Моторное топливо, являясь смесью очищенных и подвергшихся специальной обработке углеводородов, по своей плотности заметно уступает воде. Это физическое свойство жидкостей и обусловило тот факт, что, попадая в закрытую ёмкость, они не смешиваются, причём вода всегда находится на дне сосуда.
Всё вышесказанное в полной мере относиться и к топливной системе автомобиля, а вернее – к его бензобаку. Именно он является тем местом, куда влага может исподволь попадать месяцами, конденсироваться и скапливаться на дне.
Такая ситуация может доставить немало неприятностей тем водителям, которые практикуют езду до практически полного осушения заправочной ёмкости, поскольку в этом случае вода неизбежно по топливной магистрали попадает в другие элементы топливной системы. Зимой ситуация усугубляется тем, что даже небольшое количество влаги способно частично или полностью закупорить трубопровод, замёрзнув на морозе. Понятно, что о пуске двигателя в этом случае речь уже не идёт.
Наибольшие неприятности вода в бензобаке доставляет силовым агрегатам инжекторного типа и работающим на дизтопливе, выводя из строя систему впрыска и ТНВД соответственно. Попробуем разобраться, каким образом вода попадает в топливный бак, как от неё избавиться и существуют ли способы профилактики этого неприятного явления.
Способы попадания влаги в бензобак
Причин, по которым на дне заправочной ёмкости скапливается водяной конденсат, немало, но основной путь – это естественный процесс конденсации влаги, содержащейся в атмосферном воздухе. Бензобак, хотя и является закрытой ёмкостью, полностью герметичным назвать нельзя. Это означает, что воздух в него попадает беспрепятственно вместе с водой, а вот обратный путь открыт только для воздуха. По этой причине влажность в топливном баке всегда повышенная (по сравнению с наружным воздухом), что и приводит к конденсации влаги на стенках ёмкости, откуда она под действием силы тяжести стекает на дно, не смешиваясь с горючим.
Привычка (а вернее, жизненная необходимость) заправлять бак небольшими порциями топлива по 5, максимум 10 литров, способствует более быстрому накоплению воды. На рубеже дня и ночи, который характеризуется резкой сменой температуры, процесс конденсации водяного пара происходит максимально интенсивно. Чем больше воздуха в заправочной ёмкости – тем больше влаги. Поэтому лучший способ борьбы с попаданием воды в бензобак – стараться держать его всё время заполненным топливом.
Второй распространённой причиной попадания воды в заправочную ёмкость считается заправка некачественным горючим. Недобросовестные владельцы АЗС, особенно средних и небольших, идут на такой шаг, как разбавление бензина/дизтоплива, дабы увеличить свою прибыль. На крупных сетевых заправках такое явление встречается на порядок реже и исключительно по вине техперсонала. Если вы уверены, что попавшая в бензин вода – результат воздействия человеческого фактора, занесите эту АЗС в «чёрный список»: существует большая вероятность, что на всех заправках данного бренда происходит то же самое.
Вода может проникнуть в бензобак и через заливную горловину, если вы заправляетесь в непогоду, а заправка не слишком хорошо защищена от попадания на автомобиль капель дождя или снега.
Наконец, ещё более экзотической причиной могут являться преднамеренные действия ваших недругов или случайных хулиганов (при условии, что лючок топливного бака можно открыть снаружи).
Нелишним будет знание симптомов наличия в бензине воды:
- трудности с запуском мотора, особенно в холодное время года;
- работа силового агрегата с перебоями, особенно в моменты резкого нажатия педали акселератора;
- потеря приёмистости двигателем, заметное ухудшение разгонной динамики.
Во всех этих случаях можно предположить, что в бензобаке присутствует аномальное количество воды, от которой нужно срочно избавиться, и вот почему.
Эксперты в области автосервиса подчеркивают важность своевременного удаления воды из бензобака, так как это может существенно повлиять на работу двигателя. Один из наиболее распространенных методов – использование специального насоса, который позволяет откачать загрязненную жидкость. Также рекомендуется применять адсорбенты, которые эффективно впитывают воду и предотвращают ее дальнейшее смешивание с топливом. В некоторых случаях может быть полезно добавить в бензобак специальные присадки, способствующие эмульгированию воды, что облегчает ее удаление. Однако специалисты предупреждают, что самостоятельные попытки очистки могут привести к повреждению системы, поэтому лучше доверить эту процедуру профессионалам. Регулярная проверка топлива и соблюдение рекомендаций по его хранению помогут избежать проблем с водой в бензобаке.
Чем опасна влага в заправочной ёмкости
Многие автомобилисты полагают, что наличие водяного конденсата в топливном баке – это нормальное явление. Действительно, полностью и навсегда очистить бак от воды в принципе невозможно, как невозможно ожидать от атмосферного воздуха нулевой влажности. Однако нормой назвать большое скопление водяного конденсата на дне бака тоже нельзя. Чем же грозит бензин, обильно разбавленный водой?
Мы уже упоминали, что наиболее подверженными воздействию воды считаются дизельные и инжекторные моторы. Наибольший вред влага приносит в период отрицательных температур, когда даже небольшое количество Н2О способно закупорить топливопровод, полностью или частично препятствуя попаданию горючего в систему впрыска. Большие неприятности ожидают и распылители инжекторов, где технические отверстия имеют микроскопический диаметр. Достаточно мизерного количества влаги, чтобы нарушить работку капризной системы впрыска дизельных силовых агрегатов. Постановка автомобиля в отапливаемый бокс поможет решить проблему, но только частично, поскольку оттаявшая вода рискует оказаться в двигателе, что грозит не меньшими неприятностями.
Наличие в топливе примесей воды отражается и на корректности работы мотора – из-за изменений физических характеристик ТВС он будет работать крайне нестабильно, с плавающими оборотами и провалами. Особенно сильно это будет заметно при движении по дороге, изобилующей неровностями – машина будет дёргаться. Нестабильными будут обороты и на холостом ходу.
Наконец, не следует забывать, что появление коррозии на металлических поверхностях деталей, входящих в топливную систему – это тоже последствия попадания в бензин воды. Чаще всего коррозии подвержен топливный насос, от бесперебойной работы которого зависит качество топливовоздушной смеси.
Так что наличие большого количества влаги в бензобаке однозначно следует считать негативным фактором, которого нужно стремиться не допускать.
Способы удаления влаги из бензобака
На самом деле описанные выше симптомы наличия воды в топливе характерны и для многих других неполадок в работе силового агрегата, поэтому судить об этом явлении следует по совокупности признаков. И уж если вы точно уверены, что мотор сбоит из-за этого, необходимо срочно предпринять соответствующие меры.
Сейчас мы опишем, что делать, если в баке с бензином оказалась вода. Существует немало способов борьбы с этим явлением, некоторые из них предельно просты и могут быть выполнены буквально за несколько минут. Другие потребуют от вас немалого опыта и навыков. Но в любом случае эту работу можно и нужно выполнять самостоятельно, не прибегая к услугам автосервиса.
Механические методы избавления бензобака от воды
Наиболее радикальный, трудоёмкий и эффективный способ удаления влаги из бензобака – его демонтаж. Крайне рекомендуется, чтобы на момент проведения работ в баке находилось минимальное количество топлива. Основная проблема заключается в сложности процедуры демонтажа заправочной ёмкости, причём на разных марках и моделях имеются свои особенности касательно места расположения бака и удобства доступа к соединительным патрубкам и другому оборудованию. Но зато, сняв бензобак, вы можете сделать его девственно чистым, удалив из него всё содержимое, хорошенько промыв и высушив. Обращение с баком требует осторожности, поскольку пары бензина в любом случае будут представлять определённую опасность.
Те, кто ходил в школу не ради галочки, должны помнить закон сообщающихся сосудов. Впрочем, его хорошо знают и отъявленные двоечники, поскольку данный учебный материал обычно сопровождается наглядными опытами и экспериментами. Оказывается, применим он и в отношении решения нашей проблемы. Чтобы отделить бензин от воды и избавиться от последней, достаточно длиной тонкой полиэтиленовой гибкой трубочки или резинового шланга. Один конец засовывается в бензобак (важно убедиться, что он достаёт дна), второй опускается ниже уровня заправочной ёмкости. Всё, что от вас потребуется – создать в шланге достаточное разрежение, чтобы заставить жидкость, находящуюся в нижней части ёмкости, сливаться наружу. Поскольку вода тяжелее топлива, окончание процесса должно совпасть с появлением чистого бензина вместо воды или водно-бензиновой смеси. Для выполнения этой процедуры необязательно заезжать на эстакаду или смотровую яму.
Откачка насоса – ещё один эффективный способ, применяемый преимущественно на ТС, оснащённых инжекторными двигателями. Суть его заключается в том, чтобы, сняв сиденье, получить доступ к топливному насосу. Демонтируем шланг, идущий от него к инжектору, надеваем на штуцер другой шланг, свободный конец которого выводим наружу. Включаем зажигание, при этом автоматически запустится и бензонасос. Важно, чтобы на момент проведения процедуры бак был почти пустой. Возможно, за один раз слить всю воду не удастся, тогда нужно выждать минуту и опять включить зажигание.
Использование спецсредств для удаления влаги
На самом деле проблеме столько же лет, как и самому автомобилю. Неудивительно, что такой изобретательный народ, как автомобилисты, придумал множество способов удаления излишков влаги, которые успешно используются на протяжении более чем полстолетия.
Итак, опишем проверенные народные методы, как убрать воду из бензина. Для этого можно использовать спирт, ацетон или нефтяной сольвент.
Начнём с ацетона – раньше это был доступный по стоимости и очень распространённый продукт, используемый в качестве растворителя. Он горюч и обладает октановым числом, большим, чем у бензина. Достаточно добавить в полный или почти полный бензобак около 220 – 250 мл ацетона. Будучи тяжелее топлива, он опустится на дно. В отличие от бензина, он хорошо смешивается с водой, поставляя эту смесь в камеру сгорания, где и происходит сгорание ацетона и удаление воды через систему выхлопа.
Поскольку ацетон в состоянии разрушать пластиковые и резиновые изделия, частое его использование не рекомендуется. Важно соблюсти указанную пропорцию – в этом случае навредить топливопроводу и резиновым прокладкам эта техническая жидкость не сумеет.
Вместо ацетона можно использовать сольвент, который не столь агрессивен и обладает схожими физико-химическими характеристиками. На 30 – 40 литров бензина требуется такое же количество этого горючего вещества.
В случае применения спирта потребуется растворить не менее 300 мл, во всём остальном процедура полностью идентична. Единственный минус использования спирта – его дефицит. В аптеках продают разбавленный (как правило, 70%-й) медицинский спирт, который уже сам по себе содержит немалое количество воды, поэтому такую жидкость использовать нецелесообразно.
Если у вас имеется доступ к чистому техническому, метиловому или изопропиловому спирту, лучше использовать именно его – он при сжигании образует меньше несгораемых отходов, чем сольвент или ацетон.
Отметим, что метиловый спирт относится к ядовитым веществам, причём очень летучим. Это означает, что можно отравиться, просто вдохнув пары такой жидкости, так что работать с таким спиртом нужно с предельной осторожностью.
Применение присадок в горючее
Рынок автомобильных присадок весьма обширен. Существует даже несколько классификаторов таких добавок, используемых в отношении моторного/трансмиссионного масел, бензина/солярки и даже антифриза. Но нас интересуют присадки, предназначенные конкретно для удаления из горючего воды. Их в народе называют осушителями топлива (иногда – с приставкой «зимние»).
Состав такого удалителя влаги из бензобака достаточно разнообразен. Это эфир и многофункциональные ПАВ, алифатические спирты и сольвенты. У разных производителей состав и пропорции добавок могут варьироваться, но в любом случае в качестве базы используется нефтяной сольвент.
Принцип действия топливных присадок данного вида практически не отличается от использования сольвента в чистом виде, спирта или ацетона, но здесь состав подобран на строго научной основе, и вы можете быть уверены, что использование такой добавки не повредит вашему автомобилю, а вытеснение влаги из бензобака будет происходить намного эффективнее. Вот только стоимость таких средств существенно превышает цену спирта, не говоря уже об ацетоне.
Как видим, недостатка в выборе средств и методов для избавления топлива от воды не ощущается. Мы ознакомили вас только с наиболее простыми, безопасными и употребительными из множества доступных. Выбор – за вами. И помните, что данную процедуру рекомендуется производить ежегодно, желательно – перед началом сезона интенсивной эксплуатации транспортного средства.
Меры профилактики
Как бы вы ни старались, вода будет появляться в бензобаке снова и снова. Но интенсивность этого процесса может варьироваться в достаточно широких пределах, в зависимости от климатической зоны, условий эксплуатации и хранения автомобиля, привычек автовладельца и других факторов.
На многие из них мы повлиять не можем, но существуют рекомендации, позволяющие существенно замедлить процесс накопления влаги в заправочной ёмкости.
Перечислим эти советы:
- Очень важно заправляться только качественным топливом. На noname заправках цены могут быть очень привлекательными, но достигается это за счёт снижения качества, часто – сознательного, посредством добавления в бензин или солярку воды или других веществ, которые проявляются не сразу.
- Чем чаще вы ездите на пустом или полупустом баке, тем быстрее будет происходить процесс конденсации влаги, поэтому желательно дозаправляться по максимуму при любой возможности, особенно в холодный сезон – поздней осенью, зимой и ранней весной.
- Если прогноз погоды обещает морозную ночь, залейте в топливный бак порядка 200 мл спирта – это позволит вам избежать проблем при пуске двигателя из-за перемерзания бензопроводов или форсунок.
- Желательно избегать посещения заправок в дождливые дни или во время сильного тумана, поскольку воздух, попавший в бензобак, будет содержать много влаги. В крайнем случае – заливайте полный бак.
Эти профилактические меры позволят вам избежать серьёзных неприятностей и производить очистку топливного бака одним из вышеперечисленных способов намного реже.
Главное – помнить, что решить проблему раз и навсегда всё равно не удастся, поэтому выбор оптимального способа очистки и следование простым рекомендациям – единственный способ продлить ресурс силового агрегата.
Вопрос-ответ
Как определить, что в бензобаке есть вода?
Существует несколько признаков, указывающих на наличие воды в бензобаке. Во-первых, автомобиль может плохо заводиться или работать нестабильно. Во-вторых, при проверке топлива можно заметить, что оно имеет мутный вид или плавает на поверхности бензина. Также можно использовать специальный тестер для проверки наличия воды в топливе.
Какие методы существуют для удаления воды из бензобака?
Существует несколько способов удаления воды из бензобака. Один из самых простых — это использование специального адсорбента, который впитывает воду. Также можно слить топливо из бензобака, чтобы удалить воду, после чего залить новое топливо. В некоторых случаях рекомендуется обратиться к специалистам для профессиональной очистки системы.
Можно ли предотвратить попадание воды в бензобак?
Да, предотвратить попадание воды в бензобак можно несколькими способами. Во-первых, старайтесь заправляться на проверенных заправках, где качество топлива контролируется. Во-вторых, используйте специальные добавки для топлива, которые помогают предотвратить конденсацию влаги. Также важно следить за состоянием крышки бензобака и герметичностью системы.
Советы
СОВЕТ №1
Перед тем как пытаться удалить воду из бензобака, убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и материалы, такие как шланги, ведра и специальные жидкости для удаления воды. Это поможет избежать ненужных затрат времени и усилий.
СОВЕТ №2
Используйте специальный адсорбент, который может поглощать воду из бензина. Такие продукты доступны в автомагазинах и могут помочь эффективно устранить проблему без необходимости сливать весь бензин.
СОВЕТ №3
Регулярно проверяйте состояние бензобака и системы топливоподачи, особенно если вы часто заправляетесь на малознакомых заправках. Это поможет предотвратить накопление воды и других загрязнений в будущем.
СОВЕТ №4
Если вы не уверены в своих силах или не знаете, как правильно удалить воду из бензобака, лучше обратиться к профессионалам. Неправильные действия могут привести к серьезным повреждениям автомобиля.