Среди отечественных автолюбителей эта тема поднимается неоднократно, и многие из них до сих пор не знают точные требования законодательства. Происходят манипуляции на тему того, насколько рискованнее для пассажира быть пристегнутым в заднем кресле при ДТП, особенно если машина после него загорается. Каждый сознательно ведущий себя водитель должен помнить, что отвечает не только за свою жизнь, но и за здоровье всех находящихся с ним в салоне.
ПДД о ремнях безопасности на задних сидениях
Правила дорожного движения, в той редакции, что существует на сегодня, трактует вопрос однозначно: все ремни безопасности должны быть застегнуты на всех, кто находится внутри автомобиля. Конечно, если это предусмотрено конструкцией самого авто, ведь многие годы машины оснащались только фиксацией передних кресел.
Если данное требование правил нарушается, то наказанием будет являться административный протокол с последующим взысканием штрафных санкций. Кстати, они могут быть применены не только к самому водителю, но и не зафиксированному ремнем пассажиру. Говоря простым языком, у водителя нет права начинать движение на своём транспортном средстве в таких случаях. Ряд европейских государств трактует подобное нарушение даже более жестко, лишая страховки, если водителя обнаружат в такой ситуации.
Пассажирам стоит самостоятельно контролировать эту ситуацию, как только они садятся в салон авто с незнакомым водителем. Нет уверенности, как поведёт себя последний в аварийной ситуации, даже если он обладает большим опытом. В случае ДТП именно ремень будет основным средством защиты и поможет уберечься от малоприятных последствий. Стандарты безопасности предусматривают фиксацию даже в общественном транспорте дальнего следования. При резких маневрах на большой скорости ремни обезопасят человека от внезапных перемещений по салону, к которым он обычно не готов.
Эксперты в области безопасности дорожного движения подчеркивают важность пристегивания пассажиров на заднем сидении автомобиля. Несмотря на то что в некоторых странах законодательно не требуется использование ремней безопасности на задних сиденьях, исследования показывают, что это значительно снижает риск серьезных травм при авариях. Пассажиры, не пристегнутые ремнями, могут стать причиной дополнительных травм для водителя и передних пассажиров, так как их тело при столкновении может перемещаться с большой силой. Кроме того, пристегивание ремней безопасности является важным элементом общей культуры безопасности на дороге. Эксперты настоятельно рекомендуют всем пассажирам, независимо от их места в автомобиле, соблюдать правила и использовать ремни безопасности для своей защиты.
Почему нужно пристёгиваться на заднем сидении
Специалисты американского института, который занимается разработками в сфере дорожной безопасности, провели краш-тест, чтобы показать на его результатах, нужно ли пристёгиваться пассажирам, сидящим на задних сидениях в авто. Испытания проводились при скорости движения машины в 56 км/час (по американским меркам это всего-навсего 35 миль/час).
Чтобы ответить на вопрос, обязан ли пассажир пристегнуться, достаточно посмотреть видео с результатами. При просмотре видно, что водителя спасает подушка безопасности, а человек, сидящий позади, врезается лицом в подголовник сидения и даже на такой скорости ломает себе лицевые кости и выбивает зубы. При обратной амплитуде движения после остановки транспортного средства, он с размаху ударяется о спинку сидения, что в свою очередь чревато травмами позвоночных отделов.
Далеко не все наши пассажиры пристёгиваются. Обязательно ли пристегивание — до сих пор сомневаются многие из них? Им следует помнить, что при столкновениях они могут нанести увечья не только себе, но и людям на переднем ряду кресел. Во время удара, неизбежно возникающего при авариях, очень сложно предугадать траекторию их перемещения по салону транспорта. Только надежная фиксация техническими средствами позволит уберечься от беды вместо того, чтобы задавать вопрос, нужно ли пристёгиваться на заднем сидении взрослому человеку и ребенку?
Конечно, на сегодняшний день многие современные модели автотранспорта оборудованы фронтальными и боковыми подушками безопасности. На них зачастую возлагают слишком большие надежды с точки зрения безопасности. А надо ли пристёгиваться в таком случае? Опытные водители не пренебрегают дополнительной мерой, ведь не все машины оснащены подушками и, пересев из-за одного руля за другой, можно попросту забыть об этом.
Если нет фиксации пассажира при столкновении, то подушка может причинить ещё большую травму. Как показывают эксперименты, удар корпусом на скорости о надувшуюся подушку можно сравнить с ударом о приборную панель. Как минимум, синяки, а, как максимум, повреждения внутренних органов. А что, если подушка попросту не сработает — ведь такие случаи не раз были отмечены? Электронная начинка автомобиля может не справиться с задачей, подвергая человека внутри двойному риску. В случае, если все пристёгнуты ремнями, компьютеру легче будет понять, что необходимо позаботиться о жизни и здоровье не только водителя, но и того, кто находится за ним.
Когда можно не пристегиваться
Впрочем, законодательство позволяет в некоторых случаях не набрасывать ремень безопасности пассажирам, сидящим позади водителя. И за это не будут применены финансовые либо административные санкции. Это распространяется на следующие ситуации:
- когда инструктор обучает учеников езде в учебной машине. Ученик, находящийся за рулём, пристёгнутым быть обязан;
- если не предусмотрено техническое оснащение автомобиля ремнями на задних сидениях;
- можно и нужно не пристёгивать ребёнка, но он обязательно должен транспортироваться в специальном детском кресле;
- имеют право обойти данную норму и сотрудники оперативных служб, которые ездят на задних сидениях. Однако такие авто отмечаются опознавательными знаками.
Закон и ПДД делают лишь несколько исключений, а во всех остальных случаях правило является обязательным для всех. Исключение не будет распространяться и на беременных женщин, которым приходится перемещаться позади водителя. Для фиксации живота используется специальный пояс с адаптером.
Штрафуют ли за непристёгнутый ремень на заднем сидении
Законом предусматриваются штрафные санкции, которых вряд ли удастся избежать, если остановит сотрудник патрульной инспекции. Так, они могут быть следующими:
- если отсутствует ремень безопасности у пассажира, то будет выписан штраф в сумме 1 000 рублей, а взыскание применяется по отношению к самому водителю;
- если пассажир не зафиксирован ремнями, штраф за непристёгнутый ремень на заднем сидении может быть наложен и на самого провинившегося пассажира — в этом случае ему придется оплатить дополнительно 500 рублей от себя лично;
- ребёнок, которому ещё не исполнилось 12 лет, не зафиксированный вышеуказанным способом, способен принести водителю 3000 рублей штрафа. По достижении этого возраста, сумма будет такой же, как и для самого водителя — 1000 рублей.
Даже если нет никакой возможности избежать наказания, штраф непристёгнутого пассажира на заднем сидении, можно уменьшить, сэкономив на его размере. В течение первых 20 дней с даты оформления протокола его можно оплатить с 50% скидкой, то есть вдвое меньше. Другими словами, это будет составлять 500 рублей для самого водителя или 250 рублей для того, кто располагается в салоне автомобиля в заднем кресле.
Можно ли оспорить штраф, если его всё же выписали
Юристы уверяют, что сделать это можно и в любом случае следует попытаться. Самое главное — соблюсти 10-дневный срок с той даты, когда он был выписан инспектором ПДД. Период отсчета измеряется в календарных днях, а не в рабочих. Другое дело, что надо обладать вескими аргументами, которые помогут противостоять контролирующим инстанциям, чтобы надеяться выиграть исход дела.
Те, кто хочет поспорить в судебном порядке, могут полагаться на следующие моменты:
- конструкция автомобиля не предполагает оснащения ремнями безопасности задних посадочных мест;
- если инспектор ГИБДД выписал штраф за не пристегнутый ремень безопасности, и произошло это в тот момент, когда автомобиль находился на парковке без движения;
- если удастся убедить органы правопорядка и судью, что ремни пришли в негодность по техническим соображениям при движении, а в тот момент, когда выписывался штраф, нарушитель двигался на ближайшую станцию техобслуживания.
Таким образом, законодательство в сфере автомобильного движения транспорта не зря применяет такие методы воздействия и обязывает пристегиваться ремнями не только водителя, но и пассажиров. От этого напрямую зависит безопасность участников на дороге, а также существенно снижается риск получения травм, не совместимых с жизнью.
Вопрос-ответ
Каковы правила безопасности для пассажиров на заднем сидении автомобиля?
В большинстве стран правила дорожного движения требуют, чтобы все пассажиры, включая тех, кто сидит на заднем сидении, использовали ремни безопасности. Это связано с тем, что в случае аварии ремень может значительно снизить риск травм.
Какие штрафы могут грозить пассажирам за непристегивание на заднем сидении?
Штрафы за непристегивание на заднем сидении варьируются в зависимости от страны и региона. В некоторых местах пассажиры могут быть оштрафованы на сумму, аналогичную штрафу для водителей и передних пассажиров, что может составлять от 20 до 100 долларов или эквивалент в местной валюте.
Есть ли исключения из правила о пристегивании на заднем сидении?
Да, в некоторых случаях могут быть исключения. Например, в некоторых странах дети младше определенного возраста или роста могут быть освобождены от обязательного использования ремней безопасности на заднем сидении, если они находятся в специальных детских креслах. Однако такие правила могут различаться, поэтому важно ознакомиться с местными законами.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте законодательство вашего региона. В разных странах и даже в разных штатах могут быть разные правила относительно обязательного использования ремней безопасности на задних сиденьях. Убедитесь, что вы знаете местные законы, чтобы избежать штрафов и обеспечить безопасность.
СОВЕТ №2
Объясните пассажирам важность безопасности. Если вы часто возите людей на заднем сиденье, поговорите с ними о том, почему пристегиваться важно. Это может помочь создать культуру безопасности и снизить риск травм в случае аварии.
СОВЕТ №3
Используйте ремни безопасности даже на коротких поездках. Многие люди считают, что на коротких расстояниях можно не пристегиваться, но именно в таких ситуациях часто происходят аварии. Всегда пристегивайтесь, независимо от длины поездки.
СОВЕТ №4
Убедитесь, что ремни безопасности на задних сиденьях исправны. Перед поездкой проверьте, что ремни работают должным образом и не имеют повреждений. Это поможет гарантировать, что они будут эффективны в случае необходимости.