Автомобилисты с опытом знают, что указываемый в техпаспорте аккумулятора срок службы и реальные показатели редко когда совпадают. Одна из причин – естественная сульфатация пластин, процесс, которого, несмотря на все уловки производителей, избежать нельзя. Но существуют способы борьбы с этим явлением, благодаря которым продолжительность жизни АКБ можно существенно увеличить.
Что означают термины «сульфатация» и «десульфатация»
Сульфатация пластин автомобильного аккумулятора – процесс накопления на рабочих поверхностях электродов сернокислого свинца, который в нормальных условиях должен при каждом цикле заряда/разряда полностью переходить в металлическую форму, избавляясь от сульфатного остатка. Под нормальными условиями следует понимать такие характеристики процессов, происходящих внутри АКБ, при которых во время химических реакций между электролитом и активной зоной серная кислота взаимодействует со свинцом с образованием небольших по размерам кристаллов Pb(So4)2. Во время разряда сульфат свинца разлагается на свинец, а сульфатный остаток воссоединяется с водородом, образуя серную кислоту.
При возникновении нештатных ситуаций такие кристаллы могут иметь настолько большие размеры, что полностью не преобразовываются в металл и кислоту, накапливаясь на пластинах в виде диэлектрического налёта. В результате полезная поверхность активной зоны уменьшается, приводя к падению ёмкости аккумулятора.
Основные причины сульфатации пластин:
- эксплуатация аккумулятора в условиях низких температур, когда АКБ заряжается не полностью, потеря ёмкости ускоряет сульфатацию и наоборот – процесс приобретает обоюдонаправленный характер;
- глубокий разряд батареи приводит к таким же печальным последствиям, особенно для некоторых разновидностей автомобильных аккумуляторов;
- сульфатация характерна и при критическом повышении температуры внутри батареи;
- попытки произвести десульфатацию, то есть растворить излишки сульфата свинца, с помощью добавления в электролит концентрированной кислоты обычно демонстрирует прямо противоположный эффект;
- накопление сернокислого свинца на пластинах происходит и при длительном хранении АКБ, когда заряда батареи нет.
Десульфатацию можно рассматривать как один из основных способов восстановления ёмкости пластин, но далеко не всегда эта процедура бывает эффективной.
Эксперты в области автомобильной электроники отмечают, что десульфатация аккумулятора может значительно продлить его срок службы и улучшить производительность. Процесс, основанный на удалении сульфатных отложений с пластин, можно выполнить самостоятельно, но требует осторожности и соблюдения техники безопасности. Специалисты рекомендуют использовать специальные десульфатационные устройства или методы, такие как импульсная зарядка, которые помогают восстановить аккумулятор без риска его повреждения. Однако важно помнить, что не все аккумуляторы поддаются десульфатации, и в некоторых случаях лучше обратиться к профессионалам. В целом, при правильном подходе и соблюдении рекомендаций, десульфатация может стать эффективным способом восстановления работоспособности аккумулятора.
Всегда ли имеется возможность восстановить АКБ
Строго говоря, вопрос риторический – если бы десульфатация автомобильного аккумулятора всегда давала максимально положительный эффект, батареи служили бы вечно. Но, как вы знаете, ничего вечного в природе не существует.
Другими словами, чем запущеннее аккумулятор, тем меньше шансов восстановить его характеристики до номинальных значений.
Чтобы определить степень поражения пластин, перечислим основные признаки, указывающие на наличие сульфатации аккумулятора:
- уменьшение времени разряда/заряда АКБ;
- уменьшение времени между началом зарядки батареи и началом кипения электролита;
- быстрый нагрев корпуса аккумулятора;
- появление на пластинах налёта серого или светлого оттенка (просматривается на АКБ обслуживаемого типа);
- падение ёмкости батареи. Выявляется посредством использования специального оборудования, не требующего доступа к внутренней части источника питания.
Если указанные симптомы выражены частично, имеет смысл попробовать провести десульфатацию, которая должна помочь избавиться от кристаллического сульфата свинца, осевшего на пластинах аккумулятора.
Методы десульфатации АКБ
Их существует несколько, причём ни один из известных способов нельзя назвать универсальным. Так что выбор способа избавления от сульфатации – прерогатива автовладельца.
Физическая чистка
Самый эффективный способ, но он применим только для разборных разновидностей АКБ, а в настоящее время они уже практически не выпускаются. Устранение сульфатации свинцовых пластин посредством ручной очистки действительно позволяет убрать весь налёт, но следует помнить, что о полном восстановлении активной зоны речь не идёт. Удалив сульфат свинца, вы избавитесь и от определённой части свинца, то есть пластины станут тоньше.
Использование специального средства
В продаже можно встретить специальные составы, предназначенные для растворения обычно нерастворимых солей металлов. В качестве примера такого средства, позволяющего провести десульфатацию автомобильной АКБ своими руками, можно назвать «Трилон Б». Это порошок, который растворяют в воде и используют в качестве промывочной жидкости, предварительно слив из батареи весь электролит.
Но, опять же, эффективность препарата будет приемлемой только для относительно новой батареи, у которой степень десульфатации невысокая. Использование «Трилон Б» или аналогичных средств для восстановления старых аккумуляторов вместо того, чтобы убрать сульфатацию пластин, может окончательно «добить» аккумулятор, разрушив остатки свинцовых пластин.
Десульфатация с помощью соды
Упрощённый метод, как сделать десульфатацию батареи в домашних условиях – использовать вместо агрессивных магазинных средств раствор пищевой соды – она-то имеется в каждом хозяйстве.
Наиболее распространённый рецепт такого раствора – три чайных ложки соды на 100 г воды. Желательно для приготовления раствора использовать мягкую воду с минимальным количеством растворённых солей металлов. Содовый раствор доводят до кипения и горячим заливают в АКБ, оставив на 30–45 минут, после чего нужно слить жидкость и несколько раз промыть батарею чистой водой. Только после этого заливается электролит, и аккумулятор ставится на подзарядку.
Отметим, что все методы десульфатации аккумулятора с использованием химических присадок требуют многократной промывки банок дистиллированной водой глубокой очистки.
Десульфатация зарядным устройством
В отличие от химических, электрохимические методы десульфатации АКБ своими руками не требуют ни разборки батареи, ни слива электролита. Чтобы избавиться от сульфатации, достаточно воспользоваться обычным зарядным устройством, которое имеется в хозяйстве большинства автовладельцев.
Пример распространённого алгоритма правильной десульфатации АКБ с использованием обычного зарядного устройства:
- разряжаем батарею до уменьшения плотности электролита до значения 1.04–1.07 г/см³;
- устанавливаем на ЗУ ток в 0.8–1.1 А, напряжение должно быть в диапазоне 13.9–14.3 В;
- заряжаем батарею с такими параметрами около 8 часов;
- даём аккумулятору «отдохнуть» на протяжении суток;
- снова заряжаем батарею 8 часов, увеличив ток до 2.0–2.6 А при том же уровне напряжения;
- снова разряжаем АКБ, используя мощную внешнюю нагрузку, на протяжении 8 часов – напряжение на клеммах должно упасть до минимальных 9 вольт (следите, чтобы оно не было меньше, это важно);
- повторяем шаги 2–5 необходимое количество раз, пока плотность электролита не достигнет номинального значения 1,27 г/см³.
Такой способ может занять от нескольких дней до нескольких недель, но он считается самым оптимальным, с эффективностью порядка 80–90%.
Десульфатация АКБ специальным зарядным устройством
В продаже имеются и специальные зарядники со встроенным режимом десульфатации. Как правило, это автоматические зарядные устройства, которые нужно просто подключить к батарее и выбрать соответствующую функцию. Никаких дополнительных действий предпринимать не нужно, но и в этом случае процедура будет длительной. В зависимости от степени сульфатации пластин она может длиться 3–7 дней, на протяжении которых вы не сможете пользоваться аккумулятором.
Метод обратной зарядки
Устранение налёта сульфата свинца с применением этого метода – весьма рискованная процедура, поэтому его можно рекомендовать только в тех случаях, когда другие способы оказались безрезультатными.
Нам понадобится источник постоянного тока большой мощности, например, сварочный аппарат старого образца с характеристиками выходного напряжения до 20 В при силе тока от 80 А.
Снятый с автомобиля аккумулятор при открученных пробках подключают к источнику электропитания по обратной схеме (минус к плюсу и наоборот). Включаем источник в сеть и заряжаем АКБ около 30 минут. Электролит будет интенсивно кипеть, но поскольку он подлежит замене, не обращаем на это внимания.
Зарядка с переполюсовкой действительно способна избавить пластины от сульфата свинца, но при этом полярность батареи поменяется на противоположную. Никогда не забывайте об этом!
Останется слить остатки электролита, залить новый раствор и зарядить батарею обычным зарядным устройством.
Профилактика сульфатации
Всех упомянутых манипуляций можно избежать (или отложить их на более поздние сроки), если придерживаться несложных рекомендаций по профилактике сульфатации пластин:
- периодически подзаряжайте АКБ с помощью ЗУ, особенно это полезно зимой;
- регулярно проверяйте уровень электролита в банках, при необходимости вовремя восстанавливайте его с небольшим запасом;
- при покупке новой батареи выбирайте изделие с ёмкостью, немного превышающей рекомендованную производителем, это предотвратит преждевременную сульфатацию (но здесь есть и минусы – АКБ со слишком большой ёмкостью не будут заряжаться генератором в полной мере, что не менее вредно);
- современные необслуживаемые кальциевые батареи не переносят глубокого разряда, так что следите за тем, чтобы исключить эксплуатацию разряженного аккумулятора.
Помните, что любая АКБ имеет ограниченный ресурс. Если срок службы аккумулятора близок к конечному, никакая десульфатация не в состоянии восстановить ёмкость аккумуляторной батареи.
Вопрос-ответ
Что такое десульфатация аккумулятора и зачем она нужна?
Десульфатация аккумулятора — это процесс удаления сульфатных отложений с пластин свинцового аккумулятора. Эти отложения образуются в результате недостаточной зарядки или длительного хранения аккумулятора в разряженном состоянии. Десульфатация помогает восстановить емкость аккумулятора, продлить его срок службы и улучшить его производительность.
Какие методы десульфатации аккумулятора существуют?
Существует несколько методов десульфатации, включая использование специальных зарядных устройств с функцией десульфатации, применение высокочастотных импульсов и добавление в электролит специальных химических добавок. Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки, и выбор зависит от состояния аккумулятора и доступного оборудования.
Можно ли выполнить десульфатацию аккумулятора самостоятельно?
Да, десульфатацию аккумулятора можно выполнить самостоятельно, но важно соблюдать меры предосторожности. Необходимо использовать подходящее оборудование и следовать инструкциям, чтобы избежать повреждения аккумулятора или риска для здоровья. Если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться к специалистам.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом процесса десульфатации обязательно отключите аккумулятор от автомобиля и проверьте его на наличие повреждений. Это поможет избежать короткого замыкания и других потенциальных опасностей.
СОВЕТ №2
Используйте только безопасные и проверенные методы десульфатации, такие как применение импульсных зарядных устройств или специальных добавок для аккумуляторов. Избегайте агрессивных химикатов, которые могут повредить элементы аккумулятора.
СОВЕТ №3
Регулярно проверяйте уровень электролита в аккумуляторе и при необходимости доливайте дистиллированную воду. Это поможет предотвратить образование сульфата и продлить срок службы аккумулятора.
СОВЕТ №4
После завершения десульфатации проведите тестирование аккумулятора с помощью мультиметра или специализированного тестера. Это позволит убедиться в его работоспособности и эффективности проведенной процедуры.