Задача сохранения целостности лакокрасочного покрытия в условиях плотного городского трафика – задача крайне непростая. По крайней мере, решить её не удаётся даже самым дисциплинированным водителям. Одним из реальных способов защиты бампера автомобиля, как наиболее подверженной механическим повреждениям кузовной детали, является оклейка бампера плёнкой. Вместе с сохранением ЛКП от повреждений, требующих проведения реставрационных работ, автовладелец получает и отличный способ индивидуализации своего четырёхколёсного друга.
Процесс этот весьма сложен, но при наличии определённых знаний и навыков сделать это можно и в гаражных условиях, не прибегая к помощи сервисов, где стоимость такой услуги может оказаться заоблачной.
Достоинства оклейки бампера защитной плёнкой
В действительности существует немало способов уберечь бампер от повреждений и при этом сделать экстерьер своего автомобиля уникальным и единственным в своём роде. Оклейка специальной плёнкой выгодно отличается от большинства других техник, и вот почему:
- вы получаете достаточно надёжную защиту ЛКП в местах, наиболее подверженных получению повреждений;
- использование плёнки позволяет увеличить продажную стоимость автотранспортного средства;
- большинство разновидностей защитно-декоративных плёнок, в отличие от окраски или нанесения аэрографии, позволяет скрыть многие небольшие поверхностные дефекты (царапины, трещины, сколы, наплывы);
- заменить плёнку в случае получения повреждений гораздо дешевле и проще, чем перекрашивать бампер;
- стоимость работ на порядок ниже, чем выполнение аэрографии, к тому же эту работу можно выполнить и самостоятельно – в этом случае основные траты придутся на приобретение плёночного материала.
Важно также то, что оклейка бампера защитной пленкой не требует посещения отделения ГИБДД с целью внесения соответствующих изменений в документы, в отличие о перекраски в другой цвет.
И виниловые, и полиуретановые, и тем более карбоновые плёночные покрытия надёжно защитят нижнюю часть автомобиля от воздействия камней, песка, грязи и насекомых, которые способствуют преждевременной потере автомобилем своего эстетического вида.
Эксперты в области автомобильной защиты отмечают, что самостоятельная оклейка бампера защитной плёнкой может быть как выгодным, так и рискованным решением. С одной стороны, это позволяет сэкономить на услугах профессионалов и получить желаемый результат без лишних затрат. Однако, с другой стороны, неправильная техника нанесения может привести к пузырям, складкам и даже повреждению лакокрасочного покрытия. Специалисты рекомендуют тщательно подготовить поверхность, использовать качественные материалы и следовать инструкциям. Также важно учитывать, что для достижения идеального результата может потребоваться опыт и навыки, которые не всегда есть у новичков. В конечном итоге, успешная оклейка бампера зависит от тщательной подготовки и внимательности к деталям.
Разновидности защитно-декоративных плёнок
Защитные плёночные материалы часто называют антигравийными, и это название действительно отражает их базовую задачу – защиту ЛКП от повреждений сторонними предметами и материалами.
Однако только этим их функционал не ограничивается, а комплекс полезных свойств целиком зависит от типа плёнки. На сегодня наибольшее распространение получили защитные материалы трёх видов:
- виниловые;
- изготовленные на основе полиуретана;
- карбоновые.
Если сделать небольшой экскурс в историю, то первыми появились именно виниловые плёнки, которые по своему химическому составу являются близкими родственниками пластика. Это означает, что они могут менять свои характеристики, включая линейные размеры, под действием температуры, но после затвердения становятся жёсткими.
Полиуретан – материал, имеющий много общего с резиной. Поэтому такая плёнка способна легко растягиваться, не требует термической обработки и после натягивания столь же легко принимает прежние размеры. Не удивительно, что постепенно полиуретановые изделия начали вытеснять виниловые аналоги.
Если проанализировать историю её появления, то выяснится, что, как и многие другие передовые технологии, впервые полиуретановая плёнка была применена военными. Ею обрабатывали вертолётные лопасти во время кампании «Буря в пустыне», что позволило избежать быстрого износа материала лопастей под действием ветра и песка – факторов, привычных и естественных для климата Ближнего Востока.
Хорошо зарекомендовавшую себя в экстремальных условиях плёнку начали использовать и в автомобилестроении, и многих других производственных отраслях. Впрочем, как и винил, который изначально использовался для защиты наружной рекламы, подверженной действию агрессивной среды.
Защитная пленка на бампер из карбона появилась относительно недавно – в 2003 году, но сам карбон как исключительно прочный и лёгкий материал использовался и раньше. В частности, его активно применяли при строительстве болидов «Формулы 1», и это ещё один пример, как продукт высоких технологий стал массовым.
Рассмотрим особенности каждого из перечисленных материалов.
Виниловая плёнка
Несмотря на определённые недостатки (выцветание под воздействием ультрафиолета, уязвимость к химически активным веществам), плёночный материал из винила был и остаётся одним из самых востребованных. Во многом – благодаря доступной стоимости. Её толщина составляет порядка 100 микрон, а наиболее востребованным вариантом считается прозрачный материал, который в основном и применяется при оклейке кузовных деталей автомобилей.
В продаже имеются и непрозрачные (матовые) плёнки, но они используются достаточно редко, поскольку при получении даже незначительного повреждения всю деталь придётся переклеивать (разумеется, если хозяин стремится к тому, чтобы экстерьер его авто был всегда безупречным).
Защитные качества прозрачной виниловой плёнки на бампер вполне приемлемы: она надёжно защитит нижнюю часть автомобиля от растрескивания, царапин, сколов и других мелких повреждений, станет надёжным барьером на пути песка, мелких камушков и льдинок. Если тщательно соблюдать технологию наклеивания, она будет практически незаметной.
Ещё одним несомненным достоинством винила является возможность лёгкого снятия плёнки со всей поверхности. Такая необходимость может возникнуть, если вы, например, захотите перекрасить свою машину. Для этого нужно воспользоваться строительным феном – в результате нагрева плёнка легко отделяется от ЛКП, не оставляя следов.
О защитных свойствах этого материала можно судить по тому, что на большинстве СТО при покрытии бампера виниловой плёнкой на неё дают пятилетнюю гарантию. Впрочем, сделать это можно и самостоятельно, причём вне зависимости от времени года.
Плёнка из полиуретана
Как уже отмечалось, по своим физическим свойствам полиуретан ближе к резине, чем пластику. Это эластичный, но очень прочный материал толщиной в пределах 150-200 микрон. Среди других достоинств защитной полиуретановой плёнки можно выделить:
- отличную устойчивость к большинству разновидностей внешних воздействий, в том числе к агрессивным средам и материалам;
- устойчивость к ударным воздействиям (выстрел из пневматического пистолета с пятиметрового расстояния не нанесёт бамперу никаких видимых повреждений);
- в отличие от винила, полиуретан не выгорает на солнце, не желтеет со временем;
- этот материал не деформируется под действием высокой или низкой температуры;
- он прекрасно противостоит воздействию большого спектра моющих средств и полиролей.
Благодаря высокой эластичности процесс наклеивания полиуретанового материала гораздо проще, чем винилового.
Хотя такая плёнка прекрасно защищает бампер от сколов, царапин, ударов, есть у неё и определённые недостатки. В частности, она не обеспечивает такого же блеска покрытия, как винил. Впрочем, далеко не всегда это недостаток: если вы увидите на дороге автомобиль с матовым покрытием – знайте, что в заводских условиях уже достаточно давно вместо матовой краски используют полиуретановую плёнку.
Вторым существенным минусом является гораздо более высокая стоимость (метр бюджетного винила обойдётся вам в 700-750 рублей, в то время как такое же количество полиуретановой плёнки будет стоить 3000-4000 рублей).
Карбоновая плёнка
Главное отличие этой разновидности защитных плёночных материалов от аналогов – многослойная структура. Технология её изготовления предусматривает переплетение нитей из каучука и углепластика, которые скрепляются эпоксидной смолой. Не стоит говорить, что такой материал обладает исключительной прочностью и устойчивостью к температурным воздействиям (об этом говорит факт активного использования карбона в космической отрасли), при этом плёнка остается гибкой и может быть уложена практически на любые поверхности, независимо от геометрии изгибов. Именно поэтому карбоновая плёнка легко клеится на бампер авто, который не отличается прямолинейностью форм.
Начиная с 2008 года, карбоновая защитная плёнка выпускается в массовых объёмах, и с каждым годом характеристики этого материала становятся всё более совершенными. Единственный и очень серьёзный недостаток карбоновых плёнок – их высокая стоимость, что обусловлено сложностью технологии изготовления и дороговизной компонентов, их которых она изготавливается.
Необходимые инструменты и материалы
Если вы, ознакомившись с достоинствами современных защитных плёнок, решите выполнить бронирование бампера плёнкой самостоятельно, помните, что это достаточно сложная в исполнении операция, к которой нужно подойти во всеоружии. Вам понадобятся:
- канцелярский нож с запасом сменных лезвий;
- безворсовая ветошь (лучше использовать специальные салфетки);
- технический спирт (упрощает удаление воздушных пузырьков из-под плёнки, вместо него можно использовать Уайт-спирит);
- малярный скотч (предохраняет от загрязнения другие кузовные детали);
- пластиковый, резиновый или войлочный ракель (для разглаживания защитной плёнки во время оклеивания);
- ножницы для подготовки кусков плёнки необходимой формы и размеров;
- мыльный раствор (требуется при использовании «мокрого» способа оклеивания);
- строительный фен (применяется при наклейке виниловых плёнок, требующих нагрева).
Технология оклейки бампера
Как уже отмечалось выше, покрытие бампера защитной плёнкой – операция, требующая большой аккуратности. В большинстве случаев такую работу выполняют с помощником, а лучше – двумя.
При этом сам процесс состоит из нескольких этапов:
- подготовительного;
- собственно оклейки, причём наибольшее распространение получили методы «сухого» и «мокрого» нанесения плёнки;
- финишной фиксации плёночного материала.
Рассмотрим эти этапы более подробно.
Подготовка поверхности бампера
Как и работы, связанные с нанесением лакокрасочного покрытия, защита бампера антигравийной плёнкой предполагает выполнение тех же подготовительных операций. Прежде всего, очищаем поверхность от всех загрязнений – песка, грязи, остатков насекомых, жирных отложений, используя соответствующую автохимию (подойдут и бытовые моющие средства). После очистки и сушки поверхность бампера нужно тщательно обезжирить, используя бытовой обезжириватель, спиртовые смеси или спецсредство для удаления силикона.
Оклейка
Начнём рассмотрение способов нанесения плёнки с более простого метода сухой укладки.
Если все подготовительные операции уже выполнены, необходимый инструмент подготовлен и приобретена сама плёнка нужного типа, расцветки, толщины и размеров, можно приступать к процедуре оклеивания сухим способом. Он предполагает выполнение следующих действий:
- очень важным этапом является вырезание кусков нужного размера и формы – любая ошибка чревата порчей материала, и, если это карбон или полиуретан, ваши расходы могут значительно вырасти. Сегодня в продаже имеются плёнки с каналами, которые облегчают выдавливание воздуха при оклеивании;
- аккуратно приложите плёнку к бамперу (липкой стороной), ваш помощник должен помогать удерживать её, хотя лучше зафиксировать её тем же малярным скотчем);
- если это винил – начинайте прогревать покрытие феном, следя за тем, чтобы температура воздуха не превышала 650-700°С;
- в прогретом месте начинайте растягивать плёнку, одновременно разглаживая её по ходу оклеивания, дабы избежать появления складок и воздушных пузырьков;
- после того, как плёнка обволокла всю поверхность бампера, загните выступающие края внутрь и приклейте тем же способом. Можно просто отрезать выступающие края канцелярским ножом, но делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить саму кромку бампера.
Желательно на протяжении 10-15 дней после оклеивания не подвергать автомобиль мойке и стараться ездить на нём в щадящем режиме – на протяжении указанного срока плёночный материал может дать небольшую усадку.
Влажная оклейка отличается от сухой необходимостью содержать поверхность бампера во влажном состоянии, но зато здесь не требуется нагрев плёнки.
Технология нанесения в целом схожа, но поверхность и самого бампера, и плёнки перед укладыванием необходимо смочить тёплым мыльным раствором.
Разглаживание материала производится мягким шпателем. Если пузырьки воздуха разглаживанием удалить не получилось, можно воспользоваться медицинским шприцом. Набираем в него небольшое количество разбавленного 25%-го изоприлового спирта, протыкаем пузырь, вливаем техническую жидкость и через несколько секунд затягиваем её обратно в шприц. Вынимаем его и снова разглаживаем пузырь.
Важно следить за тем, чтобы при оклеивании были удалены все такие пузырьки, поскольку после высыхания материала сделать это будет затруднительно (а без нанесения проколов – и вовсе невозможно).
При заклеивании бампера плёнкой следует соблюдать осторожность – любое нерасчётливое движение может свести насмарку всю ранее проделанную работу, поэтому работать желательно вдвоём – это уменьшит вероятность брака.
Фиксация плёнки
Завершающий этап заключается в просушке плёнки феном для закрепления её на поверхности бампера. Необходимо использовать инструмент с возможностью регулировки температуры воздуха, исходящего из сопла: просушка производится при температуре, не превышающей 110°С. Если не придерживаться этого правила, плёночный материал может покоробиться, пойти волнами.
Отметим, что задний бампер оклеивается точно так же. Главное правило при самостоятельном выполнении этой операции – предельная аккуратность. Крайне рекомендуется попрактиковаться на небольших деталях с похожей геометрией – это даст вам необходимые навыки для выполнения основной работы.
Вопрос-ответ
Как выбрать подходящую защитную плёнку для оклейки бампера?
При выборе защитной плёнки важно учитывать её толщину, уровень защиты от механических повреждений и ультрафиолетового излучения. Рекомендуется выбирать плёнки с хорошими отзывами и от проверенных производителей, которые предлагают гарантию на свою продукцию.
Как правильно подготовить поверхность бампера перед оклейкой?
Перед оклейкой необходимо тщательно очистить поверхность бампера от грязи, пыли и старого воска. Используйте мыльный раствор для мытья и обезжириватель, чтобы обеспечить хорошую адгезию плёнки. Также стоит проверить наличие царапин и вмятин, которые могут повлиять на конечный результат.
Сколько времени занимает процесс оклейки бампера защитной плёнкой?
Время, необходимое для оклейки бампера, зависит от опыта исполнителя и сложности работы. В среднем, процесс может занять от 1 до 3 часов. Важно не спешить и тщательно выполнять все этапы, чтобы добиться качественного результата.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом оклейки тщательно очистите поверхность бампера от грязи, пыли и старого воска. Используйте специальное средство для мойки автомобилей и мягкую ткань, чтобы избежать царапин. Это обеспечит лучшее сцепление плёнки с поверхностью.
СОВЕТ №2
При выборе защитной плёнки обратите внимание на её толщину и уровень защиты от ультрафиолетовых лучей. Более толстые плёнки обеспечивают лучшую защиту от механических повреждений, а UV-защита поможет предотвратить выгорание цвета бампера.
СОВЕТ №3
Работайте в тёплом помещении или в условиях, где температура воздуха не ниже 15 градусов Цельсия. Это поможет плёнке лучше растягиваться и прилипать к поверхности, а также уменьшит риск образования пузырей.
СОВЕТ №4
Используйте специальный инструмент для укладки плёнки, например, ракель, чтобы избежать появления пузырей и складок. Если пузырь всё же образовался, аккуратно проколите его иглой и выдавите воздух, чтобы плёнка легла ровно.