Важность исправности автомобильной световой сигнализации трудно недооценить, поскольку от этого напрямую зависит безопасность дорожного движения. Представим себе, что транспортное средство не оборудовано ни указателями поворота, ни лампами, сигнализирующими о процессе торможения, ни габаритными огнями. В этом случае любое маневрирование автомобиля превращается в аналог знаменитой игры под названием «русская рулетка». Что касается стоп-сигналов, то благодаря их наличию невозможно даже представить, какое количество столкновений удалось предотвратить.
Увы, но многие водители считают эту сигнализацию второстепенной, не всегда реагируя на неисправный левый или правый стоп-сигнал. Между тем каждая встреча с представителем ГИБДД при неисправном стоп-сигнале грозит штрафом, причём при повторной фиксации нарушения наказание уедет весьма чувствительным для автовладельца.
Поэтому так важно уметь оперативно устранять проблему по мере её возникновения. Тем более что неисправность световой сигнализации диагностировать не в пример легче, нежели искать причину неработоспособности штатного отопителя или падения мощности мотора.
Почему не горят стоп-сигналы
В большинстве случаев проблемы с работой электроприборов на автомобиле решаются с использованием примерно одинакового алгоритма, с небольшими нюансами. В общем случае неисправность следует искать либо в самом потребителе электроэнергии, либо в той части бортовой цепи, которая ответственна за подвод электричества к устройству или прибору.
Стоп-сигналы в этом плане не являются исключением.
Если вы заметили, что они не работают, можно выделить следующие основные причины поломки:
- неисправность в блоке предохранителей (перегорел, окислились контакты);
- перегорела лампа в фонаре стоп-сигнала;
- не срабатывает механизм включения стоп-сигнала, включающийся при нажатии на тормозную педаль;
- нет контакта между лампой и штекером;
- имеются проблемы с целостностью электропроводки.
Все вышеперечисленные причины можно достаточно легко проверить, за исключением последней. Дело в том, что на современном автомобиле количество проводов исчисляется сотнями, а их совокупная протяженность – километрами. Так что обнаружить, в каком месте возникли проблемы, не так-то просто, и в силу этого начинать искать проблему следует с причин, стоящих в списке выше. Если в результате окажется, что причина того, что стоп-сигналы не горят, заключается именно в проводке, следует найти электрическую схему электропроводки для вашего автомобиля (здесь важно полное соответствие вашей модели и даже модификации). Ваша задача – проверить тестером наличие напряжения на концах проводов, и если проблема в них, выполнить замену.
Но в большинстве случаев бежать за тестером не придётся, поскольку чаще всего причина неработоспособности стоп-сигналов является более приземлённой.
Неисправность стоп-сигналов автомобиля может быть вызвана несколькими факторами. Эксперты отмечают, что в первую очередь стоит проверить предохранители. Если они целы, следует обратить внимание на лампочки: возможно, они перегорели. Также стоит проверить проводку и соединения, так как коррозия или повреждения могут привести к отсутствию сигнала. В некоторых случаях причиной может быть неисправный переключатель тормоза, который отвечает за активацию стоп-сигналов при нажатии на тормоза. Специалисты рекомендуют проводить регулярное техническое обслуживание автомобиля, чтобы избежать подобных проблем и обеспечить безопасность на дороге.
Проблема с предохранителем
Начинать, конечно, проще всего с блока предохранителей. Во всяком случае вероятность того, что именно здесь кроется причина неработоспособности многих электроприборов, всегда высока.
Как правило, один предохранитель отвечает за работу нескольких потребителей. В частности, на многих моделях реализована схема, когда стоп-сигналы и звуковой сигнал защищены общим плавким предохранителем. Поэтому если при нажатии на клаксон никакой реакции не последует, можно однозначно утверждать что виновник того, что не работают стоп-сигналы – предохранитель. Но это справедливо не всегда, поэтому самый надёжный способ удостовериться в этом – изучить схему расположения плавких предохранителей, найдя тот, который отвечает за стоп-сигналы, и проверить его визуально, в том числе на предмет окислившихся контактов. Отметим, что техника безопасности предписывает выполнять эту операцию при отсоединённой минусовой клемме автомобильного аккумулятора.
Диагностика неисправностей в фонаре стоп-сигнала
Если с предохранителем всё хорошо, можно начать искать неисправность в самой задней фаре. Для этого потребуется демонтировать фонарь, чтобы добраться до ламп и патрона. Как это сделать, зависит от конкретной модели автомобиля. Чаще всего фонарь крепится к кузову изнутри, поэтому нужно просто открыть крышку багажника и найти соответствующие винты. Иногда для демонтажа фонаря требуется только поддеть пластик, крепящийся на защёлках.
Если лампочка не светодиодная, убедиться в том, что она сгорела, нетрудно – по оборванной нити. Но даже такой способ нельзя назвать очень надёжным, поэтому лучший способ проверки – замена сгоревшей лампы стоп-сигнала на заведомо исправную. Отметим, что найти лампу подходящего размера – та ещё проблема, и если её не оказалось под рукой, не спешите бежать в автомагазин – можно использовать другую из заднего блока – например, лампу повторителя поворотов, если она подходит по разъёму.
И только если вы убедились, что проблема именно в перегоревшей лампочке – ищите полноценную замену.
На некоторых автомобилях электрическая схема питания стоп-сигналов устроена таким образом, что при неисправной (перегоревшей) лампочке не будет гореть и другая. Это нужно учитывать при выполнении проверки вышеозвученным способом.
Если при установке заведомо исправных ламп стоп-сигналы всё равно не горят, ещё одной возможной причиной неисправности может оказаться окисление контактов на патроне. Попробуйте подчистить их с помощью мелкофракционной наждачной бумаги или профильного надфиля, не слишком усердствуя при этом. После этой операции следует смазать контакты токопроводящей смазкой и только после этого проверить работоспособность стоп-сигнала.
Может отсутствовать контакт между патроном и электропроводкой, но для установки этого факта потребуется тестер.
Неисправность включателя
Это третья по распространённости причина, почему на машине не горят стоп-фонари. Нажатие на педаль тормоза приводит в действие механизм, называемый в народе «лягушкой» (официальное наименование – концевик), который в свою очередь замыкает цепь подачи питания на лампы стоп-сигнала.
Если этот механизм по какой-то причине дал сбой, тормозные огни работать тоже не будут.
Хотя механической поломки концевика исключить нельзя, чаще всего проблема кроется в двух типах неисправностей:
- окисление контактов устройства;
- образование на контактах «лягушки» очагов коррозии или нагара.
Поскольку физическая природа этих неисправностей схожа, метод устранения одинаков – зачистка контактов концевика. Если это не помогло, следует заменить деталь на новую.
https://youtube.com/watch?v=SYnU8nUqHYE
Для её демонтажа придётся снять тормозную педаль, «лягушка» обычно расположена непосредственно под ней. Чтобы её снять, достаточно провернуть концевик против часовой стрелки на угол порядка 90°. Вытащив концевик, отсоедините от него провода и замкните их напрямую. Если тормозные фонари загорелись – значит, причине кроется именно в неработающем концевике. Его устройство несложное, достаточно раскрутить лягушку, прочистить контактную группу любой спиртосодержащей жидкостью (при наличии ржавчины и застарелых загрязнений – использовать мелкофракционную наждачную бумагу), собрать устройство и снова проверить его работоспособность. Если стоп-сигналы не загораются, причину следует искать в проводке.
Отметим также, что постоянно горящие фонари с высокой вероятностью говорят о заклинившем механизме концевика, и в этом случае ремонт также может быть выполнен самостоятельно по описанному выше алгоритму.
Вопрос-ответ
Почему не горят стоп-сигналы, если лампочки исправны?
Неисправность может быть связана с проблемами в электрической цепи, такими как обрыв проводов или плохие контакты. Также причиной может быть неисправный переключатель тормоза, который отвечает за включение стоп-сигналов при нажатии на тормоза.
Как проверить, работает ли переключатель тормоза?
Для проверки переключателя тормоза нужно найти его, обычно он расположен на педали тормоза. Нажмите на тормоз и проверьте, срабатывает ли переключатель. Также можно использовать мультиметр для измерения напряжения на выходе переключателя, чтобы убедиться, что он функционирует правильно.
Что делать, если проблема не в лампочках и переключателе?
Если лампочки и переключатель в порядке, стоит проверить предохранители и реле, отвечающие за стоп-сигналы. Также стоит осмотреть проводку на наличие повреждений или коррозии, которые могут препятствовать нормальному прохождению тока.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте предохранители. Первым делом стоит осмотреть блок предохранителей, так как перегоревший предохранитель может быть причиной неработающих стоп-сигналов. Найдите схему предохранителей в руководстве пользователя и замените поврежденный элемент.
СОВЕТ №2
Осмотрите лампочки стоп-сигналов. Убедитесь, что лампочки не перегорели. Если одна из них не работает, замените её, даже если остальные сигналы функционируют. Иногда проблема может быть в плохом контакте или окислении цоколя.
СОВЕТ №3
Проверьте проводку и соединения. Осмотрите проводку, ведущую к стоп-сигналам, на наличие повреждений, изоляции или коррозии. Убедитесь, что все соединения надежны и не имеют окисления, что может привести к плохому контакту.
СОВЕТ №4
Обратитесь к специалисту. Если вы не смогли самостоятельно выявить причину неисправности, лучше обратиться к профессиональному механику. Он сможет провести диагностику и устранить проблему с минимальными затратами времени и усилий.