Планируя поездку на дальние расстояния, важно заранее продумывать все нюансы будущего маршрута, в том числе и остановки для отдыха. Длительная поездка утомляет, и водитель рискует попасть в аварию, подвергая тем самым опасности не только себя, но и пассажиров, и других участников движения.
Существуют ли какие-либо нормы, предусмотренные законодательством для профессиональных водителей и сколько времени можно проводить за рулём обычному автолюбителю? Попробуем ответить на эти вопросы в статье.
Нормы, предусмотренные законодательством
Конечно же, обычного автолюбителя никто не может заставить останавливаться на отдых, здесь, скорее, дело собственной ответственности. А вот для водителей, занимающихся транспортировкой грузов и пассажиров, в законе РФ предусмотрены определённые нормы, которых должен придерживаться не только водитель, но и его работодатель.
Так сколько часов в день можно проводить за рулём водителю тяжёлого транспорта? В ПДД указано, что для управления транспортным средством без отдыха должно выделяться не более 4,5 часов. После этого он должен определить самостоятельно или со своим работодателем место для отдыха, где проведёт не менее 45 минут.
Если работа связана с транспортировкой сложных грузов на дальние расстояния, которая требует скорости исполнения, то отдых можно разбить на несколько частей, где первая может быть не менее 15 минут, а последняя — около 30 минут.
Также законом предусмотрены суточные нормы вождения — они не должны превышать 9 часов. При авральных режимах работы допускается увеличение до 10 часов, но не чаще, чем 2 раз за одну неделю. Общая сумма часов, проведённых за рулём в течение недели, должна составить не более 56 часов.
Что касается времени для суточного отдыха, то оно должно составить не менее 11 часов, а за 6 рабочих дней — от 45 часов. В этом пункте также есть некая лазейка, которая предусматривает возможность сокращения времени для отдыха до 24 часов за одну неделю, но в таком случае в следующие 3 недели недостаток отдыха должен быть компенсирован оставшимися часами.
Если транспортировка грузов производится одним водителем, то после 8-9 часов, проведённых за рулём, ему необходимо обязательно остановиться для отдыха в дорожной гостинице или других местах отдыха. С напарником проще, но закон также требует соблюдения режима труда и отдыха водителя, где предусматривается одна продолжительная остановка для отдыха обоим водителям на 6-8 часов.
Эксперты в области транспортной безопасности подчеркивают важность соблюдения режима труда и отдыха водителей для предотвращения аварий и повышения общей безопасности на дорогах. Они отмечают, что длительные часы вождения без достаточного отдыха могут привести к усталости, что, в свою очередь, снижает концентрацию и реакцию водителя. Исследования показывают, что усталость за рулем сопоставима по опасности с вождением в состоянии алкогольного опьянения. Специалисты рекомендуют внедрение строгих норм, регулирующих время работы и отдыха, а также регулярные перерывы во время длительных поездок. Это не только улучшит безопасность, но и повысит эффективность работы водителей, способствуя их физическому и психическому благополучию.
Водитель устал
Время, проведённое за рулём, без остановок на отдых ведёт к снижению скорости реакции. Водитель меньше обращает внимание на дорогу, игнорируя неровности, дорожные знаки и другие автомобили. К тому же снижению концентрации внимания способствует и долгое сидение в одной позе, что ведёт нарушению кровообращения — кровь медленнее поступает к мозгу и зрение становится хуже.
Как понять, что водитель устал:
- веки начинают непроизвольно закрываться;
- появляется зевота;
- шея плохо держит голову, и она время от времени падает на грудь;
- при попытке вспомнить последние 2-5 км пути, это удаётся с трудом или вовсе не получается;
- ухудшается контроль дистанции;
- смещение с дороги на обочину или соседнюю полосу.
При обнаружении одного из признаков необходимо без отложений найти место, где можно остановиться на отдых, либо за руль посадить другого человека, способного управлять транспортом.
Способы контролировать сон
Когда лимит времени за рулём подходит к концу, а до ближайшей стоянки ещё ехать не один десяток километров, то водителю нужно искать способы, как себя держать в бодрости. Можно воспользоваться одним из советов:
- Ставить для себя цели, требующие выполнения в короткие сроки. Например, через 2 км будет поворот направо, нужно до него добраться. После этого спустя 5 км будет пост ДПС — нужно не уснуть. Таким образом, разбейте весь оставшийся путь на отдельные отрезки, и концентрация внимания повысится.
- Разговор. Водители-дальнобойщики, чтобы провести время с пользой, иногда могут брать с собой попутчиков. Время за беседой проходит незаметно, и сон снимает как рукой.
- Температурная встряска. Если в салоне предусмотрен кондиционер, попробуйте понизить температуру воздуха на несколько градусов. Прохлада не даст организму размориться.
- Перейти на ручной режим управления. Если контроль за движением осуществляет автоматика, то попробуйте переключиться на ручной режим. Небольшая встряска поможет взбодрить организм.
Все перечисленные способы действенные, но только в тех случаях, когда утомление проходит начальную стадию. Если же бороться со сном уже не осталось сил, то лучше съехать на обочину и вздремнуть некоторое время. Так, можно продолжить движение в бодром состоянии, не беспокоясь, что попадёшь в ДТП.
Система учёта рабочего времени водителя
Профессиональные водители, заключившие договор с организацией, обязаны придерживаться графика, составленного работодателем. Для поддержания ликвидности документа он должен обновляться каждый месяц. В график включена информация о количестве рабочих смен, выходных, их продолжительности в часах и перерывов на отдых. Исходя из суммы часов, начисляется заработная плата.
Учёт рабочего времени производится по одному из двух способов:
- Ежедневный. Учитываются часы каждого отработанного дня, где в качестве стандартного времени допускается 9 часов в сутки или 40 часов в неделю. Для учёта берутся все часы, проведённые на рабочем месте, включая время, проведённое за рулём, подготовку к рейсу и установку машины на отдых.
- Суммированный. Рассчитывается месячная сумма часов.
Стандартный рабочий день водителей автобусов, грузовиков, такси равен 9 часам в сутки. Но согласно пунктам, которые должны быть прописаны в договоре, день может быть увеличен до 12 часов, но эти часы должны быть компенсированы в течение недели.
Существует категория водителей, например вневедомственная охрана, скорая помощь, МЧС и прочие, которые подчиняются ненормированному рабочему дню. Их могут вызвать для выполнения задачи в любое время суток, но при этом общее время в неделю не должно превышать 40 часов.
Контроль времени, проведённого за рулём, осуществляется тахографом. Несоответствие нормам влечёт за собой штраф за нарушение РТО. В зависимости от того, чья вина будет доказана, определяются следующие суммы:
- водителю — 1,5-2 тысячи рублей;
- должностному лицу — от 7 до 10 тысяч рублей;
- индивидуальному предпринимателю — от 15 до 25 тысяч рублей;
- юридической организации — от 20 до 50 тысяч рублей.
Выполнение правил труда и отдыха контролируется надзорными органами: Роструд, Роспотребнадзор и ГИБДД.
Длина пути
Если маршрут не более 800 км, то его можно преодолеть за один день. Длительная поездка требует разделения пути на несколько отрезков с включением обязательного отдыха.
При этом нужно придерживаться комфортной скорости и соблюдать нормы разделения труда и отдыха. В учёт необходимо брать сезонность, климатические условия, качество дорожного полотна и состояние транспортного средства.
Советы неопытным водителям
Следует понимать, что движение по шоссе имеет существенное отличие от вождения в черте города. Оживлённость дорог внутри города держит водителя в постоянном напряжении, не давая ему расслабиться.
А вот на шоссе совсем наоборот: находясь на малочисленной трассе, очень быстро можно расслабиться, тем самым снизив контроль. Это обязательно скажется на безопасности управления транспортным средством.
Путешествие на автомобиле в течение длительного времени сказывается на утомляемости водителя. Рассмотрим варианты, в зависимости от продолжительности нахождения за рулём:
- 8 часов — норма;
- 10 часов — начинается лёгкая усталость;
- 12 часов — появляются зевота и лёгкая слабость, расценивается как умеренная усталость;
- 14 часов — могут смыкаться веки, наблюдается снижение концентрации внимания, переутомление;
- 16 часов — человек засыпает за рулём, чрезмерная усталость;
- больше 16 часов — в таком состоянии водителя находиться за рулём опасно.
Конечно же, эти показатели усреднённые и могут отличаться в зависимости от опыта вождения, возраста водителя, сезона, климатических условий на дороге и прочих нюансов.
В заключении
Ни один современный автомобиль не способен гарантировать полной безопасности на загородной трассе, если для этого не провести подготовку маршрута, где указать, как часто нужно делать остановку, в какое время и сколько часов займёт весь отрезок пути. Перед тем как отправиться в дальнюю поездку, нужно обязательно выспаться, можете пригласить с собой разговорчивого попутчика.
Приходилось ли вам проводить длительное время за рулём? Как организм реагировал на подобные нагрузки?
Вопрос-ответ
Каковы основные правила режима труда и отдыха для водителей?
Основные правила режима труда и отдыха для водителей включают обязательные перерывы в работе, которые должны составлять не менее 30 минут после 4,5 часов вождения. Водители также должны соблюдать максимальное время вождения, которое не должно превышать 9 часов в день, с возможностью увеличения до 10 часов не более двух раз в неделю. Кроме того, водители обязаны иметь не менее 11 часов отдыха в сутки.
Какие последствия могут возникнуть при нарушении режима труда и отдыха?
Нарушение режима труда и отдыха может привести к серьезным последствиям, включая административные штрафы для водителей и транспортных компаний. Также это может повысить риск дорожно-транспортных происшествий из-за усталости водителя, что ставит под угрозу безопасность на дороге.
Как водители могут эффективно планировать свой режим труда и отдыха?
Водители могут эффективно планировать свой режим труда и отдыха, используя специальные приложения для отслеживания времени вождения и отдыха. Также важно заранее планировать маршруты, учитывая время на остановки и перерывы. Регулярные физические упражнения и здоровое питание помогут поддерживать уровень энергии и концентрации во время работы.
Советы
СОВЕТ №1
Установите четкий график работы и отдыха. Определите, сколько часов в день вы будете работать, и строго придерживайтесь этого расписания. Это поможет избежать переутомления и повысит вашу продуктивность на дороге.
СОВЕТ №2
Регулярно делайте перерывы. Каждые 2-3 часа вождения останавливайтесь на 15-20 минут, чтобы размяться, выпить воды и отдохнуть. Это поможет вам сохранить концентрацию и снизить риск аварий.
СОВЕТ №3
Следите за своим состоянием. Если вы чувствуете усталость или сонливость, немедленно остановитесь и отдохните. Не стоит игнорировать сигналы своего организма, так как это может привести к опасным ситуациям на дороге.
СОВЕТ №4
Создайте комфортные условия в кабине. Обеспечьте хорошую вентиляцию, поддерживайте порядок и используйте удобные сиденья. Комфортная обстановка поможет вам лучше сосредоточиться на вождении и снизит уровень стресса.