Обгон на мосту: правила дорожного движения
Россия большая, и дорог в ней не счесть. И автомобилей тоже много. Для того чтобы регулировать дорожное движение, существуют правила. Они во всем мире примерно одинаковые. И служат, чтобы запрещать и предписывать ради безопасности водителей и пассажиров. И есть так называемые аксиомы. Одной из аксиом является утверждение, что обгон на мосту запрещен. Все водители об этом слышали, читали, учили в правилах дорожного движения. Но у всех правил бывают исключения и свои нюансы. Об этом и пойдет речь далее. В данной статье будет рассмотрено общее правило, применимое к этой ситуации, нюансы, спорные моменты, ну и, конечно же, немного теоретической базы, чтобы было легко не запутаться в понятиях.
Что такое обгон?
Для того чтобы полностью разобраться в теме, нужно сначала ввести некоторые термины для лучшего понимания общей ситуации. Обгон – это вид движения автомобиля или нескольких автомобилей, который позволяет опередить попутно движущийся автомобиль с выездом либо на встречную полосу движения, либо на попутную полосу. Обгон не стоит путать с опережением. При опережении автомобиль не перестраивается в другую попутную полосу или встречную полосу движения, а опережает движущийся медленнее автомобиль, не сходя со своей полосы.
Но, разумеется, обгон разрешен не всегда. Есть случаи, когда разметка запрещает обгон, а есть случаи, когда он запрещен знаками. Например, на картинке ниже обозначен дорожный знак «Обгон запрещен». Но этот маневр может быть запрещен не только разметкой или знаками. В правилах дорожного движения могут быть прописаны ситуации, в которых запрещен обгон. Например, на мосту.
Что такое мост?
В правилах дорожного движения сказано: обгон на мостах и путепроводах запрещен. Также запрещено обгонять на эстакадах и под ними, а также в тоннелях. Так гласит пункт 11.4 ПДД. Значит, правила не запрещают обгон на других похожих объектах. Значит, может возникнуть спорная ситуация, в которой сотрудник ДПС будет утверждать, что маневр был совершен на мосту, хотя на самом деле данное сооружение мостом не является. Значит, нужно точно определить, что есть мост, путепровод, эстакада.
Так как темой данной статьи является обгон на мосту, то остановимся именно на этом термине. Сразу оговоримся, что в ПДД четкого определения, что такое мост, нет. Обратимся к словарю. Мост – это комплекс инженерных сооружений, позволяющих осуществлять проезд над чем-либо. Но где он начинается, где заканчивается, не ясно. Значит, нужно обратиться к ГОСТам и СНИПам, которые прописывают характеристики моста. Вот только проблема в том, что мосты все разные, типы разные, назначение разное, соответственно, и ГОСТы все будут разные.
Как показывает практика, мост – это не обязательно только та часть дорожного полотна, что проходит над рекой или пропастью. Мост может начаться гораздо раньше. Но уж точно, согласно ПДД, мост начинается после знака, обозначенного ниже, – после него точно нельзя обгонять. Поэтому каждый водитель должен внимательно смотреть на знаки. Но, к сожалению, многие автомобилисты воспринимают их как «мебель», и даже не замечают, как нарушают правила. А ведь такое нарушение может легко привести к лишению прав управлять транспортным средством.
Запрещен ли этот маневр на мосту?
Обгон на мосту запрещен. Да. Можно смело ответить на этот вопрос утвердительно. Так гласит пункт 11.4 Правил дорожного движения. Никаких сомнений это ни у кого вызывать не должно. Споров по этому вопросу быть не может. Кроме того, обгон запрещен еще на путепроводах, эстакадах и под ними и в тоннелях.
Какими нормами права регламентировано?
Как и большинство нарушений на дороге, именно этот случай регламентируется Правилами дорожного движения, а конкретно пунктом 11.4. Ну, и еще можно упомянуть статью 12.15 КоАП РФ. Обгон на мосту и наказание за него регламентируется именно этой статьей, так как по факту водитель нарушает либо разметку, либо предписания дорожных знаков.
Случаи, когда данный маневр на мосту разрешен
По общему правилу этот маневр в указанном месте запрещен. Единственным случаем, когда обгон на мосту разрешен, можно считать двухполосную или более дорогу в одном направлении. Такое случается, конечно, гораздо реже. Да и, в принципе, обгоном такой маневр, по сути дела, считать можно только с очень большой натяжкой, если рассуждать по факту. Ведь формально это не обгон, а опережение. Точнее сначала перестроение в соседнюю попутную полосу движения, а затем уже опережение.
Санкции за нарушение
Автолюбители порой ездят по 10-20 лет и при этом умудряются не знать элементарных правил. Иногда даже не знают основные аксиомы ПДД, а потом удивляются, что им выписывают штрафы и лишают прав. Как известно, незнание не освобождает от ответственности. Согласно ПДД, обгон на мосту запрещен. Это нужно четко уяснить и запомнить. За нарушение этого правила, как и за нарушения других предписаний, предусмотрена своя мера ответственности. Санкции в нашей стране разные, поэтому автолюбители должны знать, какой штраф за обгон на мосту предусмотрен законодательством. Если вы объезжаете препятствие, то штраф — 1500 рублей. Если это обгон, зафиксированный камерами, то штраф составит 5000 рублей. Если нарушение зафиксирует инспектор ДПС, то это может закончиться лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. Так что не стоит пренебрегать этим правилом. Лишение прав – вполне реальное и очень частое наказание за такое, казалось бы, незначительное нарушение. Но тем не менее Dura Lex – Sed Lex (закон есть закон).
Спорные случаи
Самые частые спорные случаи в отношении обгона на мосту связаны с неправильной разметкой. По общему правилу совершать подобный маневр на мосту запрещено. Но в то же время по ошибке дорожных служб на мосту может быть нанесена прерывистая линия разметки (имеется в виду мост с одной полосой в одну сторону и другой в другую). Водитель видит прерывистую линию и обгоняет. Фактически он нарушает правила, и сотрудникам ДПС представляется законная возможность привлечь водителя к ответственности. Поэтому к этому нюансу нужно относиться очень ответственно.
Еще один спорный момент может быть связан именно с местом нарушения. Сотрудник ДПС может остановить водителя за якобы обгон на мосту,хотя обгон не был произведен именно на мосту, эстакаде, путепроводе и так далее, а только на участке дороги, который предваряет инженерное сооружение. В таком случае это нарушением не является. В этом случае очень важно определить границы того или иного инженерного сооружения – моста, эстакады, путепровода, тоннеля (здесь на помощь могут прийти знаки или строительные нормативы). К сожалению, опять же, если вы не согласитесь с протоколом сотрудника ДПС, вам свою невиновность придется доказывать в суде.
Можно ли совершать этот маневр на мосту, если прерывистая линия разметки?
Бывают случаи, когда дорожная разметка на мосту нанесена неправильно. Например, когда на мосту две полосы движения — одна в одну сторону, другая в другую, а линия все равно прерывистая. Это ошибка, так быть не должно. Очевидно, дорожные службы недоглядели. Водитель, видя прерывистую линию, закономерно считает, что обгон разрешен. Но это же мост, и по общему правилу обгон запрещен. Создается двоякая ситуация. Водитель решает обогнать и может лишиться прав. Конечно, «знающие люди» могут сказать, мол, может наноситься на мост прерывистая разметка, например, если от линии, отделяющей обочину от отбойников, есть допустимое расстояние и так далее и тому подобное. Но если даже при такой ситуации сотрудник ДПС остановит водителя и водитель аргументирует свой маневр вышеуказанным объяснением, сошлется на СНИПы и тому подобное, дело все равно пойдет в суд. И доказывать свою невиновность придется в суде, тратя время. Гораздо проще так не делать.
Можно ли обгонять на мосту, если несколько полос в одну сторону?
Несмотря на общее правило, есть одно исключение. Если на мосту две полосы движения в одну сторону и дорожная разметка позволяет (прерывистая линия), то это не будет считаться обгоном. Это можно расценить как два разных маневра: перестроение в соседнюю попутную полосу и опережение попутно движущегося автомобиля. Поэтому в таком случае нельзя говорить об обгоне как таковом. Ведь в этом случае не будет ни нарушения разметки, ни выезда на встречную полосу. Сложно представить, что сотрудники ДПС будут привлекать автомобилистов за опережение по попутной полосе движения только потому, что это происходит на мосту. Поэтому, несмотря на общее правило, такой маневр на мосту с двумя или более полосами движения в одну сторону совершать можно. При условии, что между полосами, конечно, прерывистая линия.
Можно ли совершать маневр обгона в указанном месте в случае крайней необходимости?
У водителей иногда возникают вопросы по применению правил. Запрещается ли выполнять обгон на мостах в крайних случаях? Многие водители задаются этим вопросом, потому что ситуации бывают разные. Порой из-за других участников дорожного движения, которые поступают неправильно и грубо нарушают правила, может создаться аварийная ситуация, выход из которой может иногда потребовать нарушения правил, в частности выполнить обгон на мосту. Надо понимать, что вне зависимости от ситуации водитель, даже в экстренной ситуации выполняющий этот маневр на мосту, нарушает правила. И у сотрудника ДПС будет формальный повод подвергнуть водителя предусмотренным за это нарушение санкциям. Но в законодательстве предусмотрена такая категория, как крайняя необходимость. Деяния, нарушающие закон, но в случае если бездействие может привести к более тяжелым последствиям, нарушением не являются. Вот только проблема. Как решить, имел ли место случай крайней необходимости или водитель просто неправильно расценил ситуацию? Это будет решать уже суд. Так может быть в том случае, если сотрудник ДПС привлек водителя за нарушение, но он не согласен и намерен обжаловать протокол.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что обгон как таковой запрещен на мостах, путепроводах, эстакадах и тоннелях. Это сделано для безопасности водителей, так как мост имеет по бокам ограждения, чтобы в случае схода с полосы движения автомобиль не рухнул в пропасть, реку или овраг, над которым и проведен этот мост. Однако и ограждения могут не выдержать автомобиль на большой скорости, и автомобили могут быть зажаты между другими автомобилями и ограждениями моста, поэтому и было принято решение запретить водителям делать это. Кроме того, так как это нарушение может привести к потенциально серьезной аварии и жертвам, решено было ввести большой штраф за обгон на мосту через сплошную и даже другую санкцию в виде лишения прав. Человеческая жизнь бесценна, а нарушение правил ставит ее в непосредственную опасность. Необходимо с максимальной ответственностью подходить к соблюдению ПДД. Поэтому каждый автолюбитель должен знать, что обгонять на мосту нельзя, причем не только из-за санкций, но самое главное, чтобы не создать аварийную ситуацию, которая, в свою очередь, может привести к очень печальным последствиям.
Остановка, обгон и разворот на мосту — почему запрещено?
Ориентироваться в правилах дорожного движения на мосту бывает довольно сложно, особенно это касается начинающих водителей. По закону, предупреждающие и запрещающие знаки должны строго регламентировать поведение на конкретном участке, поэтому в этой статье мы предлагаем вспомнить несколько самых непростых правил передвижения по проезжей части — это остановка, обгон и разворот на мосту.
Запрет на остановку
Прежде чем обсуждать всяческие запреты и ограничения, нужно дать основное понятие. Мост — это искусственно построенное сооружение, которое располагается на реками, озерами и другими водоемами. Существуют также эстакады и путепроводы, предназначенные для проезда над сухопутными объектами.
На дорожных конструкциях, служащих для переезда водных препятствий, останавливаться нельзя. Данное ограничение распространяется, если количество полос для одного направления менее трех. Мост является участком повышенной опасности, поэтому запрет действует по причинам плохой видимости, замкнутого пространства за счет заграждений и усиленному давлению на опоры.
Нарушение перечисленных правил ведет за собой штраф (суммы разные в зависимости от региона), также сотрудники ДПС могут принять такие меры, как задержание средства передвижения и перемещение авто на платную стоянку силами эвакуатора.
Когда разрешена?
Водитель может прервать движение:
- Непосредственно перед или после мостовой конструкции;
- На мосту при выполнении определенных требований данной проезжей части, которые обозначены соответствующими знаками;
- При проблемах с водителем или автомобилем, требующих остановки в интересах безопасности других участников движения;
- По требованию инспектора ДПС.
Границами моста можно определить по расстоянию по оси между окончаниями открылков устоев и других видимых элементов конструкции устоя или пролетного строения, которые примыкают к насыпи подводов (согласно ГОСТ 33178-2014). Данная величина замеряется без учета переходных плит.
Границами моста также допустимо считать расположенные по краям опоры, а также табличку с названием водоема, который он пересекает.
Знаки
В ПДД существует ряд технических средств, которые подсказывают водителю о правилах передвижения на мосту и соответствующих ограничениях. Появление следующих знаков говорит о том, что перед вами мостовое сооружение:
- Ограничение массы (запрет на движение авто, с весом намного выше допустимого значения на данном участке);
- Oгpaничeниe мaccы, пpиxoдящeйcя нa ocь тpaнcпopтнoгo cpeдcтвa (запрет для транспорта, у которого фактический вес на одну из осей превышает предписанную законом норму).
- Разводной мост (устанавливается перед сооружением, имеющим подвижную конструкцию для пропуска судов).
- Боковой ветер (располагается перед участками дорог на мосту, где возможны сильные ветряные порывы).
Первые два пункта относятся к категории запрещающих знаков и представляют собой круг с красной окантовкой. Вторые являются предупреждающими и имеют вид треугольников с обводкой красного цвета.
Обгон на мосту
Однозначно следует понимать, что обгон на мостовом сооружении, путепроводе и эстокаде запрещен в любом случае. За несоблюдение данных правил предусматриваются следующие меры наказания:
Лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев при выезде на встречную полосу; | Запрет на управление транспортным средством на 1 год при повторном нарушении; | Если обгон был зафиксирован камерой без участников сотрудников полиции — штраф 5000 р. по почте. |
В том случае, когда нарушитель признает свою вину и ранее не был замечен в подобных действиях, то вместо лишения прав также может быть наложен штраф. Явным признаком того, что обгон запрещается является сплошная полоса разметки, а также барьеры или боковые плиты по краям.
Разворот
На мостах, путепроводах, эстокадах и пространствах под ними разворот запрещается. Это связано с тем, что данные участки дороги имеют ограниченную видимость и водители не могут правильно оценить обстановку, в результате создают опасность для других участников движения. Если вы совершили подобный маневр, проигнорировав разметку или знаки, то наказание составит от 500 до 2000 рублей.
Мост в ПДД
ПДД, впервые опубликованные в изначальной редакции 22 ноября 1993 года в 47-м номере “Собрания актов Президента и Правительства РФ” и утвержденные Постановлением российского Правительства № 1090 от 23 октября 1993 года “О Правилах…” (далее – Правила), регламентируют порядок движения на российских дорогах.
Правила обязательны к соблюдению всеми автомобилистами, пассажирами ТС и пешеходами. За нарушение предписаний наступает административная и даже уголовная ответственность.
Определение
Несмотря на то, что такие искусственные объекты, как мосты, встречаются на автомобильных дорогах достаточно часто, определения в п. 1.2. и в иных пунктах Правил не представлено.
Зато определение содержится в Большой Советской Энциклопедии: мост – это искусственное сооружение, прокладывающее путь над каким-либо препятствием (как правило, водным).
Мост может быть проложен через любой водный объект – будь то искусственное или естественное водохранилище (реки, озера, пруды и др.).
Сходными по функциональному назначению являются такие объекты, как путепроводы и эстакады:
- путепровод – сооружение, которое, в отличие от моста, прокладывает дорогу не через водную преграду, а через другую дорогу (автомобильную или железнодорожную неважно);
- эстакада – это также искусственное сооружение, через которое можно проехать овраг или ущелье.
Основное отличие эстакады от путепровода это возможность съезда на другие дороги через путепровод и отсутствие такой возможности съезда при движении по эстакаде.
Несмотря на то, что в Правилах отсутствуют определения и моста, и путепровода, и эстакады, упоминание о них все же содержится. Кроме этого, Правила четко запрещают осуществлять отдельные виды маневров на данных объектах, а КоАП регламентирует ответственность за нарушение этих требований.
Знаки
В Приложении 1 к Правилам приведен перечень абсолютно всех знаков, применяемых на дорогах России. Однако среди этого перечня отсутствует какой-либо указатель, свидетельствующий о наличии моста или о приближении водителя к нему.
Единственный знак, который так или иначе сигнализирует о наличии моста – 1.9. “Разводной мост”. Наличие данного указателя свидетельствует о скором приближении водителя к разводному мосту или паромной переправе.
“Обычные” же мосты не обозначаются никакими знаками, поэтому автолюбитель может определить, мост это или нет, лишь по косвенным признакам:
- по наличию информационного знака 6.11. “Наименование объекта” – как правило, на таких знаках пишут названия рек, озер или других водных объектов, соответственно, высока вероятность, что где-то рядом находится мост;
- по наличию разметки 2.1.1., 2.1.2. или 2.1.3. – наносится на опоры путепроводов в том случае, если такие опоры представляют собой опасность для транспортных средств, прошедших техосмотр в установленном порядке;
- по наличию разметки 2.2., которой обозначается нижний край пролетного строения мостов и путепроводов;
- визуально – как правило, все мосты оборудуются перилами или металлическими отбойниками.
Какие маневры запрещены, а какие разрешаются
Искусственные дорожные сооружения, в том числе, мосты, эстакады и путепроводы, достаточно дороги в строительстве и эксплуатации. Поэтому при их возведении всячески избегают лишних затрат – в частности, делают проезжую часть узкой.
Из-за этого у автомобилистов отсутствует необходимое пространство для маневра, что влечет за собой внесение запрета в Правила на осуществление большинства из них.
Остановка
Как сказано в п. 1.2. Правил, под остановкой понимается прекращение движения ТС:
- в общем случае – на срок не более, чем 5 минут;
- или вообще на любой срок, если прекращение движения связано с посадкой, высадкой граждан или с разгрузкой (загрузкой) ТС.
В аб. 3 п. 12.4. Правил четко сказано – на мостах, эстакадах и путепроводах остановка воспрещена. Кроме этого, остановка под мостом по ПДД также запрещена.
Есть одно исключение – если имеется 3 или более полосы для движения в каком-либо направлении, то остановка разрешается, но при условии соблюдения иных положений Раздела 12 Правил.
Другими словами, если на эстакаде или путепроводе 3 полосы, поставить машину можно справа на обочине, а если на мосту нет обочины – то у края проезжей части в один ряд. В 2 ряда могут стоять только мотоциклы без бокового прицепа.
На левой стороне остановка в любом случае воспрещена, так как там можно ставить ТС на дорогах с одной полосой, а если на мосту 1 полоса, то остановка в любом случае запрещена в соответствии с аб. 3 п. 12.4. Правил.
Стоянка
На основании п. 12.5. Правил, стоянка не позволяется во всех тех местах, где воспрещена остановка.
Таким образом, вышеуказанный порядок распространяется и на стоянку – то есть стоянка на путепроводе или эстакаде будет запрещена в тех же случаях, что и остановка (и, соответственно, разрешена в случаях, когда разрешена остановка).
Обгон
Под опережением рассматривается движение ТС со скоростью, большей скорости попутно движущегося ТС.
В силу п. 1.2. Правил, под обгоном понимается опережение 1-го или сразу нескольких автомобилей, связанное с заездом на встречную полосу, с дальнейшим возвращением на ранее занимаемую полосу.
Согласно аб. 5 п. 11.4. Правил, обгон нельзя совершать ни при каких условиях не только на регулируемых перекрестках и пешеходных переходах, но также и на мостах, путепроводах и под ними.
Другими словами, выезжать на встречку на мосту даже в том случае, если отсутствует знак 3.20. “Обгон запрещен” или сплошная, строго запрещено.
А вот в отношении опережения никаких запретов не установлено. То есть водитель, имеющий ОСАГО, спокойно может двигаться по своей полосе со скоростью, выше скорости другого ТС, движущегося по попутной полосе.
Особенности обгона на перекрестках по ПДД рассматриваются в статье: обгон в ПДД.
Про предписывающие знаки ПДД читайте здесь.
Перестроение
На основании все того же п. 1.2. Правил, под перестроением понимается выезд из изначально занимаемой полосы с сохранением направления движения.
Другими словами, перестроение – это смена полосы, например, с крайней правой на среднюю (при наличии 3 полос для езды в одном направлении).
Если мост имеет несколько полос для движения в одном направлении, водитель может спокойно перестроиться на другую полосу. Каких-либо запретов на совершение данного маневра в Правилах не представлено.
Порядок перестроения тот же, что и в других случаях:
- подача соответствующего сигнала поворота или осуществление жеста рукой (п. 8.1. Правил);
- взгляд в зеркало заднего вида, чтобы убедиться в наличии или отсутствии машин сзади;
- начало маневра, с предварительным предоставлением преимущества тем ТС, которые движутся по полосе, которую планирует занять водитель, имеющий КАСКО;
- в случае, если перестроение осуществляется водителями одновременно, необходимо воспользоваться правилом “правой руки” – то есть уступить дорогу ТС, находящемуся справа.
При перестроении водителю нужно также учитывать требования, представленные в Разделе 9 Правил. Так, если мост находится вне населенного пункта, запрещено занимать левую полосу при наличии свободных правых (п. 9.4. Правил).
Кроме этого, при интенсивном движении на мосту перестроение разрешается осуществлять только в целях:
- остановки
- поворота налево или разворота;
- объезда препятствия.
Кроме этого, нельзя перестраиваться на любую полосу, кроме крайней правой, тем ТС, которые в соответствии с техническими возможностями не могут развивать скорость выше 40 км/ч (п. 9.6. Правил).
Разворот
На основании аб. 4 п. 8.11. Правил, на путепроводах, на эстакадах, а также в местах, расположенных под ними, нельзя осуществлять разворот.
Кроме этого, в силу аб. 2 п. 8.12. Правил, на мостах также запрещено двигаться задним ходом.
Допустимая скорость
Нормативные положения относительно скоростных режимов приведены в Разделе 10 Правил.
В данном Разделе отсутствуют какие-либо упоминания о том, что на мостах водителям нужно соблюдать определенный скоростной режим.
А это значит, что действует общий порядок:
- если мост расположен в пределах населенного пункта, двигаться по нему разрешено со скоростью, не превышающей 60 км/ч (п. 10.2. Правил);
- если же путепровод или эстакада находятся вне границ города, то скорость зависит от вида ТС и типа дороги – так, например, на путепроводе, расположенном на автомагистрали, легковым машинам можно двигаться со скоростью не более 110 км/ч, а на мосту, расположенном на других дорогах вне городов – не более 90 км/ч.
Отметим, что вышеуказанные разрешенные скорости справедливы только в случае отсутствия указателя 3.24. Его действие распространяется от места его нахождения и до:
- либо 1-го перекрестка;
- либо достижения границ населенного пункта.
Территория функционирования знака, регламентирующего ограничение скорости, может ограничиваться:
- табличкой 8.2.2.;
- либо знаком 3.25.;
- либо повторным знаком 3.24., предписывающим двигаться с другой разрешенной максимальной скоростью.
Как видим, если совместно с 3.24. не применяется 8.2.2., то на мосту его действие не прерывается. Значит, если 3.24. установлен до путепровода, водителю нужно ехать со скоростью не выше указанной на знаке.
Особенности съезда
После съезда с моста водителю будет разрешено выполнять все маневры, которые ранее были запрещены, а именно обгон, разворот, езда задним ходом, остановка на правой стороне автодороги вне зависимости от количества полос.
В случае, если при съезде встречный разъезд затруднен, водителю следует руководствоваться требованиями п. 11.7. Правил – то есть уступить дорогу встречной машине, если на стороне водителя есть препятствие.
Если же сразу после моста идет крутой спуск или подъем, обозначенные, соответственно, знаками 1.13. и 1.14., уступить должен тот, кто движется на спуск.
Штрафы за нарушение правил движения
В зависимости от того, какой пункт Правил будет нарушен автолюбителем, последует та или иная санкция в соответствии с действующей редакцией КоАП:
- Разворот на путепроводе или эстакаде, либо в местах, расположенных под ними. Несоблюдение п. 8.11. Правил повлечет за собой санкцию в виде штрафа 500 рублей в соответствии с ч. 2 ст. 12.14. КоАП. Штраф будет 250 рублей, если оплатить его в течение 20 суток после вынесения постановления.
- Разворот на мосту, расположенном в пределах автомагистрали, обозначенной знаком 5.1. Штраф за данное нарушение уже в 5 раз больше – 2500 рублей (ч. 3 ст. 12.11. КоАП). />
- Движение задом. Санкция точно такая же, как и при развороте – 500 рублей на основании ч. 2 ст. 12.14. КоАП.
- Обгон. Наказание такое же, как и за обгон через сплошную на других участках автомобильной дороги, если он (обгон) запрещен в соответствии с каким-либо пунктом Правил:
- либо штраф 5000 рублей;
- либо аннулирование водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев.
В случае, если инспектор ГИБДД выберет лишение прав, конкретный срок лишения будет устанавливаться судом (ст. 23.1. КоАП).
Если совершить повторный обгон на мосту (еще раз в течение 12 месяцев – ст. 4.6. КоАП), то санкции будут гораздо жестче – безальтернативное лишение прав сроком на 1 год. Исключение – если повторный обгон зафиксирован камерой – тогда накладывается штраф 5000.
- Остановка или стоянка на путепроводе или эстакаде. Наказание зависит от состава правонарушения:
- если остановка или стоянка повлекли создание помех для езды других ТС, санкции будут по ч. 4 ст. 12.19. КоАП – 2000 рублей, а остановка или стоянка на мосту, создавшая помехи, если мост находится в пределах границ города федеральной значимости, карается увеличенным штрафом в размере 3000 рублей (ч. 6 ст. 12.19. КоАП);
- если инспектор не усмотрел создание помех для движения, наказание накладывается в соответствии с ч. 1 ст. 12.19. КоАП – предупреждение или 500 рублей.
Все представленные штрафы за остановку можно оплатить с 50-процентной скидкой.
- Нарушение установленного скоростного режима на мосту. Ответственность такая же, как и за превышение скорости в иных ситуациях, то есть:
На сколько была превышена скорость от максимально разрешенной, км/ч
Виды наказания согласно ст. 12.9. КоАП
- Движение по непредусмотренной полосе. В случае, если водитель займет, к примеру, вне населенного пункта на мосту левую полосу при свободной правой, санкции наступят по ч. 1 ст. 12.15. КоАП – штраф 1500 рублей.
- Невключение поворотника при перестроении. Ответственность будет по ч. 1 ст. 12.14. КоАП – предупреждение или 500 рублей.
Итак, в Правилах отсутствует определение таких понятий, как мост, эстакада, путепровод, хотя в различных пунктах есть запрет на совершение определенных маневров в этих местах.
Автомобилист может отличать мост от других объектов как визуально, так и по наличию вертикальной разметки 2.1.1. – 2.1.3. и 2.2., а также информационного знака с названием реки (озера, водоема).
Где запрещена остановка и стоянка транспортных средств по ПДД? Найдите ответ в статье: остановка и стоянка в ПДД.
ПДД — остановка на мосту: зона действия запрета
Ориентироваться в правилах порой бывает довольно сложно.
Хорошо, если дорожные знаки подсказывают, что можно, а что нельзя делать на данном участке дороги.
А как поступить, если поведение на дороге не определяется знаками?
Предлагается вспомнить не самую простую часть ПДД — остановку на мосту, конкретизировать зону действия запрета и напомнить об исключениях из правил.
Разрешена ли остановка на мосту?
Итак, можно ли останавливаться на мосту. Прежде чем обсуждать возможные запреты, предлагается дифференцировать мосты, эстакады и путепроводы.
Мост — это искусственное сооружение, которое возводится над реками и прочими водными преградами, эстакада и путепровод предназначаются для проезда над сухопутными объектами.
На искусственных сооружениях, предназначенных для проезда над водным препятствием, останавливаться нельзя.
Этот запрет распространяется на автомобили, проезжающие по мосту, если количество полос движения транспортных средств в определенном направлении менее трёх.
Категорически запрещается останавливаться на мостовых сооружениях не по прихоти, а в силу действия ряда объективных факторов. Важнейшими из них являются:
- ограниченность пространства;
- повышенное давление на опоры моста.
Их объединяет опасность размещения большого количества транспортных средств на рассматриваемом участке дороги.
Нарушение правила влечет за собой негативные последствия для кошелька и психики автолюбителя. Штрафные санкции за стоянку на мосту предусматривают уплату 2000 руб. В Москве и Петербурге наказание жестче. Там придется выплатить 3000 руб.
Помимо этого, при нарушении правил применяются следующие меры:
- задержание средства передвижения;
- помещение авто нарушителя на специализированную платную стоянку.
Когда остановка разрешена?
Предлагается подробно рассмотреть ситуации, когда автолюбитель может прервать движение.
- перед мостом;
- после моста;
- на мосту при выполнении определенного требования к проезжей части и отсутствии запрещающих знаков;
- при внезапных проблемах с автомобилем или его водителем, вынуждающих остановиться в интересах безопасности движения;
- по требованию инспектора, которое является приоритетным на дороге.
Интересно, что правилами никак не регламентируется начало и конец моста. Нет никаких специальных знаков, которые помогли бы однозначно определить длину этого сооружения. ПДД не предусматривается установка технических средств, предупреждающих о въезде на мост. Выход один: автолюбителю придется самостоятельно решать эту проблему.
В поисках ответа на поставленный вопрос приходится обращаться к нормативным документам из других сфер. Действующий ГОСТ 33178-2014 определяет длину моста как «расстояние по оси моста между концами открылков устоев или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения, примыкающих к насыпям подводов», и подчеркивает, что она замеряется без учета переходных плит. Эта непростая формулировка ничуть не облегчает жизнь автолюбителя.
Границами искусственного сооружения можно считать его устои, то есть расположенные по краям опоры. Косвенным свидетельством въезда на мост служит табличка с названием моста или реки, которую он пересекает. В качестве границ моста рассматривается появление характерных ограждающих элементов.
О начале мостового сооружения свидетельствует подъем. Все это приводит к разнообразию субъективного восприятия одной и той же ситуации разными участниками дорожного движения и влечет за собой возникновение конфликта интересов между автолюбителями и органами власти.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:
Это быстро и бесплатно!
Знаки
Специального знака «Мост» еще не создали.
Тем не менее в ПДД рассматриваются технические средства, которые подсказывают водителю о движении по мосту и тем самым предупреждают и о соответствующих ограничениях. Предлагается заострить на них внимание.
Итак, появление следующих знаков свидетельствует о том, что автомобиль въезжает на мост:
- 3.11 «Ограничение массы» означает запрет на движение транспортных средств с массой, превышающей указанную.
- 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» не разрешает дальнейшее движение средств перевозки, у которых фактическая масса, приходящаяся на одну из осей, превышает предписанную знаком.
- 1.9 «Разводной мост» устанавливается перед мостовыми сооружениями, имеющими подвижное пролётное строение для обеспечения пропуска судов.
- 1.29 «Боковой ветер» располагается перед участками дорог, проходящими по мостам и т.п., где возможен сильный боковой ветер.
Действие этих знаков начинается прямо от места их установки.
Последние два пункта включают предупреждающие знаки. Они имеют вид треугольников с жирной красной окантовкой по периметру.
На белом фоне схематично изображается информация о характере возможной опасности. Зная о расстоянии от установки знака до начала опасного участка, водитель сможет определить момент въезда на мост.
С другой стороны, отсутствие этих сигналов поможет доказать в суде, что остановка производилась не на мосту, следовательно, правила не нарушались.
Количество полос
Многим правилам не чужды исключения. Есть нюанс и в запрете стоянки на мостах.
Две полосы в одном направлении однозначно запрещают остановку на сооружении.
Наличие трех полос при движении в одну сторону разрешает непродолжительную остановку.
В этом решении есть логика. Заняв одну из имеющихся полос при двухполосном движении, транспортное средство неизбежно создаст препятствие для перемещения других автомобилей по узком мосту.
3 полосы позволяют избежать помех движению,в таких случаях остановка на мосту разрешена. Остановившиеся на подобных мостах автомобили не препятствуют изменению положения в пространстве других машин и не создают предпосылок для испытания мостового сооружения на предел прочности.
Ограничения движения, существующие на узких мостах, не имеют значения на трехполосных переправах через реку.
Знаки и разметка существенно упрощают жизнь автолюбителя, подсказывая, что на конкретном участке дороги делать можно, а что — категорически запрещено. Рассматриваемый случай представляется более сложным, поскольку запрет порой никак не обозначается и в нужное время должен выплыть из глубин памяти водителя.
Видео на тему
Дорогие читатели! Наша статья могла устареть.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа