Принято считать, что управление автомобилем с механической трансмиссией – дело несложное, вовсе не требующее особенных знаний и опыта. Чаще всего так думают новички, малоопытные автомобилисты, не знающие глубоко всех тонкостей эксплуатации автомобиля на механике. Между тем, такие автомобили обладают своей спецификой, знание которой помогает существенно продлить срок службы машины.
Именно об этой специфике данная статья, подготовленная на основании советов профессиональных водителей и экспертов автодела. С их помощью читатель узнает, как правильно переключать передачи на механике, без ущерба для автомобиля. Отдельно анализируется оптимальная, проверенная практикой, схема переключения передач. За многие годы её масштабного применения в реальной жизни она убедительно доказала, что в конкуренции с автоматическими, роботизированными коробками вовсе не потеряла своей надёжности, а по некоторым важным аспектам даже превосходит их.
Статья также развенчивает распространённый миф о том, что управлять машиной, оснащённой МКПП, сложно. Такой миф и возник в своё время именно потому, что значительная часть водителей из-за разных причин переключает передачи на механике неграмотно, нарушая азы этого переключения. Теперь же они получат чёткую информацию о том, как правильно переключать скорости. В силу всего этого данная статья имеет важное практическое значение и однозначно станет для многих обладателей автомашин хорошим подспорьем.
Для чего нужна механическая коробка передач
Перед тем как приступить к сути рассматриваемого вопроса, целесообразно вспомнить, что собой являет такая коробка переключения передач (МКПП) в её классическом варианте.
Её ключевая функциональная задача общеизвестна: она призвана распределять энергию двигателя по ведущим мостам автомобиля. В отечественных и зарубежных автомашинах чаще всего конструируют ручную МКПП, имеющую разное количество ступеней. Наиболее распространёнными при этом со временем стали 5-ступенчатая трансмиссия и реверс. Данная коробка в обязательном порядке использует сцепление, являющееся связующей цепью в звене «двигатель-трансмиссия».
Её ориентировочную схему работы можно упрощенно смоделировать следующим образом. Так, первичный вал МКПП находится в постоянном контакте (зацеплении) с постоянно вращающимся коленвалом мотора. Подключение нужных шестерней скорости требует приостановки, на какую-то долю секунды, вращения коленвала. Такая миссия возложена на сцепление. Вот почему процесс переключения без полностью выжатой педали сцепления невозможно.
Эксперты отмечают, что переключение передач на механической трансмиссии требует от водителя не только навыков, но и глубокого понимания работы двигателя и трансмиссии. Правильное переключение обеспечивает оптимальную производительность автомобиля и экономию топлива. Специалисты подчеркивают важность синхронизации между движением автомобиля и действиями водителя: необходимо учитывать скорость, обороты двигателя и дорожные условия. Неправильное переключение может привести к износу трансмиссии и снижению эффективности. Кроме того, опытные водители рекомендуют использовать сцепление плавно и избегать резких движений, что способствует более комфортной езде и увеличивает срок службы автомобиля.
Алгоритм переключения передач
Особенных сложностей в этом деле, разумеется, нет, однако есть логичные выработанные временем и технологией, правила технически грамотной эксплуатации МКПП, позволяющие максимально использовать во время поездки её возможности и ресурсы автомобиля.
Вы наверняка замечали, как элегантно, совершенно не напрягая внимание и не прилагая никаких усилий, переключают передачи водители-ассы: они делают это совершенно непринуждённо, как бы играючи, автоматически. И, наоборот, для неопытных автомобилистов такие переключения всегда сопряжены с усилиями, переживаниями и ошибками, тут же отрицательно сказывающимися на характере движения автомобиля. Нужны годы, чтобы их действия стали совершено рефлекторными, автоматическими. Сам же алгоритм правильного переключения передач на машине с механикой при начале поездки выглядит таким образом:
- водитель выжимает до отказа сцепление и устанавливает рычаг МКПП в нейтральное положение;
- водитель заводит мотор, удерживая при этом тормозную педаль;
- затем педаль тормоза отпускают и выжимают педаль сцепления;
- при выжатой педали сцепления водитель включает первую, стартовую передачу,
- и, наконец, педаль сцепления плавно отпускается, после чего автомобиль плавно трогается с места.
Последующие действия водителя за рулем очевидны. В случае необходимости он повышает скорость за счёт нажима на педаль газа. Исходя из реальной ситуации на дороге, выбирается та или иная передача. В городе это, чаще всего, третья. А вот ещё несколько важных «узелков на заметку» относительно переключения передач:
а) при ускорении автомобиля переключение передач непременно должно проходить в возрастающем порядке: специалисты настоятельно не советуют, например, после первой передачи сразу переходить на третью, минуя вторую, и т. п.;
б) если возникла необходимость экстренного торможения, водитель должен одновременно выжать сразу две педали: тормозную и сцепления. При этом перевести в нейтральное положение рычаг МКПП можно будет и чуть позже.
Диапазоны переключения передач
Технически грамотный выбор нужной передачи напрямую зависит от того, на каких оборотах сейчас работает двигатель. Классическое распределение диапазонов переключения передач в авто, у которого МКПП, следующее:
- первую передачу включают при начале движения и держат её до показателя скорости 20 км/час;
- вторую задействуют при скорости 20-40 км/час;
- третья включается в скоростном интервале 40 – 60 км/час;
- четвертую передачу используют, если скорость превысила 60 км/час, и переключают, когда её показатель доходит до 90 км/час;
- пятую передачу применяют при скорости 90-110 км/час;
- шестая включается при превышении на спидометре показателя 110 км/час.
С годами практики у водителя вырабатывается чутьё момента, когда ему нужно переключить передачу на ту, которая соответствует набранной скорости. Одним из сигналов этого момента является наличие натужного рева силового агрегата.
Правильное переключение передач водителем даёт ряд важных последствий. Во-первых, игнорирование только что приведённых скоростных диапазонов чревато нежелательными изменениями и даже поломками в работе двигателя, его преждевременным износом. Вторым фактором в пользу правильного переключения передач является то, что оно даёт значительную экономию горючего и не допускает чрезмерный выброс в атмосферу вредных продуктов сгорания топлива, то есть играет важную экологическую роль. Переключение передач должно проходить с максимальной плавностью, тогда машина будет двигаться без рывков и надрыва.
Переключение передач при обгоне
Водители-профессионалы знают, что на хорошей загородной трассе расход горючего на любом автомобиле сводится к минимуму, а обороты мотора оптимальные. Однако при этом многие допускают типичные ошибки при обгоне других машин. Обычно новички включают высокую передачу, за счёт чего теряют динамику и скорость. Опытные же водители, наоборот, понижают скорость на одну ступень, тем самым добавляя мотору прыткости и, соответственно, мгновенно увеличивая скорость авто.
Торможение двигателем
Свои особенности имеет и правильное торможение двигателем. Это важно при проблемном состоянии тормозной системы, скользкой дороге и иных неприятных моментах. Здесь используют следующий порядок торможения:
- отпускается педаль газа;
- выжимается сцепление и включается низшая передача;
- плавно снимается нога с педали сцепления.
Следует подчеркнуть, что такое торможение требует от водителя повышенных мер предосторожности, так как при неправильных действиях МКПП может выйти из строя.
Итак, статья рассмотрела основные моменты, связанные с правильным переключением передач на такой коробке. Уверены, что полученная информация непременно пригодится вам на практике, и вы, взяв её на вооружение, всегда будете на высоте. Удачи!
Вопрос-ответ
Как правильно переключать передачи на механической коробке передач?
Правильное переключение передач на механике включает в себя несколько шагов: сначала необходимо выжать сцепление, затем выбрать нужную передачу с помощью рычага, и, наконец, плавно отпустить сцепление, одновременно добавляя газ. Это поможет избежать рывков и обеспечит плавный переход между передачами.
Когда следует переключать передачи для оптимальной работы двигателя?
Оптимальное время для переключения передач зависит от оборотов двигателя. Обычно рекомендуется переключаться на более высокую передачу при достижении 2500-3000 оборотов в минуту для бензиновых двигателей и 2000-2500 для дизельных. Это позволяет поддерживать двигатель в эффективном рабочем диапазоне и экономить топливо.
Как избежать пробуксовки колес при переключении передач?
Чтобы избежать пробуксовки колес при переключении передач, важно правильно управлять сцеплением и газом. Необходимо плавно отпускать сцепление и одновременно увеличивать подачу газа, особенно при старте на скользкой поверхности. Также стоит избегать резких движений и переключений на низких оборотах.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом движения убедитесь, что вы полностью понимаете, как работает сцепление. Правильное использование сцепления поможет избежать рывков и обеспечит плавное переключение передач.
СОВЕТ №2
Практикуйтесь в переключении передач на низких скоростях. Это поможет вам лучше почувствовать момент, когда нужно переключать передачи, и улучшит вашу координацию между сцеплением и газом.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на звуки и ощущения автомобиля. Если двигатель начинает реветь или машина начинает дергаться, это может быть сигналом о том, что вы переключаете передачи слишком поздно или слишком рано.
СОВЕТ №4
Не забывайте о том, что переключение передач должно быть плавным. Избегайте резких движений рычага переключения, чтобы не повредить трансмиссию и обеспечить комфортную езду.