Даже если предположить, что далеко не все автовладельцы являются меломанами, число тех, кто не удовлетворён качеством звучания штатной автомагнитолы, достаточно велико.
Осознав необходимость её замены качественно воспроизводящей аппаратурой, многие сталкиваются с дилеммой, которая опять же упирается в соотношение цена/качество. Проще говоря, им предстоит нелёгкий выбор между коаксиальной и компонентной акустикой.
В поисках «правильного» выбора можно месяцами корпеть над специализированной литературой, изучать принципы построения таких систем и в итоге прийти к тому, что было бы проще рассмотреть достоинства и недостатки каждой из систем, их особенности и различия, и на основании этого принимать окончательное решение. Именно этим мы сейчас и займемся.
Что собой представляет коаксиальная акустика
Грубо говоря, это один или несколько динамиков, соединённых в общую конструкцию, но «вещающих» на разных частотах.
Самый простой и доступный по стоимости вариант – обычный широкополосный динамик. Расширенными возможностями в плане звучания обладает коаксиальный динамик – он охватывает более широкую полосу воспроизведения акустических сигналов.
Рассмотрим конструктивные особенности акустической системы коаксиального типа:
- объединение в одном корпусе нескольких колонок;
- воспроизведение разночастотных звуков достигается разбивкой сигнала по областям;
- чтобы осуществить такую разбивку сигнала, поступающего на динамик от «головы», используют кроссовер. Он может располагаться в отдельном корпусе или представлять собой обычный конденсатор (такое решение применяется в бюджетных моделях).
Впрочем, кроссовер, представляющий собой разновидность схемы «конденсатор – индуктивность», используется с одинаковым успехом в компонентной акустике наряду с коаксиальной. Его задача, как вы поняли, – распределение всего спектра звуковых частот по отдельным звуковым каналам или дорожкам.
От выбора правильных компонентов системы в огромной степени будет зависеть качество звучания, так что отнеситесь к изучению этого вопроса с соответствующим вниманием.
Основное достоинство коаксиальной акустики – возможность сформировать достойную по звучанию систему, обойдясь при этом скромными денежными тратами. Кроме того, монтаж такой схемы обычно не вызывает трудностей, если все работы выполнять поэтапно в соответствии со следующим простым алгоритмом:
- монтируем приобретенное акустическое оборудование на штатное место;
- производим подключение колонок к автомагнитоле или, как вариант, к усилителю.
По сравнению со штатной акустикой коаксиальная будет заметным шагом вперед. Но до высококачественных акустических систем ей всё равно далеко, и возможности дотянуться нет – единственный динамик просто не в состоянии воспроизвести весь спектр частот, возникает смешивание частот, этого явления избежать невозможно, а страдает качество звучания.
Эксперты в области автомобильного аудио подчеркивают, что выбор между компонентной акустической системой и коаксиальной зависит от предпочтений пользователя и целей установки. Компонентные системы, состоящие из отдельных динамиков, обеспечивают более высокое качество звука благодаря возможности точной настройки и размещения каждого элемента. Это позволяет добиться более чистого и детализированного звучания, что особенно важно для аудиофилов. В то же время коаксиальные системы, где все элементы объединены в одном корпусе, предлагают простоту установки и более компактные размеры, что делает их идеальными для тех, кто ценит удобство и не требует максимального качества звука. Таким образом, выбор зависит от того, что важнее для пользователя: качество звучания или простота установки.
Компонентная акустика
Компонентная акустическая система, как следует из названия, состоит из множества компонент, при этом каждый динамик специализируется на воспроизведении конкретного диапазона частот, требуя подключения к отдельному каналу усилителя/автомагнитолы.
В такой акустической системе все компоненты работают максимально слаженно, не мешая при этом друг другу.
Но за качество приходится расплачиваться:
- высокой стоимостью оборудования;
- повышенными требованиями к магнитоле, то есть, опять же, придётся потратиться;
- сложностью монтажа (чтобы скомпоновать такую систему самостоятельно, придётся основательно подготовиться, перелопатив гору материала в интернете);
- вам придётся озаботиться установкой в салоне дополнительных звукоизоляционных материалов.
Разница между коаксиальной и компонентной системами
Рассмотрев основные особенности двух разновидностей систем, давайте детальнее рассмотрим, в чём заключается разница между компонентной и коаксиальной акустикой.
Все конструктивные и иные различия подразделяются на несколько подвидов:
- Расположение динамиков в автомобиле. В коаксиальных системах звуковая передача имеет узконаправленный характер, поэтому колонки обычно монтируют на полке, расположенной за задним рядом сидений. Компонентная система характеризуется объёмным звучанием, и такие разнонаправленные звуковые волны неплохо распространяются по салону, из-за чего их часто устанавливают в передней части машины. Но поскольку все колонки обладают разными частотными характеристиками, чтобы добиться идеального звучания, потребуется тщательная настройка акустики. Но на малолитражные компактные автомобили компонентный звук устанавливать смысла нет – разницы в звучании вы не заметите из-за малого пространства, недостаточного для рассеивания звуковых волн.
- Наличие кроссовера. Как правило, эта компонента присутствует в устройствах обеих типов, но в коаксиальных системах кроссовер спрятан внутри колонки, а в компонентных – это внешнее устройство, требующее дополнительного места для монтажа.
- Особенности установки. Чем отличаются коаксиальные акустические колонки от компонентных, так это сложностью монтажа. Конечно, в обоих случаях от вас потребуется наличие соответствующих знаний и умений. Так, при монтаже компонентной акустики необходимым условием является правильная расстановка колонок с учётом наличия разных зон звучания. Скорее всего, потребуется дополнительная шумоизоляция салона. В этих вопросах нужно разбираться, и если это для вас «тёмный лес», лучше обратиться к специалистам. Другое дело – коаксиальная система. Здесь всё гораздо проще, динамики обычно устанавливают сзади, при этом большинство предлагаемых в рознице моделей имеют габариты и форму, подходящую для монтажа на штатные места.
- Цена системы. Для многих отличие в стоимости коаксиальной и компонентной акустики является главным фактором, определяющим выбор. Их аргумент простой: различие в качестве звучания не настолько важно, как для закоренелых меломанов, так зачем платить втридорога, если звук всё равно не идеален на движущейся машине из-за посторонних помех.
На чём остановить выбор
Мы достаточно подробно рассмотрели все аспекты, связанные с особенностями, достоинствами и недостатками обеих типов систем. И при этом уверены, что для многих читателей приведённых сведений оказалось недостаточно, чтобы склониться к конкретному решению.
Итак, давайте резюмируем, какие динамики лучше: компонентные или коаксиальные.
Последние характеризуются простотой конструкции и отсутствием сложностей с установкой. Обладая доступной стоимостью, такой вариант будет наиболее приемлемым для большинства автомобилистов. Но и здесь есть нюансы, поскольку встречаются изделия, оснащённые дополнительными фильтрами, улучшающими качество звучания и стоящие соответственно.
Компонентная акустика – это выбор тех, у кого требования к звукопередаче очень высоки. Кроме чистоты звучания, такие системы характеризуются увеличенной мощностью и насыщенностью звука. При этом имеется возможность реализовать несколько вариантов установки, позволяя более тонко регулировать объёмность воспроизведения звука с разных точек салона. Но и стоимость такого оборудования гораздо выше.
При выборе следует принимать во внимание и возможности автомагнитолы. Если выходное качество сигнала не впечатляет, никакая акустика его не улучшит, и в большинстве случаев разница в звучании будет едва заметной. Так что здесь опять встанет дилемма: устанавливать коаксиал или потратиться ещё и на магнитолу.
Идеальный звук возможен только при тщательном подборе всех компонент аудиосистемы, от магнитолы до колонок, от звукоизоляции до сабвуфера и усилителя. Разумеется, в данном случае выбор будет только в пользу компонентной системы.
Вопрос-ответ
В чем основные отличия между компонентной и коаксиальной акустическими системами?
Компонентные акустические системы состоят из отдельных динамиков, таких как твитеры и мидбасовые динамики, которые устанавливаются раздельно, что позволяет добиться более качественного звука и лучшей детализации. Коаксиальные системы, в свою очередь, объединяют все динамики в одном корпусе, что упрощает установку и может быть более компактным решением, но зачастую жертвует качеством звука.
Как выбрать акустическую систему в зависимости от типа музыки, которую я слушаю?
Если вы предпочитаете жанры, требующие высокой детализации и четкости, такие как классическая или джазовая музыка, лучше выбрать компонентную акустическую систему. Для более универсального использования, например, для поп-музыки или рок-музыки, коаксиальные системы могут быть вполне приемлемым вариантом, так как они обеспечивают хорошее звучание при меньших затратах и усилиях на установку.
Насколько важна установка акустической системы для достижения качественного звука?
Установка акустической системы играет ключевую роль в качестве звука. Неправильное расположение динамиков может привести к искажению звука и снижению его качества. Компонентные системы требуют более тщательной установки и настройки, чтобы максимально использовать их потенциал, в то время как коаксиальные системы проще в установке, но также требуют внимания к расположению для достижения наилучшего звучания.
Советы
СОВЕТ №1
Перед покупкой акустической системы определите свои предпочтения в музыке и типах звука. Компонентные системы обычно обеспечивают более высокое качество звука и большую гибкость в настройках, что может быть важно для аудиофилов. Если вы предпочитаете более простую установку и универсальность, коаксиальные системы могут стать лучшим выбором.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на размеры и конфигурацию вашего автомобиля. Компонентные системы требуют больше места для установки, так как их элементы могут быть разбросаны по всему салону. Убедитесь, что у вас достаточно пространства для установки, прежде чем делать выбор.
СОВЕТ №3
Проведите тестирование звука. Если есть возможность, послушайте обе системы в действии. Это поможет вам лучше понять, какая акустическая система соответствует вашим требованиям по качеству звука и предпочтениям.
СОВЕТ №4
Не забывайте о бюджете. Компонентные системы, как правило, дороже коаксиальных, и установка может потребовать дополнительных затрат. Убедитесь, что вы учитываете не только стоимость самой системы, но и возможные расходы на установку и настройку.