Один из характерных феноменов автомобильного дела состоит в том, что даже если водитель имеет огромный опыт ежедневной работы с автомобилем, некоторые его «изюминки» он может попросту не знать или же знать весьма поверхностно. Этот парадокс напрямую касается такого неизведанного многими до конца клапана, как EGR, который устанавливают на большинстве современных машин. Интересно, что есть и такие водители, которые о таком клапане вообще не слышали.
Для чего нужна система EGR
Прежде всего, необходимо разобраться EGR – что это в автомобиле и для чего она предназначена. Сам термин произошел от английского «Exhaust Gas Recirculation», что переводят как «клапан рециркуляции отработанных газов», обозначая аббревиатурой EGR. Среди водителей его для краткости зовут просто «клапан ЕГР». Он принадлежит к числу тех приспособлений, за счет которых производители автомобилей пытаются эффективно решать масштабные и нарастающие экологические проблемы, в данном случае – для снижения уровня загрязненности окружающей среды. Такой оригинальный датчик должен, по замыслу конструкторов, поднять эффективность функционирования двигателя.
Есть у него и другая ключевая задача, тесно сопряженная с первой, – добиться снижения расхода горючего. Это делается за счёт дожигания уже отработанных газов, говоря точнее – с помощью из повторного использования. Надо ли говорить, насколько это злободневно в наше время с множеством энергетических проблем! На западе такая методика используется уже давно, все более распространенной она становится и у нас.
Автоклапан EGR (рециркуляции отработавших газов) играет ключевую роль в снижении выбросов вредных веществ в атмосферу. Эксперты отмечают, что его основная функция заключается в повторном использовании части отработанных газов, что позволяет уменьшить содержание оксидов азота (NOx) в выхлопах. Это особенно актуально для современных автомобилей, соответствующих строгим экологическим стандартам.
Кроме того, EGR способствует улучшению топливной экономичности, так как снижает температуру сгорания в цилиндрах, что, в свою очередь, уменьшает риск детонации. Однако специалисты предупреждают, что неправильная работа или засорение клапана могут привести к ухудшению динамики автомобиля и увеличению расхода топлива. Поэтому регулярное техническое обслуживание и диагностика системы EGR являются важными для поддержания оптимальной работы двигателя и соблюдения экологических норм.
Виды систем рециркуляции отработавших газов
Современный клапан рециркуляции отработавших газов EGR может иметь три разных формата, которые отличаются между собой не только внешне, но и самим принципом действия, способом привода. В частности, пневмомеханическая система представляет собой едва ли не самую простую, и поэтому уже, по существу, устаревшую технически и морально модель. В ней клапаном управляют, создавая во впускном коллекторе машины разрежение. Электропневматическая система модернизирована таким образом, что клапаном EGR управляют за счёт электроклапана, которым руководит ЭБУ мотора на основании информации датчиков. И, наконец, электронная система сконструирована так, что клапан EGR находится, образно говоря, в прямом подчинении ЭБУ автомобильного мотора. У него, в отличие от предыдущего варианта, не два положения, а три, что позволяет более плавно регулировать поток отработанных газов.
Конструкция и принцип работы клапана EGR
Отшлифованная с годами система рециркуляции выхлопных газов довольно остроумна. Она эффективно работает на принципе возвращения определённого заранее объёма отработавших своё газов обратно на «исходные позиции» – в пространство впускного коллектора. Причем это делается в строго намеченное время. Происходит процесс смешения таких газов с горючим и воздухом. Образованная «старая» смесь поступает обратно в цилиндры мотора вместе с новой, свежей смесью горючего и воздуха. Нужное количество определяет блок управления ECU, используя программу, заложенную в него на заводе-изготовителе, учитывая данные ряда датчиков и место, где находится клапан рециркуляции отработанных газов EGR.
Неисправности EGR и их диагностика
На основе практики определены характерные признаки неисправности клапана ЕГР, не позволяющие ему выполнять своё прямое назначение в полной мере:
- частые остановки мотора на холостом ходу;
- фиксируется падение мощности мотора при разгоне автомобиля;
- детонация или т. н. «троение», неестественные рывки автомобиля, когда он движется.
Всё это ведёт к слабой, недостаточной рециркуляции картерных газов, заметно снижая эффективность работы двигателя. Особенного внимания требует к себе клапан ЕГР в дизельной машине. Так, специалисты рекомендуют регулярно очищать его от отложений и нагара через каждые 50 – 100 тысяч километров пробега. Это один из основных способов профилактики клапана. Учитывая его важность для экономного функционирования автомобиля, периодическая диагностика клапана должна стать для водителя нормой и проводиться системно, чтобы избежать его непредвиденного выхода из строя.
Надо помнить, что для полноценной диагностики необходимо специальное оборудование, поэтому без целевой поездки на СТО, чтобы не проводить исследование в кустарных условиях, никак не обойтись.
Зачем заглушают ЕГР
Проблемы в работе клапанов ЕГР побудили водителей искать эффективное противоядие. Дело в том, что необходимо менять не только сам клапан – требуется основательная чистка иных деталей, а это весьма дорогостоящий процесс. Поэтому немало водителей без особенных раздумий прибегают к заглушке клапана. Если это сделать технически грамотно, двигатель будет избавлен от непредвиденного и нежелательного для него проблемного момента. Мало того, подчас такая заглушка даже немного повысит КПД, эффективность работы силового агрегата. Одним словом, из двух зол придётся выбирать меньшее – именно в интересах двигателя.
Однако попутно возникает резонный вопрос, как заглушить систему, тем более собственными силами, чтобы не усугубить ситуацию. Эксперты рекомендуют воспользоваться тщательной консультацией с профессионалами автосервиса по мудрому принципу «Один ум хорошо, а два – лучше!». Пусть вам во всём везёт!
Вопрос-ответ
Как работает автоклапан EGR?
Автоклапан EGR (Exhaust Gas Recirculation) работает, возвращая часть отработанных газов обратно в камеру сгорания. Это помогает снизить температуру сгорания и уменьшить выбросы оксидов азота (NOx), что делает двигатель более экологичным.
Какие преимущества дает установка автоклапана EGR?
Установка автоклапана EGR способствует снижению выбросов вредных веществ, улучшению топливной экономичности и повышению общей эффективности работы двигателя. Это также может помочь в соблюдении экологических норм и стандартов.
Что может произойти при неисправности автоклапана EGR?
Неисправность автоклапана EGR может привести к увеличению выбросов вредных веществ, ухудшению работы двигателя, повышенному расходу топлива и даже к перегреву двигателя. Важно регулярно проверять и обслуживать систему EGR для предотвращения таких проблем.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите принцип работы автоклапана EGR, чтобы лучше понимать его роль в системе управления выбросами. Это поможет вам осознать, как клапан влияет на производительность двигателя и экологические показатели вашего автомобиля.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте состояние автоклапана EGR и системы, к которой он подключен. Загрязнение или неисправность клапана могут привести к снижению мощности двигателя и увеличению расхода топлива.
СОВЕТ №3
При возникновении проблем с автоклапаном EGR не откладывайте диагностику и ремонт. Игнорирование симптомов, таких как повышенные выбросы или нестабильная работа двигателя, может привести к более серьезным поломкам и затратам на ремонт.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на качество топлива, которое вы используете. Некачественное топливо может способствовать образованию отложений в системе EGR, что негативно скажется на ее работе. Используйте топливо с добавками, которые помогают поддерживать чистоту системы.