Одной из ответственных систем безопасности в автомобиле является тормозная система. От состояния ее компонентов может зависеть не только целостность кузова машины, но и здоровье или жизнь многих участников дорожного движения.
Важно контролировать основные механические параметры элементов, входящих в систему. Кроме колодок тестированию обязаны подвергаться диски. Делать это необходимо через определенный интервал времени или после установленного производителем пробега.
Какая минимальная толщина тормозного диска
Для каждой марки автомобиля минимальная толщина тормозных дисков является индивидуальной и лимитируется компанией-автоизготовителем. На установленный заводом параметр оказывают влияние многие факторы:
- мощность двигателя;
- масса транспортного средства;
- диаметр дисков;
- применяемый материал и пр.
Более 90% машин, сходящих с конвейеров в мире, оснащено данным типом тормозов, поэтому допустимая толщина тормозного диска является актуальной для большого числа автомобилистов. Причина распространенности кроется в оптимальной конструкции, что позволяет удешевить готовый продукт и обеспечить его производительность.
Важно! Недостатком дисковых тормозов признана малая площадь соприкосновения колодок с диском, что приводит к необходимости повышения давления в зоне контакта, а следствием является интенсивность износа соприкасающихся частей.
Определить наименьшее допустимое значение помогает торцевая маркировка, проставленная производителем. Информация размещена на участке, где отсутствует истирание материала. Данные представлены в виде числовых значений, одним из которых является первоначальный размер, а второе значение – минимальная толщина.
Если определять, из чего производители делают свои тормозные диски, то получим следующий список:
- высококачественный тугоплавкий чугун (наиболее распространенный тип);
- керамические составы (могут использоваться в качестве покрытий рабочих поверхностей);
- карбон (углепластик).
Благодаря своим физическим свойствам, каждый из типов имеет свои достоинства и недостатки. Металл хорошо отводит тепло, имеет доступную стоимость, но срок службы его меньше, чем у новых прогрессивных материалов и масса больше. Композитные и керамические материалы более легкие, не уступающие по прочности металлам, эффективные и долговечные. Однако более дорогие в исполнении, а также керамика обладает хрупкостью.
Эксперты в области автомобильной безопасности единодушны в том, что минимальная толщина тормозных дисков играет критическую роль в обеспечении эффективного торможения. Обычно рекомендуется, чтобы толщина диска не опускалась ниже 22-24 мм для большинства легковых автомобилей. При уменьшении толщины диска увеличивается риск перегрева и деформации, что может привести к ухудшению тормозных характеристик и увеличению тормозного пути. Кроме того, изношенные диски могут вызывать вибрации и шум при торможении, что негативно сказывается на комфорте вождения. Поэтому специалисты советуют регулярно проверять состояние тормозных дисков и заменять их при достижении минимально допустимой толщины, чтобы гарантировать безопасность на дороге.
Признаки неисправной работы
Чтобы определить точно, сколько ходят тормозные диски, необходимо учитывать несколько факторов. В список входят как эксплуатационные параметры, так и технологические. Производители обычно лимитируют допустимые значения усредненным пробегом. Хотя ресурс тормозных дисков в таком случае окажется не всегда верным.
При выявлении состояния данных элементов системы необходимо мониторить поведение автомобиля во время экстренного типа торможения. В определенных случаях на рулевую колонку передается биение. В такой ситуации необходимо провести непосредственный осмотр дисков, предварительно поочередно сняв колеса.
Приблизительно определить срок службы установленных тормозных дисков помогут не только осмотры, но и самостоятельные замеры штангенциркулем. В процессе замеров необходимо обращать внимание на образовавшиеся последствия эксплуатации:
- глубокие канавки;
- царапины;
- биения;
- сколы;
- резкие перепады толщины и пр.
Опытные автомобилисты рекомендуют проводить замеры не в двух-трех точках, а на 6-8 участках. Таким образом удастся сформировать более правильное представление о геометрии детали.
Измерения должны проводиться на равном удалении от края окружности. Достаточно отступить на 10-15 мм. Допустимым значением биения является показатель 0,01-0,02 мм. Чтобы иметь максимально точные результаты, важно использовать высокоточные приборы, к которым относится электронный штангенциркуль и микрометр, обладающие погрешностью в 0,01-0,005 мм. соответственно.
Важно! Недопустимо устанавливать спаренные тормозные колодки, чтобы компенсировать выработку дисков и блокировать выпадение гидравлического штока, так как это приведет к негативным последствиям и выходу тормозной системы из строя.
Выявлять проблему можно по косвенным признакам. Водитель почувствует увеличение тормозного пути или удлинение хода педали. Иногда появляется шум и скрежет со стороны колес после нажатия на педаль.
Что необходимо делать с неисправными дисками
Если нет возможности рассмотреть допустимый производителем износ металлических тормозных дисков, то рекомендуем воздержаться от дальнейшей эксплуатации деталей при уменьшении параметра ниже 4 мм. Это значение находится близко к критическому уровню для вентилируемых конструкций.
Большинство автовладельцев проводит замену на всех четырех колесах. Если же менять все детали нет необходимости, то осуществляется попарно обновление – ставится передняя или задняя пара, исходя из текущей потребности.
Не все автомобилисты готовы затратиться на приобретение ремонтного комплекта. В таком случае приходится обновить имеющиеся в наличии детали. Для этого используется проточка рабочих поверхностей.
Обработка тормозных дисков может осуществляться разными способами:
- на универсальном токарном станке;
- на токарном станке с приспособлениями;
- на спецоборудовании.
Наиболее приемлемыми являются второй и третий вариант. Они минимизируют или исключают погрешность обработки, из-за которой возникает торцевое биение.
Приобретать ремкомплекты, на которых отсутствуют числовые параметры текущего и минимального значения толщины, нежелательно. Чаще всего такой продукт оказывается фальсификатом и обладает достаточно низким ресурсом.
Последствия использования изношенных тормозных дисков
Агрессивный стиль езды способствует скорому износу колодок и дисков тормозной системы. Частая резкая работа педалью приводит к активному перегреву в области колеса. Высокие температуры провоцируют потерю эксплуатационных свойств. При этом фрикционный материал неравномерно втирается в плоскость.
Бессистемное воздействие приводит в итоге к непредсказуемому изменению толщины диска. В результате торцевое биение передается на систему управления. Водитель может ощущать вибрацию.
Возникновение канав и борозд снижает площадь соприкосновения фрикционных накладок с металлической поверхностью. Это минимизирует тормозное усилие, и как следствие – увеличивается тормозной путь.
Предотвратить негативное развитие помогает плавная работа педалью. Также после покупки нового автомобиля или установки новых дисков и накладок, специалисты рекомендуют провести обкатку сопрягающихся пар. Для этого со скорости 100 км/ч необходимо перейти в режим 10 км/ч, используя педаль постепенно 10-15 раз.
Заключение
Чрезмерно изношенные диски нуждаются в своевременной замене. Минимальный параметр указан на торце обода. Продлить ресурс помогает правильная спокойная эксплуатация и предварительная обкатка.
Вопрос-ответ
Как узнать, какая минимальная толщина диска допустима для моей машины?
Минимальная толщина диска зависит от модели автомобиля и рекомендаций производителя. Обычно эту информацию можно найти в руководстве пользователя или на сайте производителя. Также стоит проконсультироваться с профессиональным механиком или специалистом по шинам.
Что произойдет, если использовать диск с недостаточной толщиной?
Использование диска с недостаточной толщиной может привести к ухудшению управляемости автомобиля, увеличению тормозного пути и повышенному риску повреждения диска. В крайних случаях это может привести к аварийной ситуации на дороге.
Как часто нужно проверять толщину дисков на автомобиле?
Рекомендуется проверять толщину дисков при каждом техническом обслуживании автомобиля, а также перед длительными поездками. Это поможет избежать неожиданных проблем и обеспечит безопасность на дороге.
Советы
СОВЕТ №1
Перед тем как менять тормозные диски, обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашего автомобиля. В руководстве пользователя обычно указаны минимальные допустимые толщины дисков, что поможет избежать проблем с безопасностью.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте состояние тормозных дисков. Если вы заметили значительное износ или появление трещин, лучше заменить диски, даже если их толщина еще в пределах нормы. Безопасность всегда должна быть на первом месте.
СОВЕТ №3
При замене тормозных дисков выбирайте качественные запчасти от проверенных производителей. Дешевые аналоги могут не только быстро износиться, но и негативно сказаться на эффективности торможения.
СОВЕТ №4
Не забывайте о том, что толщина тормозных дисков может изменяться со временем из-за нагрева и механического воздействия. Поэтому важно периодически проводить их шлифовку или замену, чтобы поддерживать оптимальную производительность тормозной системы.