Сажевый фильтр на дизельных двигателях снижает уровень вредных выбросов и улучшает экологические характеристики автомобиля. В условиях современных стандартов его наличие обязательно, но многие владельцы не осознают важность его обслуживания. В статье рассмотрим, что такое сажевый фильтр, как он работает и какие меры необходимы для его эффективной эксплуатации и чистки. Эти знания помогут продлить срок службы фильтра и избежать серьезных поломок и затрат на ремонт.
Для чего устанавливают сажевый фильтр – принцип действия
Как уже упоминалось ранее, в процессе сгорания дизельного топлива в двигателе образуются углеродные частицы, а выхлопные газы содержат твердые включения сажи. В связи с тем, что требования к экологии автотранспорта становятся все более строгими, появилась необходимость в улавливании этих частиц. Для этой цели, помимо обязательных катализаторов, устанавливаются специальные фильтры в выхлопные системы.
Конструкция системы довольно проста. Отработанные газы проходят через фильтровальный блок, в котором чередуются закрытые и открытые каналы. В закрытых каналах задерживаются все примеси, а через стенки газ проходит в открытые проходы, что не мешает его дальнейшему выходу наружу. Сажа представляет собой мельчайшую пыль, которая не просто задерживается, а оседает в мелких ячейках фильтрующего элемента и соединяется углеродными частицами, образуя смолистые капли. В результате склеивания частицы сажи довольно быстро забивают фильтр.
Сажевый фильтр на дизельных автомобилях играет ключевую роль в снижении выбросов вредных веществ. Эксперты отмечают, что его основная функция заключается в улавливании сажи и других частиц, образующихся в процессе сгорания топлива. Однако, для обеспечения эффективной работы фильтра необходимо регулярное обслуживание. Специалисты рекомендуют периодически проверять состояние фильтра и очищать его, особенно при частых поездках на короткие расстояния, когда фильтр не успевает прогреваться до необходимой температуры для самоочистки. Также важно использовать качественное топливо и следить за состоянием системы впрыска, так как загрязненные форсунки могут способствовать быстрому засорению фильтра. В случае серьезных повреждений или забивания, замена фильтра становится неизбежной. Таким образом, правильный уход за сажевым фильтром не только продлевает его срок службы, но и способствует снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Самоочистка фильтров – вариант, предусмотренный производителями
Данный вариант присутствует далеко не во всех марках и моделях автомобилей. Бюджетные, к примеру, не имеют возможности автоматической самоочистки, зато её можно имитировать механическим путём, если знать принцип действия. Функционирует система при помощи специального датчика, который отслеживает степень закупоривания каналов, определяя давление на входе и выходе. Как только оно достигает уровня, указывающего на снижение проходимости отработанных газов, на электронный блок управления транспортного средства поступает сигнал. В камеры двигателя впрыскивается больше горючего, и при его сгорании температура выхлопа стремительно увеличивается, что позволяет дожечь сажу в фильтре.
Существует ещё несколько способов, совместимых с работой электронных блоков, и производители используют их, исходя из предпочтительности для определенной модели автомобиля. Так, блок управления может по сигналу обеспечить более поздний впрыск топлива. Также, после того как датчик уведомит электронику о закупорке каналов, запускается специальный электрический нагреватель, если таковой предустановлен в транспортном средстве. В некоторых моделях предусматривается впрыск горючего непосредственно перед сажевым фильтром для возможности дожигания. И, наконец, в некоторых автомобилях присутствует микроволновой блок, использующийся для той же цели.
Дизельные двигатели могут работать с разной степенью интенсивности и в городе обычно эксплуатируются на малых и средних оборотах вала. В этом случае сигнал о закупоривании каналов может не поступить от датчика вплоть до полной забивки фильтрующего элемента. И дожигание сажи станет невозможным. Для того чтобы электронный блок наверняка сработал, следует время от времени поднимать обороты вала до максимума. То же самое возможно сделать без наличия блока управления механическим путём, подняв работу дизельного двигателя до предельной мощности, что приведёт к резкому повышению температуры выхлопных газов. Однако такой вариант срабатывает далеко не всегда и зависит от конструкции системы фильтрации.
Проблема с сажевым фильтром | Причина | Решение |
---|---|---|
Забитый сажевый фильтр (высокое давление в системе) | Длительная езда на коротких дистанциях, низкая температура выхлопных газов, низкокачественное топливо, неисправность системы впрыска топлива. | Регенерация (пассивная или активная), замена фильтра, чистка фильтра (специализированными средствами). |
Ошибка в системе управления двигателем, связанная с сажевым фильтром | Неисправность датчиков давления, температуры, расходомера воздуха, блока управления двигателем. | Диагностика неисправности, ремонт или замена неисправных компонентов. |
Увеличенный расход топлива | Забитый сажевый фильтр, неэффективная регенерация. | Регенерация, чистка или замена фильтра. |
Снижение мощности двигателя | Забитый сажевый фильтр, ограничение работы двигателя системой управления. | Регенерация, чистка или замена фильтра. |
Неприятный запах из выхлопной трубы | Неполная регенерация, сгорание сажи в фильтре. | Регенерация фильтра. |
Предупреждающая индикация на приборной панели | Забитый сажевый фильтр, неисправность системы. | Диагностика неисправности, регенерация или ремонт. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о сажевом фильтре на дизельных автомобилях и его обслуживании:
-
Функция сажевого фильтра: Сажевый фильтр (DPF) предназначен для улавливания и удаления сажи и других твердых частиц из выхлопных газов дизельных двигателей. Это помогает значительно снизить уровень выбросов и соответствует строгим экологическим стандартам, таким как Euro 5 и Euro 6.
-
Процесс регенерации: Сажевый фильтр требует периодической регенерации, чтобы сжигание накопившейся сажи происходило эффективно. Это может происходить как в активном (при высокой температуре выхлопных газов), так и в пассивном режиме (при помощи добавления специальных добавок к топливу). Неправильная или нерегулярная регенерация может привести к засорению фильтра и его поломке.
-
Обслуживание и замена: Обслуживание сажевого фильтра включает в себя регулярные проверки и, при необходимости, чистку или замену. Важно следить за состоянием фильтра, так как его замена может быть довольно дорогой. Некоторые автомобили могут быть оснащены системой диагностики, которая предупреждает водителя о необходимости обслуживания фильтра, что помогает избежать серьезных проблем.
Присадки как способ очистки – так ли они эффективны?
Некоторые автомобильные бренды предлагают специальные контейнеры для добавок, которые располагаются рядом с топливным баком. Эти добавки, способствующие более эффективному осаждению сажевых частиц в фильтре, впрыскиваются в бензобак во время заправки, и этот процесс контролируется электроникой. Основным компонентом таких добавок является оксид церия, который связывает мелкие частицы, образуя плотный слой на стенках фильтрующих ячеек. В результате осадок насыщается кислородом, что способствует более эффективному его сжиганию. Аналогичным образом могут быть обработаны сажевые фильтры на бензиновых двигателях.
Однако существует одна проблема: оксид церия, накапливаясь в виде налета на стенках каналов, через которые проходят выхлопные газы, со временем может забивать мельчайшие ячейки. Таким образом, очищая фильтр от сажи, добавки в конечном итоге приводят к его еще большему загрязнению, и уже после 140000 километров пробега, а в некоторых моделях даже после 80000 километров, может потребоваться полная замена фильтра. Чтобы предотвратить это, необходимо периодически очищать каналы вручную, для чего разработаны специальные средства и инструменты.
Ручная промывка – несколько способов без снятия блока
Многие опытные владельцы автомобилей осуществляют очистку сажевого фильтра дизельного двигателя при помощи пульверизатора с тонкой трубкой распылителя. Для начала прогреваем мотор, затем даём ему остыть приблизительно до 40 градусов или чуть больше. Выкручиваем датчик давления отработанных газов, установленный в выхлопной системе до фильтра. Подсоединив компрессор или ручной насос к бачку со специальной промывающей жидкостью, вставляем трубку распылителя в отверстие датчика и накачиваем около 200 граммов состава в блок. Выжидаем около 15 минут, после чего снова заливаем жидкость. Всего нужно около 1 литра. Обязательно, распыляя, вращайте трубку с распылителем так, чтобы состав попадал на всё внутреннее пространство, затекая в каналы фильтра.
Далее следует второй этап. Для первичной очистки применяется жидкость с достаточно высокой степенью горючести, она может легко воспламениться в выхлопной системе, когда двигатель будет запущен. Поэтому обязательно нужно смыть и её, для чего используем второй состав – нейтрализующий. Его достаточно взять только 0,5 литра и ввести тем же способом, распыляя на всю внутреннюю поверхность. По прошествии получаса остаётся только ввинтить датчик на место и прогреть двигатель автомобиля, чтобы остатки жидкостей от тепла быстрее испарились. Рекомендуется далее подать максимальную нагрузку, чтобы по достижении высоких температур выхлопа началась регенерация с помощью присадок.
Второй способ очистки сажевого фильтра на дизеле несколько проще, поскольку не требует наличия пульверизатора или схожего приспособления. Сегодня в специализированных магазинах для обслуживания автомобилей продаются специальные аэрозоли для чистки сажевого фильтра дизельного двигателя. Подготовка такая же, как и в указанном выше методе – нужно открутить датчик давления, установленный перед блоком. Теперь берём баллончик, емкость которого обычно составляет около 400 миллилитров, и направляем сопло в отверстие.
Данный очиститель пенный, поэтому нужно разбрызгивать крайне малыми дозами, выжидая некоторое время между ними. Нередко средство комплектуется зондом, которым следует распределять образующуюся пену внутри блока. Выждав около получаса после насыщения фильтра, устанавливаем датчик в его гнездо, вливаем в топливный бак специальную присадку и запускаем двигатель. Обязательно следует соблюдать рекомендованную изготовителем дозировку.
Снятие забитого фильтра – моем или заменяем
У всех автомобилей есть возможность удаления фильтра, хотя этот процесс требует значительных усилий. Для начала необходимо отсоединить блок с небольшими участками выхлопной системы и поместить его в большую ёмкость, например, в таз или бак. Затем следует заполнить его специальным чистящим раствором, который можно приобрести в канистрах объемом 4–5 литров. Обычно состав таких жидкостей включает нефтепродукты, которые эффективно растворяют смолы, связывающие частицы сажи в каналах.
Промывка сажевого фильтра дизельного двигателя может быть выполнена самостоятельно через трубу, которая отвечает за подачу отработанных газов. Раствор заливается через воронку до полного заполнения блока, после чего необходимо подождать не менее 8 часов, чтобы осадок на стенках ячеек полностью разрушился. Затем подключите шланг к водопроводу или насосу, подведя воду от большого резервуара, и промойте блок под сильным напором. В результате через выходной патрубок не должно вытекать жидкость для промывки сажевого фильтра, а только чистая вода без остатков моющего средства.
В некоторых случаях может потребоваться вскрытие металлического корпуса фильтрующего блока для извлечения внутреннего элемента, который затем нужно промыть, а после установки обратно заварить разрезанную стенку.
Замена фильтра обычно связана с демонтажем блока, то есть с обычным снятием участка системы, или же можно вскрыть корпус, в котором находится фильтр. В первом случае процесс аналогичен промывке, но с заменой всего блока. Это довольно затратное удовольствие, но самый простой вариант. Если же вы хотите сэкономить, можно приобрести только фильтрующий элемент, который будет стоить дешевле, чем весь блок.
Металлический корпус вскрывается с помощью автогена или плазмореза, после чего извлекается загрязнённый фильтр. Важно запомнить, как расположены торцевые стороны элемента с входными и выходными каналами. Затем установите новый сердечник по той же схеме и аккуратно поместите на место вырезанный фрагмент стенки системы. Для резки и сварки лучше всего предварительно снять участок выхлопной системы, чтобы не выполнять работу непосредственно под днищем автомобиля. Этот способ обходится дешевле полной замены блока, но дороже, чем промывка, хотя и более надёжен.
Что касается эффективности предложенных методов, то полная промывка с демонтажем является наиболее продуктивной и позволяет значительно продлить срок службы фильтра. Промывка с использованием пульверизатора менее качественная, но достаточно эффективная с точки зрения затрат времени, труда и денег, поэтому пользуется наибольшей популярностью. Аэрозоли – это наименее эффективный вариант, но самый быстрый и доступный по цене.
Проблемы и неисправности сажевого фильтра – как их диагностировать
Сажевый фильтр (DPF) является важным компонентом системы очистки выхлопных газов дизельных двигателей. Он предназначен для улавливания и удаления сажи и других твердых частиц, образующихся в процессе сгорания топлива. Однако, как и любое другое устройство, сажевый фильтр может сталкиваться с различными проблемами и неисправностями. Важно уметь их диагностировать, чтобы избежать серьезных последствий для двигателя и системы выхлопа.
Одной из наиболее распространенных проблем с сажевым фильтром является его засорение. Это происходит, когда фильтр не может эффективно улавливать сажу, что приводит к накоплению частиц и снижению пропускной способности. Основными признаками засорения являются:
- Увеличение расхода топлива: Если двигатель начинает потреблять больше топлива, чем обычно, это может быть признаком того, что сажевый фильтр забит.
- Потеря мощности: При засорении фильтра двигатель может терять мощность, особенно при ускорении или на высоких оборотах.
- Появление предупреждающих сигналов: На приборной панели может загореться индикатор неисправности двигателя (MIL), что указывает на проблему в системе выхлопа.
Для диагностики состояния сажевого фильтра можно использовать несколько методов. Один из них – это проверка давления на входе и выходе фильтра. Если разница давления превышает допустимые значения, это может указывать на его засорение. Также стоит обратить внимание на состояние датчиков, связанных с системой выхлопа, таких как датчик давления и датчик температуры. Неправильные показания этих датчиков могут свидетельствовать о проблемах с фильтром.
Еще одной распространенной проблемой является неэффективная регенерация сажевого фильтра. Регенерация – это процесс сжигания накопленной сажи при высоких температурах. Если этот процесс нарушен, сажа не удаляется, что приводит к ее накоплению. Причины неэффективной регенерации могут включать:
- Низкие температуры: Если двигатель не достигает необходимой температуры для регенерации, сажа не будет сжигаться.
- Проблемы с системой впрыска: Неправильная подача топлива может привести к недостаточному нагреву фильтра.
- Неисправности в электронике: Системы управления двигателем могут не активировать регенерацию из-за неисправностей в программном обеспечении или датчиках.
Для диагностики проблем с регенерацией можно использовать сканеры OBD-II, которые позволяют считывать коды ошибок и параметры работы двигателя в реальном времени. Если регенерация не происходит, это может быть связано с ошибками в системе управления или физическими повреждениями фильтра.
Важно помнить, что игнорирование проблем с сажевым фильтром может привести к серьезным последствиям, таким как повреждение двигателя или системы выхлопа. Регулярное обслуживание и диагностика помогут предотвратить возникновение неисправностей и продлить срок службы сажевого фильтра.
Вопрос-ответ
Как понять, что пора менять сажевый фильтр на дизеле?
Обычно водитель узнает о необходимости удалить или заменить такой элемент, как сажевый фильтр (FAP/DPF), только после появления на панели приборов знака ошибки. Повышение расхода топлива, нестабильная работа, снижение мощности и дымность — вот то, что влечет за собой неисправность сажевого фильтра дизельного двигателя.
Как почистить сажевый фильтр на дизеле?
Частицы загрязнений окисляются и сгорают — это самый простой способ очистить сажевый фильтр, который называется регенерацией. Чтобы нагреть деталь до такой температуры, нужно выехать на трассу и разогнаться до 100-120 км/ч. В таком режиме следует ехать в течение 30-40 минут.
Как ведет себя машина, когда забит сажевый фильтр?
Растет расход топлива, снижается динамика (пропадает тяга), чересчур дымный выхлоп, подозрительное шипение при работе двигателя.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте состояние сажевого фильтра. Обратите внимание на предупреждающие сигналы, такие как увеличение расхода топлива или снижение мощности двигателя. Если вы заметили эти признаки, возможно, фильтр нуждается в чистке или замене.
СОВЕТ №2
Используйте качественное топливо. Некачественное дизельное топливо может содержать больше сажи и загрязняющих веществ, что ускоряет засорение сажевого фильтра. Выбирайте проверенные заправки и следите за составом топлива.
СОВЕТ №3
Проводите периодическую регенерацию сажевого фильтра. Это процесс, при котором сажа сжигается при высоких температурах. Убедитесь, что ваш автомобиль проходит регенерацию, особенно если вы часто ездите на короткие дистанции, где фильтр может не успевать очищаться.
СОВЕТ №4
Обращайтесь к профессионалам для обслуживания. Если вы не уверены в своих навыках, лучше доверить чистку или замену сажевого фильтра специалистам. Это поможет избежать повреждений и продлить срок службы вашего автомобиля.