В России о тахографах заговорили в апреле 2014, когда вышел закон, обязывающий водителей некоторых авто в обязательном порядке оснащать свои ТС таким оборудованием. Пора и нам поговорить о тахографах. Разговор предстоит серьёзный и длительный.
Что это такое
Под тахографом подразумевается специальный прибор для измерения и контроля параметров движения авто. Представляет собой небольшое устройство, которое отвечает за регистрацию и сохранение самых важных показателей движения авто:
- скорость;
- маршрут;
- соблюдение правил дорожного движения;
- придерживание норм труда и отдыха.
Согласно правилам дорожного движения, водитель должен отдыхать после 4 часов непрерывного нахождения за рулём. Отдых должен длиться не менее 40 минут.
Изначально это устройство использовалось для сохранения жизни, здоровья водителей и сокращения количества аварий. Сейчас цели его использования расширились, да и сами устройства стали более функциональными. К основным функциям добавились следующие возможности:
- фиксирование скоростного режима и определение средней скорости;
- период работы водителя;
- пресечение превышения скорости и усталости водителя.
На территорию стран-участников Евросоюза запрещён въезд ТС без тахографов, которые были поставлены на учёт после 16 июня 2010. Для чего нужен тахограф, мы выяснили, с этим проблем уже не должно возникать. А вот с блоком СКЗИ тахографа не всё понятно. Такой аппарат стал обязательным для всех тахографов с 13 февраля 2013 года.
Необходим такой механизм для шифровки и дешифровки информации, которая фиксируется тахографом. Работа СКЗИ основывается на цифровой подписи, выдачей которой занимается специальный удостоверяющий центр. Установка такого блока делает невозможным корректировку и удаление информации без предварительной расшифровки.
СКЗИ имеет вид небольшого блока, оборудованного входом для антенны навигации. Этот блок может вставляться внутрь всех цифровых тахографов, допущенных к использованию на территории РФ. Любые манипуляции с этим устройством запрещается проводить при отсутствии лицензии, выданной ФСБ. Когда вы знаете что такое блок СКЗИ тахографа, мы можем переходить к изучению следующих вопросов.
Эксперты в области транспортной логистики подчеркивают важность тахографов как ключевого инструмента для обеспечения безопасности на дорогах и соблюдения законодательства. Тахографы предназначены для регистрации времени вождения и отдыха водителей, что позволяет контролировать соблюдение норм рабочего времени. Они работают на основе датчиков, фиксирующих скорость и пробег автомобиля, а также времени, проведенного за рулем. Существуют различные виды тахографов: аналоговые, которые используют бумажные диски, и цифровые, обеспечивающие более точную и удобную запись данных. Цифровые тахографы могут передавать информацию в режиме реального времени, что значительно упрощает контроль за соблюдением правил. Таким образом, тахографы играют важную роль в повышении безопасности дорожного движения и оптимизации работы транспортных компаний.
Из чего состоит и как работает тахограф
Хоть такие устройства и выпускаются в большом разнообразии, но их принцип работы остаётся неизменным. Даже их структура в большинстве случаев похожа:
- датчик скорости отвечает за фиксирование скорости авто и определение расстояния, оставленного позади;
- аккумуляторная батарея обеспечивает учёт собранной информации;
- бортовое устройство отвечает за контроль режима работы авто, оптимальной скорости и отдыха водителя;
- дисплей с кнопками для управления;
- устройство для шифрования;
- картридер, при помощи которого происходит идентификация каждого водителя;
- устройство для вывода информации на бумагу;
- GPRS-модуль для передачи данных на сервер.
Подключение устройства может осуществляться при помощи CAN-шин и прочих, не таких сложных методов. Как работает тахограф и из каких элементов состоит уже стало более понятно, потому можем продвигаться дальше. Нам предстоит рассмотреть существующие разновидности этого оборудования, которое с недавних пор стало обязательным для некоторых водителей.
Виды тахографов
Эти устройства выпускаются в нескольких разновидностях. В основе классификации лежат разные параметры.
- Круглые модели подключаются в гнездо спидометра.
- Приборы радиоформата монтируются в гнездо, предназначенное для автомагнитолы.
- Цифровые модели являются современными, надёжными и защищёнными от взлома. Информация записывается во встроенную память, к ней сложно подобраться, удалить или изменить. Любые попытки подобраться к информации будут зафиксированы и водителю придётся нести ответственность за такие действия.
- Аналоговые имеют электронно-механическую основу. Являются самыми первыми экземплярами, которые теперь стали устаревшими и даже запрещёнными. Такие устройства могут быть легко взломаны, потому их информация не может считаться достоверной.
Какие тахографы разрешены к установке в России
Нельзя установить на авто любой тахограф, который приглянулся. Этот прибор должен соответствовать требованиям, которые прописаны в Приказах Минтранса №36 и №348. К установке на российских авто допущены две разновидности приборов:
- Модели, выпущенные отечественными производителями, оснащённые блоком СКЗИ. Сюда относятся экземпляры ШТРИХ-ТахоRUS SM и VDO DTCO 3283, модель КАСБИ DT-20M и ТЦА-02НК, продукция Меркурий ТА-001 и EFAS V2 RUS, а также тахографы Drive 5 и Drive Smart.
- Приборы от европейских производителей, разрешённые к использованию на территории России представлены английскими VDO DTCO 1381 и SE5000, австрийскими EFAS 4.
На какие машины нужен тахограф в России
Законом чётко прописано на какие машины устанавливать тахограф нужно в обязательном порядке. Список таких ТС выглядит следующим образом:
- Автомобили, использующиеся в коммерческих целях.
- Частные грузовые перевозки требуют установки тахографов с режимом АУТ.
- Автобусы с количеством пассажирских мест свыше 8.
- Грузовые авто, использующиеся для перевозки опасных грузов.
- Большегрузы с грузоподъёмностью в пределах 3,5-15 тонн.
На каких авто не нужен тахограф
Группа автотранспортных средств, не нуждающихся в установке контролирующих приборов, обширная. Рассмотрим ниже автомобили, на которые не надо устанавливать тахографы:
- городские и пригородные автобусы;
- троллейбусы;
- транспорт, используемый в военных целях и внутренними органами;
- трактора, погрузчики и самоходные средства;
- автомобили, не предназначенные для коммерческих перевозок, возраст которых превышает 30 лет;
- авто, используемые в процессе обучения;
- специальная техника.
Как правильно использовать тахограф
Чтобы в процессе эксплуатации коммерческого авто не возникло проблем, нужно знать, как пользоваться тахографом. В первую очередь, у каждого водителя должна быть своя, личная карточка. Она является формулятором с микрочипом внутри.
С её помощью обеспечивается контроль над действиями водителя, который присутствует на маршруте. Такая карточка действует на протяжении 3 лет, по истечении этого срока требуется переоформление. Если имеется карта водителя, нужно ознакомиться с тем, как пользоваться тахографом. Пошаговая инструкция выглядит следующим образом:
- Водитель вставляет в устройство свою карту таким образом, чтобы чип находился сверху. На дисплее отобразятся данные водителя, которому принадлежит карта.
- Водитель может начинать движение, при этом прибор автоматически будет регистрировать режим вождения.
- При каждой остановке должен проверяться текущий режим работы устройства. Как только зажигание авто будет выключено, устройство перейдёт в спящий режим.
- Когда смена водителя будет завершена, требуется извлечь карту путём нажатия соответствующей кнопки.
- Водителю запрещается ездить без карты или использовать чужой формулятор.
- Обязательно должен соблюдаться режим отдыха. По тахографу в сутки можно ехать 4 часа, после чего следует 40-минутный отдых.
Штраф за отсутствие тахографа
Покупка тахографа — затея не из дешёвых. Но и штрафы за его отсутствие или нахождение в неисправном состоянии также не являются низкими. Гораздо выгоднее будет один раз потратиться на покупку устройства, чем постоянно оплачивать выписанные штрафы. Инспектор ГИБДД имеет полное право проверять тахограф. Для этого у него имеется именная карта. При выявлении нарушений могут выписываться следующие штрафы:
- должностное лицо фирмы, которой принадлежит автомобиль, облагается штрафом в размере от 5 до 10 тыс. рублей;
- при выявлении нарушений со стороны водителя штраф может составлять от 1 до 3 тысяч рублей;
- юридическому лицу штраф выписывается минимум на 15 тыс. руб., максимальная отметка составляет 30 тысяч рублей.
Административную ответственность влечёт за собой не только отсутствие контролирующего устройства, но и неисправное состояние тахографа. Потому его состояние должно проверяться постоянно.
Тахограф — очень нужный и полезный прибор, который должен присутствовать на всех автомобилях, особенно, грузовых. С его помощью можно снизить количество аварий на дорогах, причиной которых становятся уставшие водители, засыпающие за рулём, и нарушения скоростного режима.
Вопрос-ответ
Для чего нужен тахограф?
Тахограф — это устройство, предназначенное для регистрации параметров движения транспортного средства, таких как скорость, время в пути и режимы работы водителя. Он используется для контроля соблюдения норм рабочего времени водителей, обеспечения безопасности на дороге и предотвращения нарушений, связанных с перегрузкой и усталостью водителей. Тахографы обязательны для коммерческих перевозок в большинстве стран.
Что такое тахограф простыми словами?
Тахограф — контрольное устройство, устанавливаемое на борту автотранспортных средств. Предназначено для регистрации скорости, режима труда и отдыха водителей и членов экипажа.
Какие режимы работы есть у тахографа?
У тахографа всего 4 режима: управление, работа, отдых, готовность. Перечисленные режимы фиксируются в памяти устройства с указанием времени с точностью до минуты.
Где нужен тахограф?
В настоящее время тахографы устанавливаются независимо от марки на грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы, автобусы, имеющие больше 8 мест, грузовики, осуществляющие междугородние перевозки массой свыше 15 тонн, грузовики с массой от 12 до 15 тонн, грузовые автомобили массой от 3,5 до 12 тонн.
Советы
СОВЕТ №1
Перед покупкой тахографа обязательно ознакомьтесь с требованиями законодательства вашей страны. Разные регионы могут иметь свои правила и стандарты, касающиеся использования тахографов, поэтому важно выбрать устройство, соответствующее всем нормам.
СОВЕТ №2
При выборе тахографа обратите внимание на его функциональные возможности. Некоторые модели могут предлагать дополнительные функции, такие как GPS-навигация или возможность подключения к мобильным приложениям, что может значительно упростить управление транспортом.
СОВЕТ №3
Регулярно проверяйте и обслуживайте тахограф, чтобы избежать возможных неисправностей. Своевременная калибровка и обновление программного обеспечения помогут обеспечить точность данных и продлить срок службы устройства.
СОВЕТ №4
Обучите водителей правильному использованию тахографа. Понимание того, как правильно записывать данные и интерпретировать информацию, поможет избежать штрафов и улучшить управление временем в пути.