Замена подшипников, виды элементов, процесс замены на передней и задней втулке колес, на вилке
Поклонники велосипедного спорта на вопрос о том, какие механизмы и детали являются самыми необходимыми и важными, дают однозначный ответ – колёса. И это является аксиомой.
Какими бы современными «плюшками» не был бы оснащён и обвешан велобайк, без колёс он не сможет сдвинуться с места. А самой главной деталью, без которой колесо не сможет вращаться, является втулка. О ней сегодня и пойдет речь в этой публикации.
Когда нужно менять подшипник
Задача подшипника — фиксация деталей и правильное функционирование механизма, позволяющее, к примеру, плавно вращать педали. Чаще всего повреждается каретка — узел, который включает педали и шатуны. При выходе из строя подшипники, расположенные в каретке, будут мешать работать педалям.
Напрямую на работу этих деталей влияет тип каретки велосипеда. Механизм может быть открытым или закрытым. Закрытая каретка защищает подшипники от внешнего воздействия, грязь не попадает на деталь и не портит её. В открытой же каретке детали находятся в чашках, которые размещены в кареточном стакане и встроены в рамочную трубу, благодаря чему каретка вращается. Механизм сложный и подвержен внешним факторам больше, чем любая другая деталь велосипеда. Это приводит к частой замене его составляющих.
Разберёмся, для чего предназначены отдельные виды подшипников, принцип их работы.
Разбираем втулку
Если вы не уверены в том, что сможете не потерять все шарики подшипников, можно проводить все манипуляции над небольшим ведром или тазом. Для начала предлагаем опрыскать узлы втулки дегрисером или WD-40, чтобы размягчить остатки старой смазки и грязи.
Шаг 1. Удалив все гайки и шайбы, фиксирующие втулку в дропаутах
Шаг 2. Возьмите рожковые ключи и удерживая ключ на конусе (2) открутите контргайку (5), после чего отложите контргайку в сторону.
Шаг 3. Если после этой процедуры конус не стал свободно вращаться, то удерживая ключ на другой контргайке открутите конус (2). Будьте внимательны! На этом этапе из втулки начнут высыпаться подшипники. Убедившись в том, что вы не растеряли подшипники можете раскрутить второй конус.
Обязательно проверьте подшипники, конус и чашки внутри втулки на предмет износа или повреждений. Если подшипники изношены, то их нужно заменить. Если заметного износа нет, то можно приступать к очистке деталей втулки.
Используйте дегрисер или WD-40 для того, чтобы удалить остатки грязи и старой смазки. Тщательно протирайте все детали втулки кусочком ткани.
Основные виды подшипников
Основные различия деталей — по типу строения: качения и скольжения.
В действие подшипники скольжения приводит процесс вращения двух элементов относительно друг друга по касательной. Изготавливают детали из материалов, имеющих невысокий коэффициент трения, таких как стальные сплавы, бронза и другие. Две детали подшипника напрямую контактируют друг с другом, поэтому такой механизм больше подвержен истиранию, в отличие от подшипников качения.
Особенность подшипников качения — наличие шариков (тел качения), которые размещены между двух колец. Применяются в таких подвижных конструкциях велосипеда, как каретка, втулки, рулевая колонка. В тех узлах, в которых стойкость к нагрузкам на давление и стирание — важное требование. Различают два основных вида: насыпные (сепараторные) и промышленные.
Механизм втулки заднего колеса
Сепараторный — это открытый механизм. Представляет сепаратор, в котором шарики распределены по желобку и зафиксированы конусной гайкой. Механизм размещается напрямую в деталь, например, в кареточный стан. Преимущества этого типа: простой съём и установка, что позволяет осуществить регулировку механизма даже в полевых условиях; составляющие механизма возможно заменять по отдельности. Однако сепараторный подшипник требует частой настройки и чистки механизма от засорений.
Промышленный отличается закрытым механизмом, который полностью помещается в подвижный узел. Система обеспечивает защиту от внешних воздействий в виде грязи, влаги, что существенно продлевает срок службы механизма. Внутрь промышленного подшипника с закрытым корпусом засорения не попадают, смазка сохраняется постоянно. В регулировке этот механизм не нуждается. В случае необходимости (износ, поломка) — меняется весь подшипник, что проблематично сделать в полевых условиях. И также отличает промышленные механизмы более высокая цена.
Стоит отметить ещё один вид подшипников, которые изготавливаются из керамики либо металлокерамики. Они обладают повышенной стойкостью к износу и коррозии, перепадам температуры. Эти детали можно встретить в механизмах велосипедов высокого класса.
Собираем втулку
Шаг 4. На очищенную чашку втулки обильно нанесите консистентную смазку. Это не позволит подшипникам «разбегаться» в разные стороны во время установки. Установите подшипники на место.
Шаг 5. Верните один из конусов на втулку и нанесите на него смазку. Если у вас были пыльники между конусом и втулкой, верните их на место. Вставьте ось с конусом во втулку.
Шаг 6. Переверните колесо, придерживая ось с конусом, чтобы в случае чего, подшипники не отправились в свободное плаванье по вашей комнате.
Шаг 7. Повторите действия с Шага 4 (не забудьте про пыльник между конусом и втулкой) и накрутите конус на ось втулки.
Шаг 8. Закрутите конуса так, чтобы не было люфта, а затем закрепите результат контргайками. Перепроверьте, что отсутствует люфт, а ось свободно вращается во втулке. Важно! Расстояние от контргайки до конца оси втулки должно быть одинаково с обоих сторон.
Вот и всё, втулка собрана и готова продолжать вас радовать своей тихой работой и отличным накатом. Конечно, затяжка контргаек требует небольшой сноровки, но приловчиться сможет каждый. Это было несложно, правда?
Порядок замены подшипника заднего колеса велосипеда
Вращательные движения колеса обеспечиваются его осью — втулкой. В свою очередь, втулка работает благодаря шарнирному механизму, который встроен в неё и обеспечивает равномерную передачу усилий и движение велосипеда. Износ подшипников сказывается на работе велосипеда негативно и не позволяет механизму функционировать.
Для смазки и замены изношенных подшипников велосипеда необходимо разобрать втулку. С задним колесом придётся немного повозиться, потому что для того, чтоб добраться до втулки — нужно для начала извлечь кассету со звёздочками. В случае с односкоростными байками — демонтировать нужно также стопорное кольцо и саму звёздочку.
Порядок разборки заднего колеса следующий:
- Разборка. Для начала с дропаутов снимаем колёса. Используя кассетный съёмник, разбираем звёзды. Отвёрткой или специальным инструментом размыкаем стопор. Затем со стороны, которая противоположна звёздам, откручиваем крепёжные гайки с помощью ключа на 15.
- Замена/чистка. Извлекаем подшипниковые узлы и шайбы. Перебираем сепараторный механизм либо меняем на промышленный. Промышленные подшипники меняем на новые. Очищаем детали либо меняем повреждённые компоненты узла. При замене сепараторных подшипников смазываем узел. При установке промышленных смазываем только внутренние стороны втулки и ось. Важно: в случае если вы меняете изношенные детали на новые — подберите их с такими же характеристиками, как старые.
- Сборка. Делаем всё, что при разборке, в обратном порядке. Учитывайте важность правильной установки деталей. При разборке обратите на это внимание. Во избежание люфтов или ухудшения качества работы колеса — все детали необходимо установить ровно, без перекосов, именно в том расположении, в котором они были изначально. После сборки необходимо проверить работоспособность колёс. Если детали установлены правильно — об этом будет свидетельствовать плавность хода без люфта.
Как отремонтировать переднюю втулку колеса?
Для ремонта втулки, установленной на переднем колесе, потребуется демонтировать конструкцию с последующей пошаговой установкой.
Когда необходим ремонт?
Избежать ремонта не удастся при появлении следующих проблем:
- ухудшение степени и скорости вращения переднего колеса;
- отсутствие быстроты и лёгкости во время движения.
Не стоит забывать и о подшипниках, которым также требуется внимание и уход в виде смазки обоймы.
Разборка и ремонт
Пошаговое руководство разборки и ремонта втулки переднего колеса:
- Транспортное средство необходимо установить в положение, при котором ремонт конструкции будет проводиться без дополнительных затруднений.
- При наличии в конструкции дисковых тормозов возникает необходимость их съёма.
- При помощи двух ключей нужно выкрутить втулку, при этом, не допустив потерю подшипников, которые могут моментально выпрыгнуть из обоймы. Не стоит надеяться на сепаратор, поскольку он также имеет степень износоустойчивости.
- Осмотр и оценка состояния чашки. Допустим только ровный и гладкий след от шариков, а вот наличие повреждений (сколов и царапин) будет свидетельствовать о последующей возможности появления клина на переднем колесе.
После того, как разборка завершена, стоит приступать к ремонту и смазке. Все составные детали необходимо тщательно очистить от грязи и пыли, не забывая про смазку чашки. Лучшего эффекта в смазке можно достичь при использовании литола.
Втулка нуждается в большом и толстом слое смазки и, только после её нанесения, сверху, с шагом не больше двух миллиметров, распределяются шарики.
На обеих сторонах втулки должно находиться одинаковое число шариков!
Для удобства, можно использовать сепараторные подшипники, которые помогут сократить время ремонта.
На следующем этапе необходимо проверить, в каком состоянии находится поверхность конуса, который входит в состав втулки переднего колеса. На поверхности конуса не должно быть абсолютно никаких видимых повреждений. После тщательного осмотра необходимо провести смазку конуса и оси.
Сборка втулки
Собрать втулку необходимо в обратном порядке пошаговой инструкции разборки. Главное запомнить – последняя деталь при разборке станет первой деталью при сборке.
При закручивании гаек необходимо соблюдать правило – одна сторона детали приводится в неподвижное положение и фиксируется, а другая сторона остаётся подвижной и участвует в процессе фиксации.
Не стоит прикладывать чрезмерных усилий при затягивании конуса.
Нужно выбрать «золотую середину», поскольку:
- при сильной стяжке колесо не способно будет к вращению;
- при слабой стяжке появится разностороннее колебание звена.
Чтобы убедиться в правильности ремонтных действий, необходимо проверить соответствие работы велотранспорта по следующим критериям:
- У переднего колеса присутствует лёгкость хода передвижения.
- Отсутствие люфта.
- Отсутствие посторонних звуков – шум, трение и треск.
Если по всем трём критериям велосипедист поставил себе плюс, то смело можно приступать к эксплуатации своего «железного коня».
Ремонт и замена втулки переднего колеса велосипеда не такое уж и сложное занятие. Но чем чаще будет проводиться осмотр и чистка деталей, тем реже велосипедисту придётся заниматься ремонтами и посвятить свободное время увлекательным и главное безопасным поездкам на велосипеде.
Замена подшипника на скоростном велосипеде
Втулка — это та деталь, которую следует осмотреть как минимум раз в несколько месяцев при активном использовании велосипеда. Одним из признаков того, что пора перебирать втулку, является скрип колеса, снижение коэффициента полезного действия вращения — всё то, что сказывается на качестве работы велосипеда.
Причиной может быть люфт либо недостаточность смазки подшипников, износ деталей. Замена подшипника заднего колеса скоростного велосипеда несколько отличается от тех же действий для обычного велосипеда. Для получения доступа к деталям необходимо будет демонтировать устройство задних скоростей.
Заднее колесо велосипеда с устройством скоростей
Снять устройство задних скоростей можно, используя съёмник и хлыст. Порядок действий следующий:
- Для начала в кассетную гайку вставляем съёмник. При этом большую звезду необходимо удерживать хлыстом во избежание её проворачивания.
- Выкручиваем шлицевую гайку съёмником, который вращаем гаечным ключом.
- Извлекаем маленькие звёзды и шайбы, откладываем их. Затем снимается сама кассета.
Для того чтоб разобрать втулку, нужно слегка уменьшить натяжение спиц с помощью ключа с выбитыми лунками для разных диаметров спиц. Если планируется замена втулки, то натяжение уменьшаем ещё сильнее, чтоб втулка прошла из зацеплений. Зачастую можно обойтись только смазкой подшипников, т. к. при правильной смазке детали ещё долго прослужат даже при активном использовании байка. Ось и подшипниковые шарики для начала очищают от грязи, помещают в растворитель. Затем деталям дают просохнуть, смазывают и возвращают на место. Нужно проверить, чтоб все детали были установлены в прямом положении, для этого перекошенные детали регулируют.
В качестве резюме заметим, что залогом безопасной езды послужат хорошие ходовые качества вашего велосипеда. Они, в свою очередь, напрямую зависят от состояния подшипников, их своевременного обслуживания и замены. Именно поэтому важно уделять обслуживанию этого механизма достаточно внимания.
Велосипедные подшипники: виды, признаки неисправности, замена
Для обеспечения требующейся работоспособности вращающихся узлов проводится установка подшипников. Область их применения довольно обширна, подшипники различного типа устанавливают на велосипедах.
При изготовлении подобного узла применяется материал, который характеризуется повышенной устойчивостью к износу и воздействию влаги.
Виды велосипедных подшипников
Выделяют довольно большое количество различных видов велосипедных подшипников, по типу конструкции выделяют варианты исполнения качения и скольжения.
Подшипники качения
Устройство качения характеризуется следующими особенностями:
- Конструкция представлена сочетанием двух сопряженных элементов, которые имеют канавки.
- В созданные канавки вставляются стальные шарики. За счет их равномерного распределения снижается степень трения. Поэтому конструкция служит на протяжении длительного периода.
- Фиксация шариков обеспечивается сепараторами. Они представлены специальными перегородками из металла, которые могут выдержать существенную нагрузку.
Подобный вариант исполнения применятся при создании подвижных узлов, которые должны выдерживать высокую нагрузку. Примером можно назвать втулки, каретки и рулевые колонки.
К достоинствам можно отнести следующее:
- Есть возможность провести регулировку в полевых условиях.
- Провести монтаж и демонтаж можно самостоятельно, для этого не требуется большой набор инструментов.
- Некоторые конструкции разборные, элементы можно менять по-отдельности.
Подшипники скольжения
Детали скольжения представлены деталями без шариков, что существенно повышает надежность изделия.
Конструктивные особенности этого варианта исполнения следующие:
- Деталь представлена двумя элементами, которые вращаются относительно друг друга по касательной.
- В большинстве случаев при изготовлении применяется бронза. В последнее время стали применять различные сплавы с низким коэффициентом трения.
Насыпные подшипники
Насыпные изделия относятся к группе деталей открытого типа.
Особенностями можно назвать следующее:
- Основная часть представлена чашкой, которая имеет желоб.
- По желобу распределены шарики, фиксация которых проводится при помощи конусной гайки.
- Особенностью можно назвать то, что корпус монтируется непосредственно в само изделие.
Промышленные подшипники
Представлены деталями, которые полностью вставляются в деталь. Использование герметичного корпуса снижает вероятность попадания пыли и грязи внутрь конструкции, за счет чего увеличивается эксплуатационный срок.
Керамические и керамико-металлические подшипники
В отдельную группу следует отнести керамические и керамико-металлические изделия:
- При их изготовлении применяются материалы, которые характеризуются повышенной устойчивостью к коррозии и износу.
- Кроме этого, деталь выдерживает воздействие высокой температуры.
- Подобные детали устанавливаются исключительно на дорогих велосипедах, однако они характеризуются повышенной хрупкостью.
Как заменить подшипники на велосипеде?
Признаки неисправности подшипника
Несмотря на применение современных материалов и технологий при изготовлении велосипедов, для обеспечения требуемой функциональности часто приходится проводить замену подшипников.
Признаками неисправного состояния можно назвать следующее:
- Появление люфта. Подобная ситуация становится причиной серьезного износа основных узлов велосипеда.
- Сильный хруст и посторонние звуки.
- Затруднение, которое возникает при вращении.
Подшипники каретки
Часто проводится замена подшипника каретки.
Процесс выглядит следующим образом:
- Для начала проводится фиксация велосипеда. При работе на фиксирующие элементы будет оказываться высокая нагрузка, поэтому нужно обеспечить надежную фиксацию рамы.
- Фиксация детали проводится при помощи гайки-фиксатора. В некоторых случаях она может заклинить, тогда следует использовать молот и зубило.
- Для демонтажа изделия требуется специальный съемник. Стоит учитывать, что подобная деталь устанавливается в натяг, поэтому потребуется большое усилие.
- Основные элементы конструкции каретки нужно вытащить, поврежденные заменить.
Подшипники на передней вилке
Передняя вилка является важным конструктивным элементом велосипеда. Износ подвижных элементов передней вилки становится причиной появления люфта, а также тяжелого хода руля. Не рекомендуется ездить с дефектным подшипником, так как в противном случае снижается безопасность движения.
Инструкция по замене детали следующая:
- Проводится снятие переднего колеса.
- Руль вынимается. Его фиксация может проводится при применении различных элементов.
- Стопорная шайба вынимается, выкручивается чашка.
- После демонтажа основного элемента подшипник вынимается. Стоит учитывать, что из-за сильного износа сепаратор может деформироваться и шарики попадут внутрь конструкции.
- Конструктивные элементы вилки очищаются от грязи, после чего смазываются.
Подшипники колесных втулок
Для фиксации колес и их вращения вокруг оси устанавливается втулка. Разобрать этот элемент заднего колеса достаточно сложно, особенно на горном велосипеде.
Инструкция по выполнению работы следующая:
- Колесо снимается с фиксирующих элементов.
- Если проводится замена на заднем колесе, то выполняется демонтаж звездочки.
- Откручиваются крепежные гайки. Для этого в большинстве случаев подходит ключ на 15.
- Проводится демонтаж шайбы и износившихся изделий узла. В большинстве случаев деталь не подлежит ремонту, а меняется целиком.
- Перед непосредственной заменой детали следует провести очистку втулки от грязи.
Подшипник является важным конструктивным элементом велосипеда. Несмотря на применение современных материалов при изготовлении они не могут прослужить в течение длительного периода без необходимого обслуживания.
Разновидности и замена велосипедных подшипников
Подшипники – специальные детали для поддержания работоспособности и фиксации вращающихся узлов. Область их применения касается всего, где есть вращение и сопряжение. Велосипед не остался в стороне, ведь, по сути, это полноценный транспорт со всеми его особенностями.
Подшипники для велосипеда устанавливаются во всех его частях, которые вращаются, меняют положение и находятся под нагрузкой. Их можно встретить в устройстве приводного механизма – каретке, втулках колес, рулевой колонке и более сложных устройствах – трещотках, переключателях, задних амортизаторах.
Виды велосипедных подшипников
По типу конструкции детали разделяются на два типа: качения и скольжения.
Подшипники качения представляют собой две сопряженные детали с канавками, в которые вставляются тела качения – шарики. Их равномерное распределение позволяет максимально снизить трение в узле и, соответственно, продлить срок службы всего подшипника. Фиксацию положения шариков обеспечивают специальные перегородки – сепараторы. Простые детали без перегородок потребуют более частой регулировки.
Сепарированный шариковый подшипник
Используются на велосипеде в подвижных узлах, где требуется высокая стойкость к нагрузкам на истирание и давление и не допускается проскок – рулевая колонка, втулки, каретка. Могут устанавливаться и в сложных механизмах – шарнирные узлы амортизатора и ролики переключателя.
Подшипники скольжения – бесшариковые детали. Представляют собой два элемента, вращение которые происходит относительно друг друга по касательной. Материалы для изготовления – бронза, стальные сплавы, металлопласты и все, которые имеют низкий коэффициент трения.
По сравнению с подшипниками качения менее стойкие к истиранию, так как две детали взаимодействуют друг с другом напрямую. Износ провоцирует появление зазора, который вызывает люфт. Из-за этого чаще требуется периодическая замена всего узла или изношенных компонентов, а также регулировка.
Данный вид используется в кареточных узлах бюджетных моделей, на роликах переключателей
Подшипники качения на велосипедах разделяются на два типа: конус-чашечные и промышленные.
Первые – насыпные подшипники – детали открытого типа. Представлены чашкой, в которой по желобку распределены шарики, зафиксированные при помощи конусной гайки. Корпус прессуется непосредственно в саму деталь – рулевую колонку или кареточный стакан.
Пром подшипники – закрытые детали, целиком вставляются в подвижный узел. В этом их принципиальное отличие от насыпных. Система защищена от попадания влаги и грязи, благодаря чему срок службы дольше по сравнению с конус-чашечными конструкциями.
Преимущества подшипников качения насыпного типа:
- простота съема и установки;
- можно отрегулировать в полевых условиях;
- допустимо менять компоненты по отдельности.
К недостаткам относятся частая настройка и необходимость очищать от попавшей пыли и грязи.
Пром подшипники не требуют регулировки, смазки и чистки. Расположение шариков, количество смазывающего материала в закрытом корпусе сохраняются постоянными. Внутрь картриджа не попадает вода и абразив.
Промы ставятся на велосипеды для агрессивной езды
Тем не менее, если подшипник износился, его понадобится заменить целиком. Вдали от цивилизации сделать это проблематично. Цена «промов» существенно выше по сравнению со стоимостью на насыпные.
Отдельно стоит отметить керамические и керамо-металлические подшипники. Они полностью или частично выполнены из керамики, благодаря чему стойкость к коррозии у них выше по сравнению с металлическими аналогами. Кроме этого, они лучше выдерживают температурные перепады. Детали этого типа устанавливают на велосипеды высокого класса.
Обслуживание и замена подшипников каретки
Периодическая очистка, смазка и замена изношенных деталей позволит избежать внезапных проблем с движением на велосипеде. Признаки неисправного состояния каретки:
- «зажимы» в педалях – затрудненное вращение или провороты;
- болтаются шатуны;
- хрусты.
2. Открутить гайки-фиксаторы полым ключом. Можно воспользоваться и молотком с зубилом, правда, гайки нужно выбивать аккуратно, чтобы не повредить шатуны.
3. При помощи съемника скрутить их с оси. Здесь потребуется значительное усилие.
4. Кареточным съемником вытащить чашки из стакана. Первой выкручивается чашка со стороны, противоположной звездам. Затем извлечь ось.
5. Вынуть подшипники, осмотреть и заменить поврежденные детали.
6. Очистить в керосине, установить на место и смазать. При установке внимательно следим за положением: с одной стороны подшипник ставится шариками наружу, с другой – внутрь.
После замены, очистки и смазки собрать каретку в обратном порядке. После затяжки шатунов проверить их вращение: отсутствие усилия и провороты говорят о том, что нужно подтянуть чашки, и наоборот. В этих случаях придется повторить разборку и регулировку.
Пром подшипники устанавливаются сразу, регулировка не требуется.
Разборка и замена подшипников на передней вилке
Износ шарнирного узла вилки проявляется в люфтах, тяжелом ходу руля и посторонних звуках из колонки. Откладывать проблему в долгий ящик не рекомендуется, ведь исправность рулевого управления наряду с тормозами – гарантия безопасности.
Как поменять подшипник вилки? На первый взгляд, подобраться к нему непросто. Узел надежно запрессован и скрыт в рулевом стакане. Однако на практике все выглядит просто:
- Перевернуть велосипед и открутить переднее колесо.
- Поставить байк в обычное положение и вытащить руль с выносом (понадобится гаечный ключ или шестигранник для внутренней гайки).
- Скрутить контргайку при помощи разводного ключа и вытащить стопорную шайбу.
- Выкрутить чашку.
- После демонтажа корпуса аккуратно вынуть сам подшипник. Детали на вилках большинства велосипедов не оснащены сепараторами, поэтому следим, чтобы шарики не рассыпались.
- Внимательно осмотреть все компоненты. Ржавые, выбитые шарики обязательно заменить новыми.
- Очистить стакан, подшипник и чашку от грязи, а затем тщательно смазать.
Слева направо: снятие руля, контргайки и стопорной шайбы
Подшипниковые картриджи целиком заменяются на новые. Справедливости ради надо отметить, что частичная замена насыпных шарниров – это не есть хорошо для вилки, и рекомендуется также ставить другую деталь. При покупке нового подшипника нужно точно знать предписанные размеры – для разных вилок они могут отличаться. Если они неизвестны, деталь в магазине подбирается по старой.
Установка вилки выполняется в противоположном порядке: после впрессовки подшипника закручивается стакан, затем накидывается шайба и контргайка. Проверка затяжки стакана: при наклоне велосипеда переднее колесо должно отклоняться от прямого положения на 15 – 20 градусов. Если оно практически не сдвигается, необходимо ослабить шарнир. Большое отклонение колеса говорит о слабом затягивании, и стакан требуется подтянуть.
Замена подшипников колесных втулок
Втулка – не просто ось вращения колеса. Без встроенного шарнирного механизма усилия на нее передавались бы неравномерно, а велосипед бы не смог двигаться. Те же признаки проявляются, когда подшипники изношены.
Разобрать втулку так же просто, как вилку. Для заднего колеса процедура будет чуть сложнее, чем для переднего, так как понадобится сначала снять кассету со звездочками. На односкоростном велосипеде демонтируется стопорное колечко и сама звездочка.
2. Демонтировать звезды с помощью кассетного съемника и хлыста-фиксатора. На синглспиде разомкнуть стопор отверткой или специальным разжимом.
3. Ключом на 15 открутить крепежные гайки. Для втулки заднего колеса откручивается гайка с противоположной звездам стороны.
4. Вытащить шайбы и подшипниковые узлы. Насыпные перебираются, промышленные меняются на новые.
5. Очистить детали и поменять поврежденные компоненты.
6. Вытащить оси, протереть внутренние полости втулок.
Собрать в обратном порядке. Важно правильно поставить подшипники и запрессовать конусы, так же, как это было до разборки. Ни в коем случае не допускать перекосов, детали должны ровно становиться на свои законные места. При переборке не желательно менять их местами. Это грозит люфтами и ухудшением хода колеса.
Новые подшипники заранее подбираются по старым – они должны быть такими же, какие стояли и до ремонта. Смазка – ключевой момент переборки и замены (в случае с «насыпью»). При установке «промов» сам узел смазывать не нужно, только внутренние полости втулки и ось. После монтажа проверяем работоспособность колес: плавный ход без люфта и зажимов говорит о том, что детали установлены правильно.
Заключение
Итак, велосипедный подшипник, как мы выяснили, – важнейшая деталь в каждом подвижном узле. Его исправное состояние, своевременное обслуживание и замена обеспечат хорошие ходовые характеристики и безопасность передвижения.
Как перебрать подшипники если колесо захрустело
Знаете, как обнаружить почти 90% неисправностей велосипеда? Поднять заднее колесо и крутнуть педали. А потом переднее и крутнуть его рукой. Если вы услышали мелодичный хруст при вращении колеса – значит пора озаботиться вопросом как перебрать подшипники.
Для профилактики “ступичные” �� подшипники на велосипеде можно перебирать раз в год. Туда попадает вода, пыль, грязь, насыпные подшипники ржавеют. Если вы имеете привычку (или имеете возможность) мыть велик Кёрхером (мойкой высокого давления) – то большинству подшипников прийдет быстрый конец так же.
Видео-инструкция: Втулка [ось] велосипеда [3 типа] устройство, ремонт, замена
Пришло время, и я записал просто-таки шикарный обзор трех различных втулок велосипеда, которые установлены на мои колеса.
- Шоссейное колесо Bontrager Aero за 40.000 руб (втулка на конусных подшипниках)
- MTB Колесо Mavic Cross за 25.000 руб (втулка на промышленных подшипниках)
- Шоссейное Колесо Shimano WH-R500 за 4000 руб (втулка на конусных подшипниках)
Итак, наливайте чай, запасайтесь бутербродами, и смотрите этот специальный выпуск. Какую информацию вы сможете найти в данном выпуске (временные отметки):
Какие колеса велосипеда
- 02:10 – разбираем, смазываем и собираем втулку колеса Mavic Cross за 25.000 руб.
- 18:00 – разбираем, смазываем и собираем втулку колеса Bontrager Aero за 45.000 руб.
- 45:00 – препарируем (разбираем, находим косяки, смазываем и собираем) втулку колеса Shimano WH-R500 за 4.000 руб.
Технические вопросы и ответы
Разбираем, смазываем и собираем втулку на закрытых промышленных подшипниках (дорогое заднее колесо за 25.000 рублей)
- 03:45 – почему не нужны ключи для разборки втулки на промышленных подшипниках
- 05:00 – как снять трещотку (фрихаб) со втулки колеса
- 08:00 – почему закрытые промышленные подшипники во втулках велосипеда не панацея
- 09:00 – 2 смазки для подшипников – профессиональная и водоустойчивая
- 10:30 – как смазать втулку колеса на промышленных подшипниках
- 12:45 – как поставить кассету за заднее колесо и ничего не сломать
- 14:00 – хитрости установки тормозных дисков, или как не сорвать резьбу
- 16:00 – как затягивать болты на столько, на сколько нужно
Разбираем, смазываем, и собираем втулку на конусных насыпных подшипниках (дорогое заднее колесо за 45.000 рублей)
- 19:00 – как снять пыльник с втулки колеса велосипеда
- 19:15 – что происходит со смазкой во втулке колеса через два года
- 20:00 – как открутить конусные подшипники без специального тонкого ключа
- 20:50 – как сделать ключ для конусных подшипников своими руками
- 22:00 – как разобрать втулку велосипеда на конусных подшипниках
- 23:30 – что бывает со втулкой велосипеда, если внутрь попадет вода
- 24:20 – как легко достать все шарики из втулки и ни одного не потерять
- 25:30 – почему важно устанавливать шарики подшипника на “свою” сторону
- 26:45 – почему не нужно снимать конус со стороны трещотки
- 27:45 – сколько смазки нужно класть в подшипник втулки велосипеда
- 28:30 – как установить все шарики в подшипник втулки велосипеда, чтобы ни один не потерялся
- 29:30 – как правильно установить вал втулки колеса
- 30:35 – почему нельзя оставлять лишнюю смазку на втулке колеса
- 32:00 – секреты затяжки конусных подшипников – или как отрегулировать подшипник с первого раза и собрать заднюю втулку
- 35:20 – что делать, если ось втулки колеса люфтит
- 36:50 – что делать, если ось втулки колеса плохо крутится
- 39:30 – в каком случае тугое вращение оси колеса – нормально
- 41:30 – как поставить пыльник подшипника на втулку колеса и не порвать его
- 42:00 – почему нельзя мыть велосипед Керхером и мойками высокого давления
- 42:30 – когда лишняя смазка может навредить
Разбираем, смазываем и собираем втулку на насыпных конусных подшипниках (дешевое заднее колесо за 4.000 рублей)
- 45:30 – куда подевались пыльники с втулки Shimano?
- 46:00 – как разобрать втулку колеса Шимано?
- 47:00 – где находятся пыле-влагозащитные сальники во втулке Shimano
- 47:30 – сколько шариков в подшипнике втулки заднего колеса
- 48:00 – какая засада может ожидать, когда достаешь насыпные шарики из втулки
- 50:30 – дикий косяк дешевых втулок заднего колеса велосипеда
- 52:15 – сколько смазки кладет производитель во втулку колеса велосипеда
- 53:40 – как выглядит конусных подшипник изнутри, в который попала вода
- 54:20 – как смазать подшипник втулки и трещотку колеса велосипеда
- 55:15 – почему стоит перебрать втулку, даже если она пока еще не хрустит
- 01:00:40 – где я лажанулся, когда собирал заднюю втулку колеса
- 01:01:15 – разборка и сборка втулки заднего колеса за 4 минуты
Инструменты для ремонта втулки велосипеда
Ключ для конусных подшипников
Ключи для откручивания гаек конусных подшипников колеса велосипеда обойдутся примерно по 140 рублей за штуку, если брать их на eBay
Что делать, если в вашем инструментарии нет специального “тонкого” ключа для откручивания гаек конусных подшипников? Их можно очень просто заказать на eBay с бесплатной доставкой. Благо ценник там вменяемый – от 135 рублей, включая стоимость “бесплатной” доставки �� .
Либо – можно найти ключи для конусных подшипников и на Aliexpress. Не рекомендую вам брать “универсальные” ключи, где с каждой стороны сделаны вырезы аж под две гайки. Думаю, что лучше взять по-отдельности и потом пользоваться ими долго и счастливо.
Магнитная тарелка
Магнитная тарелка для гаек и болтов
Обалденная вещь – неоднократно меня выручала от потери разного рода мелочевки. И если вы собираетесь разбирать конусные подшипники втулки колеса – это то, что вам нужно. Крайне рекомендую завести подобную магнитную тарелку – все болты и гайки можно будет спокойно в нее складывать без страха куда-либо их потерять.
Смазка для подшипников
Смазка для узлов и подшипников велосипеда
Как я упоминал в видео – я пользуюсь самой обычной смазкой из автомагазина. То есть, двумя смазками – первая – для тяжелонагруженных узлов, вторая – для подшипников втулки колеса, контактирующих с водой. Но, если вы предпочитаете специальные смазки для подшипников велосипеда – вы можете их найти как на Ali так и на eBay.
Ключ-съемник для кассеты звездочек
В свое время я купил ключ – съемник для кассеты. Им можно воспользоваться, чтобы открутить гайку (LockRing), которая удерживает кассету на трещотке. А без этого вы просто не сможете подобраться к втулкам, чтобы перебрать подшипники.
Съемник кассеты задних звездочек SRAM-Shimano за 175 рублей на eBay
Например – можно заказать на eBay вот такой съемник кассеты задних звездочек Shimano-SRAM – с направляющей осью, такой же, как у меня. Он обойдется в 175 рублей с доставкой. По фотографии видно – что он как минимум каленый, и, в принципе, его должно хватить надолго. Если вы предпочитаете заказывать товары на AliExpress – ссылка на съемник кассеты вот эта.
Хлыст для кассеты звездочек
Чтобы удержать кассету от проворачивания, когда будете откручивать гайку – вы можете либо воспользоваться самодельным хлыстом, либо банально заказать нечто подобное. Опять же – если вы не снимете кассету – добраться до подшипников втулки колеса будет весьма затруднительно.
На eBay можно купить вот такой хлыст для снятия и удержания касеты звездочек из цепи всего за 280 рублей с бесплатной доставкой.
Если не хотите заморачиваться с самостоятельным изготовлением хлыста – то можете заказать на eBay вот такой вот хлыст для снятия и удержания касеты звездочек. Всего за 280 рублей с бесплатной доставкой. Правда, придется немного подождать, пока он приедет. Ну и традиционная ссылка на хлыст для удержания кассеты на AliExpress – если вы привыкли покупать там.
Динамометрический ключ 4-20nm
Динамометрический ключ 4-20nm для затяжки болтов на велосипеде
Ссылка на динамометрический ключ из видео, который можно купить на eBay. Ищется по фразе “torque wrench 4-20nm” (кликабельно). Если вы привыкли покупать на Ali – вы сможете найти подобный ключ по этой ссылке.
Запчасти для ремонта втулки велосипеда
Ось и конуса для втулок велосипеда
Передние и задние полые оси втулки колеса с конусами и гайками
Если в процессе ремонта вы обнаружите, что конусным подшипникам пришел конец (они заржавели, шарики съели поверхность и т.д.) – всегда есть возможность заменить их на новые. Единственное, нужно будет немного подождать, пока они не приедут из интернет-магазина ��
Предварительно замерьте все размеры осей на ваших колесах при помощи штангенциркуля. Найти их можно будет по ссылкам ниже:
Подшипники для велосипедных втулок
Закрытые промышненные подшипники для передних и задних втулок колеса велосипеда
Подшипники для передних и задних втулок колес велосипеда
Если во время ремонта вы обнаружите, что шарики ваших подшипников из втулок колеса превратились в квадратики – мало приятного. Ну, или если промподшипники во втулках перестали крутиться – такое тоже бывает, когда в них попадает вода.
На самом деле – сильно расстраиваться не стоит – у меня неоднократно бывали такие ситуации. Найти подшипники для втулок колеса можно по ссылкам ниже:
Шарики для насыпных подшипников
Шарики для конусных насыпных подшипников
Если шарики из насыпных подшипников втулки колеса превратились в кубики – то можно поискать аналогичные в магазине. Предварительно обязательно замерьте их диаметр штангенциркулем – чтобы заказать точно такие же.
Передние втулки колеса в сборе
Передняя втулка колеса велосипеда в сборе
Если уже “ничего не помогает” и подшипники втулки переднего колеса пришли в полную негодность – не повод расстраиваться. В наше время можно подобрать запчасти на любой вкус и бюджет.
Фильтр подбора велосипедных втулок на eBay
Если будете смотреть на eBay (с компа) – то слева будет куча фильтров – которыми можно подобрать как количество отверстий, так и производителя. Ну и для какого типа велосипеда берете втулку – MTB, шоссер, сколько скоростей, цвет, диаметр и т.д. Все очень удобно. Ниже ссылки:
Задние втулки колеса в сборе
Втулка заднего колеса велосипеда в сборе с эксцентриками
То же самое – со втулками заднего колеса велосипеда. Если подшипники втулки полностью уничтожены, и поверхность, по которой катятся шарики совсем никакая – можно поискать подходящие в магазинах. Опять же – сразу не расстраивайтесь – цены очень разные – на любой кошелек.
Как я писал выше – если будете смотреть на eBay (с компа) – то слева будет куча фильтров – которыми можно подобрать как количество отверстий, так и производителя. Ну и для какого типа велосипеда берете втулку – MTB, шоссер, сколько скоростей, цвет, диаметр и т.д. Все очень удобно. Ниже ссылки:
Что будет, если не перебрать подшипники
И если вовремя их не перебрать – то начинают ржаветь поверхности качения. Шарики превращаются в квадратики, колесо вращается все хуже и хуже. Если конусные подшипники недотянуты – то они тоже разобьются. Проверить можно просто – беремся за обод колеса, и качаем его поперек (влево-вправо по ходу движения). Если в оси есть люфт – вы почувствуете такие щелчки под пальцами (видео: 35:20 — что делать, если ось втулки колеса люфтит). В результате можно попасть на замену втулки с переборкой колеса. Вам это надо? ��
Начинаем разборку колес
Для начала, конечно же, снимем их с велосипеда. Снимаем с колес эксцентрики, с заднего колеса снимаем кассету. Вы можете об этом прочитать в статье Как снять кассету звездочек с колеса велосипеда.
Чтобы перебрать подшипники для начала откручиваем кассету звездочек заднего колеса при помощи двух специальных съемников.
Готовим инструменты. Вообще, нам, велосипедистам, об инструментах можно говорить очень долго. Хочется, чтобы они были и легкими, и качественными. Я потратил некоторе время, чтобы сделать обзор велосипедного мультитула RockBros 16в1, и обзор мультитула для велосипеда 14в1. Как оказалось – больше – не значит лучше, и мультитул 14в1 оказался более функционален, чем 16в1.
Итак, чтобы раскрутить конусные гайки нам понадобятся два ключа. В моем случае – это были два ключа на 15. Иногда нужен один ключ на 13, и один на 15. Иногда два по 13. Смотрите на свои оси внимательно ��
Обычный гаечный ключ на 15 не лезет в гайку передней и задней оси. Здесь очень узкий зазор и нужен специальный “тонкий” ключ.
Фирменный ключ Pedros 13 на 15 для снятия конусных гаек колес. В свое время я его приобрел за какие-то бешенные деньги. Работает просто замечательно, своих денег стОит.
Как сделать конусный ключ самостоятельно
Доработанный ключ на 15, доработан на наждаке, цена вопроса 50 рублей и 20 минут работы.
Сравниваем фирменный ключ Pedros и доработанный ключ на 15 из хозмага.
Видим, что ключ на 15, доработанный наждачным кругом, легко садится на гайку
Внимательно откручиваем конусные гайки, чтобы перебрать подшипники
Чтобы перебрать подшипники конусного типа, их необходимо для начала разобрать. Весь процесс можно посмотреть на видео с отметки 22:00 (как разобрать втулку велосипеда на конусных подшипниках). Итак, с двух сторон сажаем ключи на гайки и откручиваем их. Если вы делаете это совсем в первый раз, или первые разы – то подложите под колесо большую тряпку. Когда вы снимете конус с оси и вытащите его – из открывшегося отверстия могут посыпаться мелкие шарики.
Если у вас дисковые тормоза, то я порекомендую вам предварительно снять диски со втулки, в противном случае, вы можете их либо погнуть, либо порезаться об них, либо они банально будут вам мешать откручивать конусные гайки. Когда их будете ставить обратно на втулку – обратите внимание на пару хитростей, которые помогут вам сэкономить нервы и деньги (видео: 14:00 — хитрости установки тормозных дисков, или как не сорвать резьбу).
Кстати, в свое время я совершил досадный промах с дисковыми тормозами и перешел на гидравлику, с тех пор стараюсь использовать только такой тип тормозов. В качестве лирического отступления можете почитать, как я однажды все-таки умудрился укатать дисковую гидравлику Hayes HFX Mag из-за своей “жабы” ��
Сразу посчитайте, сколько шариков находится внутри (видео: 24:20 — как легко достать все шарики из втулки и ни одного не потерять). Это поможет в дальнейших поисках �� Для складывания этой мелочи заранее приготовьте коробку, или магниты. Вытаскивать шарики из втулки проще всего теми же магнитами. Я использую магнитный лоток для такой мелочевки – очень удобно.
Примерно вот это должно вытащиться из втулок:
Ось, желтые шарики (2х9), гайки, шайбы и пыльники от задней втулки
Ось, шайбы, пыльники, шарики (2х12) и гайки передней втулки. Тут же лежит магнит, которым очень просто можно вытащить шарики из втулки. А так же отыскать упавший при переборке шарик.
“Не ешь желтый снег” – правило альпинистов
Сразу при разборке делаем дефектовку. Шарики складываем группами левой-правой стороны. Конусы тоже. Крайне желательно насыпать шарики с той же стороны, откуда вы их сняли. И закрутить теми же конусами. Потому что они уже друг под дружку притерлись.
Если вы увидели с какой-то из сторон (а может со всех сторон) желтые шарики – то не обнадеживайте себя тем, что они золотые, бронзовые, или, хотя бы, кадмированные �� Это говорит лишь об одном. С этой стороны под пыльник попала вода и они заржавели – и это основная причина перебрать подшипники (видео: 50:30 — дикий косяк дешевых втулок заднего колеса велосипеда). А если они заржавели, то, скорее всего, они зацепили и покоцали конуса. Как у меня:
Коррозия разъела конусную гайку на подшипнике задней втулки, поэтому он и хрустит
Новые конуса продаются, стоят недорого. При возможности – лучше заменить. Иначе накроются шарики, а потом и втулка.
Удаляем старую смазку
Берем тряпку (в тяжелых случаях – спирт или бензин) и вычищаем все то, что было во втулках.
Передняя втулка, очищенная от старой смазки
Вычищенная поверхность задней втулки со стороны фрихаба
Вычищенная поверхность подшипника задней втулки
Закладываем новую смазку
Я рекомендую не поскупиться (все-таки это ваше время и ваши деньги уходят на покупку запчастей), и купить хорошую качественную смазку, чтобы перебрать подшипники. Можно НЕвелосипедную, она значительно дешевле, а по качеству не хуже однозначно. О смазке можно посмотреть в видео, с отметки 09:00 (2 смазки для подшипников — профессиональная и водоустойчивая)
Кстати, в этом же видео можно увидеть, что произошло с этой синей смазкой через два года, после того, как я перебрал подшипники (с отметки 19:15 — что происходит со смазкой во втулке колеса через два года).
Профессиональная смазка для подшипников синяя. Продается в любом автомаге – подходите к продавцу и говорите “дайте мне качественную смазку для подшипников”. Подсказка – в автомагазине можно покупать самую дорогую из ассортимента. В массе своей они возят полное говно, так как большинство людей [не все](автолюбителей) привыкли покупать самое дешевое говно (чтобы только работало, недолго). И те и другие об этом знают. Но 1-2 нормальные смазки у них всегда есть для ассортимента – то есть для нас. Поэтому берем самую дорогую. Стоит рублей 300, хватит на всю жизнь ��
Втулка заднего колеса с набитой в нее смазкой. Забивать можно либо пальцем (удобнее), либо каким-нибудь длинным болтом или гвоздем (чище руки).
Прилепляем шарики к синей смазке. Желательно с той же стороны, с которой снимали.
Прилепляем шарики к синей смазке на передней втулке. Их тут 12 штук – у себя считайте заранее перед снятием.
Подсказка по пыльникам
У вас их 4 штуки. Один из них вставляется внутрь фрихаба (фотка ниже). Остальные – снимите перед установкой, ниже объясню – зачем.
Когда прилепите все шарики – намажьте конуса той же смазкой от души. Излишки – выдавятся, а воде будет попасть сложнее к подшипникам. И после этого аааккурааатно вставляйте ось во втулку (видео: 28:30 — как установить все шарики в подшипник втулки велосипеда, чтобы ни один не потерялся). Если вы заденете какой-нибудь шарик – он с вероятностью 99% отлепится от смазки и упадет в неизвестном направлении. У меня так один раз шарик отлепился и упал. Я просто-таки задолбался его искать на полу в радиусе 5 метров от места сборки. Когда от бешенства я уже был готов разбить колесо об стенку, и схватил его – упавший шарик вывалился изнутри втулки колеса на пол и издевательски запрыгал ��
Примерно то же самое произошло, когда я снимал видеообзор, правда ситуация оказалась еще более комичной – прямо в процессе разборки втулки Shimano 3 (три!) шарика провалилось внутрь втулки и мне пришлось их оттуда доставать (время 48:00 — какая засада может ожидать, когда достаешь насыпные шарики из втулки).
Задняя ось, установленная со стороны фрихаба с пыльником внутри и набитой под завязку смазкой.
Задняя ось со снятым пыльникам с противоположной стороны от фрихаба
Магия затяжки конусных подшипников
Вообще есть еще промподшипники (классические) – они просто вставляются во втулки и протягивать их не нужно. У меня на MTB-шнике так. Правда это стОит дороже, но и дольше ходит, да и геммороя меньше с обслуживанием. Выпрессовал – запрессовал новый и поехал дальше.
На шоссере (да и на большинстве других велов) как раз насыпные подшипники. И вот здесь-то нужно затянуть конуса ровно столько, сколько нужно. Ни меньше, ни больше. Потому что, если перетянете – то шарики будут зажаты, быстро выработаются и колесо будет туго крутиться. Если недотянете – будет люфт – тоже разобьют все поверхности.
Задача – поймать момент, когда исчез люфт. Это 1-2-3 градуса поворота гаечного ключа. Делается это так: затягиваем конус пальцами, чтобы он уперся в шарики. Беремся за ось – и начинаем ее пальцами же шатать поперек оси (т.е. если поставите колесо как обычно, то шатать ось нужно вперед-назад по направлению к ободам). Люфт чувствуется пальцами сразу. Если люфтит – пальцами же чуть подтягиваем конус. Как только люфт исчез – мы нашли нужный момент затяжки.
После этого накидываем на конусную гайку – шайбу и контрагайку. И затягиваем эту контрагайку, удерживая конусную гайку (ту фигню, которая прилегает к шарикам и навинчивается на ось) вторым ключом. [Понятно объяснил? :)] Чаще всего тут и именно тут наступает абзац. Конусная гайка проворачивается под усилием ключа – и либо перетягивается, либо ослабляется – и ось начинает люфтить.
Регулировка задних конусных подшипников
Тут можно потратить часы в ловле нужного момента и кучу нервов. Если не использовать маленькую хитрость. Тогда это займет минут 15 на все. Когда я снимал видео – я, к тому же, упустил момент предварительной затяжки конусов, и собрал втулку неправильно – пришлось разбирать-собирать заново (видео: 01:00:40 — где я лажанулся, когда собирал заднюю втулку колеса).
Для задней втулки – сначала всегда затягиваем конусную и контрагайку со стороны фрихаба – жестко и до упора. Они загоняются внутрь фрихаба (вместе с пыльником) – и конусную гайку ключом достать уже невозможно – только контровую.
Регулировку задней втулки производим с другой стороны (там может стоять диск, если дисковые тормоза, если ободные – там пусто). Так вот – с другой стороны подтягиваем конус до шариков как я выше писал, накидываем шайбу и контру и затягиваем их друг относительно друга, почти до максимума (именно почти). Цель этого – возможность их провернуть с большИм усилием ключом. Если сразу затянете намертво – то попросту не провернете.
Скорее всего у вас все либо перетянется (крутите пальцами ось – а она так наощупь – крык-крык-крык), либо залюфтит. И вот тут мы начинаем регулировку на затянутых конусах и контрагайках (вы же не до конца затянули вторую пару, как я написал в предыдущем абзаце?). Итак:
Пошаговая инструкция по регулировке подшипников
Наглядно процесс затяжки конусных подшипников можно посмотреть на видео (которое вверху статьи) – начиная с отметки 32:00 [секреты затяжки конусных подшипников – или как отрегулировать подшипник с первого раза и собрать заднюю втулку]
Если ось люфтит вперед-назад, берем два ключа, надеваем их НА КОНТРАГАЙКИ, которые снаружи (с краев), и чуть-чуть затягиваем всю эту систему. Буквально на 1 градус. Проверяем. Люфтит – тянем еще на 1 градус. И так – пока люфт не исчезнет. Затем затягиваем до конца пару конус-контргайка (которую не дотянули до конца), контрольно проверяем люфт – и все, конец.
Если же вы решили перебрать подшипники и изначально перетянули конуса в момент подтяжки пары – то нужно ослабить зажим. Для этого со стороны фрихаба мы опять надеваем ключ на контрагайку (до конуса там достать невозможно) – именно поэтому там сразу тянем намертво. А с другой стороны ключ накидываем на конус, и ОТКРУЧИВАЕМ (ослабляем) на 1 градус буквально. Проверяем – не появился ли люфт. (Фишка в том, что если вы будете ослаблять за контрагайку с этой стороны – то она у вас открутится). Если люфт не появился – еще на 1 градус. Как только появится люфт – затягиваем все обратно на 1 градус ЗА КОНТРАГАЙКИ. Убираем люфт, протягиваем до конца пару конус-контрагайка, что недотянули и все. Ура!
На переднем колесе делается точно так же, только ослабляем систему хватаясь за два конуса, они доступны с обеих сторон (вы же не забыли предварительно снять пыльники?)
Одеваем пыльники
Пыльники предварительно набиваем той же смазкой, что и подшипники (у вас их должно остаться три неодетых, фрихабный нужно запихивать сразу же, одновременно с установкой задней оси). Затем тряпкой чистим их снаружи, чистим руку, которой будем надевать этот пыльник, чтобы не проскальзывала. И очень аккуратно натягиваем пыльник через контргайку и шайбу до колеса. Именно рукой. (видео: 41:30 — как поставить пыльник подшипника на втулку колеса и не порвать его). Если вы порвете этот пыльник какой-нибудь отверткой – искать аналогичный будете месяца 3, если вообще найдете. Поэтому немножко сноровки, немножко нервов, немножко мата и он обязательно сядет.
Затем выдавите пальцами излишки смазки, усадите его в пазы, снимите вылезшую смазку и – у вас получится как на фотографии ниже. Все хорошо!
Собранная ось переднего колеса с установленным пыльником. В пыльник забита синяя смазка “под завязку”. Излишки выдавлены.
Если вы дочитали до этого места, и даже сделали все сами – я вас искренне поздравляю. По сути – это одна из сложных операций на велике, которую вы только что научились делать ��
Напишите в комментариях, решились ли вы перебрать подшипники – или же оставили все “как есть”? ��
Алекс “На Байке” Сидоров
Главная » Сделай-Сам » Как перебрать подшипники если колесо захрустело