Как почистить цепь велосипеда?
Как и все движущие механизмы, цепь велосипеда нуждается в периодической очистке и смазке. Поддерживать цепь в порядке необходимо для уменьшения износа привода, свободного вращения педалей, легкого разгона велосипеда и комфортного переключения скоростей. При попадании грязи, пыли и песка в места соединения звеньев оси постепенно растачивают посадочные места, цепь становится длиннее, истирает зубья кассеты и передних звездочек.
Наиболее вредна для привода велосипеда глина с песчаными примесями. Из-за своей липкости она часто остается в местах соединения звеньев даже после тщательного протирания. Сегодня мы расскажем, когда, как и чем лучше мыть цепь велосипеда, чтобы продлить срок ее службы, реже покупать запчасти и повысить комфорт езды.
Как часто нужно чистить и смазывать цепь?
Чтобы определить, не пора ли заняться мытьем и смазыванием цепи велосипеда, достаточно повращать педали и прислушаться к звуку. Если цепь практически не издает звуков при движении, она хорошо смазана. Если же слышны скрипы или щелчки, пришло время почистить и смазать цепь. Частота и масштабы необходимой очистки во многом зависят от особенностей эксплуатации велосипеда.
При езде по асфальту цепь загрязняется реже и легко очищается обычной тряпкой. Для основательной очистки цепи и ее защиты от коррозии необходимы специальные средства. Успешно применяются для этих целей растворители – уайт-спирит, керосин, бензин. Для тщательной промывки применяется специальная машинка с роликами, устраняющими загрязнения из труднодоступных мест.
Смазывать цепь рекомендуется через каждые 50–70 км пробега. Чистить ее желательно не реже, чем через каждые 2–3 смазывания, т.е. приблизительно после 300 км пробега, или когда в сочленениях звеньев накопилась грязь и старая засохшая смазка. Далее мы расскажем подробнее, как очистить от грязи и смазать цепь велосипеда.
Очистка снятой цепи
Мыть цепь можно 2-мя способами – снимая или не снимая ее. Чистка снятой цепи максимально результативна, оптимальна для борьбы со значительными загрязнениями и требует меньших усилий, если не брать во внимание непосредственно процедуру снятия и возвращения цепи на место. Эта процедура может вызвать сложности, если цепь рассчитана на высокие нагрузки при переключении.
Разжимать такие звенья сложно, и есть риск повреждения пластины или оси звена при разжиме. Облегчить задачу помогает разъемное звено, позволяющее снимать и устанавливать цепь без использования инструментов. Некоторые цепи изначально имеют в своей конструкции разъемное звено.
Приведем краткую инструкцию, как правильно помыть цепь на велосипеде, сняв ее. Нужно:
- Аккуратно погрузить снятую цепь в емкость, имеющую крышку – к примеру, в стеклянную банку или пластиковую бутылку.
- Залить ее уайт-спиритом или другим растворителем, избегая его попадания на кожу. Выдержать 15 минут.
- Хорошенько встряхнуть емкость и слить растворитель.
- Если нужно, повторить описанные действия, чтобы в конечном итоге сливаемый растворитель стал сравнительно прозрачным.
- Промыть цепь водой с любым моющим средством.
Процедура очистки цепи без ее снятия
Если вы задаетесь вопросом, как быстро почистить цепь велосипеда в домашних условиях без ее снятия, воспользуйтесь специальной машинкой. Она представляет собой приспособление в виде насадки с щеточками, не вызывает трудностей в применении, позволяет меньше пачкать руки и экономить растворитель. Требующая очистки цепь помещается на ролики с соблюдением направления движения. После этого машинка до указанной на корпусе отметки наполняется очищающим составом. Обычно он идет в комплекте. Специальный состав способен заменить уайт-спирит или другой имеющийся растворитель, безопасный для машинки.
Далее нужно покрутить педали назад до тех пор, пока цепь визуально станет чистой. Число оборотов подбирается в зависимости от степени загрязнения цепи. Роликовые щеточки изгибают цепь, проводят ее через растворитель и механически очищают. После применения машинки ролики прополаскиваются в небольшом объеме очистителя. При отсутствии специальной машинки можно помыть цепь парой зубных щеток, прополаскивая их в растворителе.
Машинка оптимально подходит для периодической чистки велосипедной цепи, но она не рассчитана на очистку звездочек. Их можно очистить зубной щеткой или предназначенной для этого щеточкой. Что касается вопроса, как очистить цепь велосипеда от ржавчины или защитить цепь от коррозионного воздействия, воспользуйтесь смазочным аэрозолем. Он используется не вместо велосипедной смазки, а в дополнение к ней. После очистки нужно просушить цепь, а затем смазать ее.
Средства для смазки велосипедной цепи
Разобравшись, чем можно очистить цепь и звездочки велосипеда, уделим внимание и вопросу смазки. Не стоит применять в этих целях маслянистые составы, поскольку они притягивают загрязнения, затрудняя передвижение, и способствуют ускоренному износу цепи. Лучше всего купить специальную велосипедную смазку, тефлоновую или силиконовую, подходящую для конкретных условий эксплуатации.
В частности, тефлоновая смазка формирует тонкую пленку, не притягивает грязь и обеспечивает прекрасное скольжение цепи. Наиболее удобны в использовании емкости с узким горлышком или дозатором, позволяющим с легкостью обрабатывать места сцепления звеньев и не задевать остальные области.
Смазку важно наносить умеренно, строго на внутреннюю поверхность в части соединения звеньев. Необходимо набраться терпения и капнуть по чуть-чуть смазки на каждый ролик. Начинать смазывать цепь желательно от замка или отмеченного звена, чтобы избежать повторного нанесения состава. После того, как цепь велосипеда будет очищена от грязи и смазана, останется только убрать остатки смазки тряпкой, чтобы избежать налипания пыли на звенья в процессе езды.
Предлагаем вашему вниманию еще один полезный материал – о штрафах для велосипедистов в 2018 году.
Обслуживание велосипедной цепи.
Цепь надо мыть после каждого катания по грязной или пыльной местности. Песок и глина, попадая в звенья цепи, резко ускоряют ее износ. Если вы оставите цепь грязной на несколько дней, то на ее звеньях появится ржавчина.
Чем мыть цепь?
- Специальные моющие средства — очистители цепи.( Хорошо чистят, но дорогие)
- Растворители,керосин, уайт–спирит. (Продаются в хоз. магазинах, хорошо чистят но сильно воняют. поэтому чистить надо на уличце)
- Мыльные растворы типа Фэри. (чистят средненько, не воняют, но после них надо промывать цепь обычной водой)
- Просто протереть тряпкой (Очистит плохо, но зато легко и быстро, подходит для несильно загрязнённых цепей)
Бензином мыть — не рекомендуется.
Почему цепь вытягивается?
Велосипедисты часто говорят о том, что цепь «вытянулась», так как будто пластины цепи деформировались от циклических нагрузок при педалировании. На самом деле цепь удлиняется не так. Основной причиной удлинения цепи является износ металла в местах трения заклепок о стакан в процессе того, как звенья цепи поворачиваются относительно друг друга при набеге и сходе со звездочек.
Чистка цепи.
Два способа мыть цепь
Традиционный способ состоит в том, что цепь снимается с велосипеда и моется в растворителе. Если вы хотите мыть цепь, сняв ее с велосипеда, то лучше всего приобрести специальное разъемное звено. Такое звено позволяет снимать и надевать цепь без инструментов. Можно использовать емкость с растворителем и зубную щетку для чистки снятой цепи в тазике. А можно использовать пластиковую бутылку: наливаем в неё растворитель или керосин, кладём цепь и хорошенько трясём.
Другой способ состоит в том, что вы моете цепь, не снимая ее с велосипеда с использованием приспособления для чистки цепи. Такое приспособление представляет из себя коробочку, через которую пропускается нижняя ветвь цепи. Внутри коробочки находятся щетки и ролики, которые изгибают и чистят цепь, пропуская ее через растворитель.
С одной стороны, когда моют цепь, сняв ее с велосипеда, то, как правило, используют больше растворителя, чем помещается в приспособление для чистки цепи. Поэтому и грязи раствориться может больше.
С другой стороны, приспособления для чистки цепи вращают ролики и изгибают цепь. Такой способ способствует более глубокой очистке цепи. (От переводчика. Но все же лучший способ очистки цепи — ручной с использованием щеточки и растворителя.)
Что надо смазывать в цепи?
Смазка должна находиться под роликами цепи. Снаружи цепь смазывать не нужно — смазка только наберет на себя много грязи и пыли, которая проникнет внутрь цепи, под ролики. Поэтому после смазки цепь должна оставаться сухой снаружи.
Что такое хорошая смазка?
- Хорошая смазка должна легко проникать в труднодоступные места (должна быть жидкой)
- Смазка не должна вытекать (значит, она должна быть густой).
- Не вымывается водой
- Не должна вступать в химические реакции с металлом, из которого сделаны звездочки
То есть хорошая смазка для цепи — это всегда компромисс
Чем смазывать?
Аэрозольные смазки Поставляются в аэрозольных баллончиках. На безрыбье можно применять отечественное масло УНИСМА или импортное WD40.Плюсы: аэрозоль умеет проникать в самые труднодоступные места смазываемого узла. Минусы: часто получается, что аэрозольная смазка попадает не туда, где она нужна, а как раз наоборот, где она совсем не нужна (на обода, покрышки, и пр). Жидкие смазки Поставляются в флакончиках–масленках. В принципе, можно использовать автомобильное трансмиссионное масло. Плюсы:точечное применение. Используя медицинский шприц, можно капнуть маслом точно в промежутки между роликами и боковыми пластинами звеньев. Минусы: не все, но многие такие смазки на морозе густеют, и не могут попасть в нужное место цепи. Двухкомпонентные смазки Поставляются в флакончиках–масленках. Это — попытка убить сразу двух зайцев и сделать смазку одновременно густой и жидкой. Такое масло представляет собой густую смазку, разведенную в растворителе, так, что оно является жидкостью (консистенция — как у воды). При смазке такая жидкость легко затекает под ролики цепи. Потом растворитель испаряется и внутри остается густая смазка. Плюсы: как и у всякой жидкой смазки, возможно точечное применение. Минусы: требуется время для высыхания растворителя, то есть после смазки кататься можно только через несколько часов. Пример двухкомпонентной смазки — White Ligthning. Как написано в аннотации, если смазать этим маслом чистую цепь, то потом не обязательно ее мыть перед каждой смазкой — White Ligthning, высохнув, не пускает грязь внутрь. Но смазывать надо часто (через каждые 50–100 км). Густые смазки Поставляются в банках или тюбиках. Пример такой смазки — ЛИТОЛ–24. В принципе, их тоже можно использовать для цепей, но у таких масел есть огромный минус — очень трудно доставить масло в нужное место цепи. Можно, конечно, проварить цепь в горячем масле, но тогда придется, во–первых для каждой смазки снимать цепь с велосипеда, а потом, перед установкой, чистить ее снаружи. Получается, что густые масла для цепи подходят слабо.
Как часто нужно мыть цепь велосипеда
При оплаті замовлення банківською картою, обробка платежу (включаючи введення номера карти) відбувається на захищеній сторінці процессинговой системи. Це означає, що ваші конфіденційні дані (реквізити карти, реєстраційні дані та ін.) Не надходять до нас, їх обробка повністю захищена і ніхто не може отримати персональні і банківські дані клієнта.
При роботі з картковими даними застосовується стандарт захисту інформації, розроблений міжнародними платіжними системами Visa та MasterCard — Payment Card Industry Data Security Standard (PCI DSS), що забезпечує безпечну обробку реквізитів Банківської карти Власника. Застосовувана технологія передачі даних гарантує безпеку по операціях з банківськими картами шляхом використання протоколів Secure Sockets Layer (SSL).
Уход за велосипедом: 6 основных правил мойки, смазки, хранения велосипеда
Регулярный и правильный уход за любым типом велосипеда – 100% гарантия увеличения срока его использования и повышения уровня безопасности при езде. Кроме опрятности внешнего вида, не стоит забывать о тормозах, амортизаторах, цепи и других элементах этого транспорта. В каждом этапе ухода за великом есть свои нюансы. Какие именно? Подробнее об этом рассказано в статье.
Нюанс: большинство электротранспорта не требует такого тщательного ухода, как велосипед. Достаточно держать девайс в чистоте и вовремя подзаряжать его.
Уход за цепью велосипеда
Постоянно трущиеся друг об друга звенья велоцепочки нуждаются в регулярной смазке. Но перед тем, как проделать это действие, нужно узнать, как правильно чистить, мыть и в целом ухаживать за цепью велосипеда (например, от бренда Discovery).
Итак, как же мыть цепь двухколесного «друга» – велосипеда:
Вариант №1. Мойка велоцепи в растворителе. Лучше всего этот способ подходит для цепочек с разъемными звеньями – замками для цепи. Необходимо снять велоцепочку с транспорта и поместить ее в пластиковую бутылку, предварительно залив туда растворитель. Остается только тщательно взболтать этот «коктейль», затем вынуть цепь и промыть ее под струей воды.
Вариант №2. Для него понадобится приобрести специальную машинку – цепемойку. Основной их плюс – цепь для очистки не нужно демонтировать. Принцип действия различных моделей машинок практически идентичен и сводится к тому, что нужно залить чистящее средство в специальную емкость, заправить цепь в направляющие ролики, закрыть крышку и прокрутить велоцепь полностью несколько раз до полного очищения. По окончании остается только слить чистящее средство.
После приведения в должный вид пришло время смазать цепь велосипеда.
Есть 3 способа смазки велоцепочки:
Прокапать спецсредством звенья, каждое в отдельности (для этого понадобится масленка).
Применить аэрозольный спрей (нужно дополнительно приобрести баллончик с ним).
Демонтировать велоцепь и выварить ее в густом по консистенции смазочном веществе.
Лучше всего проводить смазку через каждые 50-100 км езды на веле или если слышно специфический шуршащий звук во время катания.
Для смазки можно использовать:
имеют удобную упаковку, можно использовать с любыми моделями велосипедов, излишки смазки легко удаляются тряпочкой
продаются в бутылках со специальным носиком, который помогает удобно наносить смазку, можно использовать для их нанесения обыкновенный шприц
долговечны, стойки к перепадам температур, защищают от коррозии
Смазки на основе силикона
удобны и экономичны в использовании, отталкивают пыль и влагу
выдерживают высокое давление, обладают хорошей проникающей способностью, содержат антистатик
После того, как все звенья велоцепочки обработаны, стоит ликвидировать излишки смазки ветошью, в противном случае на смазанные места налипнет пыль.
Тормоза вела
Распространенный вопрос: почему скрипят тормоза велосипеда? В зависимости от их типа есть несколько причин:
V-brake – если колодки изготовлены из твердой резины, то неприятный скрип от них довольно сильный. Обод колеса скрипит, если очень загрязнен, либо износился и требует замены. Кроме того, колодки должны быть строго параллельны ободу, без перекоса, иначе надоедливого поскрипывания не избежать.
Дисковые – задний и передний дисковый тормоз нужно обязательно содержать в чистоте. Также важен материал, из которого сконструирован ротор: чем мягче сталь, тем тише будут тормоза.
Чем можно смазать дисковые тормоза на велосипеде? Ответ – ничем, иначе свое предназначение они выполнять не будут.
Чтобы устранить поскрипывание тормозов, нужно:
регулярно чистить обод – протирать растворителем или бензином, чтобы убрать резину от стершихся колодок, которая приклеилась к ободу и увеличивает силу трения;
своевременно чистить сами колодки.
Как ухаживать за амортизаторами?
Чтобы байк успешно продолжал ездить без нареканий ездока, стоит выяснить, как же обслуживать вилку велосипеда.
Существует 2 типа обслуживания:
Промежуточное – уход за парой трения: «ноги» и «штаны». Они защищены резиновым пыльником, однако не на все 100% защищены от проникновения грязи и воды. Поэтому в первую очередь при промежуточном обслуживании нужно снять «штаны», открутив снизу вилки 2 болта, и почистить их изнутри, затем положить новую смазку и установить их на место.
Полное – включает замену масла и уплотнителей в демпфере. Это сложнее, здесь понадобится ремкомплект, велоинструменты и познания в устройстве вилки. Если всего этого нет, лучше обратиться в мастерскую.
Как правильно смазать вилку велосипеда? Процесс проходит в несколько этапов: снятие вилки с крепления; разбор ее на составляющие; нанесение смазки на активные детали системы; сбор и установка вилки обратно.
Еще один частый вопрос: какое масло заливать в вилку велосипеда? Смазки для вилок могут быть консистентные и жидкие. Какое именно подойдет для конкретного изделия? Лучше ориентироваться на мнение производителя. Эксперименты с трансмиссионными и машинными маслами могут негативно отразиться на состоянии вилки.
Профилактика систем переключения передач
Переключатели должны функционировать безотказно, чтобы подъемы и спуски на велобайке прошли беспроблемно. Смазка заднего переключателя велосипеда осуществляется следующим образом:
открутить и разобрать задний переключатель;
протереть и смазать его (желательно также смазать пружину и шайбу);
поставить на место.
Функционирование переключателей также зависит от того, в каком состоянии находятся тросики. Смазка тросиков любого типа велосипеда осуществляется только с внутренней стороны «рубашек». Если это делать снаружи, то к ним налипнет пыль. Для очистки и смазки тросиков нужно будет открутить их, ослабить и вытащить «рубашки» из гнезд на раме. После окончания процедуры вернуть все на свои места.
Тросики, которые проходят через велобайк, отвечают за правильное функционирование переключателя скоростей. От того, насколько натянут/ослаблен трос, зависит корректная работа переключателей. В процессе эксплуатации тросики могут растягиваться, что негативно сказывается на функционировании переключателей. Соответственно, необходимо подтянуть или ослабить регулировочный винт. Процедура повторяется до достижения корректности работы переключателя.
Как мыть велосипед?
В сухую погоду такая необходимость возникает редко, а вот после покатушек в грязь и слякоть велобайк однозначно будет нуждаться в очистке. Можно ли мыть велосипед? Если не лить на него ведрами воду, то, конечно, да. В идеале процесс мойки лучше провести на улице или в гараже.
Чем можно мыть велосипед и что для этого понадобится:
емкость с теплой водой;
щетка (можно использовать б/у зубную);
моющее средство (можно стандартное, для мойки посуды).
Если на велоцепи есть замок, лучше снять его и почистить отдельно, чтобы грязь не попала в ролики. Начинать мойку стоит с нижней трубы, т. к. именно там находится наибольший пласт грязи. Затем нужно пройтись по остальным частям рамы. В местах с затрудненным доступом (например, кареточный узел) можно орудовать старой зубной щеткой. Колеса можно снять и промыть отдельно. Во время мойки стоит избегать «уязвимых» мест вела, например, подшипников, вилки. Напоследок нужно насухо протереть веломашину сухой тряпочкой.
Как правильно и где хранить велосипед?
Пристанище для своего «железного коня» стоит выбирать тщательно, для его же безопасности, целостности и сохранения эксплуатационных качеств.
Как хранить велосипед дома – 2 вида:
Собранный – вел лучше повесить на стену, чтобы колеса не соприкасались с полом. Если при таком хранении упадет давление в шинах, то колеса не деформируются. В помещениях без отопления лучше велобайк не оставлять, т. к. резина может потрескаться.
Разобранный – с велика необходимо снять колеса и седло. Все это упаковывается в тканевые или полиэтиленовые мешочки для защиты от пыли, можно также подвесить на стену. Седло также стоит хранить в тепле, чтобы его покрытие не деформировалось.
Как хранить велосипед в подъезде? Данное место можно выбрать только в качестве краткосрочного убежища для вела, т. к. даже оснастив транспорт замком, существует большая вероятность его кражи злоумышленниками. В подъездах большая проходимость, поэтому для хранения стоит выбирать более «уединенные» места: застекленный балкон, гараж, кладовку.
Совет: если хочется меньше проблем с хранением, стоит задуматься о приобретении компактного моноколеса, гироборда или даже электросамоката – последний элегантно складывается, так что его можно хранить даже в шкафу. А новомодные электроролики и вовсе можно закинуть на полочку для обуви.
И последний вопрос – как хранить велосипед зимой? Сначала нужно его тщательно вымыть, очистить и смазать ходовую часть, цепь, втулку. На зимовку вел отправляется только после того, как полностью высохнет, а смазка впитается.
Итак, уход за велом нужен и важен. Без своевременной очистки и смазки цепи, амортизаторов и прочего велобайк может выйти из строя в самый ответственный момент. Большая часть их описанных процедур по силам каждому, исключение – если нужно разобрать части велика, тут уже без помощи мастеров не обойтись. Велобайки не любят грязи и сильных морозов, поэтому задача наездника – организовать подходящие условия хранения для вела, чтобы в начале сезона не пришлось ремонтировать двухколесный транспорт.