С каждым годом количество электрооборудования на автомобиле увеличивается. И хотя благодаря миниатюризации электронных компонент пока ещё удаётся удержать всю эту громаду на 12-вольной бортовой сети, но ситуация в среднесрочной перспективе может стать критической. Но и сегодня очень многое зависит от проводки и, конечно же, от качества массы, которое оказывает самое непосредственное влияние на точность функционирования датчиков, сенсоров, контроллеров и других компонентов электрооборудования.
Электрическая масса, как известно, является частью бортовой электросети, соединяя АКБ и кузов транспортного средства, причём последний является условным возвратным сегментом, образующим замкнутую автономную систему.
Это означает, что кузов автомобиля выступает в роли проводника электронов с отрицательным зарядом. Но далеко не всегда возможности штатной массы удовлетворяют возросшим нагрузкам на сеть. Именно поэтому и делают разминусовку двигателя, подключая наиболее мощных потребителей к дополнительной массе.
Основные цели разминусовки
Многие автовладельцы наверняка неоднократно наблюдали такое явление, как «проседание» бортовой электросети в моменты её наибольшей загрузки, при одновременном подключении нескольких требовательных к потребляемому току приборов (например, климатической системы, мультимедийного центра, электроподогрева сидений). Такие кратковременные сбои таят в себе немало неприятных сюрпризов, вплоть до выхода из строя бортового компьютера.
Но они могут наблюдаться и без видимых и очевидных причин, ухудшая работу силового агрегата, датчиков, системы зажигания, сервоприводов и того же электронного бока управления. Подобные провалы обычно происходят из-за ослабления крепления штатной массы, в случае окисления или разрушения контактов. Стабильность функционирования бортовой электросети в этом случае будет нарушена.
Исправить ситуацию поможет разминусовка двигателя, которая в данном случае окажется тем дополнительным приспособлением, которое в случае проблем с основным возьмёт на себя роль штатного минуса. Как правило, на такой шаг вынуждены идти владельцы откровенно старых авто, кузов которых находится в далёком от идеального состояния.
Вторая причина, зачем нужна разминусовка двигателя, хотя и звучит как более экзотичная, на самом деле тоже вполне рациональны: её выполняют апологеты тюнинга силового агрегата. По их мнению, наличие дополнительной массы позволяет снизить нагрузку с бортовой электросети, распределяя её более равномерно по сравнению с применением единственной штатной массы.
Разминусовка двигателя вызывает активные дискуссии среди экспертов в области автомобилестроения и тюнинга. Сторонники данной процедуры утверждают, что она позволяет улучшить характеристики двигателя, повысить его мощность и эффективность. Они отмечают, что правильная разминовка может привести к более равномерному распределению нагрузки на детали, что в свою очередь снижает риск их преждевременного износа.
Однако противники разминовки указывают на возможные негативные последствия. Они считают, что вмешательство в заводские настройки может привести к ухудшению надежности двигателя и увеличению расхода топлива. Кроме того, изменения могут негативно сказаться на экологии, увеличивая выбросы вредных веществ. Таким образом, эксперты подчеркивают, что перед принятием решения о разминовке необходимо тщательно взвесить все плюсы и минусы, учитывая индивидуальные цели и условия эксплуатации автомобиля.
Преимущества разминусовки мотора
Насколько существенным будет улучшение характеристик электросети при наличии дополнительной массы? Мнения на этот счёт разделились. Скептики уверены, что данная операция – совершенно бесполезна, поскольку и штатной массы вполне достаточно для работы сети с максимальной нагрузкой, чему способствует увеличение сечения проводов, а также наличие у многих датчиков собственного заземления (так называемый sensor ground).
Апологеты разминусовки аргументируют свои позиции тем, что, имея более стабильную и надёжную массу, можно добиться более качественного искрообразования в частности и работы системы зажигания в целом. Более того, для всех потребителей электроэнергии её распределения становится более равномерным, чего нельзя добиться, используя только родную массу.
Но, по их утверждениям, существуют и другие достоинства такого усовершенствования электроцепи автомобиля:
- удаётся сэкономить до 5% горючего посредством уменьшения нагрузки на генератор;
- дополнительная масса позитивным образом сказывается на работе стартера при отрицательных температурах, когда ему, чтобы вращать коленвал, приходится действительно несладко;
- разминусовка позволяет добиться более равномерной работы мотора;
- динамика отклика двигателя на педаль акселератора существенно улучшается;
- КПД силового агрегата возрастает, что делает его более приёмистым и мощным;
- наличие дополнительной массы продлевает срок службы аккумуляторной батареи, поскольку она подзаряжается от генератора более эффективно;
- мотор в режиме ХХ работает более стабильно, перестаёт «плавать»;
- увеличивается мощность светового потока головных фар, что сказывается на повышении безопасности движения ТС в тёмное время суток;
- после разминусовки, как правило, исчезают вибрации в салоне, передающиеся от двигателя, после включения наиболее мощных потребителей электроэнергии.
Как видим, перечень достоинств достаточно внушителен. В дополнение можно заметить, что улучшенная и более надёжная масса – отличное средство борьбы с помехами и искажениями, проявляющимися при работе акустической системы автомобиля, особенно бюджетными, имеющими очень слабую защиту от наводок.
Наконец, нельзя не отметить, что только наличие дополнительной массы спасёт автомобиль от обесточивания в случае обрыва или разрушения контактной группы штатной массы.
Как самостоятельно выполнить разминусовку
С точки зрения закона установка дополнительной массы – вполне легальная процедура, поскольку об изменении конструкции автомобиля здесь речь не идёт. Физически под разминусовкой понимают подключение основных электорпотребителей к массе с использованием дополнительных проводов. Как правило, схема разминусовки двигателя предполагает запитку на массу 5-6 источников:
- стартера;
- генератора;
- автоматической КПП;
- самого силового агрегата (рекомендуется две или более точки);
- удалённой от аккумулятора части кузова.
Чтобы добиться максимального эффекта, разминусовка требует учёта следующих требований, предъявляемых к проводке:
- материал изготовления проводов – высококачественная медь, содержание примесей – минимальное, гибкость проводов – высокая. Использование проводов, изготовленных из медных сплавов или ни их основе, не рекомендуется;
- сечение проводов должно быть большим – это увеличит их проводимость, уменьшая нагрев и склонность к утечкам в результате наводок;
- изоляция проводов должна соответствовать качеству материала, быть прочной и одновременно гибкой, уметь противостоять механическим воздействиям и температурным колебаниям (этот режим характерен для моторного отсека, особенно при отрицательных температурах).
Разминусовка своими руками – процедура несложная. От вас потребуется приобрести сам кабель (предварительно просчитав нужную длину, просуммировав отрезки для каждого из потребителей), клеммы, а также термоусадочная трубка.
Нарезаем провода, обжимаем клеммы и одеваем их в местах крепления минусового провода каждого из потребителей, предварительно использовав термоусадку. Ищем маршруты прокладки проводов к минусовой клемме АКБ – желательно таким образом, чтобы они не грелись и не тёрлись.
Осталось подключить всё к аккумулятору. Для этого можно использовать планку, желательно тоже медную, просверлить в ней отверстия для проводов и зажать их болтами. К минусовой клемме АКБ планка также подсоединяется с помощью болтового соединения.
Вопрос-ответ
Что такое разминовка двигателя и как она влияет на его работу?
Разминусовка двигателя — это процесс, при котором происходит изменение конфигурации двигателя для улучшения его характеристик. Это может включать в себя изменение угла опережения зажигания, настройку впрыска топлива и другие параметры. Правильная разминовка может повысить мощность, улучшить экономию топлива и снизить выбросы, однако неправильные настройки могут привести к ухудшению работы двигателя и его преждевременному износу.
Какие преимущества могут быть у разминовки двигателя?
Одним из основных преимуществ разминовки является возможность повышения производительности автомобиля. Это может быть особенно полезно для спортивных автомобилей или в условиях гонок, где каждая лошадка на счету. Кроме того, правильная настройка может улучшить экономию топлива и снизить уровень выбросов, что делает автомобиль более экологичным.
Существуют ли риски или недостатки, связанные с разминовкой двигателя?
Да, существуют определенные риски. Неправильная разминовка может привести к перегреву двигателя, увеличению расхода топлива и даже поломке двигателя. Также стоит учитывать, что изменения могут повлиять на гарантию автомобиля, если он находится на гарантии. Поэтому важно проводить разминовку только у квалифицированных специалистов и с использованием качественного оборудования.
Советы
СОВЕТ №1
Перед принятием решения о разминовке двигателя, тщательно изучите все плюсы и минусы данного процесса. Обратите внимание на возможные изменения в характеристиках автомобиля, такие как мощность, расход топлива и надежность.
СОВЕТ №2
Проконсультируйтесь с опытными механиками или специалистами в области тюнинга. Они могут дать вам ценную информацию о том, как разминовка повлияет на ваш конкретный двигатель и какие возможные проблемы могут возникнуть в будущем.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на юридические аспекты разминовки. В некоторых странах или регионах изменения в конструкции двигателя могут повлиять на легальность эксплуатации автомобиля, поэтому убедитесь, что вы соблюдаете все местные законы и правила.
СОВЕТ №4
Если вы все же решились на разминовку, выбирайте качественные детали и услуги проверенных специалистов. Это поможет избежать проблем с надежностью и долговечностью вашего двигателя после модификации.