Россия, Иваново
Телефон:
+7 (915) 831-37-.. Показать номер
Пн-пт: 11:00—18:00; сб-вс: 11:00—15:00
whatsapp telegram vk email

Напряжение аккумулятора автомобиля – как провести измерения и судить по ним о состоянии батареи

В статье рассмотрим, как измерить напряжение автомобильного аккумулятора и что эти показатели говорят о его состоянии. Знание нормальных значений напряжения важно для водителей, так как помогает выявлять проблемы с аккумулятором и предотвращать неприятности на дороге. Обсудим, какое напряжение считается нормальным для заряженного аккумулятора и что делать, если показатели ниже допустимых значений.

Напряжение аккумулятора – о чем расскажет

Многие владельцы автомобилей знают, как измерить напряжение аккумулятора, но не все понимают, каким оно должно быть. В норме, напряжение без нагрузки у аккумулятора должно составлять 12,65 В. Если показатели ниже, это может свидетельствовать о частичном разряде или неисправности батареи. При падении напряжения до 12 В еще возможно запустить легковой автомобиль. Для оценки уровня разряженности можно воспользоваться следующей таблицей:

Не рекомендуется проводить измерения сразу после зарядки аккумулятора, так как показания будут завышенными. Реальные данные можно получить спустя час.

Для измерения напряжения можно использовать в качестве нагрузки габаритные огни и лампы дальнего света. Установлено, что разрядный ток составляет около 6 А, что соответствует потреблению стартера. Напряжение в исправном аккумуляторе не должно опускаться ниже 11,5 В. Основная нагрузка на аккумулятор – это стартер. Проверяем напряжение на клеммах во время его работы – оно не должно падать ниже 9,5 В. Если напряжение ниже, это может указывать на то, что стартер потребляет слишком много энергии из-за неисправности. Чаще всего это связано с окислением контактов. В некоторых случаях ток при запуске стартера может достигать впечатляющих 200 А.

Для продолжения диагностики запускаем двигатель. В процессе работы, помимо аккумулятора, активируются генератор и реле-регулятор. При запуске двигателя напряжение может сначала упасть, но через несколько секунд оно должно начать расти, превышая 12,6 В, что указывает на зарядку аккумулятора. Следим за величиной зарядного напряжения, увеличив обороты до 2000. Нормальным показателем считается 13,8–14,5 В. Если напряжение продолжает расти, потребуется регулировка механического реле или замена электронного.

По уровню напряжения можно также оценить работоспособность генератора. Создаем нагрузку, включив фары. Вольтметр должен показывать более 13,8 В при работающем двигателе. Если напряжение составляет 12,6–13,0 В, стоит проверить натяжение ремня – это может быть причиной проблемы. Возможно, генератор неисправен, но если с ним все в порядке, следует обратить внимание на реле-регулятор. В механических реле, которые использовались ранее, регулировка происходила за счет контактов, что позволяло повышать напряжение. Электронные реле не имеют такой регулировки, поэтому проверяем контакты. Если с ними все в порядке, потребуется замена реле.

Напряжение аккумулятора автомобиля – как провести измерения и судить по ним о состоянии батареи

Эксперты в области автомобильной электроники подчеркивают важность регулярного контроля напряжения аккумулятора для оценки его состояния. Измерения следует проводить с помощью мультиметра, подключая его к клеммам аккумулятора. При этом нормальное напряжение в состоянии покоя должно составлять около 12,6 вольт. Если значение ниже 12,4 вольт, это может свидетельствовать о частичном разряде, а при показаниях ниже 12 вольт аккумулятор требует немедленной подзарядки или замены. Также важно учитывать напряжение при запуске двигателя: оно должно падать не ниже 10 вольт. Регулярные проверки помогут избежать неожиданных проблем и продлить срок службы батареи.

НОРМА ЗАРЯДКИ АКБНОРМА ЗАРЯДКИ АКБ

Контроль состояния – необходимые инструменты

Напряжение аккумулятора измеряется тестером, который еще называют мультиметром, или используют обычный вольтметр. Для проверки параметров под нагрузкой используется нагрузочная вилка. Устройство имеет два контакта – вольтметр, сопротитивление. С ее применением можно измерить напряжение, создавая имитацию работы стартера при пуске двигателя. Она создается подбором сопротивления, которое должно соответствовать емкости.

Для использования мультиметр переводим в соответствующий режим, щупами касаемся клемм. Для снятия объективных показателей АКБ отсоединяем от потребителей, снимаем контакты. Красным щупом подсоединяемся к плюсовому выводу, черный – к минусовому. Дисплей покажет значения. Если щупы подсоединить неправильно, катастрофы не произойдет, просто дисплей отобразит значения с отрицательным показателем.

Нагрузочную вилку подключаем клеммами на выводы аккумулятора и на пятой секунде снимаем показания. Просадка ниже 9 В указывает на потерю работоспособности источника тока, он подлежит замене. Предварительно проверяем напряжение аккумулятора мультиметром без нагрузки. Показатели должны свидетельствовать о полной заряженности – 12,65 В. При разряженности заряжаем, после чего можно проводить испытание нагрузочной вилкой. Работоспособная батарея при нагрузке сначала просядет до 10–10,5 В, затем показатель немного растет.

Напряжение на батарее не позволяет делать выводы о работоспособности: проверка мультиметром может показать достаточное напряжение, а нагруженного аккумулятора – слабое. Само по себе напряжение указывает только на заряженность, но не работоспособность.

Напряжение АКБ измеряется тестером, который еще называют мультиметром, или используют обычный вольтметр

Напряжение (В) Состояние аккумулятора Действия
12,6 – 12,7 Полностью заряжен Нет необходимости в действиях
12,4 – 12,5 Заряжен на 75-100% Рекомендуется наблюдение
12,2 – 12,3 Заряжен на 50-75% Рекомендуется зарядка
12,0 – 12,1 Заряжен на 25-50% Необходимо зарядить аккумулятор
< 12,0 Разряжен (<25%) Необходимо срочно зарядить аккумулятор. Проверить на наличие неисправностей в зарядной системе автомобиля.
< 11,8 Глубоко разряжен Необходимо зарядить аккумулятор с помощью специального зарядного устройства. Возможны повреждения аккумулятора.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о напряжении аккумулятора автомобиля и его измерениях:

  1. Нормальное напряжение: У полностью заряженного свинцово-кислотного аккумулятора напряжение должно составлять около 12,6–12,8 вольт. Если напряжение падает ниже 12,4 вольт, это может указывать на частичное разряжение, а при значениях ниже 12 вольт аккумулятор считается разряженным и может требовать подзарядки.

  2. Тест под нагрузкой: Для более точной оценки состояния аккумулятора можно провести тест под нагрузкой. Это означает, что необходимо подключить нагрузку (например, стартер автомобиля) и измерить напряжение во время работы. Если напряжение падает ниже 9,6 вольт при нагрузке, это может свидетельствовать о том, что аккумулятор не способен удерживать заряд и нуждается в замене.

  3. Температурный фактор: Напряжение аккумулятора может изменяться в зависимости от температуры. При низких температурах (например, ниже 0°C) напряжение может снижаться, что может привести к ложным выводам о состоянии батареи. Поэтому важно учитывать температуру окружающей среды при проведении измерений и оценке состояния аккумулятора.

Определение реальной ёмкости автомобильного аккумулятораОпределение реальной ёмкости автомобильного аккумулятора

Применение нагрузки – проверка и оценка параметров

Среди различных показателей напряжения важно различать номинальные, фактические и нагруженные значения. Обычно напряжение в 12 В считается номинальным, однако оно не отражает реальных показателей, особенно под нагрузкой. В идеальных условиях значение заряженного аккумулятора в состоянии покоя составляет 12,65 В. На практике фактическое значение колеблется от 12,4 В до 12,8 В, и именно оно является наиболее точным. Эти показатели снимаются с аккумулятора, который отключен от потребителей.

При подключении нагрузки параметры напряжения изменяются, и они могут значительно отличаться от номинальных и фактических значений. Для оценки работоспособности аккумулятора обязательно проводят тестирование с нагрузкой. В большинстве случаев, когда вольтметр показывает нормальное состояние на заряженной батарее, при подключении нагрузки она может «падать». Для проверки состояния используется специальное устройство – нагрузочная вилка, которая создает нагрузку, превышающую емкость батареи в два раза.

Наиболее распространенная батарея имеет емкость 60 А/ч, для нее нагрузка должна составлять 120 А. Нагрузка подается не более чем на 5 секунд, и в этот момент снимаются показания. Они не должны опускаться ниже 9 В; более низкие значения могут наблюдаться, если проверка проводится на незаряженном аккумуляторе. Это не критично – достаточно подзарядить его. Однако если аккумулятор полностью заряжен (показатель вне цепи составляет 12,6 В), а при нагрузке показывает 5–6 В, то его следует заменить. Также стоит учитывать, что после применения нагрузочной вилки напряжение восстанавливается до нормального уровня в течение 5 секунд.

Сильнее всего распространены батареи емкостью 60 А/ч

Источник питания на морозе – почему падает емкость

Напряжение определяется внутренним содержимым аккумулятора – состоянием электролитического наполнителя. Разряд сопровождается расходом кислоты, которая входит в его состав. При разряде плотность снижается, а при зарядке процесс происходит в обратном порядке: расходуется вода, образуется кислота. Это приводит к повышению плотности. Необходимое состояние 12,7 В наблюдается при плотности 1,27 г/см3. Показатели взаимосвязаны – изменения одного сопровождается изменениями другого.

Зимой водители часто жалуются, что невозможно покрутить стартером двигатель, основные параметры источника тока упали. Некоторые снимают аккумулятор на ночь и забирают в теплое место. На самом деле в батарее при сильном морозе происходят процессы, совершенно не те, которые представляет большинство водителей. Совершенно не обязательно снимать каждый раз батарею и уносить в тепло, нужно ее хорошо зарядить. Хороший заряд – гарантия нормальной плотности и напряжения, что будет достаточным, чтобы завести машину в самый лютый мороз.

Что происходит с аккумулятором при сильных морозах? Если оставить его на ночь в холоде разряженным, уровень плотности стремительно снижается, и на утро не хватит напряжения, чтобы завести автомобиль. Хороший уровень заряда приводит к возрастанию плотности, даже на морозе, отчего повышается второй взаимосвязанный важный параметр. Поэтому в самые сильные морозы нормально заряженная батарея не снижает своей работоспособности. Пониженный уровень плотности, кроме того, что двигатель не заведется, может привести к замерзанию электролита, разрыву корпуса.

Разряд аккумулятора сопровождается расходом кислоты, которая входит в его состав

Напряжение автомобильного аккумулятораНапряжение автомобильного аккумулятора

Зарядка аккумулятора – величина напряжения и тока

При напряжении ниже 12 Вольт использование аккумулятора нецелесообразно, и его следует немедленно поставить на зарядку. Продолжение эксплуатации в условиях значительного разряда может привести к необратимым негативным последствиям. Начинается процесс сульфатации пластин, что приводит к снижению емкости. Критическим уровнем считается 10,8 В, при котором происходит глубокий разряд, существенно сокращающий срок службы аккумулятора. Особенно это касается необслуживаемых кальциевых аккумуляторов: всего 2–3 глубоких разряда могут привести к безвозвратной потере емкости.

Еще один важный аспект, связанный с нормальным напряжением. После зарядки вольтметр показывает 12,6 В. Устанавливая аккумулятор и измеряя напряжение, мы можем заметить его снижение до 12,4–12,5 В. Это не должно вызывать беспокойства, так как это нормальное состояние. При разомкнутой цепи показатели могут быть немного выше, что фактически отражает электродвижущую силу (ЭДС), а не напряжение.

Если аккумулятор исправен, но разряжен, его необходимо зарядить. Существуют три современных метода зарядки:

  • Ускоренный, который используется во многих современных зарядных устройствах;
  • Зарядка с постоянным напряжением;
  • Зарядка с постоянным током.

Ускоренный режим, известный как Boost, не обеспечивает полного заряда, но достаточен для запуска автомобиля. Этот метод применяется, когда аккумулятор разряжен, и требуется срочный выезд. Принцип работы заключается в увеличенном зарядном токе, однако частое использование этого режима не рекомендуется, так как оно значительно сокращает срок службы аккумулятора.

При зарядке с постоянным напряжением поддерживается стабильное напряжение. Этот режим подходит для аккумуляторов с незначительным разрядом, не ниже 12 В. Процесс полностью автоматизирован: достаточно подключить контакты, и контроль не требуется. При достижении необходимого уровня заряда устройство автоматически отключается.

Зарядка с постоянным током обеспечивает наиболее полное и равномерное восстановление. Ток постепенно уменьшается вручную, при этом необходимо постоянно контролировать напряжение и прекращать зарядку, как только достигнута норма. Этот метод рекомендуется для сильно разряженных аккумуляторов.

Старайтесь не допускать дальнейшей эксплуатации АКБ при падении напряжения ниже 12 В

Устранение неисправностей – диагностика и профилактика

Для поддержания надежной работы автомобиля крайне важно следить за состоянием аккумулятора. Одним из основных способов диагностики его состояния является измерение напряжения. Это позволяет не только выявить текущие проблемы, но и предотвратить их возникновение в будущем. В данной части статьи мы рассмотрим, как правильно проводить измерения напряжения аккумулятора, а также какие выводы можно сделать на основе полученных данных.

1. Подготовка к измерению

Перед тем как приступить к измерению напряжения аккумулятора, необходимо подготовить все необходимые инструменты и обеспечить безопасность. Вам понадобятся:

  • Мультиметр или вольтметр;
  • Перчатки и защитные очки для безопасности;
  • Чистая тряпка для удаления грязи с клемм аккумулятора.

Также убедитесь, что автомобиль находится в безопасном месте, а двигатель выключен. Если аккумулятор был недавно использован, рекомендуется подождать около 30 минут, чтобы напряжение стабилизировалось.

2. Измерение напряжения

Для измерения напряжения выполните следующие шаги:

  1. Откройте капот автомобиля и найдите аккумулятор.
  2. Очистите клеммы аккумулятора от грязи и окислов с помощью тряпки.
  3. Настройте мультиметр на измерение постоянного напряжения (DC) в диапазоне от 0 до 20 В.
  4. Подключите красный щуп мультиметра к положительной (+) клемме аккумулятора, а черный щуп – к отрицательной (–) клемме.
  5. Считайте показания на дисплее мультиметра.

3. Интерпретация результатов

Полученные значения напряжения помогут вам оценить состояние аккумулятора:

  • 12.6 В и выше: аккумулятор полностью заряжен и находится в хорошем состоянии.
  • 12.4 В – 12.6 В: уровень заряда нормальный, но рекомендуется проверить аккумулятор на наличие признаков износа.
  • 12.0 В – 12.4 В: аккумулятор разряжен, возможно, потребуется подзарядка.
  • Менее 12.0 В: аккумулятор сильно разряжен, возможно, он требует замены.

Также важно учитывать, что напряжение может варьироваться в зависимости от температуры окружающей среды. Например, в холодную погоду напряжение может быть ниже, чем в теплую, поэтому стоит учитывать этот фактор при интерпретации результатов.

4. Профилактика и уход

Для предотвращения проблем с аккумулятором рекомендуется регулярно проверять его состояние. Вот несколько советов по уходу:

  • Проверяйте уровень заряда аккумулятора не реже одного раза в месяц.
  • Очистите клеммы от окислов и грязи, чтобы обеспечить хороший контакт.
  • При необходимости подзаряжайте аккумулятор, особенно перед длительными поездками.
  • Следите за состоянием проводов и клемм, заменяйте поврежденные элементы.

Соблюдение этих простых рекомендаций поможет продлить срок службы аккумулятора и избежать неожиданных проблем с запуском автомобиля.

Вопрос-ответ

Как померить напряжение аккумулятора?

Черный щуп прибора подсоединяется к минусовой клемме. К батарее подключается красный щуп. На дисплее отображаются показатели напряжения. Если батарея заряжена полностью, то все показатели – и напряжение, и плотность электролита – находятся в норме.

Сколько вольт показывает полностью севший аккумулятор?

Данные таблицы показывают, что если напряжение на клеммах меньше 12,7 В, то АКБ заряжена не полностью, а если мультиметр выдает менее 11,7 В — это признаки неисправности или глубокого разряда.

По какому прибору производится контроль величины напряжения аккумуляторной батареи?

Вольтметром или мультиметром измеряется падение напряжения. Если процедура выполняется несколько раз, между измерениями выжидается определенное время, чтобы батарея восстановилась. Полученные данные сопоставляются с параметрами, заявленными производителем АКБ для данного типа батареи и данной величины нагрузки.

Советы

СОВЕТ №1

Перед проведением измерений напряжения аккумулятора убедитесь, что автомобиль находится в выключенном состоянии. Это позволит получить более точные данные о состоянии батареи без влияния нагрузки от электрооборудования.

СОВЕТ №2

Используйте мультиметр для измерения напряжения. Подключите щупы мультиметра к клеммам аккумулятора: красный к положительному, черный к отрицательному. Нормальное напряжение для полностью заряженного аккумулятора должно быть около 12.6-12.8 В.

СОВЕТ №3

Если вы заметили, что напряжение аккумулятора ниже 12.4 В, это может указывать на его разряд. Рекомендуется зарядить аккумулятор и повторно измерить напряжение. Если после зарядки напряжение не поднимается выше 12.4 В, возможно, аккумулятор нуждается в замене.

СОВЕТ №4

Регулярно проверяйте состояние клемм аккумулятора. Коррозия или ослабленные соединения могут привести к неправильным показаниям напряжения. Убедитесь, что клеммы чистые и надежно закреплены.

Ссылка на основную публикацию
Похожее