Все водители знают или на своём опыте, или со слов других автомобилистов, что существует возможность возникновения проблем с работой аккумулятора.
Особенно часто такая неприятность случается в зимнее время при низких температурах. Обычно о проблемах с батареей неопытный водитель узнает совершенно неожиданно. Каждый может представить себе, что утром нужно на работу, а машина просто «чихает» и не заводится.
Чтобы не попасть в подобную ситуацию за аккумулятором, как и за другими агрегатами нужен постоянный и тщательный уход.
Срок работы автомобильных аккумуляторов
Аккумулятор — это своеобразный небольшой завод, который производит и передаёт электроэнергию машине. Именно эта энергия даёт старт работе двигателя транспортного средства. Как и всякий сложный агрегат, аккумуляторная батарея имеет свой срок службы. Хорошие АКБ могут прослужить своему хозяину 5, а иногда и 10 лет. Это будет зависеть от множества факторов, одним из основных, с уверенностью можно считать, хороший уход за аккумулятором. Что же специалисты относят к такому уходу? Давайте разберёмся вместе.
Эксперты в области автомобильной техники подчеркивают важность правильного ухода за аккумулятором для обеспечения надежной работы автомобиля. Они рекомендуют регулярно проверять уровень электролита, особенно в жаркие и холодные месяцы, так как это может существенно повлиять на производительность аккумулятора. Также важно очищать клеммы от коррозии, что способствует лучшему контакту и предотвращает проблемы с запуском двигателя.
Кроме того, специалисты советуют избегать глубокого разряда аккумулятора, так как это может сократить его срок службы. Рекомендуется периодически подзаряжать аккумулятор, особенно если автомобиль используется нечасто. Наконец, эксперты акцентируют внимание на необходимости выбора качественного аккумулятора, соответствующего требованиям автомобиля, что также играет ключевую роль в долговечности и надежности работы.
Виды аккумуляторов
Аккумуляторные батареи установлены абсолютно на всех транспортных средствах так, как производители автомобилей до сих пор не придумали им альтернативу. Сегодня можно встретить довольно большое разнообразие АКБ и по принципу работы и по производителю. Мы попробуем разобраться с так называемыми обычными кислотными батареями, так, как AGM и гелиевые варианты это несколько другое.
Кислотные аккумуляторы можно разделить на два типа:
- Обслуживаемые батареи. К данным устройствам относятся АКБ, у которых имеются заливные пробки, которые позволяют самостоятельно контролировать уровень и плотность электролита. При необходимости электролит можно добавить, доведя его уровень до оптимальной отметки. Такие аккумуляторы отличаются долговечностью и надежностью в работе, но требуют очень тщательного ухода. На автомобильном рынке сегодня они не особенно сильно распространенны и их количество постоянно сокращается.
- Необслуживаемые батареи. Этот вариант АКБ занимает большую часть рынка автомобильных аккумуляторов. Эти устройства отличаются тем, что контролировать и доливать электролит в них невозможно. Производители стремятся максимально ограничить непосредственное вмешательство владельцев в работу системы. Конструктивно отличием является тот факт, что у них нет пробок для дозаправки электролита, но они имеют специальное отверстие для выведения излишних газов, устраняя возможность повреждения корпуса.
Уход за аккумулятором
Как уже говорилось ранее, именно от правильного и регулярного ухода за аккумуляторной батареей будет зависеть срок её службы. Правила ухода за аккумулятором автомобиля довольно просты, и выполнить их сможет любой, даже очень неопытный водитель.
Правила зарядки
Зарядка аккумулятора и поддержание необходимого уровня заряда – это самое главное, что должен знать каждый автомобилист. Этому аспекту следует уделить особое внимание.
Теоретически все владельцы транспортных средств знают, как происходит зарядка аккумуляторной батареи, но на практике можно встретить всевозможные нарушения в данном процессе. Если автомобиль в исправном состоянии и батарея новая, то подзарядка происходит от генератора. Со временем из-за особенностей эксплуатации, долгие простои автомобиля или частые поездки на очень короткие дистанции в зимнее время, уровень заряда может сильно понижаться. Это можно заметить по перебоям с запуском авто или же после проверки специальным прибором — вольтметром. Если показания прибора снизились по отношению к оптимальным показателям, значит, АКБ требует подзарядки.
Опытные автомобилисты говорят о том, что эксплуатация аккумулятора в зимнее время наиболее проблематична. Они советуют давать нагрузку на батарею постепенно, например, сначала можно включить фары, а только затем запускать двигатель. Автомобилю нужно дать поработать минут десять, разогреться и только затем включать музыку и дополнительное освещение.
Если же батарея разрядилась слишком сильно, то её нужно подзарядить при помощи зарядного устройства. Это можно сделать по следующей схеме:
- Снять АКБ и перенести в сухое и отапливаемое помещение.
- Подключаем ее к зарядке, соблюдая инструкцию.
- Подключаем зарядное устройство к электрической сети.
- Периодически контролируем процесс зарядки (не стоит оставлять прибор без присмотра на длительное время).
- После того, как зарядка будет окончена, зарядное устройство сначала нужно отключить от сети.
- Отключаем аккумулятор, начиная с минусового контакта.
- Устанавливаем батарею снова на автомобиль и хорошо её закрепляем.
- Запускаем двигатель транспортного средства.
Уровень электролита в обслуживаемой батареи
Уход за обслуживаемыми аккумуляторами имеет главное отличие – обязательный контроль уровня электролита. Именно недостаток данного вещества негативно скажется на эффективной работе АКБ, особенно если на улице минусовая температура. Если данный процесс не заметить вовремя, то свойства батареи могут быть безвозвратно нарушены и придется покупать новую АКБ.
В том случае, если будет обнаружен такой процесс, то через специальные пробки следует долить дистиллированной воды. Это позволит вернуть уровень жидкости на нужный уровень и привести ее плотность в допустимую норму. При доливке нужно не упустить из виду, что при зарядке уровень электролита увеличится, а значит наливать выше нужной отметки категорически нельзя. Избыток электролита может привести к критическому повышению давления внутри корпуса батареи и затем к его разрушению.
Содержание в чистоте
Чистота стоит того, чтобы обратить на неё дополнительное внимание, при уходе за батареей.
- Очень внимательно стоит присматривать за клеммами. Они имеют способность окисляться то, есть покрываются плотным налетом «накипи». Это значительно снижает контакт батареи и автомобиля.
Очистку от налета можно произвести при помощи простой наждачной бумаги и нашатырного спирта. Налет снимется полностью и без особого труда.
- Следим за отверстием для газоотведения. Оно должно быть максимально чистым. В случае засора газы могут не найти выхода и повредят корпус. В данной ситуации замена аккумулятора будет неизбежна.
- На корпус АКБ ни в коем случае не должны попадать масла, бензин, омывающая жидкость или солярка. Все эти вещества относятся к легковоспламеняющимся жидкостям, и могут привести к возгоранию. В такой ситуации, жидкости нужно хорошо вытереть сухой тряпкой.
Правила фиксации
Аккумуляторная батарея и ее клеммы должны быть всегда надежно зафиксированы. Плохо закрепленные клеммы не могут обеспечить качественной зарядки аккумулятора или же в процессе движения на неровностях дороги имеется риск, что они даже полностью соскочат. В такой ситуации автомобиль неожиданно заглохнет, а это может привести к блокировке руля и ухудшению работы тормозов. Автомобиль становится не управляемым, и избежать аварийной ситуации удастся только «чудом». Исходя из этого, проверить степень крепления клемм, да и всего АКБ никогда не будет лишним.
Правила хранения
Иногда водители не используют свой автомобиль на протяжении слишком длительного времени. Если владелец автомобиля планирует не использовать транспортное средство всего несколько недель и на улице плюсовая температура, то батарею полностью снимать не обязательно. В этом случае достаточно просто отсоединить одну клемму. А перед поездкой все снова подсоединить и запустить двигатель. После нескольких минут работы двигателя произойдёт подзарядка АКБ и все вернется в норму.
Если же вы всё-таки решите батарею снять, то хранить её нужно будет в сухом прохладном, но с плюсовой температурой месте. В данном случае нужно постараться найти такое место, где на АКБ не будут попадать прямые солнечные лучи. Непосредственно после снятия аккумулятора необходимо проверить целостность коробки. Если имеются какие-либо масляные пятна или подтеки их нужно вытереть насухо. В обслуживаемых аккумуляторах обязательно проверяются пробки, насколько плотно они закручены. Так же важно проверить уровень электролита и при необходимости произвести долив дистиллированной воды.
Хранение зимой
Когда это происходит в зимнее время, то аккумулятор лучше всего снять и поместить в тёплое и сухое помещение. Если этого не сделать, то свойства АКБ значительно ухудшатся и срок ее качественной эксплуатации естественно уменьшится. Иногда может произойти и настолько глубокий разряд батареи, что даже после подзарядки не будет возможности вернуть первоначальные свойства АКБ. В том случае, если аккумулятор снят, то его, все же, необходимо время от времени подзаряжать. Автомобилисты советуют делать это не реже, чем один раз в три месяца.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: если вы хороший хозяин своему автомобилю, то сможете уделить достаточно внимания такой важной его части как аккумулятор, а он в свою очередь будет работать почти в два раза дольше, что позволит сэкономить некоторую сумму денег.
Вопрос-ответ
Как часто нужно проверять уровень заряда аккумулятора?
Рекомендуется проверять уровень заряда аккумулятора не реже одного раза в месяц, особенно в холодное время года. Это поможет избежать неожиданных проблем с запуском автомобиля и продлит срок службы аккумулятора.
Что делать, если аккумулятор автомобиля разрядился?
Если аккумулятор разрядился, попробуйте запустить двигатель с помощью “прикуривания” от другого автомобиля. Если это не помогает, возможно, аккумулятор нужно заменить. Также стоит проверить, нет ли утечек тока или неисправностей в электрической системе автомобиля.
Как правильно чистить аккумулятор?
Для чистки аккумулятора используйте специальный раствор или смесь соды и воды. Нанесите раствор на клеммы и корпус, затем аккуратно очистите щеткой. После этого тщательно промойте водой и высушите. Это поможет предотвратить коррозию и улучшить контакт.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте уровень заряда аккумулятора. Используйте вольтметр для измерения напряжения: при полностью заряженном аккумуляторе оно должно быть около 12.6 В. Если уровень ниже 12.4 В, аккумулятор нуждается в подзарядке.
СОВЕТ №2
Очистите клеммы аккумулятора от коррозии. Используйте смесь воды и соды для удаления окислов, а затем тщательно высушите. Это поможет обеспечить хороший контакт и предотвратит проблемы с запуском двигателя.
СОВЕТ №3
Избегайте глубокого разряда аккумулятора. Постарайтесь не оставлять автомобиль без движения на длительное время, так как это может привести к разряду. Если вы не планируете использовать автомобиль долго, рассмотрите возможность использования зарядного устройства с поддержкой поддержания заряда.
СОВЕТ №4
Защищайте аккумулятор от экстремальных температур. Если возможно, паркуйте автомобиль в гараже или под навесом, чтобы избежать перегрева летом и замерзания зимой, что может негативно сказаться на сроке службы аккумулятора.