В свече зажигания конструктивно предусмотрены центральный электрод – плюс и как минимум один боковой – минус. На плюс подаётся электричество, вырабатываемое катушкой, а минус соединяется с «массой» посредством резьбового соединения и юбки устройства. Между контактами возникает дуговой разряд, сила которого определяется расстоянием от одного до другого электрода. Зазор на свечах зажигания – характеристика, влияющая на работу мотора в целом.
К чему приводит неправильный зазор на свечах зажигания
Промежуток между контактными поверхностями свечек зажигания напрямую влияет на температуру искры и ее длительность. Оно должно быть выставлено, согласно рекомендации производителя автомобиля. Для каждой машины и двигателя определена оптимальная величина зазора. Она указана в руководстве к автомобилю или её можно уточнить на сайте производителя.
В каких случаях потребуется эта информация:
- чтобы проверить уже установленные и эксплуатируемые какое-то время свечи;
- проверить новые запчасти.
Важно! Если в двигатель вносились изменения, то зазор электродов свечи зажигания может не совпадать с рекомендуемым. Например, при наращивании мощности двигателя расстояние между электродами уменьшают, чтобы оптимизировать работу мотора. Эта величина обратно пропорциональна мощности.
Неправильно выставленное расстояние на 5-6% увеличивает расход горючего и уменьшает ресурс свечи. Если оно правильно подобрано, то свечки хватает на 60 тыс. км. пробега.
Регулировка зазора на свечах зажигания является важным аспектом обслуживания двигателя, и эксперты подчеркивают, что правильное измерение и соблюдение нормы зазора могут существенно повлиять на эффективность работы автомобиля. Специалисты рекомендуют использовать специальные щупы для точного измерения зазора, так как даже небольшие отклонения могут привести к проблемам с запуском двигателя, увеличению расхода топлива и повышенному выбросу вредных веществ. Нормы зазора зависят от типа двигателя и модели автомобиля, поэтому важно обращаться к рекомендациям производителя. Регулярная проверка и корректировка зазора на свечах зажигания помогут обеспечить стабильную работу двигателя и продлить срок службы свечей, что в конечном итоге сэкономит средства владельца автомобиля.
Увеличенный зазор
Большой зазор – это промежуток, превышающий 1,3 мм. Тогда искра не возникает вовсе или появляется через раз. Она, если и пробивается, то слабая и не способна воспламенить ТВС. Последствия большого зазора на свечах зажигания:
- двигатель троит;
- на свечки попадает избыток топлива;
- наблюдается нагар в области контактов;
- пробивает изолятор, бронепровода или катушку.
Обратите внимание! При большом зазоре в моторе слышатся громкие хлопки. Это свидетельствует о пропуске в зажигании.
Уменьшенный зазор
Если увеличенный зазор вредит мотору, то расстояние между контактными поверхностями нужно уменьшить, но до определённых значений. Маленьким считается расстояние менее 0,4 мм. При незначительном промежутке между контактами разряд будет малой мощности, а это значит, что ТВС либо не воспламенится, либо не сгорит полностью. Остатками топлива заливает свечи, искра исчезает, а двигатель троит из-за того, что поджог смеси происходит через раз. В таком режиме мотор испытывает перегрузки, автомобиль потребляет больше топлива и увеличивается концентрация вредных веществ в выхлопных газах.
Также искра при уменьшенном расстоянии способна образовывать постоянную дугу, из-за чего подгорают или плавятся электроды.
Какова норма
Нормальная величина варьируется в пределах от 0,4 до 1,3 мм. Какой должен быть зазор на свечах зажигания, зависит от типа системы:
- В карбюраторных двигателях, где функцию распределителя зажигания выполняет трамблер, то есть на «классике», промежуток между контактами должен составлять от 0,5 до 0,6 мм.
- Если двигатель карбюраторный, но зажигание электронное, то выставляют зазор 0,7-0,8 мм.
- Для инжекторных двигателей оптимально расстояние в пределах от 0,9 до 1,2 мм.
Учитывая эти рекомендации, можно обеспечить максимально стабильную работу мотора.
Как измерить зазор между электродами
Зазор между электродами изменяется в процессе эксплуатации, поскольку на свечу постоянно воздействуют электрическое напряжение и высокое давление. Расстояние между электродами рекомендуется проверять каждые 15 тыс. км. (или 30 тыс. км. для многоэлектродных устройств) и корректировать его.
Для измерения потребуется специальный инструмент – щуп. Используются инструменты трёх видов:
- Монетообразный – по краю «монеты» имеется утолщающийся ободок, который и является измерителем. Вставляют ободок между электродами и поворачивают «монету» таким образом, чтобы ободок встал враспор между ними. Затем смотрят обозначение, которое нанесено на диск. Оно указывает на ширину ободка в конкретной точке. Недостатки такого щупа в том, что он может сточиться и им можно случайно увеличить промежуток между контактами.
- Монето-проволочное устройство – тоже круглый инструмент, но зазор измеряется путём вставки между электродами проволочек, закреплённых на корпусе. Они имеют фиксированную толщину, поэтому точно определить расстояние не получится.
- Плоский щуп – инструмент представляет собой набор щупов, отличающихся по толщине. По виду он напоминает швейцарский нож. Чтобы произвести измерение, подбирают щуп нужной толщины (можно использовать несколько щупов). Бывают инструменты комбинированного типа с проволочками, то есть сочетающие в себе этот и предыдущий варианты.
Чтобы измерить зазор, свечи извлекают из мотора. Для этого потребуется головка на 16 или 21. Сначала отсоединяют бронепровода, а затем выкручивают свечи. Извлечённые устройства чистят, чтобы удалить нагар и получить достоверный результат измерения.
Важно! Большое количество нагара свидетельствует о том, что свечи скоро потребуется заменить. Если нагар не очищается полностью, то ставить их обратно не рекомендуется.
Для очистки можно использовать небольшой отрез чистой ткани. Если тканью счистить нагар не получается, следует нанести на поверхности электродов медицинский спирт.
После очистки измеряют промежуток инструментом, поместив щуп между электродами. Выбирают щуп, соответствующий по толщине величине, которую требуется выставить. Если щуп не входит между контактными поверхностями, значит, зазор нужно увеличить. Если щуп свободно входит между электродами, требуется подогнуть контакты в сторону уменьшения расстояния. Щуп должен плотно входить между контактами.
Регулировка зазора
Неправильный зазор следует отрегулировать. Настройка/регулировка свечей зажигания осуществляется путем подгибания/отгибания внешнего контакта с помощью инструмента. Если отгибать контакт достаточно удобно, то подогнуть его может быть сложно. Тогда используют какую-либо плоскую плотную поверхность и, надавливая на устройство сверху, слегка уменьшают промежуток. Делать это нужно очень аккуратно и не более чем на 0,5 мм. за один раз. Затем снова измеряют расстояние. Работу выполняют неспешно и постепенно.
Важно! Излишнее усилие приводит к отлому внешнего контакта при отгибании и замыканию контактов при подгибании. И в том, и в другом случае свеча становится непригодной к дальнейшей эксплуатации.
Бывают многоэлектродные устройства с промежутками между контактами, выставленными для каждого элемента. В данном варианте вот как нужно выставить зазор на свечах зажигания: его проверяют и корректируют для всех электродов по отдельности. А зазоры всех свечей устанавливают по одному и тому же щупу.
Проблем с воспламенением ТВС не возникает, если выставлен правильный зазор на свечах зажигания.
Обратите внимание! После установки свечей важно в правильном порядке подключить бронепровода. Лучше выкручивать элементы по очереди или делать соответствующие отметки.
Нужно ли регулировать зазор на новых свечах зажигания
Теоретически необходимости в выполнении этого действия нет, зазор должен быть уже выверенным. И некоторые производители, зачастую автомобилей представительского класса, даже запрещают регулировку. Однако профессиональные работники СТО советуют контролировать расстояние между контактирующими поверхностями, потому что даже у новых элементов зажигания, лежащих в одной и той же упаковке, промежуток между электродами может серьёзно отличаться.
Зазор свечей зажигания для газа
По характеристикам газовая смесь отличается, поэтому нормы несколько отличаются, но совсем незначительно: 0,7-1 мм. В целом, никаких особенностей в регулировке расстояния между контактами для машин с газовым оборудованием нет.
У газовых свечек, в отличие от обычных, толщина электрода уменьшена, но это не сказывается на качестве работы механизмов мотора ни в лучшую, ни в худшую сторону.
Зазор на свечах зажигания определяет характер работы мотора, расход топлива, срок службы самих устройств и элементов движка. Водители с опытом умеют на слух определять, правильно ли выставлен зазор.
Вопрос-ответ
Как правильно измерить зазор на свечах зажигания?
Для измерения зазора на свечах зажигания используйте щупы, которые позволяют точно определить расстояние между электродами. Вставьте щуп между центральным и боковым электродами, выбирая щуп с нужной толщиной. Зазор должен быть равен норме, указанной в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
Что делать, если зазор на свечах зажигания не соответствует норме?
Если зазор не соответствует норме, его необходимо отрегулировать. Для этого аккуратно подогните боковой электрод, чтобы достичь нужного значения. Важно делать это осторожно, чтобы не повредить свечу. Если свеча сильно изношена или повреждена, лучше заменить её на новую.
Как часто нужно проверять зазор на свечах зажигания?
Рекомендуется проверять зазор на свечах зажигания каждые 10 000 – 15 000 километров пробега или в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля. Регулярная проверка поможет поддерживать оптимальную работу двигателя и предотвратить проблемы с зажиганием.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом регулировки зазора на свечах зажигания обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашего автомобиля. В руководстве пользователя обычно указаны оптимальные значения зазора, которые могут варьироваться в зависимости от модели и типа двигателя.
СОВЕТ №2
Используйте качественные инструменты для измерения зазора, такие как щупы или специальные измерительные приборы. Это поможет вам добиться точности и избежать ошибок, которые могут привести к неправильной работе двигателя.
СОВЕТ №3
Регулируйте зазор на холодных свечах, так как при нагреве металл расширяется и зазор может измениться. Убедитесь, что свечи полностью остыли перед измерением и регулировкой, чтобы получить точные результаты.
СОВЕТ №4
После регулировки зазора обязательно проверьте состояние свечей зажигания. Если они имеют признаки износа или загрязнения, рассмотрите возможность их замены, чтобы обеспечить надежную работу двигателя и оптимальную производительность автомобиля.