 052 512 A2 и т.п.) | Вязкость, допуски производителя автомобиля, тип масла (синтетическое), объем заливки |
Вариатор (CVT) | Специфичное масло, указанное производителем автомобиля (часто CVT Fluid J1, NS-2, NS-3 и т.п.) | Вязкость, допуски производителя автомобиля, тип масла (синтетическое), объем заливки |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о замене масла в коробке-автомате:
-
Тип масла имеет значение: В коробках-автоматах используются специальные трансмиссионные масла, которые отличаются от моторных. Они содержат добавки, улучшающие работу гидротрансформатора и обеспечивающие плавное переключение передач. Неправильный выбор масла может привести к серьезным поломкам.
-
Регулярная замена масла: Многие автовладельцы не знают, что масло в коробке-автомате требует регулярной замены, как и моторное. Рекомендуется проверять уровень и состояние масла каждые 30 000 – 60 000 км пробега, в зависимости от рекомендаций производителя.
-
Процесс заливки масла: Заливать масло в коробку-автомат нужно через специальное отверстие, которое может находиться в труднодоступных местах. Важно следить за температурой масла во время заливки, так как его объем может изменяться при нагревании. Лучше всего проверять уровень масла, когда трансмиссия прогрета до рабочей температуры.
Спецификация по OEM
Выбор трансмиссионной жидкости – одна из наиболее сложных задач для владельцев автомобилей, однако, если разобраться в этом процессе, задача становится гораздо проще.
Каждый производитель автомобилей использует определенные жидкости для автоматических трансмиссий, которые соответствуют его собственным требованиям. Информация о том, какая именно жидкость применяется в конкретной модели, обычно содержится в руководстве пользователя. Часто эту информацию можно найти и на щупе трансмиссии. Частично процесс выбора трансмиссионной жидкости упрощается тем, что автопроизводители предлагают жидкости под собственным брендом. В большинстве случаев они не производят их самостоятельно, а заказывают у специализированных производителей масел.
Все характеристики, которым должно соответствовать конкретное масло, объединяются в документ, известный как OEM спецификация. Ниже представлены спецификации некоторых автопроизводителей:
- Тойота – Toyota T, T-II, T-III, T-IV, WS.
- Ниссан – Nissan Matic-C, D, J, K, S и Nissan Matic-W.
- Хонда – Honda ATF, ATF-Z1, DW1.
- Митсубиси – Mitsubishi J2, J3, PSF, SP-II, SP-III, SP-IV.
Выбор масла в коробку-автомат
Не только конвейерные поставщики производят трансмиссионные жидкости для автоматов. Достаточными свойствами обладают смазки и других брендов. Информация о соответствии по OEM спецификации той или иной трансмиссионной жидкости всегда указывается на упаковке. Чтобы получить право писать на своей продукции такое соответствие, производитель подвергает свою продукцию многочисленным анализам и испытаниям.
Чтобы выбрать масло в коробку-автомат автомобиля нужно следовать такому алгоритму:
- Найти информацию о рекомендуемой смазке в инструкции по эксплуатации или на щупе;
- По каталогам выбрать трансмиссионную жидкость, соответствующую указанной OEM спецификации.
Иногда невозможно выяснить, какую смазку нужно заливать в АКПП. Тогда приходится обращаться к специалистам или к профильным форумам и сайтам. Ниже представлена информация об используемых жидкостях в некоторых популярных моделях автомобилей.
Марка и модель | Год выпуска | Спецификация по OEM |
Форд Фокус | 1998–2004 | Ford WSS-M2C202-B |
Ford WSS-M2C 919-E | ||
Хендай Солярис | 2010–2017 | ATF SP-III |
2017-настоящее время | ||
Мазда 6 | 2002–2008 | MAZDA ATF M–V, MERCON V |
2008–2012 | ||
2012-настоящее время | MAZDA ATF FZ | |
Ниссан Альмера Классик | 2006–2012 | NISSAN ATF Matic Fluid D |
Тойота Королла | 2000–2006 | TOYOTA ATF TYPE T-IV |
2006–2012 | TOYOTA ATF WS | |
2012-настоящее время | ||
Тойота РАВ 4 | 1994–2000 | TOYOTA ATF TYPE T |
2000–2005 | TOYOTA ATF TYPE T-IV | |
2005–2012 | TOYOTA ATF WS | |
2012-настоящее время | ||
Тойота Камри | 2001–2006 | TOYOTA ATF TYPE T-IV |
2006–2011 | TOYOTA ATF WS | |
2011–2018 | ||
Шевроле Круз | 2008–2015 | GM ATF DEXRON IV |
Если вы выбрали одну модель смазки однажды, то ее следует использовать и при следующих заменах. Смешивание масел способно дать непредсказуемый результат. Ведь, несмотря на то что другая жидкость может соответствовать требованиям производителя, в нем могут содержаться другие присадки. Они могут вступить химическую реакцию, и чем она обернется – неизвестно.
В том случае, если твердо принято решение сменить трансмиссионную жидкость на отличную от той, что уже залита, придется сделать полную ее замену. Для этого понадобится дополнительный объем трансмиссионной жидкости, в два, а то и в три раза превышающий тот, который требуется при обычной замене. Ведь придется полностью избавиться от старой жидкости.
Немного о подделках
При выборе смазочных материалов нередко можно столкнуться с подделками. О качестве таких продуктов говорить не приходится, так как они не проходят необходимые проверки на соответствие химическим составам и эксплуатационным характеристикам.
Последствия использования подделок предсказуемы – это поломка оборудования и, как следствие, дорогостоящий ремонт или замена.
Чтобы избежать покупки некачественного товара, важно уметь различать оригинал и подделку. При приобретении смазки стоит обратить внимание на следующие аспекты:
- Этикетка. Она должна полностью соответствовать той, что представлена на официальном сайте производителя трансмиссионной жидкости. Никакие отличия или ошибки недопустимы. Все надписи и изображения должны быть четкими и ясными, без размытия.
- Цвет упаковки. Как и этикетка, упаковка не должна иметь отличий. Поддельные продукты часто разливаются в тару с немного иным оттенком, однако заметить это визуально может быть сложно.
- Крышка. Она должна быть оснащена защитным кольцом, которое указывает на то, вскрывалась ли канистра.
- Запах и цвет. Если у вас возникают сомнения при покупке масла, можно открыть упаковку при продавце и оценить содержимое. Жидкость должна быть однородной, однотонной и не иметь запаха гари.
Как заливать трансмиссионную жидкость в АКПП
Уровень масла в автомате нужно периодически контролировать по щупу. На холодной машине он должен достигать отметки Cold, а на прогретой – Hot. Если уровень стал ниже требуемого, то трансмиссионку нужно долить. Заливка производится через трубку, в которую устанавливается щуп. Для этого еще понадобится воронка. Доливается жидкость небольшими порциями, чтобы не допустить перелива.
Если же предстоит замена масла в коробке-автомат, то заливке жидкости предшествует ее слив. Здесь понадобится набор инструментов, расходников и смотровая яма. Нужно будет слить масло, заменить фильтр в АКПП и только тогда начать наполнение агрегата смазкой.
Выбор и заливка трансмиссионной жидкости проще, чем кажется на первый взгляд. Чтобы коробка-автомат радовала вас длительное время, нужно строго соблюдать рекомендации производителя по замене смазки и ее типу. Главное, выбирать надежный бренд, который имеет хорошие рекомендации и покупать масла в проверенных магазинах.
Частота замены масла в АКПП
Частота замены масла в автоматической коробке передач (АКПП) зависит от нескольких факторов, включая тип трансмиссии, условия эксплуатации автомобиля и рекомендации производителя. Важно понимать, что масло в АКПП выполняет несколько ключевых функций: оно смазывает детали, охлаждает трансмиссию и обеспечивает передачу крутящего момента. Со временем масло теряет свои свойства, что может привести к ухудшению работы трансмиссии и, в конечном итоге, к ее поломке.
В большинстве случаев производители автомобилей рекомендуют замену масла в АКПП каждые 30 000 – 60 000 километров пробега. Однако для некоторых моделей этот интервал может быть увеличен до 100 000 километров, особенно если используется синтетическое масло. Важно учитывать, что условия эксплуатации также играют значительную роль. Например, если автомобиль часто используется в городских условиях с частыми остановками и стартами, или если он буксирует тяжелые грузы, масло будет загрязняться быстрее, и его замена может потребоваться чаще.
Некоторые автомобили оснащены системами, которые позволяют контролировать состояние масла в АКПП. В таких случаях на приборной панели может появляться предупреждение о необходимости замены масла. Однако даже если у вас нет такой системы, рекомендуется периодически проверять уровень и состояние масла. Если масло имеет темный цвет, запах гари или содержит металлические частицы, это может быть признаком того, что его необходимо заменить.
Также стоит отметить, что замена масла в АКПП может быть выполнена как частично, так и полностью. Частичная замена подразумевает слив лишь части старого масла и добавление нового, в то время как полная замена включает в себя полный слив масла и замену фильтра. Полная замена масла рекомендуется при значительном пробеге или если масло не менялось длительное время.
В заключение, регулярная замена масла в АКПП является важной частью обслуживания автомобиля, которая помогает продлить срок службы трансмиссии и обеспечить ее надежную работу. Следуйте рекомендациям производителя и учитывайте условия эксплуатации, чтобы выбрать оптимальный интервал замены масла.
Вопрос-ответ
Можно ли самому залить масло в коробку автомат?
Масло можно долить через заливную горловину или через проем для щупа, предварительно вытащив щуп, в зависимости от конструкции коробки передач. Чтобы не пролить жидкость, можно использовать воронку или шприц. Затем вкручивают заливную и контрольную пробки АКПП.
Что делать, если не знаешь, какое масло залито в АКПП?
Посмотреть на табличке на внутренней стороне капота – тип ATF может быть указан и там. Воспользоваться каталогами производителей или обратиться на СТО – там вам точно укажут, какое масло можно заливать в ваш автомат.
Что будет, если залить разное масло в коробку автомат?
Смешивание моторного и трансмиссионного масел. При смешивании этих масел их присадки могут вступить в химическую реакцию, что приведёт к разрушению смазочного слоя и образованию осадка. В двигателе трансмиссионное масло не сможет обеспечить нормальную смазку и может засорить масляные каналы, что ускорит износ деталей.
Советы
СОВЕТ №1
Перед тем как выбрать масло для коробки-автомата, обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашего автомобиля. В руководстве пользователя обычно указаны необходимые характеристики масла, такие как вязкость и тип (например, ATF, CVT). Это поможет избежать ошибок при выборе масла.
СОВЕТ №2
При покупке масла выбирайте продукцию известных брендов, так как она чаще проходит строгий контроль качества. Обратите внимание на наличие сертификатов и соответствие стандартам, указанным в руководстве пользователя. Это гарантирует надежность и долговечность работы вашей коробки передач.
СОВЕТ №3
Перед заливкой масла в коробку-автомат обязательно проверьте уровень масла с помощью щупа (если он предусмотрен) и убедитесь, что коробка находится в рабочем состоянии. Если уровень масла низкий, это может указывать на утечку, и в таком случае стоит провести диагностику перед добавлением нового масла.
СОВЕТ №4
При заливке масла используйте воронку и следите за чистотой, чтобы избежать попадания загрязнений в систему. После заливки обязательно проверьте уровень масла еще раз, запустите двигатель и переключите передачи, чтобы масло равномерно распределилось по системе. Это поможет избежать проблем с переключением и продлит срок службы коробки.