Каждому водителю (а то и не один раз) приходилось трогаться в условиях, когда машина стоит на подъёме, и практически все помнят, что в начале становления вас как автолюбителя это было совсем непросто сделать — транспортное средство начинало существенно откатываться. Данный процесс и заставлял неопытного водителя немного нервничать, особенно если авто стоит в плотной пробке, да ещё и под довольно большим уклоном. При учёте данной проблемы производители автомобилей разработали систему помощи при трогании на подъеме – HSA (Hill Start Assist), которую многие автомобильные марки используют, выпуская свою продукцию. В инструкциях к своим машинам эта функция может иметь разные названия, например, Volkswagen именует её ННС, Subaru и Fiat – HG, Toyota – НАС, Nissan – USS.
Некоторые производители транспортных средств не рекламируют применение такого устройства на своих моделях, например, Mercedes , но данная функция в их современных моделях имеется и довольно активно применяется.
Чтобы точно знать о наличии того или иного типа помощи, при покупке «железного коня» нужно очень внимательно ознакомиться с инструкцией по управлению данной моделью.
Как работает система
Такая функция первоначально была предназначена для транспортных средств с автоматической коробкой передач и владельцы таких моделей сразу же оценили их преимущества. К сожалению, HSА устанавливаются по большей части на авто, относящиеся к премиум-классу, и на внедорожники.
Система предназначена для снижения риска попадания в аварийную ситуацию, в то время когда машина начинает трогаться на дороге находящейся под уклоном. Особенно это актуально при остановках на светофоре перед перекрёстком, на скользком покрытии дороги. Кроме момента старта, система проконтролирует и избежание процесса заноса при движении вверх по дороге и при одновременном повороте.
Система помощи при трогании на подъеме действует примерно по следующему принципу:
- Водитель отпускает педаль тормоза — HSА продолжает удерживать автомобиль на тормозе в течение нескольких минут.
- Водитель нажимает на педаль газа – открывается дроссельная заслонка и автомобиль трогается.
Основой для работы данной функции является динамическая стабилизация. Именно за её счет производители добились надежной фиксации ТС на дороге под довольно большим уклоном. Но в то же время можно с полной уверенностью говорить, что данная функция автономна и ее можно установить на автомобиль самостоятельно.
Функция торможения активизируется автоматически, как только автомобиль останавливается на дороге с уклоном в 5 градусов. Эти параметры обычно задаются производителем данной системы, но у хозяина авто есть возможность отрегулировать градус подъёма дороги самостоятельно. В процессе ежедневных поездок водитель такой модели может решить, что ему будет комфортнее управлять транспортным средством, если автомобиль будет реагировать на уклон дороги больше (или меньше) пяти градусов. Исходя из собственных пожеланий, владелец машины может отрегулировать HSA.
Владельцу такого авто нужно знать, что система трогания на подъём чаще всего встраивается в блок ESP (ABS). В том случае если блоки ESP и ABS по какой-либо причине вышли из строя, HSA тоже работать не будет. К таким последствиям могут привести:
- Электрическая неисправность блоков.
- Датчики, регистрирующие вращение колес, засорились.
- Нарушения в электропроводке или в разъемах датчиков.
- Механические повреждения датчиков.
- Естественная изношенность тормозных колодок.
- Нехватка тормозной жидкости.
- Наличие жидкости между тормозными дисками и колодками.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что при трогании автомобиля на подъёме ключевую роль играет система сцепления и распределение крутящего момента. Важно, чтобы водитель правильно управлял педалью сцепления и акселератора, чтобы избежать скольжения колес. При этом современные автомобили часто оснащены системами помощи при старте на подъёме, которые предотвращают откат назад. Эти системы удерживают автомобиль на месте на несколько секунд, позволяя водителю плавно перейти от тормоза к акселератору. Кроме того, эксперты подчеркивают, что правильная настройка подвески и распределение веса автомобиля также влияют на его устойчивость и сцепление с дорогой, что особенно важно на крутых склонах.
На какие автомобили можно установить HSA
Как уже говорилось ранее, данная система была предназначена для снижения риска откатывания автомобилей в момент старта движения на дороге, имеющей уклон вверх от 5 градусов. Устанавливалась она изначально только на транспортные средства с автоматической коробкой передач. Результаты использования этой системы были очень хорошими, и разработчики решили опробовать ее и на машинах с механикой. Она прошла дополнительную процедуру доработки. Судя по отзывам автомобилистов, HSA для механики — не самое лучшее решение. К сожалению, она зачастую не может отличить начало движения и простую «перегазовку». Это делает авто практически не предсказуемым, и вместо помощи водитель получает дополнительные проблемы. Если всё же автолюбитель решается на такой вариант, то вождение такой модели потребует дополнительной тренировки.
Итоги
Hill Start Assist — это целый набор узлов, работа которых направлена на предупреждение откатывания при начале движения на дороге с уклоном свыше 5 градусов.
Основная задача этого усовершенствования – сделать работу автолюбителя во время остановки на подъёме максимально простой и сделать ненужным использование ручника.
- HSA очень хороший помощник для начинающих автолюбителей. Покупка ТС с такой функцией человеком без опыта вождения – правильное решение.
- Если же водитель имеет большой стаж в вождении, то наличие системы HSA совсем не обязательно.
- Нежелательна установка данной функции и на автомобили с механической коробкой передач – это больше помеха, чем помощь.
Вопрос-ответ
Как работает сцепление при трогании на подъёме?
При трогании на подъёме сцепление автомобиля играет ключевую роль. Водитель должен плавно отпустить сцепление, чтобы избежать его пробуксовки. При этом необходимо одновременно увеличивать обороты двигателя, чтобы обеспечить достаточную мощность для преодоления наклона. Это позволяет избежать остановки и скатывания назад.
Какие техники помогают избежать скатывания назад на подъёме?
Существует несколько техник, которые помогают избежать скатывания назад. Одна из них — использование ручного тормоза. Водитель может сначала задействовать ручной тормоз, затем плавно отпустить сцепление и увеличить обороты двигателя. Как только автомобиль начнет движение вперед, ручной тормоз можно отпустить. Также можно использовать технику “газ в пол” для быстрого старта.
Как влияет угол подъема на процесс трогания?
Угол подъема существенно влияет на процесс трогания. Чем круче подъем, тем больше усилий требуется от двигателя для преодоления сопротивления. На крутых склонах может понадобиться больше оборотов двигателя и более аккуратное управление сцеплением, чтобы избежать пробуксовки и обеспечить плавный старт. Важно также учитывать состояние дорожного покрытия, так как скользкие или неровные поверхности могут усложнить задачу.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом движения на подъёме убедитесь, что вы правильно настроили сиденье и зеркала. Это обеспечит вам лучший обзор и контроль над автомобилем, что особенно важно при трогании на наклонной поверхности.
СОВЕТ №2
Используйте ручной тормоз для предотвращения отката автомобиля назад. Убедитесь, что он полностью задействован перед тем, как начать движение, и отпустите его плавно, одновременно добавляя газ.
СОВЕТ №3
Практикуйтесь в трогании на подъёме в безопасной обстановке, например, на пустой парковке. Это поможет вам привыкнуть к чувствительности педалей и контролю над автомобилем в условиях наклона.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на сцепление колес с дорогой. Если поверхность скользкая, например, из-за дождя или снега, будьте особенно осторожны и избегайте резких движений, чтобы не потерять контроль над автомобилем.