Без ходовой части автомобиль нельзя назвать автомобилем. Она занимает приоритетное место у владельцев железных коней по обслуживанию. И как иначе, если на кону безопасность движения. Сегодня мы разберём устройство ходовой части автомобиля и характеристики отдельных её частей.
Принципы устройства
Ходовая часть состоит из колес и подвески, которая служит для амортизации некачественных дорог с выбоинами, ухабами и всем прочим. Если бы колёса крепились напрямую к кузову, то все неприятности поездки ощущали бы водители и пассажиры. Эту физику поймут пилоты и пассажиры самолетов, садившихся на брюхо при жёсткой посадке или перенесшие сильную турбулентность. Кстати, подвеска перекочевала на автомобиль из гужевого транспорта. Задолго до появления легковушек к элементам из листовой стали крепили колеса карет и экипажей. Две дуговые конструкции соединялись шарнирами. Верхнюю дугу фиксировали на карете, а нижнюю – к колесам. Они-то и гасили все неровности, чтобы их не ощущали важные господа. В автомобилях подвеска позволяет вертикально перемещать колесо относительно кузова по ухабам. Эта особенность поглощает реакции от подпрыгиваний транспортного средства, делая их незаметными для пассажиров и шофера. А крепление колеса к кузову нежёсткое.
Эксперты в области автомобилестроения выделяют несколько основных типов ходовой части, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества. Наиболее распространённой является независимая подвеска, которая обеспечивает лучшую управляемость и комфорт при движении. Она позволяет каждому колесу двигаться независимо, что особенно важно на неровных дорогах. В то же время, классическая зависимая подвеска, чаще всего встречающаяся на внедорожниках, обеспечивает большую прочность и простоту конструкции, что делает её идеальной для сложных условий эксплуатации. Также стоит отметить пневматическую подвеску, которая позволяет регулировать высоту кузова и жесткость амортизаторов, что значительно улучшает характеристики автомобиля. Важно, что выбор типа ходовой части зависит от назначения автомобиля и предпочтений водителя, что делает этот аспект ключевым при проектировании и производстве современных автомобилей.
Виды подвесок
На автотранспорте применяют разные виды подвески: зависимую, полунезависимую и независимую. Первый тип уже признают устаревшим, но его до сих пор легко увидеть на грузовиках и автобусах. Отдельные производители легковушек также предпочитают этот вид подвески, хотя мир постепенно завоевывает независимая. Все типы содержат пружинные или же листовые стальные упругие элементы.
Зависимая подвеска
Главное назначение этого типа подвески — подъём противоположного попавшему в яму колесу. Строение зависимой подвески авто включает одну жёсткую ось соединения колес. Она сопряжена с кузовом машины двумя упругими элементами – рессорами. Существует два вида расположения рессор – продольное и с направляющими рычагами. В первом случае листы скреплены центровым болтом и хомутами. Самый верхний из них называют главным. Его легко отличить по ушкам из загибов остальных элементов. Ушки её фиксируют на раме авто. Рессора здесь выполняет функцию управления плоскости колеса. Оно движется по заданному направлению относительно кузова. На советских грузовых автомобилях устанавливались двойные рессоры, состоящие из многолистовой основной рессоры и подрессорника. Большую часть времени задействован основной упругий элемент, а дополнительный брал на себя функцию амортизации при сильных толчках. Подобная конструкция ещё применяется на классических автомобилях ГАЗ, которые до сих пор находятся на конвейере с эпохи лихих 90-х. При использовании рессорной разновидности подвески с направляющими элементами ходовой части легко различимы четыре диагональных продольных рычага и одна жёсткая балка-ось. Направители соединены одновременно с кузовом и колесной осью. Вспомогательные детали исключают убийственное перемещение оси. Также в конструкции присутствуют амортизатор, стабилизаторы и прочие упругие элементы, преимущественно пружинные.
Пружинная подвеска
Её устанавливают сзади автомобилей всех типов, автобусов и прицепов. Полунезависимая подвеска стала гибридом зависимой и независимой подвески. Но вместо упругих листовых рессор работают пружины. Принцип работы заключается в корректировке жесткости балки за счёт равномерного распределения сил при движении транспортного средства. Также на неё может устанавливаться электромотор, что позволяет водителю самостоятельно регулировать параметры балки. Наличие в комплектации авто такой подвески означает, что ведущим будет передний мост.
Независимая подвеска
Она становится популярной среди автопроизводителей нынешнего периода. Преимущество конструкции – независимость вращения колес. Такая подвеска с меньшей вероятностью разрушит ступицы и элементы рулевого управления при резком перепаде высот – если, например, одно из колёс попало в глубокую яму. Водители, которые ездят на авто с независимой подвеской, ощущают неровности гораздо меньше, чем на авто с зависимыми аналогами. Конструкция выдерживает большие нагрузки, поэтому независимая система рычагов управления колесами активно внедряется на большегрузных грузовиках, автобусах и машинах повышенной проходимости. Она дешевле и надёжнее, но её можно устанавливать только на заднем мосту. Ещё один недостаток этой разновидности подвески – при развале-схождении с автовладельца или мастера сойдёт 7 потов. Крен автомобиля с ней намного больше обычного при поворотах, а колёсная база при езде подвержена значительным колебаниям. Особенно это заметно при езде на старых переднеприводных авто французского производства, где устанавливались независимые подвески с продольными рычагами качания.
Сейчас же постепенно переходят на подвески с косыми рычагами. Оси качания в отличие от первого типа расположены под косым углом. Позиция направляющих балансирует крен и сглаживает изменения колесной базы. Преимущество выигрывает перед недостатком – изменением ширины колеи на неровностях с ухудшением управляемости транспортным средством.
Система Порше
Так называют конструкцию подвески c двумя продольными рычагами. Роль упругих элементов здесь выполняют расположенные по вертикали торсионные валы. Дополнительный рычаг передаёт усилие от амортизатора. Один его конец укреплен на верхней стойке преимущественно трёхшарнирным фиксатором. А второй конец аналогичным образом подключен к перегородке. Но такая конструкция обзавелась массой минусов по сравнению с другими моделями.
Заключение
Мы рассмотрели элементы ходовой части современных автомобилей. Из статьи исключены сложные и раритетные композиции подвески. Но тему ходовой части на этом не закрываем – впереди обзор неисправностей и полезные лайфхаки для автовладельцев. Чтобы не потерять нас из виду, добавьте АВТОСОВЕТЫ в избранное или подпишитесь на обновления.
Вопрос-ответ
Какие основные типы ходовой части автомобилей существуют?
Существует несколько основных типов ходовой части, включая независимую и зависимую подвеску. Независимая подвеска позволяет каждому колесу двигаться независимо от других, что улучшает управляемость и комфорт. Зависимая подвеска, наоборот, соединяет колеса, что может привести к меньшей устойчивости на неровностях, но часто используется в более простых и недорогих автомобилях.
Как ходовая часть влияет на комфорт и безопасность автомобиля?
Ходовая часть играет ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности. Хорошо настроенная подвеска смягчает удары от неровностей дороги, что делает поездку более комфортной. Кроме того, она обеспечивает стабильность автомобиля при маневрировании и торможении, что критически важно для безопасности.
Как выбрать подходящий тип ходовой части при покупке автомобиля?
При выборе автомобиля важно учитывать, как вы планируете его использовать. Если вам нужна высокая маневренность и комфорт на городских дорогах, лучше выбрать модель с независимой подвеской. Если же вы ищете надежность и простоту в обслуживании для сельских или труднопроходимых условий, зависимая подвеска может быть более подходящим вариантом.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите основные типы ходовой части, такие как независимая и зависимая подвеска. Понимание их особенностей поможет вам выбрать автомобиль, который лучше всего соответствует вашим потребностям и стилю вождения.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на характеристики подвески при покупке автомобиля. Например, автомобили с независимой подвеской обеспечивают более комфортную езду и лучшую управляемость, особенно на неровных дорогах.
СОВЕТ №3
Регулярно проверяйте состояние ходовой части вашего автомобиля. Своевременная диагностика и обслуживание помогут избежать серьезных поломок и продлить срок службы автомобиля.
СОВЕТ №4
При выборе автомобиля учитывайте условия эксплуатации. Если вы планируете часто ездить по плохим дорогам, рассмотрите модели с усиленной подвеской или внедорожные варианты, которые лучше справляются с такими условиями.