Клеммы в автомобильном аккумуляторе являются связующим звеном между бортовой сетью и электродами батареи. Нарушение проводимости, вызванное дефектами в контактной группе, сказывается на состоянии этих контактов – они начинают разогреваться, что может стать причиной оплавления клемм или проводки. Поэтому за их состоянием нужно следить и вовремя устранять неисправности. Сегодня мы поговорим о замене клемм, и это нетривиальная операция.
Почему клеммы АКБ разрушаются
Чтобы обеспечить две прямо противоположные задачи, использовать материал с отличной проводимостью, мягкий и при этом не подверженный деформациям при частом зажатии/ослаблении, клеммы изготавливают из соответствующих металлов или сплавов: меди, латуни, свинца, алюминия. С функцией плотного облегания клеммных выводов АКБ они справляются на отлично, однако частые снятия неизбежно приводят к разработке посадочных гнёзд, на которых появляются трещины, происходит порча резьбы. В результате затягивать контакт с каждым разом становится всё сложнее, приходится прилагать больше усилий, из-за чего разрушение клемм только усиливается.
При чрезмерном затягивании соединения возможен даже разрыв петли, так что подобный энтузиазм в целом не приветствуется. С другой стороны, слабый, не до конца затянутый контакт приводит к появлению искрения по время движения автомобиля, к разогреву контактной группы и деформации её элементов.
Перезаряд батареи при зарядке внешним ЗУ или от генератора приводит к закипанию электролита. Он может выплёскиваться наружу через отверстия в пробках или трещины, часто образующиеся у основания штырей-электродов.
Попадая на клеммы, эти кислотные аэрозоли образуют на их поверхностях осадок, имеющий характерный белёсый или салатовый оттенок. Это приводит к дальнейшему разрушению металла контактов. Неслучайно рекомендации по обслуживанию аккумуляторов обязательно содержат требование регулярного осмотра состояния клемм и их очистки от налёта и загрязнений. Кислотные остатки хорошо удаляются содовым раствором, который является для них идеальным растворителем-антагонистом.
Повреждённые клеммы АКБ требуют немедленной замены. Если этого не сделать, можно столкнуться со следующими последствиями:
- батарея будет быстро разряжаться из-за наличия токов утечки;
- при запуске мотора стартер будет срабатывать плохо;
- окисление клемм – частая причина недозаряда батареи во время движения машины;
- плохой контакт становится причиной увеличения электрической нагрузки на высоковольтные провода;
- из-за деформированных клемм в бортовой сети возможны скачки напряжения, способные вывести из строя оборудование автомобиля.
Деформированные, разрушенные, не подлежащие восстановлению клеммы аккумулятора нужно менять. Для начала необходимо приобрести подходящее изделие на замену, у которого диаметр отверстия под кабель должен быть равен сечению высоковольтного провода. Важно также, чтобы внутренний диаметр петли соответствовал размеру клеммного вывода батареи, то есть при её плотной затяжке на штыре между концами петель был зазор размером 4–5 мм. Желательно наличие в комплекте защитного кожуха для положительной клеммы, который защитит её от влаги и загрязнений.
Эксперты в области автосервиса утверждают, что замена неисправных клемм аккумулятора — задача, с которой может справиться любой водитель, обладающий базовыми навыками работы с инструментами. Прежде всего, важно обеспечить безопасность: отключить зажигание и использовать защитные перчатки. Специалисты рекомендуют начинать с отрицательной клеммы, чтобы избежать короткого замыкания. После снятия старых клемм необходимо очистить контакты от коррозии, используя щетку или специальное средство. Установка новых клемм должна происходить в обратном порядке, при этом важно убедиться в их надежном закреплении. Эксперты подчеркивают, что правильная замена клемм не только продлевает срок службы аккумулятора, но и обеспечивает стабильную работу электрооборудования автомобиля.
В каком порядке отсоединять провода при снятии батареи
Ремонт клемм требует демонтажа аккумулятора. В первую очередь ослабляется и сбрасывается отрицательная клемма – такой порядок позволяет обезопасить бортовую сеть от случайных КЗ, которые возможны при демонтаже сначала плюсового контакта.
Ремонтировать клеммы при наличии батареи в моторном отсеке – идея не из лучших. Там для этого просто нет места, да и риск повредить расположенное рядом оборудование высок. Так что аккумулятор вынимаем и откладываем в сторону.
Минусовый провод тоже можно демонтировать, он прикручивается к кузову моторного отсека болтовым соединением. С положительным кабелем так не получится, поэтому отсоединять клемму придётся на месте. Способ крепления к кабелю бывает разный. Если это болтовой зажим, задача упрощается, в противном случае, вероятнее всего, провод придётся обрезать. Если длины оставшейся части не будет хватать, можно использовать специальную клемму со встроенным датчиком напряжение, которая длиннее обычной на требуемые 5–8 сантиметров. В крайнем случае, нарастить кабель можно проводом такого же сечения.
Перед началом ремонта убедитесь в целостности изоляции проводов, прочистить с помощью крупнозернистой наждачной бумаги, металлической щётки или надфиля поверхность клеммных выводов от окислов и загрязнений.
Алгоритм замены клемм аккумулятора
Ремонтные работы следует проводить в отапливаемом помещении. Если не соблюсти это требование, на морозе изоляция кабеля становится жёсткой и ломкой, возрастает вероятность её случайного повреждения.
Из инструментов и материалов нам понадобятся пассатижи, отвёртка с плоским наконечником и набор ключей, канцелярский нож (скорее всего, потребуется обрезать изоляцию) и наждачная бумага для зачистки контактов.
При приобретении комплекта клемм необходимо учесть, что на большинстве аккумуляторов диаметр плюсового и минусового штыря разный.
Если клемма вытянулась, её можно отремонтировать посредством использования медной втулки соответствующего диаметра. Она аккуратно надевается клеммный вывод АКБ, а сверху присоединяется провод, оснащённый специальной коммутационной насадкой. Правда, такое решение нельзя назвать постоянным – деформированная стенка контакта рано или поздно разрушается окончательно.
Замена плюсовой клеммы аккумулятора
Последовательность действий:
- Демонтируем с кабеля клеммный контакт, обычно он крепится болтами или завальцованными зажимами. Обрезать провод рекомендуется только при наличии крепежа, не позволяющего выполнить демонтаж. Если болтовое соединение закисло, его обрабатывают жидкостью WD Крепёж зажимом разъединяют с помощью отвёртки, аккуратно, чтобы не повредить сам провод.
- Оголённую часть провода тщательно осматриваем, если длины металлической жилы недостаточно для надёжного крепления, обрезаем канцелярским ножом лишнюю изоляцию, желательно при этом не перестараться.
- Оголённые металлические жилы рекомендуется обработать наждачкой для удаления защитного лака или следов окисления. Если наждачная бумага или другой абразивный материал не помогает, можно попробовать удалить ржавчину специальным преобразователем и повторить попытку.
- На некоторых моделях применяются полностью литые клеммы, у которых кабель залит непосредственно в металл контакта в заводском исполнении. Здесь без разрезания провода не обойтись, для чего лучше всего использовать ножовку по металлу с полотном с маленькими зубьями.
- Если в результате длины кабеля оказывается недостаточно, его необходимо удлинить таким же проводом.
- Установка новой клеммы не должна вызывать сложностей – она обычно имеет болтовой крепёж кабеля.
Если после замены положительной клеммы аккумулятора ожидаемого эффекта не наблюдается, скорее всего, придётся поменять и минусовую клемму. На некоторых моделях к контактной группе подключают дополнительное оборудование или провода. Необходимо проверить и их состояние на предмет наличия дефектов и повреждений и при необходимости выполнить замену.
Вопрос-ответ
Какие инструменты понадобятся для замены клемм аккумулятора?
Для замены клемм аккумулятора вам понадобятся: ключи или рожковые гаечные ключи (обычно на 10 и 13 мм), отвертка (если клеммы имеют винтовое крепление), а также перчатки и защитные очки для безопасности.
Как правильно снять старые клеммы с аккумулятора?
Сначала отключите отрицательную клемму (обычно черную), затем положительную (красную). Это поможет избежать короткого замыкания. Используйте ключ, чтобы ослабить гайку на клемме, и аккуратно снимите её с аккумулятора.
Что делать, если новые клеммы не подходят по размеру?
Если новые клеммы не подходят, проверьте их размеры и типы крепления. Возможно, вам нужно будет приобрести адаптеры или выбрать клеммы, которые соответствуют вашему аккумулятору. Также убедитесь, что вы правильно измерили диаметр выводов аккумулятора.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы обязательно отключите аккумулятор от автомобиля. Сначала снимите отрицательную клемму, а затем положительную. Это поможет избежать короткого замыкания и защитит электронику вашего автомобиля.
СОВЕТ №2
Используйте качественные инструменты для снятия и установки клемм. Рекомендуется иметь под рукой гаечный ключ и отвертку, чтобы избежать повреждений клемм и обеспечить надежное соединение.
СОВЕТ №3
Перед установкой новых клемм, очистите места соединения от коррозии и грязи. Используйте щетку или наждачную бумагу, чтобы обеспечить хороший контакт между клеммой и аккумулятором.
СОВЕТ №4
После установки новых клемм убедитесь, что они надежно закреплены и не имеют люфта. Проверьте работу автомобиля, чтобы убедиться, что все системы функционируют корректно.