Вариаторные коробки передач (CVT) лишь сравнительно недавно начали активно появляться на новых автомобилях. Даже эксперты признают, что такие КПП оптимально подходят только для городских условий и для эксплуатации без повышенной нагрузки.
Но поскольку спрос на городские модели стремительно растёт, то и предложениям оснастить их коробками CVT никто не удивляется. При определённых условиях это весьма практичные и удобные варианты КПП.
Как и во всех коробках, здесь применяется масло. У него есть определённый ресурс. Хотя в мануале многих производителей указано, что смазка в вариатор заливается на весь срок эксплуатации. В действительности это не совсем так. В России условия достаточно тяжёлые, из-за чего масло начинает быстрее состариваться. За старением масла следит так называемый датчик или счётчик старения. Вокруг него ходит много разговоров, но не все до конца понимают, о чём идёт речь.
Что это такое
Для начала нужно вникнуть в суть счётчика старения масла в вариаторе и понять его функциональное назначение.
Счётчиком или датчиком старения называют специальный алгоритм, который требуется для диагностики состояния автомобиля и определения режима эксплуатации вариаторной коробки передач. Этот алгоритм записывает в память электроники коробки информацию. Далее специалисты СТО могут её считать и понять, нужно ли менять в CVT масло или нет.
Физическим датчиком этот счётчик не является. Это просто программный алгоритм, завязанный на множество контроллеров, соединённых с ЭБУ.
По мере увеличения жёсткости условий эксплуатации автомобиля и самой коробки передач, снижается интервал для замены расходной жидкости в CVT.
Датчик старения масла в трансмиссиях CVT играет важную роль в поддержании работоспособности автомобиля. Он отвечает за мониторинг состояния трансмиссионного масла, определяя его уровень загрязнения и деградации. Обычно этот датчик располагается в корпусе вариатора или в системе управления трансмиссией, что позволяет ему эффективно отслеживать параметры масла в реальном времени.
Сброс показаний датчика осуществляется с помощью специального диагностического оборудования или через меню бортового компьютера. Это действие необходимо после замены масла или фильтра, чтобы система могла корректно оценивать новое состояние жидкости. Правильное использование датчика способствует увеличению срока службы трансмиссии и улучшению ее производительности, что делает его незаменимым элементом в современных автомобилях с вариатором.
Где находится счётчик
Пытаясь провести диагностические или ремонтные работы, связанные с вариатором, автомобилист пытается отыскать этот контроллер. Он считает, что устройство может выйти из строя, либо для считывания информации к нему следует подключиться напрямую.
В действительности счётчик он только условно может считаться датчиком. Он анализирует масло и его состояние, то есть старение, опираясь на различную информацию со стороны ЭБУ. Физически вы никак не сможете отыскать в коробке вариатор или где-либо ещё это устройство. Его просто не существует.
Хотя его называют датчиком или счётчиком, в действительности это запрограммированный алгоритм.
Как считывается информация
Достаточно интересный вопрос, на который нужно обязательно ответить.
Есть несколько мнений касательно того, как и в каких единицах ведётся подсчёт. Существуют варианты, согласно которым считывание идёт по минутам, километрам или часам. Но все эти версии ошибочные.
Подсчёт старения масла ведётся в условных единицах.
Это своего рода баллы, которые многие ассоциируют с километрами, по аналогии с пробегом. Но неправильно утверждать, что 1 балл равен 1 пройденному километру.
Алгоритм запрограммирован считать эти баллы, отталкиваясь от срока эксплуатации коробки и прочих дополнительных факторов. Главных из них выступает температура.
Для этого нужно взять простой пример. Автомобиль оснащён коробкой CVT, и эксплуатируется в штатных городских условиях, никакой дополнительной чрезмерной нагрузки в виде прицепа или плохого дорожного покрытия нет. Это позволяет поддерживать температуру внутри вариатора в пределах нормы, то есть в диапазоне 85-95 градусов Цельсия. Для каждой коробки CVT есть свои нормы по температуре.
Если условия такие, тогда за один километр или 1 минуту поездки счётчик насчитает только 1 балл или 1 условную единицу измерения.
Но как только температура начинает повышаться, то пропорционально растёт количество баллов за 1 минуту или 1 км.
Когда температура в вариаторе достигает примерно 120 градусов Цельсия, что уже далеко от нормы, тогда в электронный блок управления будет записано примерно 5-8 баллов за 1 минуту. Если температура окажется ещё выше, тогда и количество баллов возрастёт.
Чем тяжелее условия эксплуатации авто с CVT, тем больше баллов начисляется счётчиком старения, и от этого быстрее приближается срок для замены масла в коробке.
К тяжёлым условиям для вариаторных коробок относят:
- пробуксовки в болоте и лужах;
- езда по снегу;
- поездки с прицепом;
- длительный простой в пробках и пр.
Всё это способствует повышению температуры и нагрузки на CVT. Потому счётчик мотает быстрее.
Некоторые автопроизводители в руководстве по эксплуатации прописывают интервал, при котором проводится замена масла в вариаторе. При этом учитывается не пробег, а именно количество баллов на счётчике. Чаще всего встречаются цифры в районе 50-60 тысяч условных единиц.
Только ошибочно считать, что 50 000-60 000 баллов это аналог 50-60 тысяч км. Баллы обычно насчитываются намного быстрее.
Требуется ли обнулять счётчик
Автомобилистов, которые эксплуатируют машины с установленными на них вариаторными коробками передач, закономерно интересует один вопрос. Он касается того, требуется ли обнуление счётчика.
Тут ответ однозначный. На автомобилях с CVT обнуление является обязательной процедурой. Если вы обслуживаетесь у официального дилера, специалисты сами сумеют обнулить датчик и начать новый отсчёт старения. Выполнить сброс самостоятельно сложнее.
Во многих сервисных книжках прописано, что нужно обнулять показатели датчика старения масла в коробке. Есть 2 основные причины, для чего это делается:
- Эта информация даёт понять, в каком режиме эксплуатируется автомобиль и сам вариатор. То есть специалисты и просто автомобилисты могут узнать, есть ли проблемы на CVT после его последнего обнуления.
- Если скинуть на вариаторе датчик старения масла после его замены, это упрощает определение в дальнейшем даты следующей замены.
- На некоторых автомобилях, если не сбросить параметры, счётчик будет провоцировать появление ошибки при подключении специализированного диагностического оборудования.
С позиции автовладельца такая информация ему не сильно требуется. Зато это хороший способ узнать подробности эксплуатации автомобиля с вариатором при покупке машины на вторичном рынке.
Наличие ошибок при подключении диагностического устройства или большое количество баллов за короткий промежуток эксплуатации позволяют закономерно предположить, что вариатор эксплуатировался в очень тяжёлых условиях, а потому с ним могут в ближайшее время возникнуть достаточно серьёзные проблемы. От покупки такой машины покупатель скорее откажется.
Увы, вариаторы далеки пока от совершенства. Это наиболее уязвимые и нежные коробки передач, очень восприимчивые к нагрузкам. Деликатность CVT заставляет покупателей на вторичном рынке крайне внимательно подходить к вопросу покупки подержанных машин с вариатором.
Только убедившись в том, что вариатор не нагружали и эксплуатировали его в штатном режиме, можно соглашаться на сделку. Не последнюю помощь в этом деле окажет счётчик старения масла.
Как выполняется сброс
В настоящее время автопроизводителями не предусмотрена специальная последовательность действий, которая бы позволяла автовладельцу самостоятельно без постороннего оборудования сбросить счётчик старения, как это делается в случае со сбросом того же межсервисного интервала.
Чтобы скинуть показатели датчика старения масла в CVT, требуется подключиться внешним адаптером в ЭБУ.
Оптимально это делать через официальные сервисные центры. В дилерских СТО присутствует специализированное оборудование, подходящее для конкретной марки автомобиля.
Их аналоги можно приобрести через Интернет, но эффективность и работоспособность таких адаптеров находится под сомнением. Не все их них подходят и отображают нужную информацию.
Просто следить за счётчиком можно через программное обеспечение, устанавливаемое на смартфоны. Телефон соединяется с ЭБУ через эту программу, и на дисплее просматриваются все параметры.
Вопрос-ответ
Какова основная функция датчика старения масла в CVT?
Датчик старения масла в CVT предназначен для мониторинга состояния трансмиссионного масла, определяя его уровень деградации и необходимость замены. Он помогает предотвратить повреждение трансмиссии, обеспечивая оптимальную работу и продлевая срок службы автомобиля.
Где обычно располагается датчик старения масла в трансмиссии CVT?
Датчик старения масла в CVT обычно устанавливается в корпусе трансмиссии, вблизи масляного насоса или в масляном поддоне. Местоположение может варьироваться в зависимости от модели автомобиля, поэтому рекомендуется обратиться к руководству пользователя для точной информации.
Как выполнить сброс показаний датчика старения масла?
Сброс показаний датчика старения масла можно выполнить с помощью диагностического сканера, подключенного к OBD-II порту автомобиля. После подключения необходимо выбрать соответствующий модуль трансмиссии и выполнить процедуру сброса. В некоторых случаях сброс может быть осуществлен и через меню бортового компьютера, если такая функция предусмотрена производителем.
Советы
СОВЕТ №1
Перед тем как проводить сброс датчика старения масла, обязательно ознакомьтесь с руководством пользователя вашего автомобиля. В нем могут быть указаны специфические для вашей модели рекомендации и процедуры, которые помогут избежать ошибок.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте уровень и состояние масла в трансмиссии. Это поможет не только продлить срок службы вашего CVT, но и предотвратить возможные проблемы, связанные с неправильной работой датчика старения масла.
СОВЕТ №3
Если вы не уверены в своих навыках, лучше обратиться к профессионалам для выполнения сброса датчика старения масла. Неправильные действия могут привести к серьезным поломкам трансмиссии и дорогостоящему ремонту.