Пределов совершенствования нет, не составляет исключение и автомобилестроение, где ежегодно появляются новинки, которые значительно повышают функциональные возможности узлов и агрегатов автомобилей и комфорт водителя.
Такой изюминкой конструкторской мысли, в своё время, стал и типтроник.
Что такое коробка передач типтроник
Впервые о типронике заговорили лет 30 назад, когда фирма «Porsche» установила на четырёхступенчатую, автоматическую коробку переключения передач электронный блок управления, позволяющий вручную перевести работу двигателя на спортивный режим.
По сути типтроник — всего лишь отдельная функция автоматической трансмиссии, с возможностью перехода и на ручной режим управления коробкой, а не полноправный член большого семейства автоматических КПП.
В ходе дальнейшего развития у БМВ он получил название «штептроник», а в АКПП с использованием вариаторов – «мультитроник».
Типтроник, как одна из функций автоматической трансмиссии, вызывает интерес у экспертов в области автомобилестроения. Специалисты отмечают, что данная система сочетает в себе преимущества автоматической и механической коробки передач, позволяя водителю самостоятельно выбирать передачи при необходимости. Это особенно полезно в условиях сложного дорожного движения или на извилистых маршрутах, где требуется более точный контроль над автомобилем.
Эксперты подчеркивают, что типтроник способствует повышению динамики разгона и улучшению управляемости, что делает вождение более увлекательным. Однако они также предупреждают, что неправильное использование этой функции может привести к износу трансмиссии. В целом, типтроник является отличным решением для тех, кто ценит комфорт и контроль в процессе вождения.
Устройство и принцип работы типтроник
Принципиальной особенностью устройства АКПП, предназначенной для подключения типтроника, стала возможность прямого воздействия на коробку для управления ею вручную.
Классический автомат, в котором вся работа построена на перемещении специального масла под давлением, создаваемым гидротрансформатором, для этого не подходил, так как все его детали были рассчитаны на плавное переключение скоростей. Быстрый же перевод их в ручном режиме сопровождается мощным гидроударом.
Поэтому понадобились более прочные материалы для изготовления АКПП, а для управления ими электронные блоки, информация о нужном режиме на которые подавалась с бортового компьютера.
На современных бюджетных авто устанавливаются чисто электронные типтроники, а вот на престижных машинах – электронно-гидравлические, значительно повышающие реакцию переключения скоростей.
Несмотря на удорожание этого механизма по сравнению с простым автоматом, он приобрел значительные преимущества, совмещая в себе комфортность вождения в городе, которую дает АКПП и возможность быстрого перехода на ручное управление для ускорения, при обгоне на трассе.
Отличия АКПП типтроник от моделей со схожим механизмом работы
Многие автолюбители путают автомат с типтроником и полуавтомат с такими же функциями, а между ними существует принципиальная разница.
Полуавтоматическая КП (DSG) представляет собой механическую коробку с двумя фрикционами сцепления, на одном из валов которых находятся шестерни нечетного ряда скоростей, на другом – четного и когда они вращаются, в зацепе находятся сразу две шестерни, соседних по количеству передаточных чисел и находящиеся в разных рядах. Именно это позволило переключать скорости плавно и избавило от обязательного при этом отсоединения двигателя от коробки, как в случае с обычной МКПП. Надобность в третьей педали тоже отпала. Управляется она, как и в типтронике, при помощи электронного блока.
Полуавтомат стал следующим, более совершенным поколением роботизированной «механики», в которой переключением скоростей в МКПП занимались роботы, но эти агрегаты постепенно уходят в историю.
Настоящим прорывом в развитии АКПП, с возможность ручного вмешательства, стало изобретение вариатора (CVT). Конструкция его оказалась очень простой, состоящей из двух шкивов, соединенных между собой металлический ремнем. Передаточное число в этой коробке меняется за счет изменения диаметра ведущего диска, который состоит из двух конических частей, при их раздвижении он уменьшается, а сдвижении – увеличивается. Это позволило плавно, без «дерганья» и быстро менять скоростной режим. Поездка в авто с вариатором равноценна езде на электромобиле.
Основные плюсы и минусы типтроника
Гидротрансформаторные АКПП с типтрониками на сегодня наиболее распространенный вид коробок-автоматов. Они постоянно совершенствуются и уже сейчас можно встретить механизмы с 6, 7 и 8 ступенями.
К их «плюсам» следует отнести:
- наличие ручного управления;
- удобство и надежность в эксплуатации;
- меньший, по сравнению с классической АКПП, расход топлива;
- невозможность перегрева двигателя.
К недостаткам относятся:
- высокая стоимость авто с типтроником, в сравнении с аналогами на «механике» и классической АКПП;
- расход топлива больше, чем на МКПП;
- дороговизна ремонта и обслуживания;
- невозможность запуска с «толкача».
В сравнении с другими автоматами они тоже выглядят неплохо.
Несмотря на значительное преимущество коробок DSG в скорости и плавности переключения скоростей, оно нивелируется очень сложной конструкцией механизма и трудностью ремонта – зачастую в сервисах сразу предлагают их замену.
Вариатор CVT, при всех его положительных качествах: быстром и плавном разгоне, низким расходом топлива, комфортом, маленьким весом, имеет и значительные недостатки. Работает очень шумно – слышно в салоне, маленький ресурс – уже через 120 тыс. подлежит замене, каждые 50 тыс. необходимо менять масло, не переносит агрессивной езды и самое неприятное — очень дорогой.
Как пользоваться типтроником на автоматической коробке передач
Пользоваться АКПП с типтроником несложно, поскольку она, как и на классическом автомате, имеет рычаг управления с аналогичным сектором и точками фиксации для автоматического режима:
- «Р» означает парковку;
- «N» — нейтрал;
- «R» — задний ход;
- «D» — драйв, движение вперед.
Для перехода на ручное управление, напротив «D13.12.2018» вырезан паз с обозначениями «+» и «-». Нефиксированное движение рычагом в сторону «+» повышает передачу, а к «-» — уменьшает. Работа в ручном режиме не исключает контроль со стороны бортового компьютера за действиями водителя, которые могут навредить двигателю и АКПП, и отключает эти команды. Для перевода в обычных режим, ручка возвращается в положение «D».
На некоторых автомобилях управление типтроником дублируется лепестком на руле с такими же символами «+» и «-», нажатие на который сразу переводит коробку на ручной режим, без изменения положения рычага. По завершении работы в нем, компьютер сам переходит на автоматическое управление.
Многие модели авто снабжены дополнительными функциями спортивного и зимнего режимов. Первый позволяет быстрее ускориться при обгоне, второй – зимой, в гололед трогаться сразу со второй скорости.
Исходя из анализа возможностей существующих на сегодня коробок-автоматов, можно с полной уверенностью заключить, что гидротрансформаторная АКПП с типтроником наиболее надёжная и усовершенствованная.
Вопрос-ответ
Что такое типтроник и как он работает?
Типтроник – это система автоматической трансмиссии, позволяющая водителю переключать передачи вручную, при этом сохраняя возможность автоматического управления. Она работает за счет специального механизма, который распознает команды водителя и переключает передачи в соответствии с заданными параметрами, обеспечивая более динамичное и контролируемое вождение.
В чем преимущества использования типтроника по сравнению с обычной автоматической трансмиссией?
Преимущества типтроника включают в себя возможность более точного контроля над автомобилем, особенно в сложных дорожных условиях или при обгоне. Водитель может выбирать передачи вручную, что позволяет лучше адаптироваться к ситуации на дороге и повышает уровень удовольствия от вождения. Кроме того, типтроник может способствовать более экономичному расходу топлива за счет оптимизации переключения передач.
На каких автомобилях обычно устанавливается функция типтроник?
Функция типтроник устанавливается на многих моделях автомобилей, включая как легковые, так и спортивные. Она часто встречается на автомобилях премиум-класса и спортивных моделях, таких как Audi, Volkswagen, BMW и Porsche. Однако, типтроник также может быть доступен на более доступных моделях, что делает его популярным выбором среди различных категорий водителей.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите особенности работы системы Tiptronic в вашем автомобиле. Ознакомьтесь с руководством пользователя, чтобы понять, как правильно использовать эту функцию для достижения оптимальной производительности и экономии топлива.
СОВЕТ №2
Практикуйте переключение передач вручную в режиме Tiptronic в безопасных условиях. Это поможет вам лучше понять, как работает трансмиссия и когда лучше переключать передачи для повышения динамики и контроля над автомобилем.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на состояние трансмиссионной жидкости. Регулярная проверка и замена жидкости помогут избежать проблем с трансмиссией и продлить срок службы вашего автомобиля.
СОВЕТ №4
Не забывайте о том, что режим Tiptronic не всегда подходит для всех условий вождения. Используйте его с умом, особенно в сложных дорожных ситуациях, чтобы избежать перегрева трансмиссии и других возможных повреждений.