В процессе работы двигателя внутреннего сгорания образуются газовые смеси, за правильное распределение которых отвечает система вентиляции. Её стараются делать максимально надёжной, чтобы минимизировать любые неудобства при работе с автомобилем. Неполадки этого узла способны приводить к поломкам турбины, а также значительным утечкам масла. Чтобы вовремя заметить первые признаки неполадок, стоит для начала разобраться в устройстве системы вентиляции картерных газов.
Что такое картерные газы
Только на первый взгляд может показаться, что двигатель внутреннего сгорания представляет собой максимально прочную и герметичную конструкцию. На деле всё не совсем так, что заставляет производителей предусматривать некоторые элементы защиты.
В частности, между цилиндрами и поршнями создаются небольшие зазоры, которые позволяют существенно снизить интенсивность износа деталей и обеспечить стабильную работоспособность всей системы практически в любых условиях. Эти щели имеют очень небольшие размеры, однако сквозь них всё-таки просачивается некоторая часть отработанных газов. Смесь поступает в картер, смешивается с парами масел и концентрируется в так называемые картерные газы.
Если допустить постоянное увеличение объёма картерных газов, неизбежно возникнуть проблемы с соседними элементами. Из конструкции начнут выдавливаться сальники коленвала, а также масляный щуп. В результате происходят утечки смазки или даже её разбрызгивания на достаточно большие расстояния.
Ещё опаснее складывается ситуация, если вместе с газом в картере концентрируются остатки несгоревшего топлива. Через некоторое время вполне может образоваться опасная взрывчатая смесь, которую в обязательном порядке нужно удалять.
Своевременное подключение качественных систем вентиляции позволяет практически полностью исключить опасность накопления нежелательных веществ, а также продлить срок службы двигателя внутреннего сгорания.
Системы вентиляции картерных газов играют ключевую роль в обеспечении эффективной работы двигателя и снижения выбросов вредных веществ. Эксперты отмечают, что основными принципами работы таких систем являются улавливание и переработка газов, образующихся в картере, что предотвращает их попадание в атмосферу. Однако, несмотря на их важность, системы могут сталкиваться с рядом неполадок. Наиболее распространённые из них включают засорение вентиляционных каналов, что приводит к повышенному давлению в картере, а также неисправности клапанов, которые могут нарушить нормальный поток газов. Кроме того, утечки в системе могут вызвать снижение её эффективности и привести к увеличению выбросов. Регулярное техническое обслуживание и диагностика являются необходимыми мерами для предотвращения этих проблем и обеспечения надёжной работы двигателя.

Предназначение системы вентиляции картерных газов
Неопытные автомобилисты не до конца понимают, для чего нужна вентиляция картерных газов двигателя. Её назначение заключается в отводе токсичных смесей, масляного тумана и разного рода газов из картера. Ранее для этого использовался небольшой отрезок шланга, обеспечивающий прямое соединение двигателя с атмосферой. Теперь же, в условиях ужесточённых экологических требований, единственно верным решением будет система вентиляции.

Принцип работы и устройство вентиляции картера двигателя
Имеет смысл разобраться с тем, как работает клапан вентиляции картерных газов. Современные системы чаще всего имеют закрытую форму, предотвращающую любые утечки. Однако, существуют и открытые типы, которые могут оказаться полезны в конкретных ситуациях.
Стоит отметить, что на различных двигателях внутреннего сгорания схема вентиляции может иметь свои особенности, охватить которые может быть довольно сложно.
Однако, базовые элементы чаще всего одинаковы:
- патрубки, отвечающие за перемещение газовой смеси;
 - клапан PCV вентиляции картера, контролирующий давление газов при подаче на впускной коллектор;
 - маслоотделитель, не позволяющий смазке попадать внутрь камеры сгорания.
 
Роль маслоотделителя действительно очень важна, поскольку без него внутри системы будет очень быстро накапливаться сажа, а также разного рода нежелательные отложения. Да и выхлоп окажется сильно загрязнён масляными парами.
Принцип работы клапана вентиляции картерных газов основан на разрежении. Используя разницу давлений, он не позволяет определённым средам покидать кратер и обеспечивает стабильную работу двигателя внутреннего сгорания.
 
Принудительная вентиляции может быть реализована несколькими способами, для чего нужно создать условия для вытягивания газов из картера и их смешивание с атмосферным воздухом. Рядом с вентиляцией всегда находится клапан, обеспечивающий подачу смеси в цилиндры мотора.
То, каким образом осуществляется отвод лишних газов, решает производитель автомобиля ещё на этапе проектирования. Впоследствии автовладельцам приходится учиться взаимодействовать с установленной системой вентиляции и при необходимости ремонтировать её.

Частые неисправности системы вентиляции картера
Среди наиболее частых неполадок системы вентиляции картера можно выделить следующее:
- Физическое разрушение клапана. Под действием высоких температур и времени элемент ломается, оставляя резьбовую часть в крышке клапана. Выходом из положения станет полная замена клапана на оригинальный. Даже подходящие по характеристикам аналоги зачастую работают нестабильно.
 - Замерзание конденсата в трубке. Особенно опасны в этом вопросе разного рода прогибы, которые могут возникать вследствие неаккуратной установки системы. Трубки теряют пропускную способность, что приводит к полному открытию клапана и потере давления в системе.
 
Отдельное внимание стоит уделить базовым симптомам, по которым даже неопытный владелец быстро определит назревающую проблему:
- Масляные отложения на резиновых уплотнителях. Это может быть связано с неполадками системы вентиляции, а также критически износом цилиндропоршневой группы. Узлы попросту перестают удерживать все масляные пары, что приводит к их утечке.
 - Увеличенное потребление масла. Повышение давления в картере приводит к сгоранию части смазки в цилиндрах в процессе работы двигателя.
 - Плавающие обороты на холостом ходу. Тут снова сказывается негерметичность вентиляционной системы, вызванная износом компонентов или плохим затяжкой крепежей.
 - Появление неприятного устойчивого запаха выхлопа. Начинать беспокоиться нужно тогда, когда запах проявляется даже на небольших скоростях или просто с заведённым мотором. Неправильная работа вентиляции приводит к попаданию выхлопных газов в салон.
 
Также имеет смысл осмотреть впускной коллектор, воздушные фильтры и соединительные патрубки. Если на них появилось слишком много масла, значит где-то есть утечка.
Последствия неисправной вентиляции картера
Неправильная работа системы вентиляции картера неизбежно приводит к повышению давления в картерном пространстве. А это, в свою очередь, верный путь к следующим проблемам:
- Смещение или разрушение уплотнителей на валах. Внутренней давление начнёт выталкивать их наружу, что приведёт к потере смазки. Если это вовремя не исправить, масляное голодание станет причиной лязга деталей и ускоренного износа.
 - Выход из строя турбины. Наличие неких препятствий в картерном пространстве станет причиной уменьшения прокачиваемого через турбину масла. Нарушится теплоотвод, а частицы смазки начнут скапливаться на деталях. Вскоре начнут появляться задиры, царапины, щели или даже трещины.
 - Выдавливание масляного щупа. Чрезмерное давление попросту вытеснит его с положенного места и забрызгает смазкой всё подкапотное пространство. Иногда внутреннее усилие настолько велико, что деталь даже оставляет вмятину на капоте.
 
Своевременная диагностика позволит свести к минимуму вероятность проявления подобных неполадок и существенно продлит срок службы не только системы вентиляции, но и всего силового агрегата.
Вопрос-ответ
Каковы основные функции систем вентиляции картерных газов?
Системы вентиляции картерных газов предназначены для удаления избыточного давления и вредных газов, образующихся в картере двигателя. Они помогают предотвратить накопление токсичных веществ, улучшают работу двигателя и снижают выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
Какие распространенные неполадки могут возникнуть в системах вентиляции картерных газов?
Наиболее распространенные неполадки включают засорение вентиляционных каналов, неисправности клапанов и утечки в системе. Эти проблемы могут привести к повышенному давлению в картере, ухудшению работы двигателя и увеличению выбросов.
Как можно диагностировать проблемы в системе вентиляции картерных газов?
Диагностика включает визуальный осмотр на наличие утечек, проверку состояния клапанов и фильтров, а также измерение давления в картере. Использование специализированного оборудования, такого как манометры, может помочь точно определить источник проблемы.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте систему вентиляции картерных газов на наличие загрязнений и засоров. Это поможет предотвратить накопление давления и улучшить общую эффективность работы двигателя.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на состояние фильтров и трубок системы. Замена изношенных или поврежденных компонентов может значительно снизить вероятность возникновения неполадок и продлить срок службы двигателя.
СОВЕТ №3
Следите за уровнем масла в двигателе. Низкий уровень масла может привести к увеличению образования картерных газов и ухудшению работы системы вентиляции, что в свою очередь может вызвать серьезные проблемы с двигателем.
СОВЕТ №4
При возникновении подозрений на неисправность системы вентиляции картерных газов, не откладывайте диагностику. Раннее выявление проблем поможет избежать более серьезных поломок и дорогостоящего ремонта в будущем.








