Функциональность ДВС во многом зависит от правильной компрессии в цилиндрах. Отметим, что нельзя назвать один общий правильный показатель, поскольку он может меняться в зависимости от модели транспортного средства. В этой статье мы поговорим о том, какая должна быть компрессия, как её проверить, а также изменить.
Что такое компрессия
Этим словом обозначается максимальная величина давления в цилиндрах, которая создаётся после запуска стартера (холостая прокрутка). Отметим, что это не степень сжатия (как многие путают).
Замер компрессии в двигателе осуществляется путём устранения свечей и установки на их место специального агрегата – компрессометра.
Проверка компрессии в цилиндрах двигателя является важной процедурой для диагностики состояния мотора. Эксперты рекомендуют начинать с подготовки автомобиля: двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры, а все свечи зажигания необходимо извлечь. Это обеспечит более точные результаты. Затем следует использовать компрессометр, который позволяет измерить давление в каждом цилиндре. При проведении измерений важно, чтобы дроссельная заслонка была открыта, что позволит двигателю “дышать” свободно. Специалисты подчеркивают, что нормальные значения компрессии варьируются в зависимости от типа двигателя, но в целом они должны находиться в пределах 10-14 атмосфер. Если результаты показывают значительное отклонение, это может указывать на проблемы с поршневыми кольцами или клапанами, что требует дальнейшего анализа и ремонта.
Норма компрессии в цилиндрах мотора
Какая компрессия должна быть в двигателе? У силовых агрегатов, чья степень сжатия равна 8 или 9 атмосфер, этот показатель должен находиться в рамках 10,4 – 11,7. Те двигатели, чья степень сжатия ровна 10 и выше, должны обладать компрессией не менее 13 атмосфер.
Что касается дизельных моторов, у них степень сжатия должна составлять 20 атмосфер, а компрессия 26.
Как её проверить
Итак, существует ряд простых правил, которые обязательно следует соблюдать:
- Мотор не должен быть холодным. Перед проверкой разогрейте его. Кроме того, запретите подачу топлива (путём отключения форсунок, насоса или воспользовавшись другими известными для вас способами).
- Все свечи нужно отключить. Не стоит пытаться вывернуть некоторые из них, то есть повторять работу профессионалов СТО. Подобная ситуация может пойти вам «не на руку».
- Стартер должен быть рабочим, а аккумулятор полностью заряженным.
Измерение компрессии может происходить не только в том случае, когда открыта дроссельная заслонка, но и когда она закрытая. Результаты после каждой из проверок могут отличаться. Сейчас объясним по какой причине: поскольку заслонка закрыта, соответственно, в цилиндры попадает немного воздуха. Именно из-за этого показатель может быть равен 6 или 8 амперам.
При измерении данного показателя при открытых заслонках результат будет немного иным. А всё из-за того, что поступит много воздуха, что повысит уровень давления. Соответственно, будут утечки, но не столь большие, как уровень воздушной подачи. В итоге результат будет следующим: 8 – 9 ампер.
Важно! Проверка путем открытой заслонки больше подходит при наличии крупных поломок в двигателе внутреннего сгорания.
В общем, как и первом, так и во втором случаях нужно брать во внимание динамику воздушного потока, которая вызывает давление. Если при проверке первым видом уровень компрессии будет равен 4 амперам, а при проверке вторым резко увеличится, значит вышли из строя поршневые кольца. Для улучшения ситуации (повышения давления и соответственно компрессии), нужно залить в цилиндр немного масла.
Чем измеряют компрессию
Проверка компрессии в цилиндрах ДВС зачастую производится вышеупомянутым агрегатом – компрессометром.
Отечественный рынок предлагает довольно простые агрегаты, не отличающиеся особой замысловатостью. А тем временем иностранные производители всё больше удивляют покупателей новыми приборами, которые оснащают адаптерами (то есть они подходят для различных автомобильных марок).
Так называемые «мотор тестеры» довольно быстро и при этом эффективно справляются со своей задачей. В отличие от отечественных приборов, которые фиксируют уровень давления, «заграничные» гости определяют амплитуду электричества. То есть чем больше давления в цилиндре, тем больше энергии берет стартер во время прокрутки.
В общем, подобные приборы одновременно проверяют компрессию во всех цилиндрах. Ещё одно большое их преимущество кроется в том, что не нужно выворачивать свечи (а это иногда очень важно для неопытных автовладельцев).
Имеет этот тестер и некоторые минусы: полученные результаты он выдаёт в процентах к тому цилиндру, который функционирует лучше, или каких-либо иных единицах. Только самые дорогостоящие тестеры способны показать результат (то есть уровень компрессии в каждом их цилиндров).
Почему уровень компрессии падает
Чем ниже уровень компрессии, тем хуже для автомобиля и ему в ближайшее время понадобится капитальный ремонт ДВС – это ошибочное мнение! Не будьте столь категоричны, проверка нужна для того, чтобы определить действительную проблему и устранить её, и ни в коем случае не заключается в замене большинства узлов моторного отсека. Итак, возможные проблемы, которые может показать диагностика:
- низкий уровень аккумуляторной батареи;
- износились поршневые маслосъёмные кольца поршня;
- газораспределительный механизм работает некорректно;
- стартер функционирует неправильно;
- прогорела прокладка головки цилиндров;
- трещина в клапане.
Это не конец списка – его можно продолжать ещё долго. Он был создан с целью донести до автовладельцев, что низкий уровень компрессии – это не сразу же «капиталка», а возможно, что мелкая и быстро решаемая проблема.
Ну что же, теперь вы знаете, как проверить компрессию в двигателе, и можете выполнять эту несложную операцию самостоятельно. Не ждите момента, когда машина утратит тягу, выполняйте регулярно диагностику дабы предотвратить подобную неприятность. Удачи вам во всем!
Вопрос-ответ
Почему важно проверять компрессию в цилиндрах двигателя?
Проверка компрессии в цилиндрах двигателя позволяет выявить проблемы с герметичностью, которые могут привести к снижению мощности, увеличению расхода топлива и повышенному износу двигателя. Это важный этап диагностики, который помогает предотвратить серьезные поломки и продлить срок службы двигателя.
Как часто следует проверять компрессию в цилиндрах?
Рекомендуется проверять компрессию в цилиндрах как минимум раз в год или при каждом плановом техническом обслуживании. Также стоит проводить эту проверку при возникновении подозрений на проблемы с двигателем, например, при снижении мощности или увеличении расхода масла.
Как правильно подготовить двигатель к проверке компрессии?
Перед проверкой компрессии необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры, чтобы обеспечить правильные условия для измерений. Затем отключите систему зажигания и снимите свечи зажигания, чтобы избежать повреждений. Убедитесь, что дроссельная заслонка открыта, и используйте компрессометр для получения точных показаний.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом проверки компрессии убедитесь, что двигатель полностью прогрет. Это позволит получить более точные результаты, так как горячий двигатель обеспечивает лучшее уплотнение поршней и колец.
СОВЕТ №2
Используйте качественный компрессометр, который подходит для вашего типа двигателя. Убедитесь, что прибор исправен и откалиброван, чтобы избежать ошибок в измерениях.
СОВЕТ №3
При проведении теста отключите все свечи зажигания и дайте двигателю прокрутиться несколько раз, чтобы получить стабильные показания. Записывайте результаты для каждого цилиндра, чтобы сравнить их между собой.
СОВЕТ №4
Если результаты компрессии значительно отличаются от нормы, проведите дополнительные тесты, такие как тест на утечку, чтобы определить источник проблемы. Это поможет вам более точно диагностировать состояние двигателя.